(Grotius, de Groot) — известный голл. юрист, госуд. деят. и писатель, род. в 1583 г. Восьмилетним мальчиком он писал уже латинские стихи; в одиннадцать лет он сделался студентом Лейденского унив. Здесь он удивлял своих учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и унив. не мог ничего прибавить. 15 лет Г. участвовал в посольстве, отправленном во Францию, ко двору Генриха IV. Король уже раньше знал Г. по оде, посвященной ему и, представляя его своим царедворцам, воскликнул: "вот чудо Голландии". В Орлеане Г. изучал право. Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще; так он издал "Satiricon" Марциана Капеллы, снабдив его очень ценными комментариями. Тогда же он перевел и некоторые матем. и астрон. сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии ("Adamus exul", "Christus patiens" и "Sophomphaneos"). В 1601 г. Г. был назначен историографом Голландской республики, в 1607 г. — ген.-фискалом, в 1613 г. — ратспенсионарием в Роттердаме. В этой должности, соответствовавшей должности синдика в нем. городе, он принял участие во внутренних политико-религиозных распрях страны, как сторонник знаменитого Ольденбарневельда. Победителем из борьбы вышел Мориц Оранский, представитель идеи централизации. Ольденбарневельд был казнен (1619); Г. заключен в тюрьму, но бежал во Францию, где провел 11 лет, пользуясь пенсией от Людовика XIII. После неудачной попытки снова водвориться на родине Г. по предложению шведского канцлера А. Оксенштирна перешел на службу к стокгольмскому двору [переписка Г. с канцлером теперь издана] и был назначен шведским послом в Париж (1634). В 1645 г. Г. вышел в отставку и в том же году умер.
Несмотря на чрезвычайно сложную общественную и дипломатическую деятельность, Г. успел оставить после себя ряд трудов богословских, юридических, исторических и смешанного содержания. Из его богословских трудов самые известные: комментарии на св. Писание ("Annotationes in Vet. et in Novum Testam."), которые Лейбниц предпочитал всем до него существовавшим; "De veritate religionis christianae" (1662), перевод не только на европейские, но и на азиатские яз.; "Via ad pacem ecclesiasticam". Сын Г. издал все богословские трактаты отца в Амстердаме ("Opera Theologica"). O религиозных возрениях Г. см. Creuzer, "Luther u. H. Grotius" (Гейд., 1846). Из юридических соч. Г. самое замечательное — "De jure belli et pacis", благодаря которому он считается по справедливости основателем всеобщего государственного права, философии права и международного права. Г. исходит из идеи общежительности (sociabilitas); принципом права он считает безопасность общества (societatis custodia). Это право он называет естественным, его источник видит в здравом смысле; оно отличается от позитивного права, божественного или человеческого, которое всегда произвольно. Божественное право, в его глазах, — право общее, относящееся ко всему человечеству; он его ставит рядом с естественным правом; но он допускал еще специально божественное право, приложимое к одним израильтянам. Г. дал толчок изучению права; стали открывать кафедры с специальною целью изучать и комментировать его знаменитый трактат. Ср. Hertenstein, "Darstellung der Rechtsphilosophie des H. Grotius" (1850); Hély, "Étude sur le droit de la guerre de Gr." (1875). Очень известен в XVII столетии был и трактат Г. "De Mari libero". Этот труд он написал против притязания Испании на исключительное право торговли в Индии; он защищал здесь проект свободного пользования морями. Этот трактат изучался всеми прибалтийскими государями в разгар борьбы из-за "dominium maris Balthici". К юридическим трудам Г. следует отнести еще "De imperio summarum potestatum circa sacra" (1677). Большое значение имеют и исторические труды Г. Благородный патриот с особенным воодушевлением занимался историей своей родины; "Annales et historiae de rebus Belgicis" доставили Гроцию почетное место в историографии XVII стол. и до сих пор не потеряли своего значения. Г. известен и двумя изданиями Иордана и Павла Диакона, вышедшими в 1655 г. под загл. "Historia Gothorum, Vandalorum et Longobardorum". О Г. биографии Лудена (1806), Бутлера (1827), и де-Фриза (de Vries, 1827). Ср. Caumont, "Etude sur la vie et les travaux de G." (1862).
Г. Форстен.
(Grotius, Hugo) (1583-1645), или Гуго де Гроот, голландский юрист, основатель современного международного права. Родился в Делфте (Голландия) в старинной, уважаемой семье 10 апреля 1583. В детстве отличался удивительными способностями. В пятнадцать лет поразил французский двор умом и эрудицией; король Генрих IV назвал его "голландским чудом". С одиннадцати лет Гроций изучал классическую литературу и философию в Лейденском университете; в 1599 Орлеанский университет удостоил его степени доктора права. Допущенный к юридической практике в 16 лет, он никогда ею не занимался. В 1607-1613 занимал ответственный пост генерального казначея провинций Голландия, Зеландия и Фрисландия, а затем был пенсионарием в городском совете Роттердама. Оказался замешанным в противостояние ортодоксальных кальвинистов и протестантов-диссидентов. Вместе с великим пенсионарием Яном Олденбарневелтом и двумя другими деятелями был взят под стражу в 1618 и осужден на пожизненное заключение. В 1621 Гроций вместе с женой, Марией ван Регерсберг, дочерью бургомистра Вере, бежал из крепости Левенстейн во Францию. Здесь он написал несколько книг о религии и праве, в том числе знаменитый трактат Об истине христианской религии (De Veritate Religionis Christianae, 1627; еще в крепости был написан первоначальный голландский текст: Bewijs van den waren Godsdienst) и Введение в голландскую юриспруденцию (Inleydinge tot de Hollandsche Rechts-geleertheyt, 1631). В 1631 вернулся в Роттердам, однако был вынужден покинуть страну и поселился в Швеции; был назначен на должность шведского посланника в Париже в 1634. Ничем не проявив себя на этом посту, обратился с просьбой к шведскому правительству об отставке. Возвращаясь в Швецию, Гроций посетил Роттердам и Амстердам, где нашел восторженный прием. Шведская королева Кристина также оказала ему почести, хотя и не предложила новой должности. Гроций был вынужден покинуть Швецию, однако на пути в Голландию его корабль потерпел крушение, от последствий которого Гроций через два дня умер в Ростоке 28 августа 1645. Кроме своего великого труда О праве войны и мира (De Jure Belli ac Pacis, 1625), Гроций еще молодым человеком написал трактат О праве на добычу (De Jure Praedae), одна из глав которого под названием О свободном море (De Mare Libero) вышла в свет в 1609. Оставшаяся часть рукописи была утеряна и вновь найдена в 1864. В этой работе Гроций обсуждает понятие "сообщества людей" (societas humana), включающего все человечество. В трактате О праве войны и мира его теория международного права основывается на той же идее человеческого общества как правового сообщества, подчиняющегося "праву народов" (jus gentium), которое, в свою очередь, основано на естественном праве, общем для всех людей и народов. Трактат Гроция имел огромный успех, к 1775 появилось 77 изданий этой работы, большей частью на латыни, но также на голландском, французском, немецком, английском и испанском языках.
ЛИТЕРАТУРА
Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956