(Friedrich-Adolf-Wilhelm Diesterweg) — знаменитый немецкий педагог (1790—1866). Д. готовился в инженеры, но уже с 1813 г. начинает свою педагогическую карьеру, в качестве учителя Образцовой школы во Франкфурте-на-Майне и сразу становится сторонником идей Песталоцци. Посвятив себя навсегда делу народной школы, Д. в 1820 г. взял на себя ведение Учительской семинарии в Mörs'e, а с 1832 по 1847 г. занимал место директора Берлинской семинарии для подготовки учителей городских школ. Его стараниями в 1846 г., по случаю столетнего юбилея дня рождения Песталоцци, был устроен Приют для сирот учителей (Pestalozzistiftung für Lehrerwaisen) и Общество пособия вдовам учителей (Pestalozziverein für die Lehrerwittwen). Значение Д. обусловливалось в особенности обаянием его личности в непосредственных его отношениях к ученикам и сотрудникам; оно недостаточно ясно для современного педагога, знакомого с Д. лишь по его сочинениям и учебникам. Его отзывчивость к вопросам дня выразилась, между прочим, в его "Beiträge zu den Lebensfragen der Civilisation" и "Streitfragen auf dem Gebiete der Pädagogik". По методике народного образования замечательны такие труды Д., как его книга для чтения (Lesebuch), изданная еще в 1827 г. и проложившая новые пути в живом преподавании родного языка, а также его руководство к арифметике (составленное вместе с Гейзером; рус. пер. 1866) и учебник математической географии (рус. пер. 1845). Самый важный его труд — "Wegeweiser zur Bildung für deutsche Lehrer" (6 изд., 1890); со времени первого появления этой книги в 1834 г. и до сих пор это — настольная книга всякого школьного учителя. Его избранные сочинения собраны в 1878 г.
Е. Гаршин.
(Diesterweg)
Фридрих Адольф Вильгельм (29.10.1790, Зиген, Вестфалия, — 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог-демократ. В 1812—20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде, затем — директор учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47). Д. стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза». Д. издавал педагогический журнал «Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht» (1827—66) и ежегодник «Pädagogisches Jahrbuch» (1851—66). Выступал в нём против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. После подавления Революции 1848 был уволен прусским правительством в отставку за «опасное вольнодумство», но продолжал литературную и общественно-политическую деятельность. В печати и с трибуны палаты депутатов, куда он был избран от берлинского учительства, Д. боролся с изданными прусским правительством в 1854 реакционными школьными законами.
Д. — автор учебников и руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Наиболее известная работа Д. — «Руководство к образованию немецких учителей» (2 тт., 1835).
Последователь Песталоцци, Д. творчески развил его педагогическое учение и популяризировал его среди немецкого учительства. Основными принципами воспитания Д. считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Под природосообразностью он понимал возбуждение врождённых задатков ребёнка в соответствии с заложенным в них стремлением к развитию. Д. не понимал социальной сущности воспитания, его зависимости от политики господствующего класса. Но выдвинутый им принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребёнка, но и с уровнем культуры данного времени и страны, т. е. с изменяющимися социально-историческими условиями. Самодеятельность Д. считал решающим фактором, определяющим личность человека, всё его поведение. В развитии детской самодеятельности он видел непременное условие всякого образования.
Д. разработал дидактику развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде 33 законов и правил. Выдвинул ряд требований, касающихся наглядного обучения, установления связи между родственными учебными предметами, систематичности преподавания, прочности усвоения знаний, воспитывающего характера обучения.
Педагогические идеи Д., его учебники оказали положительное влияние на развитие народного образования в Германии и получили распространение далеко за её пределами. Передовые русские педагоги 60-х гг. 19 в. П. Г. Редкин, Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, И. И. Паульсон высоко оценивали учение Д.
В ГДР учреждена медаль имени Д., которой награждаются заслуженные учителя.
Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1—10 (издание продолжается), В., 1956—69; Schriften und Reden, Bd 1—2, B. — Lpz., 1950; в рус. пер. — Руководство для немецких учителей, М., 1913; Избранные педагогические сочинения, М., 1956.
Лит.: Пискунов А. И., Дидактические взгляды Адольфа Дистервега, «Советская педагогика», 1956, №1; Соколова М. А., Борьба А. Дистервега за единую школу и за освобождение школы от надзора церкви, там же, 1960, №10; Siebert Н., Adolf Diesterweg. Seine Bedeutung für die Entwicklung der Erziehung und Bildung in Deutschland, B., 1953.
В. А. Ротенберг.
А. Дистервег.
ДИСТЕРВЕГ (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790 - 1866), немецкий педагог. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Разрабатывал идею развивающего обучения, которое должно соответствовать природным склонностям учащегося и требованиям культуры. Автор школьных учебников и книг для учителей.
Дистервег
(Diesterweg)Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790 - 1866)
Немецкий педагог-демократ. Являлся последователем И. Г. Песталоцци. Разработал основные принципы преподавания в массовой начальной школе и соответствующей подготовки учителей. Автор работ по педагогике, учебники по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии.Афоризмы, цитаты
• Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
• Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
• Неправильное знание хуже, чем незнание.
• Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
• Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.
• Слабость ума и характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует.
• Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.