(от греч. χαλκός = медь и γράφειν = начертывать) — искусство вырезать на меди, а также на бронзе и латуни, углубленными чертами какие бы то ни было изображения и письмена. Оно было известно еще в глубокой древности восточным народам, достигло потом высокого совершенства у греков, перешло от них к римлянам и через этих последних распространилось по всей Западной Европе. X. в древнем мире служила главным образом для украшения предметов роскоши, каковы, напр., греческие ручные зеркала с вырезанными на задней стороне изображениями человеческих фигур и целых сцен, но употреблялась также для полезных, практических целей, как это видно, между прочим, из свидетельства Геродота (см.) о том, что в конце VI в. до Р. Хр. греки чертили на меди географические карты и что Аристагор Милетский поднес спартанскому царю Клеомену "медную доску, на которой были обозначены чертами земли, моря и течения всех рек". Такое же двоякое назначение имела X. и в средние века. Как отрасль художественных производств, она находилась в тесной связи с эмальерным делом и ньеллированием, но была употребляема и независимо от них, причем постепенно совершенствовалась в передаче округлости изображаемых фигур и вещей, в достижении живописного эффекта при помощи хорошо рассчитанного расположения и взаимного пресечения штрихов и уместного употребления пунктира, чем в особенности отличаются большие надгробные плиты XVI стол. Первые опыты получения оттисков на бумаге с начерченного на металле положили основание гравированию в собственном смысле слова, и старинный термин "X." вышел из употребления, заменившись выражениями: "гравирование резцом", "гравирование иглой" и т. д. В настоящее время слово "X." употребляется исключительно для обозначения учреждений, в которых собираются и хранятся гравированные медные доски, и в которых можно получать оттиски с этих последних, каковы луврская X. в Париже, ватиканская X. в Риме и нек. др.
chalcography
— изл. син. термина минераграфия.