Тангейзер в энциклопедиях
иначе Тангузер (Tannhäuser, Tanhuser) — миннезингер XIII в., жизнь и личность которого стали темою для народногерманских легенд и сказаний, связанных, с одной стороны, с преданиями о горе Герзельберг или Венериной горе близ Вартбурга, с другой стороны — с легендами о "Вартбургской войне" или состязании поэтов (см.). Исторически-достоверный миннезингер Т. родился в начале XIII в. и умер во всяком случае ранее 1273 г. (до воцарения Рудольфа Габсбурга). По-видимому, он происходил из австрийско-баварского дома баронов Тангузенов; вместе с Фридрихом Вторым, императором германским, в 1228 г. участвовал в крестовом походе. Как сторонник императора, вечно ссорившегося с папами, Т. не мог благоволить к Риму; возможно, что Т. имел какое-нибудь неприятное столкновение с каким-либо папою — пожалуй, и с папою Урбаном IV, занимавшим римский престол с 1264 до 1268 г. и играющим важную роль в легенде о Т. Главным покровителем Т. был другой Фридрих — Воинственный (der Streitbare), герцог австрийский, последний из графов Бабенбергов; в своих песнях Т. заявляет, что ему были пожалованы герцогом деревня и имение. После смерти своего мецената (в 1246 г.) Т., по словам собственных песен, "проел и прозаложил свое имение, так как ему очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино и вкусные закуски и дважды в неделю баня"; он впал в нужду и вынужден был скитаться странствующим рыцарем, причем домохозяева более радовались его уходу, чем приходу". Покровителя, подобного герцогу Фридриху, Т. уже не мог найти, хотя из песен Т. видно, что к нему благоволили император Фридрих Второй и другой враг Рима — Оттон Второй Светлейший (der Erlauchte), герцог баварский. Т. с гордостью заявляет в своих песнях, что, будучи верным приверженцем Гогенштауфенов, не пойдет искать покровительства в Тюрингию. В "Вартбургской войне" (см.; 1206 или 1207 г.) Т., наверное, не участвовал: в то время он был ребенком. Говоря о Тюрингии, Т., очевидно, подразумевает потомков ландграфа тюрингенского и пфальцграфа саксонского Германа I, устроителя вартбургского состязания певцов, умершего в 1217 г. Т. сочинял своеобразные плясовые песни, называемые "Leiche"; по словам одного из исследователей миннезанга (Гагена), Leiche — "песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе и с быстрыми пассажами вверх и вниз, во весь диапазон аккомпанирующего песне струнного инструмента". В песнях этих сказывается жизнерадостная и чувственная личность Т., воспевавшего пляски с красавицами на цветущем лугу под липою и пастушеские удовольствия с "верною Кунигундою". Временами исторический Т. не чужд и настроений искренно-религиозного характера. Стихотворения Т. напечатаны в сборнике Гагена: "Minnesinger" (Лпц., 1838) [В так наз. "Манессевой рукописи" (см.) XIV в. есть портрет Т., в одежде крестоносца.] Народная южно-германская фантазия приурочила исторического Т. к преданиям о горе Герзельберг (Hörseiberg, от слова "Ursel" — непотухшая, огненная зола), расположенной между городами Эйзенахом и Готою в нынешнем Великом герцогстве Саксен-Веймарском, неподалеку от Вартбурга, в Тюрингервальде. Эта гора, имеющая вид продолговатого гроба, слывет в простонародье под именем Венериной горы (Venusberg); в ней есть пещера, где слышится шум подземных ключей; народная фантазия услышала в этом шуме стоны грешников и нечестивые клики адской радости, а во мраке грота увидела адское пламя; гора прослыла входом в чистилище и обиталищем прекрасной языческо-германской богини Гольды (Holde, frau Holla) или классической богини Венеры; в этой-то пещере исчезает, по народному поверью, ночной поезд "дикой охоты" (die Wilde Jagd), предводимый богинею Гольдою. Сущность южно-германского предания о Т. такова. Однажды миннезингер Т., идя в Вартбург на состязание певцов, увидел у Герзельберга богиню Венеру (frau Venus), которая завлекла его к себе в грот; там он пробыл семь лет в забавах и развлечениях. Боязнь, что он погубил свою душу, побудила его расстаться с богинею и искать отпущения грехов в Риме, у папы Урбана. Папа с негодованием отказал в этой просьбе, сказав, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника. Т. с горя вернулся к дьявольской Венере в Герзельберг. Тем временем