Анархия в энциклопедиях
так называется состояние общества, страны, государства, при котором действовавшие законы попраны, самое понятие о законности утрачено, всякая власть отвергнута. Являясь вслед за революцией, подобное состояние не может длиться, не увлекая к окончательной гибели данный политический организм; поэтому там, где последний оказывается еще жизнеспособным, тотчас же после воцарения анархии замечается реакция в пользу порядка и законности; последние водворяются либо собственными усилиями благоразумной части населения, либо временно потерявшим свой авторитет правительством, снова становящимся во главе управления благодаря содействию приверженных порядку и спокойствию элементов населения, либо, наконец, каким-нибудь другим лицом, сумевшим воспользоваться обстоятельствами, чтобы в надлежащий момент стать у кормила правления и, водворив силою порядок, вместо анархии установить, хотя временно, твердую самодержавную или диктаторскую, деспотическую власть.
жен., греч. отсутствие в государстве или общине главы, устроенного правления, силы, порядка; безвластие, безначалие, многобоярщина, семибоярщина. Анархический, анархичный к анархии относящийся. Анархист муж. анархистка жен. заступник, покровитель, любитель безначалия, смут, крамол.
АНА́РХИЯ, -и, жен.
1. Безвластие, отсутствие всякого управления. А. мать порядка (девиз анархистов).
2. Стихийность в осуществлении чего-н., отсутствие организованности, полный беспорядок. А. производства.
| прил. анархический, -ая, -ое.
-и, ж.
1.
Состояние общества, характеризующееся отсутствием организаторской власти, законов, обязательных норм поведения; безвластие, безначалие.
||
Свойственное анархизму отрицание всякой власти, государства.
Анархией называется отрицание всякой государственной власти . Ленин, Политические партии в России и задачи пролетариата.
Отсутствие плановой организации; стихийность, хаотичность.
Анархия производства.
2. перен. разг.
Безначалие, беспорядок, хаос.
Чинный порядок давно оттеснен был веселой анархией, и каждый хотел пировать на свой образец. Федин, Первые радости.
[греч. ’αναρχία]
безначалие
Анархист — сторонник безначалия, смут
Ср. Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии...
Гр. Л. Толстой. Война и мир. 1, 4.
Ср. Анархия... ведь это только на время может годиться, а к устройству какому-нибудь должно же прийти; без устройства никогда еще люди не жили.
Б.М. Маркевич. Бездна. 2, 15.
Ср. Whatever is, is not — is the maxim of the anarchist as often as anything comes across him in the shape of a law which he happens not to like.
Все, что есть, не существует — девиз анархиста всякий раз, когда что-нибудь становится ему поперек в форме закона, который ему случайно не нравится.
Bentham. Declaration of rights.
Ср. αναρχία (αν, без — αρχή, начало) — безначалие.
АНА́РХИЯ, анархии, мн. нет, жен. (греч. anarchia).
1. Реакционная утопия, предполагающая возможность перехода к обществу, в котором нет государственной власти, без политической борьбы пролетариата против буржуазии, без создания пролетарской партии и без диктатуры пролетариата.
2. Отсутствие власти, безначалие, беспорядок (разг.). В учреждении царит полная анархия.
❖
I
Отрицание государственной власти, свойственное анархизму [анархизм I].
II
Отсутствие порядка, организованности; безначалие, безвластие.
жен. anarchyж. anarchy; (полный беспорядок тж.) chaos.
ж
Anarchie f
анархия ж Anarchie f
анархияAnarchie
ж.
anarchie f
anarquía f
ана́рхия произво́дства — anarquía de la producción
спосо́бствовать ана́рхии — anarquizar vt
anarchia
(от греч. anarchia – безвластие)
состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм – это учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает. Анархический образ мышления встречается уже в античном мире у киников и в религиозной форме в древнем христианстве, а также и позднее в сектах средневековья, особенно в хилиазме. Научная теория анархизма возникла в новое время, основателем ее был Уильям Годвин (Англия) («Enquiry concerning political justice», 1793; неполн. рус. пер.: «О собственности», 1958). Нем. философ Макс Штирнер проповедовал анархизм в своем соч. «Единственный и его собственность» (1845), защищая индивидуалистическую концепцию в теории экономики, в то время как франц. философ Прудон, теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис «Собственность есть кража», с позиций экономического учения защищая коммунизм; главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин («Бог и государство», 1871) и князь Петр Кропоткин («Мемуары революционера»). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом.
АНАРХИЯ (греч. anarchia - безвластие) - понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм - общественно-политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти. Стремление к А. как образ мышления встречается у киников и в раннем христианстве, а также в хилиастических сектах средневековья. Цельная теория А. и анархизма возникла в трудах английского писателя У. Годвина, сформулировавшего концепцию «общества без государства» в книге «Исследование о политической справедливости» (1793). Немецкий мыслитель М. Штирнер (сочинение «Единственный и его собственность», 1845) отстаивал индивидуалистическую версию экономического анархизма, сводя социальную организацию общества к «союзу эгоистов», целью которого явился бы обмен товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения «уникальности» личности каждого. Французский философ П. Ж. Прудон, стремясь теоретически обосновать анархистское движение (»Что такое собственность?», 1840), выдвинул тезис «Собственность есть кража». Исходя из того, что источником несправедливости в обществе выступает «неэквивалентный обмен» (»Система экономических противоречий, или Философия нищеты», 1846), Прудон видел необходимой организацию (без революционистского насилия) безденежного, эквивалентного обмена продуктами труда (товарами) между всеми членами общества (одновременно автономными частными производителями) при финансировании их деятельности при помощи «народного» (а не государственного) банка под минимальный ссудный процент. Это обеспечило бы, согласно Прудону, достижение реальной независимости личности от государства и постепенное отмирание последнего. «Коллективистский» анархизм Бакунина (»Государственность и анархия», 1873) постулировал идею о том, что любое государство есть орудие угнетения масс и должно уничтожаться революционным путем. Социальный идеал Бакунина сводился к обустройству общества как «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда. Производство и распределение, по Бакунину, должно было носить коллективный характер в контексте учета индивидуального трудового вклада каждого человека. В коммунистической версии анархизма русский князь П.А. Кропоткин (»Современная наука и анархия», 1920), опиравшийся на сформулированный им гипотетический «биосоциологический закон взаимной помощи» (»Взаимная помощь, как фактор эволюции», 1907), предполагал переход к федерации свободных коммун с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности. Последние по времени вспышки анархистских устремлений можно отнести к некоторым разновидностям движения «новых левых» на Западе.
АНА́РХИЯ -и; ж. [греч. anarhia - безвластие].
1. Состояние общества, характеризующееся крайней слабостью государственной власти, органов управления, законов и т.п., неограниченной свободой личности; безвластие, безначалие. Призывать к анархии. А. царит, господствует, властвует в обществе. // Отсутствие управления; стихийность, хаотичность. А. производства.
2. Анархистские взгляды; анархизм. Проповедовать анархию.
3. Разг. Беспорядок, хаос.
- англ. anarchy; нем. Anarchie. 1. Стихийность, неорганизованность, беспорядок. 2. Состояние общества, в к-ром отсутствует государственная власть.
(греч. anarchia - безвластие) - понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм - общественно-политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти. Стремление к А. как образ мышления встречается у киников и в раннем христианстве, а также в хилиастических сектах средневековья.
Цельная теория А. и анархизма возникла в трудах английского писателя У. Годвина, сформулировавшего концепцию "общества без государства" в книге "Исследование о политической справедливости" (1793). Немецкий мыслитель М. Штирнер (сочинение "Единственный и его собственность", 1845) отстаивал индивидуалистическую версию экономического анархизма, сводя социальную организацию общества к "союзу эгоистов", целью которого явился бы обмен товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения "уникальности" личности каждого. Французский философ П. Ж. Прудон, стремясь теоретически обосновать анархистское движение ("Что такое собственность?", 1840), выдвинул тезис "Собственность есть кража". Исходя из того, что источником несправедливости в обществе выступает "неэквивалентный обмен" ("Система экономических противоречий, или Философия нищеты", 1846), Прудон видел необходимой организацию (без революционистского насилия) безденежного, эквивалентного обмена продуктами труда (товарами) между всеми членами общества (одновременно автономными частными производителями) при финансировании их деятельности при помощи "народного" (а не государственного) банка под минимальный ссудный процент. Это обеспечило бы, согласно Прудону, достижение реальной независимости личности от государства и постепенное отмирание последнего.
"Коллективистский" анархизм Бакунина ("Государственность и анархия", 1873) постулировал идею о том, что любое государство есть орудие угнетения масс и должно уничтожаться революционным путем. Социальный идеал Бакунина сводился к обустройству общества как "свободной федерации" крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда. Производство и распределение, по Бакунину, должно было носить коллективный характер в контексте учета индивидуального трудового вклада каждого человека. В коммунистической версии анархизма Кропоткин ("Современная наука и анархия", 1920), опиравшийся на сформулированный им гипотетический "биосоциологический закон взаимной помощи" ("Взаимная помощь, как фактор эволюции", 1907), предполагал переход к федерации свободных коммун с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности. Последние по времени вспышки анархистских устремлений можно отнести к некоторым разновидностям движения "новых левых" на Западе.
А.А. Грицанов