Седерберг в энциклопедиях
(Генрих) — шведский пастор; как полковой священник, участвовал в северной войне, при Полтаве был взят в плен и долго жил в Москве, занимаясь обучением детей; по возвращении на родину составил "Заметки о религии и нравах русского народа". Перевод их напечатан в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1873 г., кн. 2. — С., как уроженец Стокгольма, нередко подписывался "Holmia Svecus".
(Söderberg)
Яльмар (2.7.1869, Стокгольм, — 14.10.1941, Копенгаген), шведский писатель. Учился в Упсальском университете (1890—91). В первых книгах: романе «Заблуждения» (1895) и сборнике «Небольшие рассказы» (1898), окрашенных философической грустью и скептической иронией, сломился стиль С. — психологически утончённый, отточенный, лаконичный. В центре автобиографического романа «Юность Мартина Бирка» (1901), в романе «Доктор Глас» (1905, рус. пер. 1971), отрицающем право «сильного человека» на преступление, и романе «Серьёзная игра» (1912, рус. пер. 1971), а также в пьесе «Гертруда» (1906, рус. пер. 1908) — конфликт между идеалом и действительностью. Несогласие с религиозной моралью, проявившееся в «Докторе Гласе», определяет трактаты С. «Иисус Варавва» (1928) и др. В 30-е гг. выступал против фашизма.
Соч.: Samlade verk, bd 1—10, Stockh., 1943; в рус. пер. — [Рассказы], в сборнике: Шведская новелла XIX—XX вв., М., 1964.
Лит.: Веселовский Ю. А., Яльмар Седерберг. (Критический этюд), М., 1911; Stoipe S., Hjalmar Söderberg, Stockh., 1934; Bergman B., Hjalmar Soderberg, Stockh., 1951.
А. А. Мацевич.
СЕДЕРБЕРГ Яльмар (Hjalmar Soderberg, 1869—) — шведский писатель. Р. в Стокгольме, в семье небогатого чиновника. В 1888 поступил в Упсальский ун-т. С. дебютировал в литературе в 1895 большой новеллой из стокгольмской жизни «Forvillelser» (Заблуждение). В 1898 вышел его сборник новелл «Historietter» (Небольшие истории) В 1901 он выпустил роман «Martin Bircks ungdom» (Молодость Мартина Бирка), в к-ром с выдающимся мастерством рисует всю глубину разочарованности и тоски одиночества современной ему мелкобуржуазной молодежи. На собрании рассказов «Framlingarna» (Чужие, 1903) лежит печать явственного воздействия Анатоля Франса и его тонкой социальной иронии. Наконец в 1905 вышел его большой роман «Doktor Glas», где С. по-ницшеански отстаивает допустимость убийства. Проблема этических возможностей отдельного человека ставится и в его драме «Gertrud» (Гертруда, 1906). Переехав в Копенгаген, С. продолжает с неослабевающей энергией свою творческую деятельность. «Det morknar over vagen» (Темнеет над дорогой, 1907), «Vaida sidor» (Избранные страницы, 1908), «Hjartats oro» (Волнение сердца, 1909), пьеса «Aftonst-jarnan» (Вечерняя звезда, 1912), «Den allvar-samma leken» (Серьезнейшая игра, 1912), «Den talangfulla draken» (Талантливый дракон, 1913), «Jahves eld» (Огонь Яхве, 1918), драма на тему о политическом положении после империалистической войны «odestimmen» (Роковой час, 1922), «Resan tile Rom» (Поездка в Рим, 1929) и наконец роман «Jesus Barrabas» (Иисус Варрава), в к-ром С. отождествляет Христа с Варравой, делая из него героя-бунтаря, — вот этапы творческого пути С. Будучи в настоящее время связан с идеологией индивидуального анархизма, С. остается писателем-одиночкой, непонятым и почти забытым.Библиография:
Гертруда, Драма, перев. Ю.Балтрушайтиса, изд. Антик, М., 1908; По течению. Мелкий дождь. Сатана, майор и придворный проповедник. Воздаяние за грех. Бездомная собака. Тень, «Северные сборники», издание «Шиповник», книга 5, СПБ, 1908.