Словарь Брокгауза и Ефрона

    (flamines). — Слово flamen обозначало у римлян всякого приносителя жертв, всякого возжигателя огня на жертвеннике бога. Этим термин flamen сближается с общим обозначением жреца — sacerdos — и выделяется из массы терминов, обозначающих жрецов с особыми специальными функциями: augures, salii, fratres Arvales и т. п. Ввиду этого термин flamen сопровождается обыкновенно определением, жрецом какого именно божества является данное лицо; когда такого определения нет, термин имеет общее значение, как, напр., Ф. курий, Ф. арвалов и особенно Ф. в муниципальном культе, где этот термин чередуется с приобретшим такое же общее значение термином pontifex и становится равносильным термину sacerdos. В римском городском культе были две категории Ф.: flamines maiores — жрецы высших богов римского Пантеона: Юпитера, Марса и Квирина (flamen Dialis, Martialis, Quirinalis), и 12 flamines minores, жрецы второстепенных богов. Все эти Ф. не составляли особой коллегии жрецов, но входили в серию большой коллегии понтификов, имея общее происхождение как с ней, так и с коллегией авгуров. Весьма вероятно, что члены обеих коллегий выделились еще в царский период как помощники царя в исполнении его многосложных культовых обязанностей, отличаясь этим от искони самостоятельных родовых жречеств (sodales Titii, fratres Arvales) и жречеств с определенной ограниченной функцией (salii, luperci и т. под.). С уничтожением царской власти жрецы Яна (rex sacrorum), Юпитера, Марса, Квирина (flamines maiores), Весты (pontifex maximus, как представитель весталок) и 12 flamines minores объединяются в особую коллегию со строгой иерархией в указанном порядке. Главной обязанностью ее было исполнение обычных sacra (sacra solemnia) чисто римских богов (di indigetes). С течением времени к ней присоединился ряд других обязанностей, и коллегия оказалась во главе всей сакрально-обрядовой жизни римского государства. Ф., однако, за пределы своих старых специальных функций жрецов определенного бога не вышли. Расширился состав фламината в эпоху империи, когда к 15 Ф. старых богов присоединились flamines divorum — жрецы обожествленных императоров. Число их до III века постоянно увеличивалось; жены и дочери императоров получали особых flaminicae. Связь этих Ф. с понтификатом была менее тесна, чем связь с ним больших фламинатов. Условия доступа к фламинатам были те же, что и к остальным жречествам, т. е. отсутствие телесных недостатков, гражданская незапятнанность, римское гражданство и свободное рождение. Сверх того большие фламинаты и фламинаты divorum требовали принадлежности к патрицианству. В эпоху империи, когда жречества разделились на сенаторские и всаднические, великие фламинаты были сенаторскими, малые — всадническими. Ф. были назначаемы великим понтификом; позднее, однако, и здесь входит в обычай номинация членами коллегии. Вступление в исполнение обязанностей для Ф. сопровождалось инавгурацией перед comitia calata, совершаемой авгуром, призванным для этой цели великим понтификом. Вступительный обряд заключался обедом (cena aditialis). Фламинат пожизненен; соединение фламината с другим жречеством той же коллегии до III в. по Р. Хр. недопустимо; недопустимо также соединение жречества Ф. и салия в одном лице. К потере фламината ведет только гражданское осуждение, а для f. Dialis — ошибка в исполнении его сложных ритуальных обязанностей. В фламинатах, особенно в фламинате Юпитера, сохранилась масса остатков древней культовой строгости и формализма. Достижение фламината для flamen Dialis связано было с рядом тяжелых условий. Для него и для тех sacrorum только и сохранилось в полной силе запрещение соединения жречества с магистратурой; с течением времени это требование для f. Dialis было ослаблено тем, что магистратуры, не ведшие за собой необходимости ночевать более одной ночи вне Рима, садиться на лошадь и видеть войско под оружием, сделались ему доступными. Сверх того, f. Dialis должен был происходить от брака, совершенного по обряду конфарреации, и сам жить в таком же браке. Во время исполнения фламината f. Dialis связан сотнями предписаний: он постоянно носит жреческую одежду, даже у постели его должны стоять материалы для жертвоприношений, в его кровати не может спать другое лицо, с его очага огонь берется только для сакральных нужд, стричь и брить его может только свободный, обрезки ногтей и волос его должны были быть зарыты под деревом, несущим счастье (arbor felix); он не смеет клясться, не может даже говорить о таких вещах, как козы, плющ и т. п. Старинный характер фламината сказывается еще и в том, что вся семья его связана рядом предписаний и участвует в его сакральных обязанностях. В историческое время это касается исключительно его жены; прежде принимали участие в культе и его дети. Переживанием этого обычая было участие в культе детей знатных родов, которые в церемониях фламината сохраняли старое имя camillus и Camilla. Зато f. Dialis пользуется рядом прав, выделяющих его из состава остального жречества: он имеет право постоянно присутствовать в сенате и сидеть на курульном кресле, постоянно носить toga praetexta и ходить в сопровождении ликтора. С получением жречества он выходит из-под отцовской власти. Наконец, он имеет право отсрочить на один день наказание приговоренному к телесной каре преступнику. Остальные Ф. носят toga praetexta только на играх и при исполнении своих обязанностей (изображение Ф. см. в "Bulletino comunale", 1897, 301 след.). На играх Ф. имеют особые места. Большие Ф. в некоторых случаях имеют право ездить, а не ходить по городу. В провинциях вне императорского культа титул flamen вообще встречается редко. Императорские Ф. в муниципиях подчиняются обычаям и законам, установленным для Ф. города Рима. Среднее положение между Ф. муниципальными и Ф. частного культа занимают Ф. коллегий. Из них ближе всего к общественным городским Ф. стоят фламины полуофициальных коллегий юношей и Ф. африканских городских курий. В V в. фламинат в муниципиях теряет свой языческий характер, сохраняя, однако, свои культовые функции, напр. обеты за процветание императора и императорского дома; игры и т. п. См. Bardt, "Priester der vier grossen Collegien" (Б., 1871); Marquardt-Wissowa, "Staatsverwaltung" (III, 326 сл. и 473 сл.); Wissowa, "Römische Religion und Kultus" (432 сл.). О муниципальных Ф. — см. Крашенинников, "Римские муниципальные жрецы и жрицы" (СПб., 1891).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (лат. flamines)