посох пустил побеги, и папа велел отыскать прощенного Богом грешника — но его уже не могли найти. Т. должен остаться в Герзельберге до Страшного Суда, когда Господь окончательно решит его участь. Ко входу в пещеру Герзельберга приставлен добрый гений германских сказаний, "верный Эккарт" (der treue Eckart), никого не допускающий в пещеру. В этой сказке проявляются свойственные средневековью настроения: томление по античному и родному (германскому) язычеству и недовольство аскетическою суровостью духовенства. Народные и искусственные обработки этого сказания в виде песен о Т. появляются в Германии очень рано, с XIV или XV в.; кажется, первая печатная "Das Lied von dem Danhewser" относится к 1515 г. Приурочивание миннезингерских подвигов Т. ко двору тюрингенского ландграфа Германа и к "вартбургской войне" — более позднего происхождения, чем легенда о Т. и Венере. Рихард Вагнер в своей опере "Т., или состязание певцов в Вартбурге" соединил легенду о Т. с легендою о вартбургской войне, отождествив личность Т. с личностью легендарного миннезингера Генриха фон Офтердингена. Романтическая опера Вагнера сильно оживила интерес к личности Т. и к литературе о нем; аскетическая до известной степени тенденция либретто Вагнеровской оперы не соответствует, однако, жизнерадостному и гуманному духу народной легенды о Т. Тою же легендою о Т. пользовались другие писатели: Гейне в своем знаменитом, слегка юмористическом стихотворении; Тик в своей поэме (где вместе с Т. появляется "верный Эккарт"); Эйхендорф в новелле "Мраморная статуя"; Гофман в рассказе "Состязание певцов" и Новалис (оба последних писателя говорят о Генрихе Офтердингене, не отождествляя его с Т.); Франкль в эпопее "Т."; Мангольд в либретто к опере "Т." (муз. Дуллера); лирик Гейбель и многие др. Ср. Grässe, "Der Tannhäuser und Ewige Jude, Zwei deutsche Sagen" (2-е изд., Дрезден, 1861); Franz Müller, "Ueber Rich. Wagner's Tannhäuser" (Веймар, 1853).
В. Ч—н.
(Tannhäuser, средневерхненемецкий Tannhuser)
(около 1205, Зальцбург или близ Нёймаркта, Бавария, — 1270), немецкий поэт-миннезингер. В 1228—29 участвовал в крестовом походе. Много странствовал. Автор танцевальных песен для придворной знати и поселян, любовных пародий и поучений. Оказал воздействие на творчество немецких средневековых куртуазных поэтов, на немецких романтиков 19 в. (Новалис, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман и др.). Т. — герой оперы Р. Вагнера «Тангейзер» (1845). В 14 в. возникла легенда о пребывании Т. в волшебном гроте древнегерманской богини Хольды близ Эйзенаха.
Соч., в кн.: Siebert J., Der Dichter Tannhäuser. Leben. Gedichte. Sage, Halle/ Saale, 1934.
Лит.: История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение, М., 1959, с. 123—25; 100 опер. [Ред.-сост. М. Друскин], 5 изд., Л., 1973, с. 62—67, 79.
ТАНГЕЙЗЕР (средне-верхненемецкий Tanhuser) — немецкий миннезингер середины XIII в.; исследователи пытались доказать его связь с одним из исторически засвидетельствованных в Баварии и Австрии, а также в Швабии и Франконии дворянских родов фон-Тангаузен, но без особого успеха.
В творчестве Т. ясно выступает связь с вагантской и шпильманнской поэзией — он культивирует шпрух (см.) и панегирик, осмеивает служение даме и подражает так назыв. «сельскому миннезангу» (hofische Dorfpoesie); одним из наиболее сильных произведений его дидактико-сатирической поэзии является горькая жалоба на бездомную жизнь отверженного бедняка («Hie var do stuant nun dinc...»). Стиль Т. насыщен аллегорическими образами и своеобразными гиперболами; так, осмеивая притязания своей возлюбленной на его служение, он уверяет: «Она хочет исполнить мою волю; я только должен принести ей со дна моря песку, на котором отдыхает солнце; она хочет меня утешить, — ей нужна от меня только та звезда, которая стоит вблизи от заката». В позднейшем фольклоре с именем Т. связывается сказание о посещении им Венериной горы (Venusberg). Древнейший вариант этого сказания представлен в народных песнях, собранных у Уланда (см.); позднее его с особой любовью разрабатывают романтики (Гейне, Р. Вагнер).Библиография:
Elster E., Tannhauser in Geschichte, Sage und Dichtung, Lissa, 1908; Barto P. S., Tannhanser and the Mountain of Venus, L., 1917.
Танге́йзер
(Tannhäuser) (около 1205 — 1270), немецкий поэт-миннезингер (буквально — певец любви). Участник крестового похода 1228—29. Оказал влияние на средневековых немецких куртуазных поэтов. Легенды о Тангейзере отражены в романтических произведениях Э. Т. А. Гофмана, Новалиса, Г. Гейне, опере Р. Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге».
* * *
ТАНГЕ́ЙЗЕР (Tannhauser) (ок.1200 — ок.1266), немецкий поэт-миннезингер(см. МИННЕЗИНГЕРЫ), герой немецкой народной песни.
Жизнь и легенда
О биографии Тангейзера известно немного, сведения о нем мы черпаем из песен самого поэта. По всей вероятности, он происходил из зальцбургско-баварского или франкского рыцарства, был странствующим певцом, временами жил при дворе Фридриха Австрийского, служил также германскому императору Фридриху II(см. ФРИДРИХ II Штауфен) и его сыну Генриху VI. Возможно, участвовал в крестовом походе 1228 и кипрской войне 1231—33 гг., путешествовал по западной и северной Европе, какое-то время пробыл при датском дворе.
Согласно сказанию о Тангейзере, побывал на Венериной горе (гора Херзельберг под Эйзенахом), где стал возлюбленным Венеры, затем раскаялся и совершил паломничество в Рим. Папа отверг грешника, сказав, что так же как никогда не зацветет посох, так и никогда не будет прощения поэту. После этого Тангейзер окончательно погрузился в царство Венеры. Однако посох зацвел, показывая благосклонность небес к поэту.
Сюжет этого сказания был использован во многих литературных и музыкальных произведениях: «Верный Экхарт и Тангейзер» Л. Тика(см. ТИК Людвиг) (1799), «Песня о Тангейзере» Г.Гейне(см. ГЕЙНЕ Генрих) (1836), «Тангейзер» Е. Гейбела (1838), в опере Р. Вагнера(см. ВАГНЕР Рихард) «Тангейзер или состязание певцов в Вартбурге» (1845), «Тангейзер» И. Н. Нестроя(см. НЕСТРОЙ Иоганн Непомук) (1854)]. В 20 в. образ Тангейзера как метафора был использован Т. Манном(см. МАНН Томас) в романе «Волшебная гора».
Творчество
Из творческого наследия Тангейзера сохранились всего шесть лейхов (лейх — лирическое произведение крупной формы, для которого характерно сцепление большого количества различных по структуре строф), несколько песен о любви к Даме и пародий на эту же тему, шесть шпрухов(см. ШПРУХ), одна крестовая песня и одна песня-плач по поводу смерти его покровителя. В творчестве поэта выделяются мотивы восхваления Дамы, любовных похождений, любовной тоски, странствий, а также восхваления покровителя. Поэзии Тангейзера не свойственна дидактика и злободневность, он написал лишь один политический шпрух. В любовной поэзии заметна ориентация на Вальтера фон дер Фогельвайде(см. ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЙДЕ).
В пародиях Тангейзера на песни о куртуазной любви Дама подвергается насмешкам за то, что дает своему рыцарю невыполнимые поручения. На уровне языка и стиля, пародийность ощущается и в том, что Тангейзер вводит галантную французскую лексику в танцевальные песни. Иронически описывая страдания куртуазной любви, поэт создает образ лирического героя, страстно отдающегося всем наслаждениям жизни. Тангейзер воспевает чувственность, рисует идиллический мир, наполняя его нереальными красавицами. Изображение культа любви приобретает ироническую, фривольную окраску. Эротичность его поэзии проявляется и в описании обнаженного женского тела. В этом угадывается предренессансное видение человека, где человек является мерой всех вещей, следовательно, и человеческое тело перестает быть греховным сосудом и рассматривается как проявление прекрасного.
Романтиков в образе Тангейзера привлекала поэтическая личность с ярко выраженной индивидуальностью и внутренней свободой.