«Опека»

Опека в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Опека»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Современная энциклопедия
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Медицинская энциклопедия
  21. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  22. Энциклопедический словарь экономики и права
  23. Энциклопедия юриста
  24. Энциклопедический словарь
  25. Реальный словарь классических древностей
  26. Реальный словарь классических древностей
  27. Юридическая энциклопедия
  28. Словарь бизнес-терминов
  29. Тезаурус русской деловой лексики
  30. Большой Энциклопедический словарь
  31. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    организация юридической защиты и попечения о личности и имуществе лишенных дееспособности (см.) членов гражданского общества. Типической формой ее, как в историческом ее развитии, так и в современном состоянии является О. над несовершеннолетними, потребность в которой существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи. Малолетние, оставшиеся после смерти отца на попечении других родственников и продолжавшие жить под кровом той же семьи, находили в ней себе защиту; но такой защиты не имели те, в семье которых взрослых не было. Разложение большой семьи на малые, после смерти ее главы, также ставило вопрос об О. над малолетними сиротами. Постоянству потребности далеко не соответствуют средства ее удовлетворения, существовавшие в разное время и теперь существующие. В древнем обществе сироты предоставлялись добровольному попечению матери и других родных, по усмотрению последних, и положение их было печально. "Бедный и сирый младенец... труд беспрерывный его, бесконечное горе в грядущем ждут беспокровного: чуждый захватит сиротские нивы; с днем сиротства сирота и товарищей детства теряет, бродит один, с головой пониклой, с заплаканным взором" — эти слова Гомера (Илиада, 22, 486 сл.) справедливы не только по отношению к древней Греции. Исследователям русского крестьянского обычного права нередко случалось слышать от крестьян различных местностей, что у них "О. никогда не бывает": крестьянские сироты существуют мирским подаянием, а общество о них не заботится, в надежде, что всегда отыщется хотя отдаленный родственник или бездольная старушка, которые возьмут сироту к себе. Первоначальная юридическая организация О. возникает не по нравственному мотиву заботы о сиротах, а в интересах родственников сироты, претендентов на его имущество в случае его смерти. О., на первых порах — право этих родственников, не подлежавшее, по-видимому, устранению и завещанием отца; по отношению к сиротам и их имуществу она — власть, не подлежащая чужому контролю. Опекаемый находится "в руке" опекуна, получает от него содержание и обязан повиноваться ему, как сын отцу; пользование и распоряжение имуществом, как и все доходы с него, принадлежат опекуну. Только по достижении совершеннолетия опекаемый может потребовать возврата того, что ему оставлено отцом, но не того, что нажито во время опеки. Поскольку у опекаемого не было имущества, он остается на попечении своей матери, за которой некоторые законодательства (отдельн. герман. и Русская правда) признают иногда право на О. предпочтительно перед агнатами; но защита матери-вдовы, которая сама нуждается в покровительстве, в древнем обществе — далеко не то же, что О. мужчины. Произвольное отношение опекунов к опекаемым дает иногда основание к раннему развитию назначения опекунов по завещанию. По постановлениям XII таблиц и "Русской правды", агнатические родственники получают О. только в том случае, если нет назначенного завещанием опекуна. Сравнительно поздно развивается завещательная О. в германском праве. Во Франции, в некоторых областях обычного права, она не допускается вплоть до конца "старого порядка". Завещательная О., если опекуном назначен не близкий родич, не бесконтрольна; заинтересованные в имуществе опекаемого родственники претендуют на право надзора за опекуном и часто осуществляют это право. В Риме развивается, затем, новый вид О. — О. по назначению со стороны магистрата; постепенно она становится здесь господствующим типом О., расширяя все более и более право государственного надзора за опекунами и обращая О. из частно-правового в публично-правовое учреждение. В силу lex Atilia (неизвестного года) городскому претору было предоставлено право, по соглашению с народными трибунами, назначать опекунов к малолетним, не имеющим ни опекуна-родственника, ни опекуна по завещанию. Законом Julia et Titia это же право распространено на всех praeses'ов