Словарь Брокгауза и Ефрона

    (у иудеев Ашторет, у ассир. Иштар) — имя главной богини древних семитов-язычников, именно: гимьяритян, сирийцев, ассириян, арабов, финикиян и иудеев. Богине этой, как мужеский элемент, соответствует бог Ваал, в особенности Ваал-Гамман (иуд. Молох), а символом ее служили два рога — олицетворение силы у древних семитов. Главные храмы, посвященные ей, находились в Финикии — в Тире и Сидоне. У иудеев культ ее, который уже исчез было, вновь был введен царем Соломоном, заимствовавшим его у финикиян. А. почиталась еще под именем Малкат-Гашамаим, т. е. царицы неба. У финикиян она носила еще имя Раббат (т. е. властительница, повелительница), что дает повод новейшим исследователям свести к ней миф об Европе. У древних арабов существовал еще бог Астор. В мифологии ассириян Иштар является дочерью богини Луны, богини брака, совокупляющей все твари. Между планетами она занимает место Венеры. Ее сын и возлюбленный соответствует Таммузу и Адонису. Впоследствии Истарат, Иштарс стало в Финикии нарицательным именем всех богинь, как Ваал было нарицательным именем всех богов. С А. не следует смешивать другую богиню древних семитов, Ашеру. Последней богине приписывалась особенная приверженность к козлам; ее символом служил phallus, а ее капищами — густые, зеленые рощи. Лучшим средством умилостивить ее считалось принесение в жертву девственности. И ей, в свою очередь, соответствует, как мужеский элемент, свой Ваал. Ср. Мюллер, "A., ein Beitrag zur Mythologie des orient. Altertums" (Вена, 1861).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    греческое наименование главной финикийской богини Аштарт. А. почиталась как богиня земного плодородия, материнства и любви, а также как астральное божество. Центром культа А. были Сидон и Угарит. Сидонские цари иногда являлись верховными жрецами А. Почитание А. распространилось в Сирии, Палестине, Египте, М. Азии, Кипре, Карфагене и др. Для культа А. характерно наличие жриц — иеродул, занимавшихся т. н. священной проституцией. А. изображалась обычно в виде обнажённой женщины, иногда с коровьими рогами на голове.

    М. Л. Гельцер.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    АСТАРТА (Аштарт) - в финикийской мифологии богиня плодородия, материнства и любви; астральное божество, олицетворение планеты Венера.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    АСТАРТА, в финикийской мифологии богиня плодородия и любви; богиня-воительница, олицетворение планеты Венера.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Сексологическая энциклопедия

    (Аштарт, Ассера), в финик.-сир. мифологии богиня любви и плодородия, богиня-воительница. В ассир.-вавил. мифологии соответствует Иштар, в Армении - Анаитис. А. почиталась как спутница и супруга вечно молодого бога войны (Ваала, Мардука). В эллинистический период А. отождествляли с греч. Афродитой и рим. Юноной и соединяли с культом Адониса. А. - олицетворение планеты Венера, заимствованное из культа Иштар. Культовые центры А. существовали во всем средиземноморском регионе.

  11. Источник: Сексологическая энциклопедия



  12. Литературная энциклопедия

    Астарта

    АСТАРТА — главная богиня древних семитов, жена Ваала — бога солнца. Она почиталась прежде всего как богиня любви, иногда — как богиня войны. Ей соответствует вавилонская Иштар; в Карфагене она носила имя Танит, у финикиян — Раббат, у евреев — Малкат-Гашомаим; у древних арабов существовало аналогичное божество — Аттар (мужское); у греков А. отождествлялась с Афродитой и Афродитой-Уранией (небесной). Почитание А. проникло также в Египет, в позднейшие эпохи и в Британию. А. приносилась в жертву девственность. С именем А. также связана священная проституция в Финикии, Иудее и среди Израиля, против к-рой вели упорную борьбу библейские пророки.

  13. Источник: Литературная энциклопедия



  14. Энциклопедия Кольера

    финикийская богиня плодородия и чувственной любви. Греческая форма ее имени (Астарта) произведена от семитского Иштар. В классическую эпоху Астарта считалась богиней луны (возможно, в результате смешения с другой семитской богиней). По свидетельству греческих и римских литературных источников, Астарту отождествляли с Селеной и Артемидой, а еще чаще - с Афродитой. У ханаанеян Астарта, как и близкая к ней Анат, считалась богиней плодородия. В египетской иконографии Астарта изображалась воинственной богиней, истребляющей род человеческий. На металлических блюдах, датируемых 1700-1100 до н.э., она предстает нагой, в отличие от других египетских богинь, обычно целомудренно укутанных покрывалами.

    ЛИТЕРАТУРА

    Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991

  15. Источник: Энциклопедия Кольера



  16. Энциклопедический словарь

    Аста́рта

    (Аштарт), в финикийской мифологии богиня плодородия, материнства и любви; астральное божество, олицетворение планеты Венера.

    * * *

    АСТАРТА

    АСТА́РТА (Аштарт), в финикийской мифологии богиня плодородия, материнства и любви; астральное божество, олицетворение планеты Венера(см. ВЕНЕРА (планета)).

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Библейская энциклопедия Брокгауза

    1) в сочетании с Ваалом или Ваалами - общее наименование женского божества у хананеев (Суд 2:13; 10:6; 1Цар 7:3 и след.; 12:10; 31:10; 3Цар 11:5; 4Цар 23:13). Судя по названиям городов, в см. Астарофе и см. Аштероф-Карнаиме находились святилища А. Еще один храм этой богини был воздвигнут в Беф-Сане (1Цар 31:10), и, как полагают, именно его и обнаружили археологи. Как верховное божество финикийцев А., к поклонению к-рой Соломон был совращен своими женами, Библия называет "божеством Сидонским" (3Цар 11:5,33) или презрительно - "мерзостью Сидонской" (4Цар 23:13). Хананейской А. соответствует вавил.-ассир. богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее - женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян (1Цар 31:10) - как богиню войны. Для объяснения этого противоречия Бёль указывает на двойств. роль, к-рую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя - как звезда любви. В Вавилоне Иштар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере. В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синод. пер. - "богиня неба"), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии (Иер 7:18; 44:17-19,25), можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. - об А. В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, к-рые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города см. Аштероф-Карнаим = "Астарта о двух рогах"). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины (Втор 23:181; 3Цар 14:24; см. Блуд, блудница, блудник). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иез 23);

    2) (евр. Ашера), богиня, имя к-рой кроме ВЗ упоминается также в док-тах из архива Телль-Амарны, где она названа Абд-Аширта, и в текстах, обнаруж. при раскопках Рас-Шамры (Угарита). По мнению Бёля, Ашират, или Ашерат, была супругой бога Амурру. Предполагается также тесная связь между Ашерой и А., богинями плодородия и любви. В текстах Рас-Шамры Ашерат предстает женой верховного бога по имени Эль, бога солнца, живущего на горе где-то далеко на севере. Ашера обозначается как "владычица моря". Ее называют также Элат (ф-ма ж. р. от Эль). У Эля и Ашеры было 70 общих детей, и среди них Ваал. Т.о., Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение ее идолам проникло также в среду народа Божьего (Суд 3:7 - мн. ч. - МТ: "служили Ашерам"; 3Цар 15:13 - МТ: "идол Ашеры"; 4Цар 24:4,6,7 - МТ везде: "Ашера"; 2Пар 33:3 - МТ: "сделал Ашеры"; Синод. пер.: "устроил дубравы"). В 3Цар 18:19 наряду с 450 пророками Ваала упомянуты 400 пророков Ашеры (в Синод. пер. - "пророки дубравные"), к-рые содержались Иезавелью.

  19. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  20. Советская историческая энциклопедия

    (греч. 'Аstartn - передача финикийского Аштарт) - женское божество плодородия и любви в религии финикийцев и хананеян. Культ А. засвидетельствован с нач. 2-го тыс. до н. э. до начала н. э. Почитание А. распространилось в Сирии, Палестине, Египте, М. Азии, Кипре, Карфагене и его колониях. В эллинистич.-рим. время культ А. охватил все Средиземноморье. А. напоминает вавилонскую Иштар и греч. Афродиту.

  21. Источник: Советская историческая энциклопедия



  22. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (Суд.2:13 ) - главное женское божество у Финикиян и Сирийцев, подобно тому как Ваал был главным мужеским их божеством, почитаемое Филистимлянами и другими народами. Идолослужение Астарте велось с древних времен и было очень распространено. Даже Соломон ввел поклонение этому идолу в самом Иерусалиме (3Цар.11:5,33). Думают что 400 пророков дубравных питающихся от стола Иезавели (3Цар.18:19 ) состояли на служении означенной богине. Астарта называлась также царицею небес, богинею луны, как Ваал почитался богом солнца, и боготворилась как богиня любви, счастья, войны и проч., изображалась с серпом луны на голове, или с рогами. О ней в свящ. Писании упоминается обыкновенно с именем Ваала. свящ. Писание называет Астарту мерзостью Сидонскою (4Цар.23:13 ), так как служение ей сопровождалось самыми гнусными оргиями и развратом.

  23. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  24. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Аст’арта (звезда) (Суд.2:13; Суд.3:7; Суд.10:6; 1Цар.7:3,4; 1Цар.12:10; 1Цар.31:10; 3Цар.11:5,33; 3Цар.15:13; 4Цар.17:10; 4Цар.21:7; 4Цар.23:4,6,7,13; 2Пар.33:19; Ис.17:8 ) — супруга Ваала, богиня неба и царица земли, почитавшаяся у древних финикиян, сирийцев, филистимлян и народов Палестины. Изображалась чаще всего в виде женщины с полумесяцем на голове. Служение ей сопровождалось отдачей («самопожертвованием») молодых женщин (служительниц) всем, приходящим в капище. Это «служение» так укоренилось у некоторых восточных народов, а особенно в Сирии, что даже средневековые путешественники отмечали навязчивую, легкодоступную любовь местных женщин ко всем гостям. Имя Астарты вошло в названия многих городов (см. Аштароф и др.). (см. тж дубрава)

  25. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  26. Реальный словарь классических древностей


    • Astarte,

    сиро-финикийская богиня, которую сравнивали с Афродитой и называли также Άθήναι̃ς или Σεληναίη. Главный ее храм находился в Тире.

  27. Источник: Реальный словарь классических древностей



  28. Большой Энциклопедический словарь

  29. Источник: