(евр. "бог подкрепляет") — имя 16-го царя иудейского (с 640 г. по Р. Хр.). Вступив на престол в 8-летнем возрасте, И. царствовал 31 год. Его царствование составляет одну из светлых страниц библейской истории. Поставив себе образцом царя Давида, И. начал энергично истреблять вторгшееся в среду иудейского народа при прежних царях идолопоклонство, очистил храм от всякого осквернения и вообще заботился о поднятии религиозно-нравственной жизни в стране. При нем первосвященник Хелкия (см.) нашел в храме заброшенную там "Книгу закона Господня, данную рукой Моисея", и И., на основания этой книги, возобновил забытый завет народа с Иеговой, разрушил в Вефиле самый источник идолослужения и по возвращении в Иерусалим всенародно совершил пасху. Иудейское царство при нем как бы вновь возрождалось к жизни и славе, тем более, что этому благоприятствовали и внешние политические обстоятельства: ассирийская монархия пала, с Египтом поддерживалась завязанная прежними царями дружба, и И. мог помышлять даже о восстановлении своего царства в тех пределах, в каких оно было при Давиде и Соломоне. И., пал во время стычки при Мегиддоне с войском Нехао, которого он вздумал было остановить на его пути к Евфрату. Народ горько оплакивал своего благочестивого царя (4 Цар. XXI — XXXIII и др.).
А. Л.
(около 647 — 609 до н. э., Мегиддо)
иудейский царь в 639—609 до н. э. Используя ослабление Ассирии и благоприятную международную ситуацию, И. сумел освободить Иудею от длившейся более 70 лет ассирийской зависимости и присоединить значительную территорию бывшего Израильского царства (См. Израильское царство). В 628 И. начал проводить религиозно-политическую реформу, выразившуюся в централизации культа Яхве в Иерусалимском храме и борьбе с местными культами. В ходе реформы И. обнародовал в 622 так называемую «Книгу Завета», или «Книгу Учения», которую отождествляют с частью книги «Второзакония» в редакции начала 7 в. до н. э. (в современном каноне она представлена в более поздней редакции). Имеются данные, свидетельствующие о принятых И. мерах по облегчению положения социальных низов.
(ум. в 608 до н.э.), 16-й царь Иудейский. Воцарился в возрасте восьми лет (4 Цар 22,1) и правил в течение 31 года (639-608 до н.э.). На 18-м году царствования Иосии во время исправления повреждений в доме Господнем (4 Цар 22,8) первосвященник Хелкия нашел книгу, которую обычно отождествляют с кодексом Второзакония. Когда она была прочитана перед старейшинами и народом Иуды и Иерусалима (4 Цар 23, 1-25), Иосия с согласия народа объявил завет - соблюдать содержащиеся в ней религиозные заповеди и очистить страну от идолопоклонства.
I.
