(Τύχη) — у древних греков богиня счастья, удачи или просто случая, почитавшаяся в этом смысле вместе с богом случая (Καιρός). В Смирне находился храм Т., где богиня была представлена с кружком на голове и рогом Амальтеи в руке. Пиндар сложил в честь Т. особый гимн, а в одах восхваляет ее как одну из Мойр, как охранительницу городов, как дочь Зевса Освободителя, говоря, что она на море благосклонно управляет кораблями, а на суше — войнами и человеческими решениями. Культ Т. существовал, между прочим, в Аргосе, где в храме ее хранились игральные кости Паламеда; в Сикионе, где она чтилась как ακραία (Горная); в ахейской Эгире, где ее изображение стояло рядом с изображением Эрота; в элидском Сосиполе, где она чтилась вместе с божеством — покровителем города; в Фивах, где она была изображена с юным Плутосом на руках. С постепенным исчезновением веры в личных богов культ Т. укоренялся все больше и больше, пока не сделался повсеместным. В изображениях она представлялась обыкновенно с рогом изобилия, рулем, крыльями, колесом или шаром; последние символы обозначали переменчивость ее характера. Кроме индивидуальной богини Т., были божества женского пола — тихи, соответствовавшие мужским демонам (гениям) и покровительствовавшие отдельным лицам, городам и местностям. Так, в Афинах существовал культ так называемой доброй Тихи — покровительницы города, почитавшейся вместе с Добрым Гением города. Добрая Т. упоминалась во вступительной формуле всякого народного постановления, на памятниках, в посвятительных надписях, а также при начале каждого дела. Она изображалась в виде окутанной покрывалом женщины (в Афинах), нередко с рогом изобилия и кружком. Особенно распространен был культ доброй Т. в городах и провинциях эллинистической и римской эпохи; в каждом городе находилась тогда статуя богини в образе красивой, богато одетой женщины со стенной короной на голове и другими общими и местными атрибутами ее божественных свойств.
Н. О.
• Τύχη,
1. богиня случая и судьбы; Гесиод (Hesiod. theog. 360) причисляет ее к дочерям Океана и Тефеи, Пиндар к Майорам. Ее изображали с различными атрибутами: как управительница судеб она держит в руках руль жизни и шар, символ переменчивости счастья, как дарующая счастье и благополучие — рог Амалфеи, а иногда Плутоса (богатство) и называется Τύχη α̉γαθή (bona Fortuna). B позднейшее время ее почитали в разных местах, особенно как спасительницу и охранительницу государства (Σώτειρα, παι̃ς Ζηνòς Έλευθερίου (Pind. ol. 12, 1), φερέπολις, α̉κραία, охранительница акрополей в Сиконе). Римская Fors Fortuna совершенно соответствует греческой Τύχη, она также богиня случая и особенно счастья и изобилия. Учреждение культа ее приписывают Анку Марцию или Сервию Туллию, который, как говорит предание, в благодарность за то, что, будучи сыном рабыни, сделался царем, построил храм Fortunae primigeniae на Капитолии и другой Forti Fortunae у Тибра ниже города. Fors Primigenia, называвшаяся так, вероятно, потому, что определяла всякому при рождении судьбу, имела также храм на Квиринале, где почитали ее также как F. Publica, как F. всего римского народа. Противоположное значение имела F. Privata. Вообще культ Фортуны у римлян был очень распространен, она имела множество храмов, в которых почитали ее под различными именами, напр., F. Plebeia, F. Patricia, F. Equestris, F. Libera (свободных), F. liberum (детей), Virginalis, Muliebris, Barbata (которая выращивает мальчиков в юношей), Virilis, богиня счастья мужчин; впоследствии значение ее изменилось, и она считалась богиней женщин у мужчин. Ov. fast. 4, 145. Другие названия она получила от приписываемых ей качеств и действий, напр., Respiciens (обращающая внимание), Blanda (милостивая), Dabia, Brevis, Stata (сомнительная, кратковременная, постоянная), Bona, Mala, Averrunca (отклоняющая беду), Comes (спутница), Redux и т. д. Праздник в честь F. Fortunae был 24 июня у вышеупомянутого храма Сервия, к которому подплывали на украшенных цветами лодках. Ov. fast. 6, 773 слл. Это был преимущественно плебейский праздник. Кроме Рима Fortuna издавна почиталась также в других городах Лациума, напр., в Анции (ср. Horat. Od. 1, 35), в Пренесте, где сделалась также богиней-предсказательницей;
2. часть города Сиракуз, см. Syracusae, Сиракузы.