Иоаким в энциклопедиях
имя нескольких библейско-исторических личностей (евр. — "восстановит Бог"). Из них наиболее известны: 1) И., 18-й царь иудейский (с 609 г. до Р. Хр.), ставленник египетского фараона Нехао, которому он платил тяжелую дань. Он отличался крайним нечестием и, не обращая внимания на опасность, грозившую со стороны Вавилона, проводил время в необузданных увеселениях и преследовал пророков, предвещавших гибель Иерусалима (Урию, Иеремию и Варуха). На четвертом году его царствования Навуходоносор, нанеся поражение фараону при Кархамисе, взял Иерусалим, сделал И. своим данником и увел часть народа в Вавилон. Когда это несчастие не образумило И., продолжавшего свою беспечную жизнь и заводившего интриги с Египтом, Навуходоносор нанес ему новый решительный удар и взял его в плен, в котором он и умер. См. 4 Цар. (XXIII и XXIV); 1 Парал. (III, 15 и 16); 2 Парал. (XXXVI, 5—6). 2) И., муж прав. Анны, благочестивый отец Пресв. Девы Марии.
А. Л.
Иоаки́м (в миру Иван-Большой Петрович Савёлов) (16201690), патриарх Московский и Всея Руси с 1674. Противник старообрядцев (автор «Слова против Никиты Пустосвята», 1684). Способствовал подчинению Киевской митрополии Московскому патриархату. Поддержал Петра I в его борьбе с Софьей Алексеевной; сторонник «греческого» направления в просвещении, в том числе Епифания Славинецкого.
ИОАКИМ, смотри в статье Святое семейство.
р. ок. 1651 в Суздале, архиеп. ростовск., † 25 дек. 1741.
{Венгеров}
Иоаким
игумен Афонского мон., авт. "Сказания о св. горе Афонстей" (напис. после 1560).
авт. брош. "Что сделал сатана в допотопные времена" (М., 1887).
дух. писат., составит. пасхалии, иеромон. 1880 гг.
авт. брош. "Печать Господа нашего Иис. Хр." (1902), иеромонах.
Иоаки́м
в миру Иван-Большой Петрович Савёлов (1620—1690), патриарх Московский и всея Руси с 1674. Противник старообрядцев (автор «Слова против Никиты Пустосвята», 1684). Способствовал подчинению Киевской митрополии Московскому патриархату. Поддержал Петра I в его борьбе с Софьей Алексеевной. Поддерживал сторонников «греческого» направления в просвещении, в том числе Епифания Славинецкого.
Иоаким (евр. Йехояким,"Яхве возвеличит"):
1) второй сын царя Иосии. После смерти Иосии (к-рый погиб в 609 г. до Р.Х. в битве при Мегиддо), народ избрал царем его сына Иоахаза, к-рый был моложе своего брата Елиакима. Но три месяца спустя фараон Нехао (Нехо) пленил Иоахаза и увел его в Египет, а Елиакима возвел на цар. престол, изменив при этом его имя на Иоаким. И. царствовал в 609-598 гг. до Р.Х. Это был нечестивый и несправедливый царь (4Цар 23:34-37). Он велел вернуть и казнить пр. Урию, бежавшего от него в Египет (Иер 26:20-23). Позднее И. сжег пророчества Иеремии, записанные Варухом (Иер 36). После того как в 605 г. до Р.Х. вавилоняне победили фараона Нехао в битве при Кархемисе (Каркемише), Навуходоносор осадил Иерусалим (Дан 1:1). Возможно, вавил. царь собирался увести И. в плен (2Пар 36:6), но, видимо, этого не случилось. И. умер в Иерусалиме (4Цар 23:36; 24:6). В ноябре-декабре 604 г. до Р.Х. с завоеванием Аскалона Навуходоносор завершил покорение Арама (Сирии) и Палестины. Это событие, вероятно, послужило причиной объявления поста в Иерусалиме (Иер 36:9). Однако спустя три года, воспользовавшись тем, что Нехао успешно выступил против вавилонян, И. вновь отвернулся от Вавилона. Вначале Навуходоносор послал против него полчища халдеев, арамеев, моавитян и аммонитян (4Цар 24:2), а затем выступил и сам. И., видимо, умер во время осады Иерусалима, еще до того, как Навуходоносор подступил к городу (ср. ст. 10,11). Его тело было выброшено за гор. ворота (Иер 22:19; 36:30). Преемником И. на престоле стал его сын Иехония;
2) первосвященник, живший в Иерусалиме после вавил. плена, сын см. Иешуа (3) (Неем 12:10,12,26).
