СПОР, -а (-у), муж.
1. Словесное состязание, обсуждение чего-н., в к-ром каждый отстаивает своё мнение. Вести с. Учёные споры. Вступить в с. со стихией (перен.: в борьбу).
2. Разногласие, разрешаемое судом. С. о наследстве. Судебный с.
• Спору нет (разг.) конечно, безусловно.
На спор (разг.) на пари.
-а (-у), м.
1.
Словесное состязание при обсуждении чего-л., в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло. Пушкин, Евгений Онегин.
Николай сам увлекся спором о том, вытеснит ли атомная энергия электрическую. Кетлинская, Дни нашей жизни.
||
Пререкания, ссора, вызванные несогласием в чем-л.
Окончили торги и делят барыши. Но в дележе когда без спору? И. Крылов, Раздел.
Вы имели, кажется, спор с вашей хозяйкой за неуплату ей денег. Достоевский, Бедные люди.
2.
Взаимное притязание на владение чем-л., разрешаемое судом.
Имущественные споры.
□
Его [сельского старосты] решения по разным земельным спорам крепко помнит вся деревня, говоря, что справедливей его никто ни прежде, ни после таких дел разбирать не умел. Гл. Успенский, Из деревенского дневника.
3. перен. трад.-поэт.
Поединок, битва, единоборство.
Княгиня рыдает: — О князь Изяслав! В неравном посечен ты споре! А. К. Толстой, Три побоища.
За урожайные поля, За пядь земли, За пуд угля Ведем кровавый спор. Сурков, О войне и детях.
||
Состязание, соперничество.
Какая ночь! Алмазная роса Живым огнем с огнями неба в споре. Фет, Как нежишь ты, серебряная ночь.
вне спора не подлежит сомнению, очевидно. на пари. вводн. сл. бесспорно, несомненно.
1.
СПОР1, спора, муж.
1. Взаимное пререкание, словесное (устное или письменно) состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает свою правоту. Затеять спор. Вести спор. Горячий спор. Ученые споры. «Меж ими всё рождало споры.» Пушкин. «Длить споры не мое желанье.» Грибоедов. «Кто устоит в неравном споре: кичливый лях иль верный росс?» Пушкин. «У Казбека с Шат-горою был великий спор.» Лермонтов. «Между нами возникали нескончаемые споры.» А.Тургенев. Спор о словах (см. слово).
2. Взаимное притязание (обычно на с уде) на обладание чем-нибудь. Спор об имении. Спор о наследстве.
❖
Спору нет (вводное слово; разг.) - бесспорно, несомненно. «Ты прекрасна, спору нет.» Пушкин.2.
СПОР2, спора, мн. нет, муж. (спец.). Скопление чего-нибудь в одном месте. Спор льда.
м.
1.
Словесное состязание при обсуждении чего-либо двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.
отт. Борьба мнений - обычно в печати - по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика.
отт. разг. Ссора, препирательство.
отт. перен. Противоречие, несогласие.
2.
Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом.
3.
перен.Поединок, битва, единоборство.
отт. Состязание, соперничество.
(лат.), любимец рим. императора Нерона. Превратив С. в евнуха, Нерон, по свидетельству - Светония, "справил с ним свадьбу со всеми обрядами, с приданым и с факелом, с великой пышностью ввел его в свой дом и жил с ним, как с женой".
род. п. -а, спо́рить, спо́рю, укр. спiр, род. п. спо́ру, спо́ритися "спорить", др.-русск. съпоръ, также соупоръ (из *сѫ-поръ), словен. spòr, род. п. spóra, чеш., слвц. sроr, польск. spór, род. п. sporu. Связано с пере́ть. Ср. др.-инд. pŕ̥t-, pŕ̥tanā "борьба", авест. pǝrǝt-, рǝšаnā "схватка, борьба", арм. heṙ (основа на -i), род. п. heṙi "ссора, спор, распря" (но ср. также Хюбшман 466); см. М.–Э. 3, 222.
муж.
1) dispute, controversy, argument, argumentation;
wrangle, quarrel спору нет ≈ no doubt на спор ≈ on a bet решить спор ≈ to clinch an argument
2) юр. disputeм. argument, dispute;
(обсуждение) discussion;
валютно-финансовый ~ monetary dispute;
внешнеторговый ~ foreign trade dispute;
патентный ~ patent dispute;
~ по контракту contractual dispute;
~ по претензии dispute over a claim;
торговый ~ commercial dispute;
~у нет undoubtedly, of course, it is self-evident.
m.controversy, argument, quarrel; игра, "battle of the sexes" game
м
1)Streit m; Wortwechsel m(пререкание); мн. ч. споры Streitigkeiten f pl
завести ( затеять(разг.) ) спор — einen Streit anzetteln, sich in einen Streit einlassen(непр.)
это бесполезный спор — das ist ein sinnloser Streit
этот вопрос вызывает горячие споры — das ist eine heiß umstrittene Frage
2)юр. Streitfall m (умл.)
трудовой спор — Arbeitskonflikt m
•
•
спору нет — das ist zweifellos, das ist unbestreitbar
сделать что-либо на спор (на пари) — etw. tun, um eine Wette zu gewinnen
спорDisputation
спор м 1. Streit m 1a; Wortwechsel m 1d (пререкание); мн. споры Streitigkeiten f pl завести ( разг. затеять] спор einen Streit anzetteln, sich in einen Streit einlassen* это бесполезный спор das ist ein sinnloser Streit этот вопрос вызывает горячие споры das ist eine heiß umstrittene Frage 2. юр. Streitfall m 1a* трудовой спор Arbeitskonflikt m 1a а спору нет das ist zweifellos, das ist unbestreitbar сделать что-л. на спор (на пари) etw. tun, um eine Wette zu gewinnen
м.
discussion f; débat m; юр. litige m
завести (или затеять) спор — entamer une discussion; entrer(ê.) en discussion
закончить спор — vider un débat
вызвать спор — fournir matière à discussion
•
•
спору нет разг. — sans doute
м.
1)discusión f, disputa f, debate m(при обсуждении чего-либо); engarce m (Лат. Ам.)
горя́чий спор — discusión acalorada
бесполе́зный спор — disputa inútil
завести́ (зате́ять) спор — entablar una disputa
вступи́ть в спор — entrar en discusión
2)(тяжба) litigio m, pleito m
3)книжн.(борьба, схватка) pelea f
•
•
спору нет вводн. сл. — sin duda, indudablemente, huelga decir
на спор — a suertes, en apuesta
м.
disputa f, discussione f; contrasto m(распря); controversia f тж. юр.; lite f(тяжба); vertenza f(трудовой спор и т.п.)
затеять спор — attaccare una discussione, venire a contesa
идти на спор разг. — scommettere vt
спору нет вводн. сл. — senza dubbio, non c'è niente / nulla da dire; non ci piove разг.
纷争, 纠纷, 争端, 争论, 争议, 争执
— столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления др. стороны. С. является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. С. — важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники С. не приходят в итоге к согласию, в ходе С. они лучше уясняют как позиции др. стороны, так и свои собственные. Искусство ведения С. называется эристикой.
Используемые в С. аргументы, или доводы, бывают, как и в случае всякой аргументации, корректными и некорректными. В первых может присутствовать элемент хитрости, но в них нет прямого обмана и тем более вероломства. Вторые ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказанием и применения грубой физической силы.
Целью С. может быть обнаружение истины или достижение победы. С. направленный не на истину, а на победу, — это всегда С. о ценностях, об утверждении каких-то собственных оценок и опровержении несовместимых с ними оценочных суждений др. стороны. Все С. о ценностях преследуют цель добиться не истины, а победы. Даже С. об истинности тех или иных утверждений становится С. о ценностях, когда он ориентируется не на истину саму по себе, а на победу одной из сторон. Было бы ошибкой поэтому говорить, что в С. всегда нужно бороться не за утверждение собственного или коллективного мнения, а только за установление истины. Истина — не единственная цель С. др. его целью может быть ценность и, соответственно, победа как утверждение одних ценностей в противовес другим. Подавляющее большинство обычных С. — это как раз С. не об истине, а о ценностях. С. об истине встречается по преимуществу в науке, но и здесь он нередко переходит в С. о ценностях. Слово «победа», используемое применительно к С. прямо относится только к С. об оценках и выражаемых ими ценностях. Победа — это утверждение одной из противостоящих друг другу систем ценностей. В С. об истине о победе одной из спорящих сторон можно говорить лишь в переносном смысле: когда в результате С. открывается истина, она делается достоянием обеих спорящих сторон, и «победа» одной из них имеет чисто психологический характер.
Объединение деления С. на корректные и некорректные с делением их по цели на преследующие истину и преследующие победу над противником (С. об описаниях и С. об оценках) дает четыре разновидности С.
Дискуссия — С. направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы.
Полемика — С. направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы.
Эклектика — С. имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы.
Софистика — С. имеющий свой целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.
С. об истине, использующий и некорректные приемы, называется «эклектикой» на том основании, что такие приемы плохо согласуются с самой природой истины. Скажем, расточая комплименты всем присутствующим при С. или, напротив, угрожая им силой, можно склонить их к мнению, что 137 — простое число. Но вряд ли сама истина выиграет при таком способе ее утверждения. Тем не менее эклектические С. в которых истина поддерживается чужеродными ей средствами, существуют, и они не столь уж редки. Они встречаются даже в науке, особенно в период формирования научных теорий, когда осваивается новая проблематика и еще не достижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Известно, что Г, Галилей, отстаивавший когда-то гелиоцентрическую систему Коперника, победил благодаря не в последнюю очередь своему стилю и блестящей технике убеждения: он писал на ит. языке, а не на быстро устаревавшей латыни, и обращался напрямую к людям, пылко протестовавшим против старых идей и построенных на них канонов обучения. Для самой истины безразлично, на каком языке она излагается и какие люди ее поддерживают. Тем не менее пропагандистские приемы Галилея определенно сыграли позитивную роль в распространении и укреплении гипотезы Коперника. Наука делается людьми, на которых оказывают воздействие и некорректные приемы аргументации.
Осуждения заслуживает софистика, ставящая своей единственной целью победу в С. любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с истиной и добром.
Не существует общего перечня требований, которому удовлетворяли бы все четыре разновидности С. Софистика вообще не стеснена никакими правилами: в софистическом С. может быть нарушено любое общее требование, не исключая требования быть логичным или требования знать хотя бы приблизительно те проблемы, о которых зашел С. Для трех остальных разновидностей С. можно попытаться сформулировать общие требования, если подразумевается, что спорящие ориентируются в конечном счете на раскрытие истины или добра.
СПОР -а (-у); м.
1. Словесное состязание при обсуждении чего-л., в котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту. Начать, затеять (разг.), вести с. Научный с. Учёные споры. С. между братьями. Участвовать в споре. Вмешаться, включиться в с. Втянуть кого-л. в с. Поддерживать кого-л. в споре. Разгорелся, завязался с. об искусстве, о политике. Прекратите этот бесконечный, бессмысленный с.! * Меж ними всё рождало споры (Пушкин).
2. Взаимное притязание на владение чем-л., разрешаемое судом. Имущественный с. Трудовой с. С. о наследстве.
3. Поэт. Поединок, битва, единоборство. С. со стихией. * О громкий век военных споров, свидетель славы россиян (Пушкин). // Состязание, соперничество. * Алмазная роса Живым огнём с огнями неба в споре (Фет).
◊ Вне спо́ра. Не подлежит сомнению, очевидно. На́ спор. На пари.
◁ Спо́ру нет, в зн. вводн. словосоч. Бесспорно, несомненно. * Ты прекрасна, спору нет (Пушкин).
Спор
см. Диспут
«СПОР», баллада позднего Л. (1841). Проблематика «Спора» тесно связана с идейной борьбой и исканиями обществ.-историч. мысли лермонт. эпохи. Стих. охватывает целый круг вопросов, актуальных для 30—40-х гг. 19 в.: историч. предназначение России; Восток и Запад; цивилизация и природа и др. Различное отношение именно к этим вопросам развело (в дальнейшем) славянофилов и западников. «Спор», т.о., можно рассматривать как художественно-обобщенное поэтич. высказывание, проникнутое тревожившими поэта философско-историч. идеями века. Неправомерна поэтому имевшая в лермонтоведении место локальная трактовка, усматривавшая в стих. лишь изображение конкретного события — вступление на Кавказ рус. армии под начальством ген. А. П. Ермолова, хотя, конечно, оно не может не учитываться в реальном историч. комментарии к стих.Стих. обнаружило не только яркость поэтич. таланта Л., но и зрелость Л.-мыслителя, вникавшего в самые злободневные междунар. и историч. проблемы своего времени. Как показал Н. Бродский [см. Бродский (5)], Л., еще в юные годы познакомившийся с философией Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, был увлечен возникшими на рус. почве модификациями их философско-историч. концепций, глубоко веровал в великое будущее России и в ее всемирное значение. В «Споре» и преломились представления поэта о русской и всемирной истории. Живая историч. сила России, народ к-рой мужает для грядущих свершений на арене всемирной истории, противопоставлена «дряхлому» Востоку, уже завершившему свою историч. миссию в жизни человечества. «Север» и «Восток» — контрастные центры стих.; энергия, стихия движения, присущие Северу (России), противостоят многовековому сну, застою, вечному покою, царящим на Востоке. Стилистически это выявлено в последовательности контраста между колористической, переданной через статичное описание «роскошью» Востока и динамикой «глаголов движения и действия», свойственных Северу (см. Пумпянский Л.). Филос. идея стих. обретает худож. убедительность, будучи изложенной не в «открытой» монологич. форме, а в форме нар. баллады. Баллада начата как спор гор, их видением оправдана пространственно-временн́́ая емкость изображения — охват поступи веков и обозрение огромных географич. далей.
Бедуин. Цветная литография Д. И. Митрохина. 1914.
Осн. идея «Спора» осложнена темой наступления цивилизации на природу. Руссоистский мотив осквернения природы человеком, звучавший, напр., в поэме «Ангел смерти», Л. переакцентировал в «Споре», переведя его в другой контекст: прогресс цивилизации неизбежно связан с освоением природы. Этот контекст был одновременно обобщен и расширен: получившие в стих. прямое или косвенное отражение историч. события — кавк. война, проникновение на Сев. Кавказ промышленности, стремление России «внести свет и высшую культуру в полудикие кавказские племена» (Д. Соловьев, с. 71) в символич. форме осмыслены Л. как столкновение-встреча «цивилизованного» и «природного» мира (см. Историзм). Существенно, что Л. показал драматизм этого столкновения, проблема к-рого не снимается неотвратимостью и историч. оправданностью внедрения цивилизации и культуры. Для понимания стих. не м. б. безразлично, что философско-историч. спор персонифицирован, и в силу этого авторское сочувствие гордому и «покоренному» Казбеку могло прозвучать так отчетливо, не нарушив худож. единства стиха.Мысли Л. о судьбах России, о ее прошлом, настоящем и грядущем, столь явно выраженные в «Споре», просматриваются и в др. произв. поэта: «Два великана», «Бородино», а также в «Измаил-Бее», «Панораме Москвы», «Думе» и «Герое нашего времени» (см. Общественно-историческая проблематика в творчестве Лермонтова).Исследователи неоднократно останавливались на связи поэтики «Спора» с рус. и кавк. фольклором (в т.ч. с использованием традиции рус. нац. живописи, стиля лубка и плаката) — тенденцией, характерной для зрелого творчества Л. (см. Фольклоризм). Как стих., использующее элементы кавк. предания, «Спор» стоит в одном ряду с др. кавк. балладами Л. («Дары Терека», «Тамара»). Б. Реизов, сравнивая поэтич. структуру лермонт. «Спора» и стих. «Олимп» (опубл. в кн. Н. И. Гнедича «Простонародные песни нынешних греков», 1825), пришел к выводу о необходимости изучать фольклорные интересы Л. в известной связи и с греч. песнями, и со статьями их рус. переводчиков.До нас не дошли свидетельства об отношении близких поэту современников (В. Г. Белинского, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина) к проблематике «Спора», известны только нек-рые его эстетич. оценки. Белинский, хотя ему «в целом» и не понравилась эта пьеса (он нашел в ней «четыре стиха плохих»), восхищался лермонт. умением слить «поэзию с живописью». Хомякова привели в восторг «прекрасные стихи». С. П. Шевырев высоко оценил «Спор», считая его выше «Демона» и «Мцыри». То, что «Спор» был передан в «Москвитянин», хотя Л. обычно печатался в «ОЗ», друзья восприняли как достойный ответ поэта на критику его стихов на страницах «Москвитянина».Стих. иллюстрировали В. И. Комаров, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин, В. Д. Поленов, А. Г. Якимченко; положил на музыку Н. Н. Мясоедов.Автограф — ЛБ (архив Ю. Ф. Самарина). Написав «Спор» в апр. 1841 в Москве. Л. подарил беловой автограф Самарину (см. письмо Самарина к И. С. Гагарину от 3 авг. 1841 и запись его в дневнике 1841 — Соч. Самарина, т. 12, М., 1911, с. 55—57). Имеется также черновой (карандашом) и беловой с поправками (чернилами) автографы — ГПБ, собр. рукописей Л., № 12 (записная книжка, подаренная Лермонтову В. Ф. Одоевским), лл. 2, об. — 5 и 6—7. Впервые — «Москвитянин», 1841, ч. 3, № 6, с. 291—94.Лит.: Соловьев Д., Поэзия Л., Владимир, 1914, с. 71—72; Семенов (5), с. 138—39; Нейман (8), с. 441—42; Сигал Н. А., Боденштедт — переводчик Л., «Уч. зап. ЛГУ. Серия филологич. наук», 1941, в. 8, с. 345—46, 349; Гроссман (2); Пумпянский; Андреев-Кривич (4), с. 86—96; Эйхенбаум (12), с. 120—24; Герштейн (8), с. 355—56; Иконников (2), с. 21—27; Андроников (13), с. 480—96; Черепнин Л. В., Историч. взгляды классиков рус. лит-ры, М., 1968, с. 73—74; Реизов Б. Г., Заметки о Л., в кн.: От «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона», Л., 1969, с. 317—25; Коровин (4), с. 51—57; Усок (4), с. 296.