Словарь Брокгауза и Ефрона

    Под этим именем известны особые педагогические учреждения для детей дошкольного возраста. Первый Д. сад был открыт в 1840 г. в Бланкенбурге, в Тюрингии, известным педагогом Фребелем, учеником Песталоцци. Недовольный формализмом тогдашних немецких школ Фребель в своих попытках преобразовать начальное обучение убедился в необходимости начать осуществление своих идей с самого раннего возраста детей, для чего и основал свой "Kindergarten". Название это (в отличие от существовавших еще и до него Kinderbewahranstalten, или дневных приютов для малолеток) пришло на ум Фребелю в виду аналогии ребенка с нежным растением, рост которого зависит от уменья и забот садовника. В то же самое время Фребель обратил внимание и на образование преподавательниц для Д. садов, или так называем. "Д. садовниц" (Kindergärtnermnen). Возникшие по его инициативе Д. сады подверглись гонению со стороны прусского правительства, признавшего их в 1851 г. учреждениями антирелигиозными. И до настоящего времени, однако, программа Фребеля остается руководящим основанием для подобного рода учреждений, которые распространились повсюду и за пределами Германии. Обыкновенным занятием в Д. садах являются, наряду с разного рода играми и песнями, упражнения в разговоре, в наблюдении предметов с точки зрения их цвета, формы, числа, роста и движения и, наконец, ручные упражнения над так назыв. "Фребелевскими дарами", которых насчитывается около двадцати (разноцветные шары, кубики, дощечки и т. д.). Большое место отводится также лепке из глины и рисованию, которые обыкновенно приводятся в связь с изучаемыми и рассматриваемыми предметами. Часто встречающимся недостатком Д. садов является машинальность и рутинность игр и занятий и вообще чересчур рабское исполнение однажды установленной программы вместо постоянного усовершенствования ее согласно с общим духом учения Фребеля. Такой рутинностью в особенности отличаются Д. сады в Германии. Там они очень часто являются чисто коммерческим предприятием, за которое берутся лица, совершенно не подготовленные к воспитанию детей. Хотя за последнее время под влиянием деятельности так назыв. "Фребелевских обществ" и начинают возникать Д. сады на началах общественной пользы, тем не менее и до сих пор немецкие учреждения этого рода во многих отношениях остаются неудовлетворительными. Преподавательницы, несмотря на специально устраиваемые курсы, все еще не обладают достаточными для ведения такого сложного дела образованием и опытностью. Они имеют дело с слишком большим количеством детей и при ничтожности вознаграждения обременены чересчур продолжительным временем занятий. Очень часто поэтому немецкие Д. сады являются скорее приютами для детей, чем воспитательными учреждениями для них, а со стороны общества или педагогов не замечается достаточного к ним интереса. Почти в таком же положении находятся Д. сады в Швейцарии и Австрии, хотя в последней общественное мнение начинает придавать большое значение так назыв. народным Д. садам (Volkskindergärten), а венгерское правительство с 1889 г. решилось даже взять их в свое непосредственное ведение. Гораздо больше соответствующими духу Фребеля можно считать Д. сады в Америке, хотя они и сравнительно недавно там возникли. На должность учительницы Д. сада поступают здесь лица не менее образованные, чем остальной учительский персонал. Специальные фребелевские курсы, большею частью соединенные с учительскими семинариями, продолжаются в Америке вместо одного года, как в Германии и Швейцарии, обыкновенно до 11/2и даже до 3 лет. В смысле вознаграждения американские Д. садовницы точно так же сравнены со школьными преподавательницами, и в то время, как в Австрии, напр., Д. садовницы получают 150—300 гульденов в год, в Швейцарии — не больше 1000 франков, в Америке жалованье их доходит до 450 и далее до 700 долларов. Вместо обычных 40—50 учеников на учительницу в швейцарских или германских Д. садах средняя цифра детей в американских Д. садах оказывается не более 26 (при 31228 детях в 1890 г. в Соединенных Штатах было 1202 учительницы), а пребывание их в Д. садах вместо 10—12 часов, как в Европе, продолжается не больше 3 часов (обыкновенно — от 9 до 12 час. дня). Послеобеденное время употребляется Д. садовницами на вменяемое им в обязанность посещение детей на дому, на устройство бесед о воспитании с матерями и на слушание добавочных лекций по психологии, естественным наукам и т. д.