(Бог восставляет) - имя следующих лиц упоминаемых в Библии, именно:
а) (4Цар.23:34,36 и др.) старший сын Иосии, брат и преемник Иохаза царя Иудейского. Первоначальное имя его было Елиаким; но оно было изменено по приказанию царя Египетского, Фараона Нехао, который возвел его на престол Иудейский (4Цар.23:34 ) и наложил на Иудею дань в 100 талантов серебра и столько же талантов золота (400,000 р. на наши деньги). Обычай и право, принадлежавшие государям Востока, изменять первоначальные имена своих рабов на другие доселе еще существуют на Востоке (Дан.1:7 ). Навуходоносор победил Фараона Нехао при Кархемыше и отнял у него все Сирийские владения; затем он двинулся к Иерусалиму, взял Иоакима в плен, заковал его в цепи и намеревался было отвести его в Вавилон. Но Иоаким купил себе свободу, согласившись платить большую подать чем прежде и таким образом удержал за собою престол. По прошествии же трех лет, надеясь на помощь из Египта и видя, что Навуходоносор занят войною в отдаленных странах, Иоаким, вопреки совету пр. Иеремии, отложился от своего властелина. Посему Господь послал на него полчища Халдеев, Сириян, Моавитян и Аммонитян, опустошивших его страну (4Цар.24:1,2). Его надежды на Египет не оправдались. Иудея была доведена до крайней степени бедствия; к ужасам войны присоединился еще страшный голод (Иер.14:4 ). Но ничто не могло вразумить нечестивого царя и князей его, и вот, на одиннадцатом году своего царствования, в эту тяжкую годину Иоаким умер. Труп умершего царя был вытащен из города и брошен далеко за воротами Иерусалима, согласно с пророчеством о сем пр. Иеремии: "ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима" (Иер.22:18, 19). Писатель 2Пар. говорит о мерзостях, какие он делал (2Пар.36:8 ). пр. Иеремия описывает его неправды, идолопоклоннические обряды, которые он поддерживал, его корыстолюбие и жестокость, в которых был повинен (Иер.22:13, 17). Дань, наложенную на него царем Египетским, он взыскивал со своего обедневшего народа (4Цар.23:35 ). Он наполнил Иерусалим кровью невинною (4Цар.24:4 ), сжег свиток, на котором были написаны слова Иеремиина пророчества; искал жизни пр. Иеремии (Иер.36:23, 26), вытребовал пр. Урия из Египта, умертвил его мечом и бросил труп его, где были простонародные гробницы, за то только что он пророчествовал против него в том же духе, как и проч. Иеремия (Иер.26:20,21). Спустя три месяца после его смерти, в Иудее явился Навуходоносор и положил конец царской династии Иоакима, взяв сына и преемника его, Иехонию, в Вавилон.
б) (Вар.1:7) Иоаким, первосвященник Иудейский, сын Хелкия, сына Салома, живший при царях Иудейских, Иоакиме и Седекии.
в) (Дан.13:1, Дан.4:6 ) муж Сусанны, лжеобвиненной старейшинами Иудейскими в беззаконии и оправданной Даниилом.
г) (Иуд.4:6 ) первосвященник Иудейский, во дни Иудифи.
д) (Неем.12:10 ) первосвященник Иудейский во дни Ездры и Неемии.
е) (2Езд.5:5, Неем.12:10 ) сын Зоровавеля, из рода и потомства Давидова, а по другим - сын Иисуса, сына Иосе-декона.
Иоак’им (Иегова устанавливает) —
а) (4Цар.23:34 -36; 4Цар.24:1,5,6; 1Пар.3:15; 2Пар.36:4,5,8; Иер.1:3; Иер.22:18; Иер.24:1; Иер.25:1; Иер.26:1,21-23; Иер.27:1; Иер.35:1; Иер.36:1,8,9,28-30,32; Иер.37:1; Иер.45:1; Иер.46:2; Иер.52:2; Дан.1:1.2; Мат.1:11 ) — один из сыновей Иосии, царь иудейский, царствовавший 11 лет в Иерусалиме после своего брата Иоахаза. Его настоящее имя — Елиаким (см. Елиаким,б) было изменено на Иоаким египетским царем Нехао, который и воцарил его. Позже Иерусалим подпал под владычество Навуходоносора, но Иоаким решил отложиться от него, за что был сурово обличаем пророком Иеремией. За свое царствование он совершил много мерзостей пред Господом: наполнил Иерусалим невинной кровью и идолопоклонством, убил пророка Урию, которого вызвал для этого из Египта, сжег свиток, в котором были записаны обличения пророка Иеремии, за что и был предан после смерти «ослиному погребению» (Иер.22:18 -19). Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа; (см. Иоахаз,б)
б) (Неем.12:10,26) — сын (потомок) Иисуса, первосвященник во времена Ездры;
в) (Иер.52:31; Иез.1:2 ) — см. Иехония.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.