провинций; позднее были учреждены специальные praetores tutelares и были облечены правом назначения опекуна и другие магистраты. Указанные магистраты стали не только давать опекунов тем, у кого их не было, но и утверждать, в определенных случаях опекунов по завещанию, контролировать совершение важнейших сделок, касающихся отчуждения имущества малолетних и, наконец, увольнять опекунов; в случае их неспособности и в силу обвинения, на которое имел право всякий гражданин (так наз. accusatio suspecti tutoris). Таким образом, магистрат становится как бы опекуном опекуна; отсюда и название высшей О. В Риме сравнительно рано преобразовались, под влиянием вмешательства государственной власти, и отношения опекуна к опекаемому: опекун сделался юридическим представителем опекаемого и управителем его имущества в его, а не в своих интересах. Его главной задачей было совершение юридических сделок за опекаемого; только в императорское время ему запрещено было отчуждение имущества без согласия высшей О. Нерачительное исполнение опекуном своих обязанностей вело к ответственности по иску из О. Римская О. обнимала сначала только период малолетства, простиравшийся до 14 лет для мужчин и 12 для женщин. Lex Plaetaria (186 до Р. Хр.) постановила, чтобы не имеющий отца несовершеннолетний моложе 25 лет испрашивал себе у претора особого попечителя, для совершения определенных сделок. Позднее несовершеннолетние стали испрашивать себе попечителей на все время несовершеннолетия. Таким образом, образовалось деление О. на два вида: О. в собственном смысле (tutela) и попечительство (cura). Во Франции старая форма О., под именем bail, существует почти до революции, обращаясь в привилегию дворянства (garde noble), которой стремится добиться и буржуазия (garde bourgeoise). Применяемая на первых порах к ленам, она впоследствии обнимает все имущества. Опекун-байлистр получает в свое владение и пользование имущества опекаемого и обращает все доходы в свою пользу, но обязывается уплатить долги, лежащие на имении опекаемого, и содержать последнего. Принуждения к принятию такой О. не было: она была правом опекунов, а не обязанностью; выгоды, ею приносимые, побуждали управомоченных на нее лиц (сеньеров, до короля включительно, а также родственников опекаемого) вести борьбу из-за нее. Позднее забота о личности опекаемого поручалась одному из родственников, не имеющему права на имущественную О., а забота об имуществе — управомоченному байлистру. Мотив к установлению этой двойной О. указан в словах Филиппа Наваррского: "ne deit mie garder l'agnel qui en deit avoir le pel". Рядом с О. в форме bail постепенно развивается, однако, и О. в римском смысле (tutelle), оказывающая влияние на видоизменения в строе старой опеки. Распадаясь, по примеру римского права, на три вида: О. законная (legitima, т. е. О. родственников), завещательная (testamentaria) и по назначению (dativa), она отличается от римской тем, что во всяком случае требует утверждения государственной власти; отсюда положение, что "en France toutes tutelles sont datives"; в этом же признаке лежит главное отличие новой опеки от старой: "les tutelles sont datives, les baillies ou gardes sont coutumières". Новая О. объявляется общественной обязанностью, отказываться от которой не дозволяется, за исключением определенных случаев; с самого момента принятия должности опекун стоит под надзором правительственного органа (суда) и под контролем родственников опекаемого, составляющих семейный совет. Злоупотребления опекунской властью ведут к ответственности опекуна. О. является, наконец, не только О. над имуществом, но и над личностью, заботы о которой не входили в состав обязанностей римского опекуна. В Германии аналогичное развитие О. начинается с XIII в. в городах, переходя затем в земское право. Развитие высшей О. (Obervormundschaft) вытекает и здесь из эгоистического мотива: представители городской, земской и государственной власти (судьи, ленные владельцы, король) домогаются опеки (при недостатке родственников), как права на имущество опекаемого. Перемена воззрений на существо опеки, разложение старых форм обладания и родственного союза приводят к преобразованию опеки в духе римского права, рецепция которого сильно содействовала образованию нормальных представлений о задачах О. В XVI в. особенно усиливаются заботы об организации высшей О. Большую службу сослужило в этом отношении законодательство германской империи, в других областях права крайне недостаточное. Reichsp lizeiordnung 1548 г. советует правительствам отдельных государств и городов принять к руководству