Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Германн-Самуил Reimarus, 1694—1768) — немецкий ученый; был профессором еврейского языка и математики в Гамбурге; много писал по философии и естественной истории, как влиятельный представитель деизма. Для него единственным божественным чудом является творение; другие чудеса, по его учению, противоречили бы божественной мудрости и совершенству. Р. — сторонник телеологической точки зрения: целью Бога при сотворении мира было согласовать все созданное с возможно большим удовольствием живых существ. Статьи Р. превозносились, в свое время, как превосходный оплот против материализма и спинозизма. Главные сочинения его: "Abhandl. von den vornehmsten Wahrheiten der natürlichen Religion" (Гамбург, 1754), "Allgemeine Betrachtungen über die Triebe der Thiere" (1762), "Vernunftlehre" (1756). После его смерти Лессинг (в 1774, 1776 и 1777 гг.) издал его заметки, под заглавием: "Fragmente des Wolfenbüttelschen Ungenannten"; позже они были соединены под общим именем "Schutzschrift f. die vernünftigen Verehrer Gottes". Cp. Лессинг (см. это имя).

    См. D. Strauss, "Reimarus und seine Schutzschrift etc." (Бонн, 1877).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Философская энциклопедия

    РЕЙМА́РУС

    (Reimarus), Герман Самуэль (22 дек. 1694 – 1 марта 1768) – немецкий богослов и просветитель, философ-вольфианец, сторонник деизма и телеологии. Уже в первом своем крупном соч. – "Трактате о благородных истинах естественной религии" ("Abhandlungen von den vornehmsten Wahrheiten der natürlichen Religion", Hamb., 1754) выступал против церк. ортодоксии, одновременно критикуя франц. материализм. Единств. чудо – это творение мира; признавать иные чудеса, значит унижать божеств. мудрость, создавшую разумный естеств. порядок. В осн. труде Р. – "Апология, или Сочинение в защиту разумных почитателей бога" ("Apologie...", 1767), созданном под влиянием Спинозы, Бейля и английских деистов, содержалась резкая критика христианского вероучения. Это соч. Р. не публиковал из-за боязни преследования; первые выдержки из него были напечатаны Лессингом без указания автора (в кн.: "Zur Geschichte und Literatur", 1774) и вызвали ожесточенные нападки церковников. В дальнейшем был опубликован еще ряд отрывков из "Апологии" ("Übrige noch ungedruckte Werke des Wolfenbüttelschen Fragmentisten", [s. l.], 1787; и в журн. "Niedner's Zeitschrift für historische Theologie", 1850, H. 4; 1851, H. 4; 1852, H. 3). Резко нападал Р. и на догмы Лютера. Вместе с тем Р. не был атеистом, он был убежден в пользе "естественной" религии, верил в существование бога-творца и в бессмертие души.

    Логич. учение Р. изложено им в кн. "Учение о разуме" ("Die Vernunftlehre", Hamb., 1756). Здесь был сформулирован принцип совпадения реального и логич. оснований, к-рый подвергся критике в ранних работах Канта (см. "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин", в кн.: Соч., т. 2, М., 1964, с. 107).

    В соч. "Всеобщие размышления об инстинктах животных, преимущественно об их художественных инстинктах" ("Allgemeine Betrachtungen über die Triebe der Thiere...", [Hamb.], 1760) Р. рассматривал инстинкты животных как пример господствующей в природе разумной целесообразности, придерживаясь антиэволюционистской т. зр. Существует предположение, что чтение этой работы Р. впервые привлекло внимание Маркса к проблеме различия между инстинктивной деятельностью животных и сознат. деятельностью человека. В 1837 Маркс писал отцу: "...Много занимался Реймарусом, книгу которого "О художественных инстинктах животных" я продумал с наслаждением" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 13).

    Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962, с. 35–36; Strauß D. Fr., H. S. Reimarus, 2 Aufl., Bonn, 1877; Büttner W., H. S. Reimarus als Metaphysiker, Paderborn, 1909 (Diss.); Köstlin H., Das religiöse Erleben bei H. S. Reimarus, Tübingen, 1919 (Diss.); Lundsteen A. Ch., H. S. Reimarus und die Anfänge der Leben-Jesu-Forschung, Kbn., 1939.

    А. Гулыга. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия