(Германн-Самуил Reimarus, 1694—1768) — немецкий ученый; был профессором еврейского языка и математики в Гамбурге; много писал по философии и естественной истории, как влиятельный представитель деизма. Для него единственным божественным чудом является творение; другие чудеса, по его учению, противоречили бы божественной мудрости и совершенству. Р. — сторонник телеологической точки зрения: целью Бога при сотворении мира было согласовать все созданное с возможно большим удовольствием живых существ. Статьи Р. превозносились, в свое время, как превосходный оплот против материализма и спинозизма. Главные сочинения его: "Abhandl. von den vornehmsten Wahrheiten der natürlichen Religion" (Гамбург, 1754), "Allgemeine Betrachtungen über die Triebe der Thiere" (1762), "Vernunftlehre" (1756). После его смерти Лессинг (в 1774, 1776 и 1777 гг.) издал его заметки, под заглавием: "Fragmente des Wolfenbüttelschen Ungenannten"; позже они были соединены под общим именем "Schutzschrift f. die vernünftigen Verehrer Gottes". Cp. Лессинг (см. это имя).
См. D. Strauss, "Reimarus und seine Schutzschrift etc." (Бонн, 1877).
(Reimarus), Герман Самуэль (22 дек. 1694 – 1 марта 1768) – немецкий богослов и просветитель, философ-вольфианец, сторонник деизма и телеологии. Уже в первом своем крупном соч. – "Трактате о благородных истинах естественной религии" ("Abhandlungen von den vornehmsten Wahrheiten der natürlichen Religion", Hamb., 1754) выступал против церк. ортодоксии, одновременно критикуя франц. материализм. Единств. чудо – это творение мира; признавать иные чудеса, значит унижать божеств. мудрость, создавшую разумный естеств. порядок. В осн. труде Р. – "Апология, или Сочинение в защиту разумных почитателей бога" ("Apologie...", 1767), созданном под влиянием Спинозы, Бейля и английских деистов, содержалась резкая критика христианского вероучения. Это соч. Р. не публиковал из-за боязни преследования; первые выдержки из него были напечатаны Лессингом без указания автора (в кн.: "Zur Geschichte und Literatur", 1774) и вызвали ожесточенные нападки церковников. В дальнейшем был опубликован еще ряд отрывков из "Апологии" ("Übrige noch ungedruckte Werke des Wolfenbüttelschen Fragmentisten", [s. l.], 1787; и в журн. "Niedner's Zeitschrift für historische Theologie", 1850, H. 4; 1851, H. 4; 1852, H. 3). Резко нападал Р. и на догмы Лютера. Вместе с тем Р. не был атеистом, он был убежден в пользе "естественной" религии, верил в существование бога-творца и в бессмертие души.
Логич. учение Р. изложено им в кн. "Учение о разуме" ("Die Vernunftlehre", Hamb., 1756). Здесь был сформулирован принцип совпадения реального и логич. оснований, к-рый подвергся критике в ранних работах Канта (см. "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин", в кн.: Соч., т. 2, М., 1964, с. 107).
В соч. "Всеобщие размышления об инстинктах животных, преимущественно об их художественных инстинктах" ("Allgemeine Betrachtungen über die Triebe der Thiere...", [Hamb.], 1760) Р. рассматривал инстинкты животных как пример господствующей в природе разумной целесообразности, придерживаясь антиэволюционистской т. зр. Существует предположение, что чтение этой работы Р. впервые привлекло внимание Маркса к проблеме различия между инстинктивной деятельностью животных и сознат. деятельностью человека. В 1837 Маркс писал отцу: "...Много занимался Реймарусом, книгу которого "О художественных инстинктах животных" я продумал с наслаждением" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 13).
Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962, с. 35–36; Strauß D. Fr., H. S. Reimarus, 2 Aufl., Bonn, 1877; Büttner W., H. S. Reimarus als Metaphysiker, Paderborn, 1909 (Diss.); Köstlin H., Das religiöse Erleben bei H. S. Reimarus, Tübingen, 1919 (Diss.); Lundsteen A. Ch., H. S. Reimarus und die Anfänge der Leben-Jesu-Forschung, Kbn., 1939.
А. Гулыга. Москва.