имперские нормы об опеке. Несовершеннолетние, не имеющие законных или завещательных опекунов, должны получать их от государства; вступление в исполнение обязанностей опекуна возможно только в силу декрета высшей О.; опекун обязывается составить инвентарь, дать обеспечение и принести присягу в том, что он будет надлежащим образом исполнять свои обязанности и, в особенности, не будет отчуждать без разрешения опекунского управления имущества опекаемого, и, наконец, по требованию этого управления будет давать отчет об О. Эти постановления повторяются в Reichspolizeiordnung 1577 г. и местных законодательных актах XVII и XVIII вв. Современная организация О. на Западе стремится установить такую систему попечения о личности и имуществе несовершеннолетнего, которая по возможности заменяла бы для него утрату естественного попечителя и опекуна-отца, и такой надзор за деятельностью опекунов, который препятствовал бы им уклоняться с законного пути. Эта цель достигается далеко не вполне; устройство О. до сих пор составляет одно из больных мест гражданско-правового строя. Опекунские учреждения. Неравномерное распределение О. по территории государства, а также необходимость поставить высшую О. как можно ближе к опекуну и опекаемому, не дают возможности создать такие опекунские учреждения, которые ведали бы только дела О.: они стоили бы чрезвычайно дорого и часто, по недостатку дел, оставались бы свободными от занятий, так как активная роль в О. выпадает не на их долю, а на долю опекунов. Весьма трудно также связать такие опекунские учреждения с другими государственными учреждениями, в видах контроля над их деятельностью. Везде на Западе заведывание О. подлежит ведению общих судов, которые для целого ряда действий, касающихся управления имуществом и надзора за личностью опекаемого, нуждаются в содействии других органов. Такими органами служат для Германии — сиротские советы при общинах, для Франции — семейные советы (см.). Эти учреждения восполняют деятельность суда, принимая на себя заботы об устройстве несовершеннолетних, призрении их частными лицами и общественными учреждениями, рекомендуя суду подходящих опекунов и осуществляя фактический надзор за опекунами. Они связывают государственное попечение о несовершеннолетних с попечением общины или родственников. Успех их деятельности зависит от степени развития в стране воспитательных, благотворительных и учебных учреждений и подходящего для целей О. состава опекунов. Опекуны. Обязанности опекунов во многих случаях являются очень тяжелыми. Управление имением, предприятием, торговым заведением малолетнего требует много хлопот, внимания и энергии; когда у опекаемого нет имущества, на опекуна падают тяжелые заботы о призрении опекаемого, легко могущие оказаться безуспешными, так что опекуну остается или оставить опекаемого на произвол судьбы (чего не дозволяет закон), или устроить его на собственный счет. Будучи общественной повинностью всех граждан, О. распределяется между ними крайне неравномерно. Одни получают О. легкие, другие — более тяжелые; одни — на все время продолжения совершеннолетия, другие — на несколько лет. Государство не может дать опекунам однообразного и равномерного вознаграждения, а % вознаграждения опекунов с доходов имущества является несправедливым (одно и тоже вознаграждение за труд отрезывания купонов от % % бумаг и за сложное управление имением). Опекуны часто обрекаются на продолжительную, тяжелую, а иногда и безвозмездную деятельность (на Западе О. по принципу безвозмездна). Естественным, поэтому, представляется стремление многих граждан уклоняться от принятия на себя О. Выбор опекунов представляется, вследствие этого, столь же трудным делом, как и устройство опекунских учреждений. Провозглашая в принципе, что все современные опеки суть опеки по назначению, т. е. или прямо установляются опекунскими учреждениями, или подлежат их утверждению, законодательства признают фактически законную и завещательную О., как более надежные, чем О. по назначению. Таким образом, к О. призываются: оставшийся в живых родитель опекаемого; лицо, назначенное опекуном в завещании родителя; если его нет, восходящие родственники несовершеннолетнего; если их нет, то опекун в Германии назначается по усмотрению опекунского суда, по выслушании мнения сиротского совета, а во Франции избирается семейным советом. Отношения опекунских установлений к опекунам в течение деятельности последних определяются в законодательствах различно, в зависимости от трех точек зрения на положение опекуна. Старое прусское право считало опекуна лишь исполнительным органом опекунских учреждений, подчиненным в своей деятельности строгому и постоянному контролю. Путем подробных узаконений это право определяло каждый шаг деятельности опекуна, вмешивалось во все его хозяйственные мероприятия, требуя на каждое санкцию высшей опеки. Наиболее способные и добросовестные опекуны, тяготясь постоянными столкновениями с высшей опекой, стали еще более и всеми силами уклоняться от занятия опекунских должностей, и они замещались лицами менее благонадежными, но умевшими ладить с придирчивым опекунским установлением. Французское право впадает в другую крайность, ставя представителя высшей опеки в значительную зависимость от семейного совета, часто находящегося в близких отношениях с опекуном и поддерживающего его интересы в ущерб интересам малолетнего. Мировой судья, по французскому закону, является лишь председателем семейного совета, имеющим равный голос с другими членами и дающим перевес только в случае разделения голосов поровну. На решение семейного совета возможна жалоба суду первой степени. Положение опекуна также гораздо более свободное; только важнейшие сделки подлежат контролю совета (отчуждение недвижимых имуществ, принятие и отказ от наследства, продажа государственных фондов и акций, приносящих свыше 50 фр. дохода, заключение займов, залог имений, начатие тяжбы, заключение мировых сделок). Чтобы хотя отчасти ограничить свободу опекуна, французское законодательство, в дополнение к надзору семейного совета, предписывает последнему избрать еще опекуна-наблюдателя (subrógé tuteur), на обязанности которого лежит контроль над действиями опекуна и доведение до сведения семейного совета о злоупотреблениях или не соответствующем интересам несовершеннолетнего ведении О. Новое законодательство об О. (прусский устав 1875 г., новое общегерманское уложение) стремится освободиться от недостатков старой прусской и французской организации установлением следующих принципов, на которых О. и построена теперь в Германии: а) высшее руководство О. принадлежит суду, имеющему решающий голос во всех делах О.; общинному сиротскому совету принадлежит лишь вспомогательная, содействующая роль, и его представления имеют лишь значение рекомендации. б) Опекун самостоятелен в своей деятельности. в) Опекун подлежит утверждению и надзору опекунского суда. г) Институт опекунов-наблюдателей сохраняется для тех случаев, когда дело идет об управлении имуществом, или когда это признает нужным опекунский суд. д) Правомочия опекуна в распоряжении имуществом и попечении над личностью опекаемого подвергаются известным ограничениям. Опекун имеет право и обязанность заботиться о лице и имуществе несовершеннолетнего, в особенности же быть представителем его. По принятии О. опекун представляет опекунскому суду подробный инвентарь поступившего к нему имущества. Принадлежащие к имуществу деньги, поскольку они не нужны для покрытия издержек О., должны быть помещены, с согласия опекуна-наблюдателя, под проценты в указанные законом кредитные бумаги, под верные залоги или в правительственные сберегательные кассы; непомещенные деньги должны храниться в правительственных банках. Иные способы помещения могут быть допущены лишь с разрешения опекунского суда. Распоряжение недвижимостями или правами на них, а также обязательствами, связанными с недвижимостями, принятие обязанностей и заключение договоров о возмездном приобретении земельных участков подлежат разрешению опекунского суда, как и целый ряд иных, перечисляемых законом сделок. Не одобренные опекунским судом сделки недействительны. Не вмешиваясь непосредственно в распоряжения и деятельность опекуна, опекунский суд постоянно за ней наблюдает и имеет право штрафами, не превосходящими каждый раз 300 мар., понуждать опекуна к заботливости об интересах опекаемого. Суд может постановить об отдаче опекаемого для воспитания в семью или в общественное воспитательное или исправительное учреждение. По требованию опекунского суда опекун и опекун-наблюдатель обязываются дать во всякое время сведения об О. За каждый год или в большие сроки, определенные судом, опекун во всяком случае обязан представлять отчеты об О. Суд может во всякое время потребовать от опекуна обеспечения в правильном управлении вверенным ему имуществом, или удалить его, если дальнейшее ведение им О. представляется опасным для интересов опекаемого. При удалении опекуна или увольнении его от должности по его просьбе, вследствие уважительных причин, он сдает дела опекуну-наблюдателю или опекунскому учреждению. О положении опекаемого под О. см. Возраст и Попечительство.

    О. в русском праве представляет собой один из наиболее отсталых институтов. До половины XVIII в. она почти совсем не привлекала к себе внимания законодателя. По "Русской правде", как и по Уложению царя Алексея, она является частным учреждением. Русская О. этого периода была или О. родственников, или завещательная. О. по назначению от правительства старое русское право не знает; предположения некоторых историков права, что О. заведывало духовенство, не подтверждаются никакими положительными свидетельствами. Опекун пользуется и распоряжается имуществом несовершеннолетнего по собственному усмотрению, отвечая лишь по иску его после достижения совершеннолетия. С Петра I начинаются попытки вмешательства государства, но они не имеют успеха до "Учреждения о губерниях" 1775 г., в котором в первый раз получают более прочную и последовательную организацию О. дворянская и городская. О. для других сословий была организована рядом частных узаконений, издававшихся с конца XVIII в. Современная русская О. — сословная. О. над дворянами принадлежит дворянской опеке, учреждаемой для одного или нескольких уездов, под председательством местного уездного предводителя дворянства, из определенного числа (от 2 до 4) заседателей по выбору дворянства. О. над личными дворянами, купцами, мещанами, цеховыми и вообще над разночинцами подведомственна сиротскому суду, состоящему, под председательством городского головы, из членов, избираемых собраниями сословий купеческого, мещанского и ремесленного, не менее как по одному от каждого; за отказом городского головы может быть избрано другое лицо, с утверждения губернатора. В местностях, где городовое положение не введено, суд состоит, под председательством городского головы, из двух членов городской думы и одного из городских старост. О. над лицами духовного звания ведается духовным начальством, за исключением детей священнослужителей, принадлежащих к потомственному дворянству и подведомственных, на общем основании, дворянской О. О. над крестьянами находится в ведении сельских сходов и подчиняется нормам обычного права (см.). В своей деятельности названные учреждения подлежат высшему надзору: дворянские опеки и сиротские суды — окружного суда, причем высшую инстанцию составляет сенат; духовные О. — консисторий; епархиального архиерея и синода. Неудовлетворительность этой организации в настоящее время общепризнана. Распространяясь на целый уезд, а во многих случаях и на гораздо большее пространство (соединенные О. нескольких уездов), существующие опекунские учреждения не могут фактически иметь надзор за деятельностью опекунов и ограничиваются большей частью надзором формальным и мнимым. Другой недостаток — крайняя медленность назначения опекунов и опекунского производства вообще. Состав опекунов представляется столь же неудовлетворительным, как и организация опекунских учреждений. Русское право знает только опеку завещательную и по назначению: "дворянская О. и сиротский суд обязаны определить к лицу несовершеннолетнего и его имению опекуна, в завещании родителей назначенного, или, если сего не сделано, то избрать самим опекуна" (т. X, ч. I ст. 251). По назначению "опекуны могут быть определяемы как из родственников или свойственников малолетнего, так и из посторонних" (ст. 254), по усмотрению опекунских учреждений; только оставшийся в живых родитель, а в Полтавской и Черниговской губ. — совершеннолетний брат может требовать допущения к исправлению О. над малолетними детьми, братьями и сестрами. Закон предписывает выбирать в опекуны людей, "кои нравственными качествами дают надежду к призрению малолетнего в здравии, добронравном воспитании и достаточном по его состоянию содержании, и от которых ожидать можно отеческого к нему попечения", и устраняет от О. "расточивших собственное или родительское имение, имеющих явные и гласные пороки, лишенных по суду всех прав состояния, всех особенных прав и преимуществ некоторых прав и преимуществ, известных суровыми поступками, имевших ссору с родителями малолетнего и несостоятельных" (ст. 256). Дворянская О. и сиротский суд "обязаны, когда не осталось имения, стараться поместить малолетнего, соответственно его состоянию и возрасту, в общественное училище или в сиротские дома, или записать в государственную службу, или пристроить к доброхотным людям для обучения промыслу или ремеслу" (п. 3, ст. 251). Так как, однако, выбор опекунов зависит не столько от предписаний закона, сколько от деятельности опекунских учреждений, а готовность быть опекуном — от отношения этих учреждений к опекунам, то неудовлетворительный строй опекунских учреждений прямо отражается и на составе опекунов. "Опекунское учреждение, находящееся в губернском городе или учрежденное для нескольких уездов, не имеет почти возможности ни назначать благонадежных опекунов, ни иметь за ними надзора, ни поверять фактически отчетности опекунов. Можно не преувеличивая сказать, что О. большею частью предоставлены на произвол" (соображ. составителей проекта устава об О. 1891 г.). О. у нас вознаграждается 5 % чистого дохода с имения малолетнего; прибыльные О., поэтому, часто становятся промыслом группы лиц, близкой к дворянским О. и сиротским судам. Закон не установляет ни правил относительно причин, дающих право на отказ от О., ни штрафов за непринятие О. и неисполнение опекунских обязанностей. Случаи уклонения от О. очень часты, и масса несовершеннолетних фактически вырастает без всяких опекунов, под безответственной властью лиц, взявших их на свое попечение. Отношения опекунских учреждений к опекуну не построены у нас на каких-либо определенных принципах и потому подчинены случайным влияниям, связанным с составом учреждений, что также ухудшает состав опекунов. Правомочия опекунов и опекунских учреждений или очень узки, или, наоборот, чрезвычайно широки. Продажа недвижимых имуществ опекаемого допускается, напр., только в случаях раздела между наследниками, для платежа доставшихся по наследству долгов, "совершенной ветхости строения или когда на содержание имения потребно более, нежели получается с него дохода", причем дворянская О. и сиротский суд должны донести о продаже губернатору, обязанному представить дело, со своим мнением, в правительствующий сенат, который и может окончательно разрешить продажу (ст. 277). Наоборот, деньги опекаемого опекун имеет право, по собственному усмотрению, "отдавать или в частные руки за проценты под верные залоги или заклады, или под векселя, или употреблять на торги, промыслы и тому подобное" (ст. 268); лишь о "случаях нужных и сомнительных", точнее в законе не определенных, опекун обязан представлять опекунским учреждениям и "ожидать их наставления" (ст. 286). Постановления закона об обязанностях опекунов, лишенные санкции или разумеющиеся сами собой, как входящие в понятие управления имущества, совершенно излишни и вместе с тем крайне недостаточны; так напр., пределы прав опекуна над личностью малолетнего вовсе не определены законом. Подобно римскому, русское право признает О., в смысле представительства личности опекаемого опекуном (gestio), лишь до 17-летнего возраста; с этого возраста начинается попечительство, при котором попечителю принадлежит лишь утверждение сделок (auctoritatis interpositio). О других различиях между О. и попечительством см. Попечительство. Проекты реформы О. в России. Неудовлетворительное состояние русских законов об О. давно уже сознано не только обществом, но и правительством, которое с самого начала века пытается реформировать эту сторону гражданско-правового быта. Постоянная смена и ломка учреждений внутреннего управления сильно, однако, отразилась на всех этих попытках. Проекты переустройства О. возникали один за другим, но всегда случалось, что "ко времени окончания работ по составлению опекунского устава действительная жизнь далеко опережала основные мысли, на которых проект утверждался, и составленный ранее проект требовал существенных изменений и переработок" (соображение составителей устава об О. 1891 г.). Проекты, составлявшиеся до 1860 г., были основаны на сословных началах и приурочены к дореформенным учреждениям. С 1860 г. появляются проекты бессословной О., но не получают дальнейшего хода в ожидании преобразований в области местного управления. Проект 1874 г., составленный под впечатлением новых реформ в области внутреннего управления, делает центром опекунской организации земские учреждения; но взгляд правительства на земские учреждения к тому времени изменился, и проект не прошел. Проект 1884 г. приурочен к мировым судьям, в то время не потерявшим еще доверия правительства. Последний проект, 1891 г. (составленный, как и предыдущий, комиссией, вырабатывающей новое гражданское уложение), делает центром организации О. земских начальников и городских судей. Он исходит из основательных соображений о несостоятельности сословной О., о необходимости приблизить опекунскую власть к опекунам и опекаемым, связать опекунские учреждения с другими общественными учреждениями, распространить многие положения опекунского права на постановления о родительской сласти и точно установить взаимные отношения опекунов и опекунских учреждений по образцу нового опекунского права, т. е. прусского устава 1875 г. и общегерманского гражданского уложения. Но все эти стремления разбиваются о не подходящий к цели институт земских начальников, заваленный массой дел административных и судебных и вовсе не гарантирующий правильного надзора за О. Сама комиссия, составлявшая устав, не решилась подчинить непосредственно земскому начальнику как раз те дела об О., которые, казалось бы, ему всего ближе: дела крестьянские, для которых создается особая организация, с подчинением волостному суду. С другой стороны, однако, комиссия дает земским начальникам, в качестве "опекунских начальников", право лишать родительской власти лиц, ею злоупотребляющих. Недостаток общественно-воспитательных и благотворительных учреждений, а также отсутствие надлежащей связи между органами правительственного и общественного управления, помешали комиссии создать для опекунских учреждений вспомогательные учреждения, подобные германским общинным советам, и заставили ее остановиться на семейном совете (см.) — учреждении, обладающем большими недостатками и могущем иметь место далеко не при всех О. Встречаемые в настоящее время трудности в области реформ семейного права побудили комиссию вновь допустить для опекунов-родителей право заключения в тюрьму своих несовершеннолетних детей. Частные постановления проекта разработаны с большой тщательностью, но, вследствие положенных в основу опекунской организации принципов, не имеющих в действительности ничего общего с западно-европейскими, — хотя комиссия постоянно и отождествляет в своих рассуждениях земских начальников с западными судьями, — они парализуются совершенно в своем применении. Проект комиссии, встретивший много возражений со стороны дворянских собраний, подлежит новому пересмотру — О. над совершеннолетними недееспособными членами гражданского общества (душевнобольными, глухонемыми, расточителями и т. п.) развивается в истории очень рано. Заинтересованные в судьбе имущества совершеннолетнего, неспособного, но имеющего, до О., право распоряжаться этим имуществом, родственники рано стремятся к тому, чтобы поставить его под свой контроль. В Риме О. над душевнобольными известна уже XII табл., в Германии она существует уже в начале средних веков. В дальнейшем развитии она состоит в тесной связи с О. над несовершеннолетними и в значительной мере тождественна с ней по своей организации. Отличия ее состоят в том, что для признания совершеннолетнего подлежащим О. необходим особый публичный акт (о нем см. слова, обозначающие разные виды подопечных совершеннолетних) и невозможна завещательная О.

    Литература. Муромцев, "Гражданское право древнего Рима" (127—131, 415—429, M., 1883); L. Beauchet, "Histoire du droit privé de la république athénienne" (II, 146 сл., П., 1897); Rudorff, "Das Recht der Vormundschaft" (1833); Kraut, "Die Vormundschaft des deutschen Rechtes" (1835); Rive, "Geschichte d. deutschen Vormundschaft" (1861—64); Dernburg, "Das Vormundschafsrecht der Preussischen Monarchie" (3 изд. 1886) и ст. в "Archiv für d. civ. Praxis" (т. 76, 1890); Warnkönig und Stein, "Französ. Staats- und Rechtsgesch." (II, 264 сл., 1848); Dufour, "Traité de la tutelle et de l'administration legale" (1877); Laurent, "Principes" (IV, 361—543); Baudry-Lacontinerie, "Précis de droit civil" (1, 610 сл., II., 1894); Неволин, "История российск. гражд. законов" (I, § 189 сл.); "Труды комиссии, учрежд. при мин. внутр. дел для составления устава об О." (СПб. 1864); "Проект устава об О. и попечительствах, с обяснит. к нему запискою" (СПб. 1891); "Свод замечаний о недост. действ. зак." (изд. ред. комиссии, СПб. 1891); Любавский, "Юрид. монографии и исслед." (1—4); Стрепетов, "Наши законы и законопроекты об О." ("Журн. Гражд. и Угол. Права", 1882, кн. 6); Вербловский, "Новейший проект устава об О. и попечительствах" ("Юрид. Вестник", 1892, 10—11); Змирлов, статьи в "Юрид. Вестнике" за 1888 г., № 11, за 1889 г., № 1, 2, 4 и 6; Тарасов, "Новый проект опекунского устава" ("Юрид. Вестн." 1889 г., № 5); С. Пахман, "Обычное гражд. право в России" (II, гл. 7, СПб., 1879); другие указания на литературу об О. по обычному праву у Е. Якушкина, "Обычное право" (II, Яр., 1896); А. Невзоров, "О. над несовершеннолетними" (Ревель, 1892).