(евр. Йошийя, Иошийяху,"Господь поддержит, укрепит"):
1) сын и преемник иуд. царя Амона. И. царствовал в 639-609 гг. до Р.Х. и был последним благочестивым царем из рода Давида, правившего до вавил. плена (4Цар 22:1 - 23:30; 2Пар 34; 35). Когда И. взошел на престол, ему было восемь лет. Мощь Ассирии постепенно ослабевала, поэтому И. обладал большей, чем его предшественники Манассия и Аммон, свободой для принятия политич. решений. В восьмой год своего царствования И. начал искать Господа, а в двенадцатый принялся за очищение Иудеи и Иерусалима от высот, изображений Ашеры (см. Дубрава), резных и литых кумиров. Он распространил свои реформы и на бывшую область Северного царства, что свидет-вовало о тогдашнем бессилии Ассирии. И. сокрушил жертвенник в Вефиле, исполнив тем самым предсказание человека Божьего из Иудеи (3Цар 13:2). Подробный обзор самых значимых деяний И. представлен в 4Цар 23:1-25; 2Пар 34:1-7. Он не остановился даже перед такими суровыми мерами, как истреб-ление всех жрецов высот в Самарии и сожжение на их жертвенниках человеч. костей (4Цар 23:20). Его рвение еще более усилилось после того, как в восемнадцатый год его правления (622 г. до Р.Х.) первосвященник Хелкия обнаружил в храме книгу Закона Божьего (4Цар 22:8-20; 2Пар 34:8-28). Что именно содержала в себе эта книга - все Пятикнижие (от Бытия до Второзакония) или только книгу Второзаконие, - неизвестно. Весьма вероятно, что это действит. были все пять книг Моисея. О сказанном в книге И. послал вопросить пророчицу Алдаму, и та предсказала, что обещанное в книге Закона наказание исполнится, но И. будет погребен в мире и не увидит этого бедствия. И. созвал старейшин Иудеи и Иерусалима, повелел зачитать им книгу Закона и обновил, вместе с народом, завет служить Господу. Он совершил в Иерусалиме Пасху в соответствии с заповедями книги Закона, которых не придерживались со времен судей (4Цар 23:22). Но Господь все же не смирил Свой гнев в отношении Иудеи; обращение народа к идолослужению во времена Манассии не прошло бесследно (ст. 26). Из проповеди Иеремии становится ясно, что народ не всем сердцем обратился к Господу. Неизвестно, что подвигло И. противостать фараону Нехао (Нехо), когда тот выступил против ассир. царя. Возм., он надеялся присоединить к своему царству прежнюю тер. десяти колен и т.о. восстановить границы, существовавшие во времена Давида и Соломона. Возм. также, что И. хотел оказать услугу вавил. царю Набопаласару, в к-ром он видел будущего властителя Палестины. Смерть И. в битве с см. Нехао при Мегиддо разрушила эти планы. Вся Иудея и Иерусалим оплакивали смерть И., а Иеремия посвятил ему скорбную песнь (4Цар 23:29,30; 2Пар 35:20-27). Преемником И. стал его сын Иоахаз;
2) сын Софонии. В его доме Захария должен был возложить венцы на первосвященника см. Иисуса (Зах 6:10).
II.
(евр. Йоша), князь колена Симеона, живший во времена Езекии (1Пар 4:34).
III.
Греч. ф-ма (Иосес) евр. имени Иосиф:
1) один из братьев Иисуса Христа (Мк 6:3). см. Иосиф (I,10);
2) сын Марии (см. Мария 4) и "брат Иакова меньшого" (Мк 15:40). см. Иосиф (I,11);
3) см. Иосиф (I,13);
4) см. Иешуа (I,3).
царь Иудеи (639-608 до н. э.). Пришел к власти в условиях резкого обострейия борьбы обезземеливавшегося и порабощавшегося крестьянства против рабовладельч. верхушки. В 622 в интересах укрепления мелкого и среднего землевладения провел ряд реформ. Требования нар. масс были частично удовлетворены введением нового свода законов - "Второзакония" (якобы "найденного" в храме), к-рый предусматривал ограничение рабства иудеев у соплеменников шестью годами. В интересах иерусалимского жречества было введено единобожие, единственным "законным" местом культа Яхве был объявлен Иерусалим.
И. Ш. Шифман. Ленинград.
И’осия (Иегова исцеляет) —
а) сын и преемник Аммона, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме 31 год (4Цар.22:1 ) и ходивший во всем путем Давида. Восьми лет вступил он на царство и уже в 16 лет начал очищать землю от идолов (2Пар.34:3 ). В восемнадцатый год его царствования была найдена в храме священная книга (как полагают, Второзаконие) и чтение ее произвело потрясающее действие на царя. Храм был очищен от всех остатков идолопоклонства, Тофет осквернен, высоты разрушены, даже и в Самарии (4Цар.23:4 -20). Впервые со времен судей была совершена Пасха и не было такого благочестивого царя, как Иосия, ни до, ни после, однако назначенного для Иудеи Господь не отменил (4Цар.23:25 -27). Во время его царствования, в год призвания Иеремии, вся Малая Азия и север Палестины подверглись дикому нашествию скифов, оставлявших после себя голую, выжженную землю. Погиб Иосия в битве с Нехао, которого он не хотел пропустить к Евфрату. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа;
б) (1Пар.4:34 ) — аналог. Адиил;
в) (Зах.6:10 ) — сын (потомок) Софонии, в доме которого было совершено торжественное посвящение Иисуса, первосвященника при Зоровавеле (в Зах.6:14 назван Хен); (см. Иедай)
г) (Мат.27:56; Мар.15:40,47) — брат Иакова (см. Иаков,г) меньшего, одного из Апостолов Господних;
д) (Деян.4:36 ) — см. Варнава.
(Бог поддерживает, защищает) - имя следующих лиц:
а) (4Цар.21:24 и др.) сын и преемник Аммона, шестнадцатый царь Иудейский, начавший тридцатилетнее с годом царствование восьмилетним отроком и особенно отличавшийся чистотою жизни и благочестием. Он постепенно уничтожал идолослужение, введенное его предшественниками, очищая Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и от литых кумиров (2Пар.34:3 ). На восемнадцатом году своего царствования Иосия повелел начать возобновление храма Иерусалимского и исправление оказавшихся в нем повреждений. Во время означенных работ первосвященник Хелкия нашел книгу закона Моисеева - редкое сокровище в это безотрадное время, при господствовавшем нечестии и разврате, когда Бог и Его заповеди были забыты и повсюду нарушались. Сам Иосия, как кажется, первоначально не вполне достаточно знал содержание означенной книги, пока она не была прочитана ему одним из царедворцев. Царь пришел в ужас, услыхав какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим закон Его. Раздравши на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами, и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости (2Пар.34:26,28). Затем он собрал старейшин и народ и велел читать книгу Закона вслух их и по прочтении оной заключил завет пред Богом, с клятвенным обещанием верно хранить все заповеди закона Его, и обязал к тому весь народ свой. После сего он с особенною ревностью озаботился решительным истреблением всех следов идолопоклонства, как то: кумиров, высот, языческих храмов, домов блудилищных, и затем по поведению Божию совершил праздник Пасхи с беспримерною торжественностью (2Пар.35:3,18). Он лично дал на праздник народу 30,000 агнцев и козлят, и 3,000 волов. На 31 году царствования Иосии царя, Фараон Нехао отправился с войском в поход на берега р. Евфрата для сражения с царем Ассирийским. Иосия, не желая допустить его до прохождения через землю Иудейскую, преградил ему путь. Фараон Нехао послал к нему послов сказать: "что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя я иду войною, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя" (2Пар.35:21 ). Но Иосия не внял совету и предостережению Фараона и вышел против него с войском своим на равнину Мегиддона находившуюся в колене Иссахаровом. Здесь во время сражения он был смертельно ранен стрельцами, и умер от раны, будучи тридцати девяти лет от роду. Тело его для погребения было привезено в Иерусалим, и весь народ горько оплакал лучшего из царей своих; оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной (2Пар.35:20,25). Несомненно, этот общий плач был сердечен, искренен и непритворен, так что он обратился даже в притчу. В тот день (т.е. в имеющий быть день распятия Господа), по слову пророчества Захарии, поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской (Зах.12:11 ).
б) (1Пар.4:34 ) сын Амасии, один из начальников колена Симеонова.
в) (Зах.6:10 ) сын Софонии. В его доме, по приказанию пр. Захарии, собрались старейшины народа для торжественного посвящения Иисуса в сан первосвященника.
г) (Деян.4:36 ) левит, родом Кипрянин, прозванный от ап. Варнавою. см. <<Варнава.