    Благодаря всем этим условиям в Америке Д. сады достигли гораздо более высокого уровня, чем в Европе. Методы американского Д. сада за последнее время начинают даже проникать в начальные и даже средние училища Соединенных Штатов, а Д. сады, устраивавшиеся первоначально частными лицами (в Бостоне, напр., г-жею Shaw, в С.-Луи — г-жею Blow) или обществами, понемногу переходят в ведение государства и сливаются с общей системой народного образования. Многие Д. сады устраиваются в Америке редакциями газет (напр., Mail and Express Kindergarten в Нью-Йорке), биржами, торговыми обществами (напр., The Produce Exchange Free Kindergarten в С.-Франциско). Из европейских учреждений для малолетних детей к числу Д. садов могут быть причислены также французские écoles maternelles ("материнские школы") и английские Infant Schools ("младенческие школы"), хотя эти учреждения существенно отличаются от чистого типа Д. садов тем, что они захватывают часть собственно школьной программы и рядом с фребелевскими занятиями учат детей уже формально чтению, письму и счету. Такое же уклонение от первоначальных задач Фребеля замечается, впрочем, за последнее время и в настоящих Д. садах, напр. в Швейцарии. С другой стороны, французские écoles maternelles и английские Infant Schools имеют то преимущество, что, будучи устроены почти при всякой элементарной школе и находясь одинаково с нею в ведении государства, они обнимают собою гораздо более значительное число детей этого возраста, нежели Д. сады какой-либо другой страны. В Англии из всех детей возраста от 3 до 7 лет ровно половина значилась в 1889 г. на списках "младенческих школ", а число последних достигало в 1891—92 г. 12233 при постоянном посещении 1121990 детьми. Во Франции по закону 1886 г. каждая община, насчитывающая 2000 жит., имеет право требовать устройства на казенный счет "материнской школы". В одном Париже в 1888 году эти школы вмещали в себе 25700 детей, тогда как, напр., в Д. садах всей Швейцарии их было в 1889—90 гг. всего лишь 24577. Французские écoles maternelles и английские Infant Schools дают вполне даровое обучение; германские и швейцарские Д. сады взимают небольшую плату (1—2 марки или 2—3 франка в месяц), и только так называемые Volkskindergärten ничего не берут с детей; в Америке с присоединением Д. садов к школам, которые там сплошь бесплатны, окончательно устанавливается принцип безвозмездности и для Д. садов. В России Д. сады насчитываются единицами и притом предназначаются главным образом для детей более зажиточных классов. Только в самое последнее время спб. Фребелевское общество начинает приступать к устройству народных даровых Д. садов.

    Литература. Fröbel, "Erziehung des Menschen"; Goldhammer, "Der Kindergarten" (Б., 1884); Ludwig Schindler, "Das Kindergarten- und Kleinkinder-Schulwesen in Oesterreich und Deutschland" (B., 1882); M-rs Grew, "Symmetrical Outlines of Development and Training for the Golden Gate Kindergartens" (Сан-Франциско, 1893); Louise Pollock, "National Kindergarten Manual"; "Mothers' Portfolio of Kindergarten work"; M-lle Loizillon, "Education aux Etats-Unis" (П., 1883); M-me Kergomard, "L'éducation maternelle dans l'école"; M-lle Marie Koenig et M. Albert Durand, "Jeux et Travaux Enfantins" (Пар., 1889); Ministère de l'instruction publique et des beaux-arts, "Ecoles maternelles, Législation et réglementation" (1881—82); "L'enseignement primaire public à Paris" (1877—1888); Home and Colonial School Society. "Manual for Infant Schools" (Л.. 1884); "Report of the Committee of Council on Education, 1891—1892" (Л., 1890); Водовозовой, Е. H., "Умственное и нравственное развитие детей" (СПб., 1891).