    в Древнем Риме жрецы отдельных божеств рим. пантеона. Разделялись на старших (в числе трёх), избиравшихся из патрициев и осуществлявших культ Юпитера, Марса и Квирина, и 12 младших, избиравшихся из плебеев и осуществлявших культ 12 богов: Вулкана, Помоны, Флоры и др. Должность Ф. была пожизненной. Пользовались почётными правами и привилегиями. В эпоху империи число Ф. возросло, появились Ф. обоготворённых императоров и др.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ФЛАМИНЫ - в Др. Риме жрецы отдельных божеств, (Юпитера, Марса, Квирина и др.).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    флами́ны

    в Древнем Риме жрецы отдельных божеств (Юпитера, Марса, Квирина и др.).

    * * *

    ФЛАМИНЫ

    ФЛАМИ́НЫ, в Др. Риме жрецы отдельных божеств, (Юпитера, Марса, Квирина).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (лат., ед. ч. flamen, род. падеж flaminis) - в Др. Риме жрецы отд. божеств. рим. пантеона, осуществлявшие культ в куриях (flamines curiales). Должность P. была пожизненной. Ф. разделялись на старших (в числе трех), избиравшихся из патрицианских родов и осуществлявших культ Юпитера, Марса, Квирина, и младших (в числе двенадцати), избиравшихся из плебейских родов и прикрепленных к 12 второстепенным богам (Вулкану, Помоне, Флоре и др.). P. пользовались почетными правами и привилегиями, а нек-рые из них (Ф. Юпитера) в частной жизни должны были исполнять ряд мелочных предписаний магич. характера (напр., постоянно носить жреч. одежду, иметь всегда при себе все необходимое для совершения обряда жертвоприношения и т. д.). В эпоху империи к 15 Ф. прибавились Ф. обоготворенных императоров, Ф. муниципий.

    Лит.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Реальный словарь классических древностей


    • Flamen, Flamĭnes,

    (a filo filamen, quod per syncopam flamen dicimus Prise.; в новейшее время производили от flare дуть, раздувать огонь, вернее — от flag — flagrare, т. е. «зажигатель огня»). Ф. были в Риме жрецы известных божеств, числом 15, отчасти учрежденные Нумою. (Liv. 1, 20.); впоследствии их назначал (inaugurare) pontifex maximus. Должность их была пожизненная, но они могли лишаться ее в известных случаях. Они носили шляпу (apex, Апекс), к которой прикреплен был короткий сучок, обвитый шерстью, или вместо шляпы — тесьму (filum) вокруг жреческой шапки, т. к. им было запрещено ходить с непокрытой головой. Они разделялись на flammes maiores, избираемых из патрициев, и flammes minores, избираемых из плебеев. Fl. maiores были: flamen Dialis, fl. Martialis и fl. Quirinalis; они не могли занимать никакой другой должности. К Fl. minores относились, между прочим, fl. Volcanalis, Pomonalis, Carmentalis и Floralis. Во времена императоров к этим 15 flamines еще присоединялось flamines обоготворенных императоров. Самое почетное место занимал fl. Dialis, жрец Юпитера; его знаки отличия были: один ликтор, sella curulis и toga praetexta. Он был обязан сохранять чистоту и святость своей личности посредством строгого соблюдения разных предписаний и правил. Gell. 10, 15. Так, напр., ему было запрещено ездить верхом, видеть войско под оружием, клясться, носить перстень — разве только просверленный, — иметь узлы на одежде (перстень и узел — символы неволи), в праздник видеть человека работающего и т. п. Он должен был происходить из брака, заключенного посредством обряда confarreatio, и сам жить в таком же браке, который был неразрушим (Tac. ann. 4, 16. Gell. 10, 15); в случае смерти жены он должен был отказаться от своей должности. Plut. quaest. rom. 50. Ему запрещено было отлучаться из города сначала даже на одну ночь, впоследствии -на две ночи, чтобы отсутствие его не мешало ему приносить ежедневные жертвы Юпитеру. Tac. ann. 3, 71. Только в крайнем случае эти жертвы приносила его супруга Flaminica Dialis. Начиная с первой междоусобной войны (последний fl. Dialis, Мерула, умертвил себя в 86 г. до Р. X.) эта должность оставалась незанятою до 13 г. до Р. X. (Tac. ann. 3. 58), а по Dio Cass. 54, 36. до 10 г. до Р. X.

  11. Источник: Реальный словарь классических древностей



  12. Большой Энциклопедический словарь

    ФЛАМИНЫ
    ФЛАМИНЫ - в Др. Риме жрецы отдельных божеств, (Юпитера, Марса, Квирина и др.).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: