Астарта в словарях и энциклопедиях
(у иудеев Ашторет, у ассир. Иштар) — имя главной богини древних семитов-язычников, именно: гимьяритян, сирийцев, ассириян, арабов, финикиян и иудеев. Богине этой, как мужеский элемент, соответствует бог Ваал, в особенности Ваал-Гамман (иуд. Молох), а символом ее служили два рога — олицетворение силы у древних семитов. Главные храмы, посвященные ей, находились в Финикии — в Тире и Сидоне. У иудеев культ ее, который уже исчез было, вновь был введен царем Соломоном, заимствовавшим его у финикиян. А. почиталась еще под именем Малкат-Гашамаим, т. е. царицы неба. У финикиян она носила еще имя Раббат (т. е. властительница, повелительница), что дает повод новейшим исследователям свести к ней миф об Европе. У древних арабов существовал еще бог Астор. В мифологии ассириян Иштар является дочерью богини Луны, богини брака, совокупляющей все твари. Между планетами она занимает место Венеры. Ее сын и возлюбленный соответствует Таммузу и Адонису. Впоследствии Истарат, Иштарс стало в Финикии нарицательным именем всех богинь, как Ваал было нарицательным именем всех богов. С А. не следует смешивать другую богиню древних семитов, Ашеру. Последней богине приписывалась особенная приверженность к козлам; ее символом служил phallus, а ее капищами — густые, зеленые рощи. Лучшим средством умилостивить ее считалось принесение в жертву девственности. И ей, в свою очередь, соответствует, как мужеский элемент, свой Ваал. Ср. Мюллер, "A., ein Beitrag zur Mythologie des orient. Altertums" (Вена, 1861).
греческое наименование главной финикийской богини Аштарт. А. почиталась как богиня земного плодородия, материнства и любви, а также как астральное божество. Центром культа А. были Сидон и Угарит. Сидонские цари иногда являлись верховными жрецами А. Почитание А. распространилось в Сирии, Палестине, Египте, М. Азии, Кипре, Карфагене и др. Для культа А. характерно наличие жриц — иеродул, занимавшихся т. н. священной проституцией. А. изображалась обычно в виде обнажённой женщины, иногда с коровьими рогами на голове.
М. Л. Гельцер.
АСТАРТА (Аштарт) - в финикийской мифологии богиня плодородия, материнства и любви; астральное божество, олицетворение планеты Венера.
АСТАРТА, в финикийской мифологии богиня плодородия и любви; богиня-воительница, олицетворение планеты Венера.
(Аштарт, Ассера), в финик.-сир. мифологии богиня любви и плодородия, богиня-воительница. В ассир.-вавил. мифологии соответствует Иштар, в Армении - Анаитис. А. почиталась как спутница и супруга вечно молодого бога войны (Ваала, Мардука). В эллинистический период А. отождествляли с греч. Афродитой и рим. Юноной и соединяли с культом Адониса. А. - олицетворение планеты Венера, заимствованное из культа Иштар. Культовые центры А. существовали во всем средиземноморском регионе.
АСТАРТА — главная богиня древних семитов, жена Ваала — бога солнца. Она почиталась прежде всего как богиня любви, иногда — как богиня войны. Ей соответствует вавилонская Иштар; в Карфагене она носила имя Танит, у финикиян — Раббат, у евреев — Малкат-Гашомаим; у древних арабов существовало аналогичное божество — Аттар (мужское); у греков А. отождествлялась с Афродитой и Афродитой-Уранией (небесной). Почитание А. проникло также в Египет, в позднейшие эпохи и в Британию. А. приносилась в жертву девственность. С именем А. также связана священная проституция в Финикии, Иудее и среди Израиля, против к-рой вели упорную борьбу библейские пророки.
финикийская богиня плодородия и чувственной любви. Греческая форма ее имени (Астарта) произведена от семитского Иштар. В классическую эпоху Астарта считалась богиней луны (возможно, в результате смешения с другой семитской богиней). По свидетельству греческих и римских литературных источников, Астарту отождествляли с Селеной и Артемидой, а еще чаще - с Афродитой. У ханаанеян Астарта, как и близкая к ней Анат, считалась богиней плодородия. В египетской иконографии Астарта изображалась воинственной богиней, истребляющей род человеческий. На металлических блюдах, датируемых 1700-1100 до н.э., она предстает нагой, в отличие от других египетских богинь, обычно целомудренно укутанных покрывалами.
ЛИТЕРАТУРА
Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991
Аста́рта
(Аштарт), в финикийской мифологии богиня плодородия, материнства и любви; астральное божество, олицетворение планеты Венера.
* * *
АСТА́РТА (Аштарт), в финикийской мифологии богиня плодородия, материнства и любви; астральное божество, олицетворение планеты Венера(см. ВЕНЕРА (планета)).
1) в сочетании с Ваалом или Ваалами - общее наименование женского божества у хананеев (Суд 2:13; 10:6; 1Цар 7:3 и след.; 12:10; 31:10; 3Цар 11:5; 4Цар 23:13). Судя по названиям городов, в см. Астарофе и см. Аштероф-Карнаиме находились святилища А. Еще один храм этой богини был воздвигнут в Беф-Сане (1Цар 31:10), и, как полагают, именно его и обнаружили археологи. Как верховное божество финикийцев А., к поклонению к-рой Соломон был совращен своими женами, Библия называет "божеством Сидонским" (3Цар 11:5,33) или презрительно - "мерзостью Сидонской" (4Цар 23:13). Хананейской А. соответствует вавил.-ассир. богиня Иштар. В Вавилоне Иштар считалась дочерью бога луны Сина, а позднее - женой верховного бога Ану. Здесь, как в Финикии и Ханаане, ее почитали прежде всего как богиню любви и плодородия, а в Ассирии и у филистимлян (1Цар 31:10) - как богиню войны. Для объяснения этого противоречия Бёль указывает на двойств. роль, к-рую приписывали планете А., Венере. Уже в глубокой древности утреннюю звезду отождествляли с вечерней, причем утренняя рассматривалась как звезда войны, а вечерняя - как звезда любви. В Вавилоне Иштар изображали бородатой, что также свидетельствует о ее двойственном характере. В эллинистич. эпоху Иштар приравнивали к греч. Афродите. Читая о царице небесной (в Синод. пер. - "богиня неба"), почитавшейся в Иерусалиме во времена Иеремии (Иер 7:18; 44:17-19,25), можно также предположить, что речь идет об утренней и вечерней звезде, и, соотв. - об А. В Палестине были найдены многочисл. обнаж. женские фигурки, к-рые принято считать изображениями А. Фигурки, обнаруж. в Гезере, имеют рога (название города см. Аштероф-Карнаим = "Астарта о двух рогах"). Обилие найденных фигурок такого рода, относящихся к периоду Израильского царства, подтверждает сообщения Библии о распространении культа А. в Израиле. С поклонением А. как богине плодородия и чувственного вожделения повсеместно была связана культовая проституция. Наряду с храмовыми проститутками блудом в храмах занимались и другие женщины. На службе богини состояли и занимавшиеся проституцией мужчины (Втор 23:181; 3Цар 14:24; см. Блуд, блудница, блудник). Когда пророки называют идолопоклонство прелюбодеянием и блудом, это не столько образные выражения, сколько указания на проявление конкретных форм культа плодородия (ср. Иез 23);
2) (евр. Ашера), богиня, имя к-рой кроме ВЗ упоминается также в док-тах из архива Телль-Амарны, где она названа Абд-Аширта, и в текстах, обнаруж. при раскопках Рас-Шамры (Угарита). По мнению Бёля, Ашират, или Ашерат, была супругой бога Амурру. Предполагается также тесная связь между Ашерой и А., богинями плодородия и любви. В текстах Рас-Шамры Ашерат предстает женой верховного бога по имени Эль, бога солнца, живущего на горе где-то далеко на севере. Ашера обозначается как "владычица моря". Ее называют также Элат (ф-ма ж. р. от Эль). У Эля и Ашеры было 70 общих детей, и среди них Ваал. Т.о., Ашера высоко почиталась окружавшими Израиль народами, и служение ее идолам проникло также в среду народа Божьего (Суд 3:7 - мн. ч. - МТ: "служили Ашерам"; 3Цар 15:13 - МТ: "идол Ашеры"; 4Цар 24:4,6,7 - МТ везде: "Ашера"; 2Пар 33:3 - МТ: "сделал Ашеры"; Синод. пер.: "устроил дубравы"). В 3Цар 18:19 наряду с 450 пророками Ваала упомянуты 400 пророков Ашеры (в Синод. пер. - "пророки дубравные"), к-рые содержались Иезавелью.
(греч. 'Аstartn - передача финикийского Аштарт) - женское божество плодородия и любви в религии финикийцев и хананеян. Культ А. засвидетельствован с нач. 2-го тыс. до н. э. до начала н. э. Почитание А. распространилось в Сирии, Палестине, Египте, М. Азии, Кипре, Карфагене и его колониях. В эллинистич.-рим. время культ А. охватил все Средиземноморье. А. напоминает вавилонскую Иштар и греч. Афродиту.
(Суд.2:13 ) - главное женское божество у Финикиян и Сирийцев, подобно тому как Ваал был главным мужеским их божеством, почитаемое Филистимлянами и другими народами. Идолослужение Астарте велось с древних времен и было очень распространено. Даже Соломон ввел поклонение этому идолу в самом Иерусалиме (3Цар.11:5,33). Думают что 400 пророков дубравных питающихся от стола Иезавели (3Цар.18:19 ) состояли на служении означенной богине. Астарта называлась также царицею небес, богинею луны, как Ваал почитался богом солнца, и боготворилась как богиня любви, счастья, войны и проч., изображалась с серпом луны на голове, или с рогами. О ней в свящ. Писании упоминается обыкновенно с именем Ваала. свящ. Писание называет Астарту мерзостью Сидонскою (4Цар.23:13 ), так как служение ей сопровождалось самыми гнусными оргиями и развратом.
Аст’арта (звезда) (Суд.2:13; Суд.3:7; Суд.10:6; 1Цар.7:3,4; 1Цар.12:10; 1Цар.31:10; 3Цар.11:5,33; 3Цар.15:13; 4Цар.17:10; 4Цар.21:7; 4Цар.23:4,6,7,13; 2Пар.33:19; Ис.17:8 ) — супруга Ваала, богиня неба и царица земли, почитавшаяся у древних финикиян, сирийцев, филистимлян и народов Палестины. Изображалась чаще всего в виде женщины с полумесяцем на голове. Служение ей сопровождалось отдачей («самопожертвованием») молодых женщин (служительниц) всем, приходящим в капище. Это «служение» так укоренилось у некоторых восточных народов, а особенно в Сирии, что даже средневековые путешественники отмечали навязчивую, легкодоступную любовь местных женщин ко всем гостям. Имя Астарты вошло в названия многих городов (см. Аштароф и др.). (см. тж дубрава)
• Astarte,
сиро-финикийская богиня, которую сравнивали с Афродитой и называли также Άθήναι̃ς или Σεληναίη. Главный ее храм находился в Тире.