    Ек. Янжул.

    Основательницею первого Д. сада в СПб. была г-жа Люгебиль. По системе Фребеля впервые устроили Д. сад в 1873 г. в СПб. г-жи Вергер и Задлер. Впоследствии стали открываться и другие Д. сады; в настоящее время их считается в одном СПб. до 10. В 1870-х годах появились они в Москве и друг. городах России: Ораниенбауме, Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте, Иркутске и др. В Москве их в 1892 г. было 8. Русские Д. сады по своему устройству — преимущественно воспитательные учреждения для детей дошкольного возраста. Некоторые из них вводят обучение языкам, танцам и т. д., обращаясь, так. обр., в элементарные школы. Самостоятельно устроенных Д. садов немного; большая часть их — при каком-нибудь учебном заведении (обыкн. при женской гимназии или прогимн.). В 1893 г. открыт в СПб. первый народный Д. сад (бесплатный) для детей беднейшего класса. Специально Д. садам посвящен журнал "Zeitschrift für das Kindergartenwesen" (изд. Крафтом, с 1887 г., в Вене). О русском журнале "Д. Сад" см. ниже. Ср. ст. Паульсона в журн. "Учитель" (1862, № 9, 11—14): "Фребель и его система".

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Д. с. как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (см. Дошкольные учреждения).

    Первое детское учреждение типа Д. с. — школа для малышей — было организовано в 1802 в Нью-Ланарке (Шотландия) Р. Оуэном. Впервые название «Д. с.» было дало Ф. Фребелем дошкольному учреждению в Германии в 1837. В России первые Д. с. были открыты в 60-х гг. 19 в. В 1914 их насчитывалось 150 (4000 детей).

    С первых дней существования Советского государства началась организация Д. с. как массовых учреждений. За годы Советской власти организована широчайшая сеть Д. с. В Программе КПСС поставлена задача дальнейшего расширения сети дошкольных учреждений с тем, чтобы удовлетворить потребности трудящихся в общественном воспитании детей. Д. с. открываются местными Советами депутатов трудящихся, предприятиями, ведомствами, колхозами. С 1959 наряду с Д. с. организуются Ясли-сады для детей с 2 месяцев до 7 лет. Работой всех дошкольных учреждений руководят министерства просвещения и их местные органы. На конец 1970 насчитывалось 83 100 Д. с. и яслей-садов, в которых воспитывалось 8099,7 тыс. детей.

    Содержание воспитательной работы в Д. с. определяется государственной «Программой воспитания в детском саду». Воспитание и обучение ведутся на родном языке детей. В Д. с. осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей в соответствии с их возрастными особенностями. Детей объединяют в группы по 20—25 человек по возрастному принципу: младшая группа — дети 4-го года жизни, средняя группа — дети 5-го года, старшая группа — дети 6-го года, подготовительная группа к школе — дети 7-го года. Дети в Д. с. находятся 10 или 12 часов в день; для детей, родители которых работают по сменам или работа которых связана с отъездами, имеются интернатные Д. с., откуда детей берут домой только на выходные дни.

    Уклад жизни детей в Д. с. организуется в рамках рационального режима и чередования игр, занятий, посильного труда и отдыха. Забота о здоровье и правильном физическом развитии детей — одна из важнейших задач Д. с. Её решение обеспечивается правильным режимом дня, рациональным питанием, закаливанием детского организма, профилактическими мероприятиями, гимнастическими упражнениями, медицинским надзором. В режиме Д. с. много времени отводится разнообразным играм, в том числе дидактическим — на развитие речи, слуха, счёта, на распознавание цвета, формы и т.д. (см. Игры детские). Торжественными и весёлыми музыкально-художественными утренниками отмечаются революционные праздники и памятные даты.

    На занятиях дети знакомятся с явлениями природы и общественной жизни, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, овладевают начатками грамоты и элементарными математическими представлениями. В процессе занятий у детей развиваются речь и мышление, постепенно формируются первоначальные навыки учебной деятельности: умение слушать и понимать объяснения воспитателя, действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца. Детей приучают наблюдать природу, воспитывают любовь к ней, уважение к труду людей. Всей системой своей работы Д. с. готовит детей к школе.

    В Д. с. детей воспитывают педагоги со специальным педагогическим образованием. Воспитатели Д. с. тесно связаны с семьями детей, ведут пропаганду педагогических знаний среди родителей. Для дошкольных работников выпускаются наглядные пособия (картины, альбомы, диафильмы, кинофильмы), методическая литература, справочники. Вопросы воспитания детей в Д. с. широко освещает журнал «Дошкольное воспитание».

    В др. социалистических странах дошкольные учреждения также входят в систему народного образования и содержатся за счёт государства.

    В капиталистических странах Д. с. существуют главным образом на частные средства, а также на средства церковных и общественных организаций. В США имеются дошкольные учреждения, создаваемые родителями на кооперативных началах. Содержание воспитательной программы Д. с. зависит от педагогических взглядов их организаторов и руководителей.

    Лит.: Программа воспитания в детском саду, М., 1970; Дошкольное воспитание. Библиографический справочник, 2 изд., М., 1965; Справочник по дошкольному воспитанию, 2 изд., М., 1967.

    М. В. Залужская.

    Детский сад. Игра с мячами. Детский сад № 20. Ленинград.

    Детский сад. На занятиях рисованием. Ясли-сад № 58 Ленинград.

    Детский сад. Музыкальное занятие. Детский сад совхоза им. Чапаева. Московская область.

    Детский сад. Игры на воздухе. Ясли-сад № 1925. Москва.

    Детский сад. Игры на воздухе. Ясли-сад № 1925. Москва.

    Детский сад. Здание яслей-сада № 608. Москва.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    САД, -а, о са́де, в саду́, мн. -Шы, -о́в, м.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ДЕТСКИЙ САД - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Впервые создан Ф. Фребелем (1837, Германия). В России - с 60-х гг. 19 в.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    kindergartenkindergarten;

  9. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  10. Медицинская энциклопедия

    (син. детсад)

    учреждение для общественного воспитания детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящееся в ведении органов народного просвещения или других ведомств, предприятий и организаций.

  11. Источник: Медицинская энциклопедия



  12. Энциклопедический словарь

    де́тский сад

    учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Впервые создан Ф. Фребелем (1837, Германия). В России — с 60-х гг. XIX в.

    * * *

    ДЕТСКИЙ САД

    ДЕ́ТСКИЙ САД, учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Впервые создан Ф. Фребелем (1837, Германия). В России — с 60-х гг. 19 в.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Энциклопедия кино

    ДЕТСКИЙ САД, СССР, Мосфильм, 1983, цв., 146 мин. Автобиографический фильм.

    Фильм-воспоминание советского поэта Евгения Евтушенко о своем военном детстве. В фильме использованы стихи восьмилетней школьницы Ники Турбиной.

    В ролях: Сережа Гусак, Сережа Бобровский, Галина Стаханова (см. СТАХАНОВА Галина Константиновна), Светлана Евстратова, Николай Караченцов (см. КАРАЧЕНЦОВ Николай Петрович), Елена Евтушенко, Клаус Мария Брандауэр, Евгений Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович), Галина Стаханова (см. СТАХАНОВА Галина Константиновна).

    Режиссер: Евгений Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович). Автор сценария: Евгений Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович). Оператор: Владимир Папян (см. ПАПЯН Владимир Телемакович). Художник-постановщик: Виктор Юшин (см. ЮШИН Виктор Иванович). Композитор: Глеб Май. Текст песен: Михаил Бузылев. Звукорежиссер: Владлен Шарун (см. ШАРУН Владлен).

  15. Источник: Энциклопедия кино



  16. Юридическая энциклопедия

    детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

    Источник: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2012 № 22946)

  17. Источник: Юридическая энциклопедия



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: