Лаский Ян — реформатор в словарях и энциклопедиях
(Łaski, 1499-1560) — известный реформатор XVI в., племянник примаса Лаского. Учился в Болонье, увлекаясь,по-видимому, гуманистическим движением. Возвратясь в Польшу, был посвящен в священники. Когда в начале 1524 г. старший брат его, Иероним, отправился с дипломатическими поручениями во Францию, Ян поехал вместе с ним и завязал сношения с швейцарскими и французскими гуманистами и реформаторами. Несколько месяцев он прожил в Базеле у Эразма и купил его библиотеку, с условием, что она останется в распоряжении Эразма до самой его смерти. Через несколько лет мы встречаем Л. в Венгрии, где его брат Иероним воюет за интересы Запольи; от имени последнего Ян являлся послом к королю своему Сигизмунду I (1531). После смерти дяди он исполнял обязанности администратора гнезненского архиепископства. Предприняв, в 1538 г., заграничное путешествие, он женился, в Лувене, и это повело к открытому его разрыву с католической церковью. В 1541 г., во время короткого пребывания в Кракове, на Л. нашла, по-видимому, минута душевной слабости, и он принес присягу перед примасом Гамратом, что не отступал от римско-католической веры. Уже в 1543 г. он стоит, однако, во главе всех протестантских церквей в Остфрисландии. Здесь ему предстояла трудная работа организации церкви, выработки вероучения и борьбы с разнообразными сектами. Он выполнил ее удачно и проявил блестящие организаторские способности. В 1548 г. Л., по приглашению Кранмера, помогал ему реформировать английскую церковь. После тщетных попыток продолжать свою деятельность в Германии или Польше, Л. вернулся в Англию, где король Эдуард VI, в 1550 г., назначил его суперинтендентом церквей всех иностранцев, предоставив им полную свободу по делам церковного управления. В Англии Л. женился во второй раз. Восшествие на престол Марии Кровавой заставило Л. опять начать жизнь скитальца, продолжавшуюся три года. Только в декабре 1556 г. удалось ему возвратиться в Польшу, куда его настойчиво звали протестантские паны и шляхта. Принадлежность Л. к знатному польскому роду открывала ему доступ к королю, на которого он имел некоторое влияние. Л. тотчас сделался душой малопольской церкви; без его совета кальвинисты ничего не предпринимали. Все интриги католического духовенства, направленные к тому, чтобы добиться изгнания его из Польши, не привели ни к чему, так как оно было теперь почти бессильно. Л. вытеснил из Малой Польши влияние чешских братьев и пытался открыть доступ кальвинизму в Великую Польшу и устроить единение между ним и лютеранством. С этой целью он предпринял путешествие к герцогу Альбрехту в Кенигсберг, оставшееся без результата. Устройство, данное Л. малопольской церкви, удовлетворяло стремлениям и желаниям тогдашней шляхты: в управлении церковными делами было отведено много места участию светского элемента. Не смотря, однако, на весь авторитет Л., ему не удалось достигнуть единообразия в богослужении, обрядах и совершении таинств. См. Barteis, "Johannes а Lasco" (Эльберф., 1860); Walewski, "Jan Laski, reformator kościoła" (Варшава, 1872); Dalton, "Johannes а Lasco" (Гота, 1881); Korytkowski, "Prałaci i kanonicy katedry gnieźnieńskiej", (т. II, Гнезно, 1883); Zakrzewski, "Rodzina Laskich w XVI w." ("Ateneum", 1882, т. VI); Любович, "История реформации в Польше" (Варшава, 1883); Pascal, "J. de Lasco" (П. 1894); Kuyper, "Jobannisa Lasco opera" (Амст., 1867).
Н. Л.