    В. Нечаев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    в СССР одна из правовых форм защиты личных и имущественных интересов граждан. Осуществляется органами государства. Цели О.: 1) воспитание несовершеннолетних в возрасте до 15 лет и защита их личных и имущественных прав и интересов. Устанавливается в случае смерти или болезни родителей, лишения их родительских прав, а также во всех иных случаях, когда дети по каким-либо причинам остались без родительского попечения либо родители уклоняются от обязанностей по воспитанию ребёнка. Опекуны обязаны заботиться о физическом развитии подопечных, их обучении и подготовке к общественно полезной деятельности, а также защищать их права и интересы. Детям, воспитание которых осуществляется детскими учреждениями, опекуны не назначаются (выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений); 2) защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными (душевнобольных и слабоумных). Опекун недееспособного обязан обеспечить ему уход и лечение. О. устанавливается специальным решением исполкома районного (городского), поселкового или сельского Совета депутатов трудящихся по месту жительства лица, нуждающегося в О., или по месту жительства опекуна. Опекунские функции (обследование условий, в которых находится нуждающийся в О., подыскание опекуна или определение детей в детский дом, интернат и т.д.) в отношении несовершеннолетних лиц осуществляются отделами народного образования, в отношении недееспособных — отделами здравоохранения. Непосредственные обязанности по О. осуществляют назначаемые этими органами опекуны, которые являются законными представителями (См. Законные представители) своих подопечных, совершают от их имени и в их интересах необходимые юридические действия. Опекуном может быть только гражданин, достигший 18 лет, добровольно взявший на себя функции по О. Эти функции не могут быть возложены на лиц, лишённых родительских прав или признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными). Опекун может быть освобожден от своих обязанностей по О. в случаях, указанных в законе (например, при возвращении детей на воспитание родителям, при усыновлении детей, при помещении совершеннолетних недееспособных лиц в государственные учреждения и др.), по его личной просьбе при наличии уважительных причин. При ненадлежащем выполнении обязанностей по О. он может быть отстранён, а при использовании О. в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи — привлечён к уголовной ответственности. При достижении подопечным 15 лет О. прекращается, а опекун, без особого решения, становится попечителем. При выздоровлении совершеннолетнего подопечного О. прекращается по решению суда; 3) охрана имущества лиц, признанных в установленном законом порядке безвестно отсутствующими (назначается на основании решения суда), а также имущества, требующего управления (например, жилым домом) до передачи его наследникам (назначается исполкомом местного Совета — в местностях, где нет нотариальных контор). См. также Попечительство.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. опе́ка;
    2. опе́ки;
    3. опе́ки;
    4. опе́к;
    5. опе́ке;
    6. опе́кам;
    7. опе́ку;
    8. опе́ки;
    9. опе́кой;
    10. опе́кою;
    11. опе́ками;
    12. опе́ке;
    13. опе́ках.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен. (печься о ком) надзор, установленный законом, над лицом или имуществом его, в известных случаях: по малолетству владельца, по несостоятельности его, по безрассудству, сумашествию. Опекун, опекунша, заведывающий опекой. Опекунские отчеты. Опекунский совет, ведомство попеченья о вдовах, сиротах и о призрении несчастнорожденных (небрачно). Опекунство ср. управленье опекою. Опекунствовать, быть чьим-либо опекуном;

    | заседать в опекунском совете.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ОПЕ́КА, -и, жен.

    1. Форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку.

    2. собир. Лица или учреждения, на к-рые возложена такая охрана. Обязанности опеки.

    3. Забота, попечение. Мелочная о. Выйти из-под опеки старших.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Попечение о личных и имущественных правах недееспособных граждан (малолетних, душевнобольных и т. п.), а также наблюдение за ними, возлагаемое государством на кого-л. и осуществляемое под контролем государственной власти.

    Учредить опеку.

    Некоторые из его родственников хотели, по слабоумию князя, выхлопотать над ним какую-то опеку, вероятно, из боязни, что он опять все промотает. Достоевский, Дядюшкин сон.

    2.

    Несколько лиц или учреждение, на которые возложено такое попечение, наблюдение.

    [Наденька] вышла [замуж] за секретаря дворянской опеки. Чехов, Шуточка.

    Опеке малолетнего владельца эта затяжка была выгодна. Короленко, Павловские очерки.

    3.

    Забота, попечение.

    Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки. Пушкин, Капитанская дочка.

    Решетников восемь месяцев командовал зенитной батареей крейсера под опекой сразу трех опытных командиров. Л. Соболев, Зеленый луч.

    международная опека

    система управления некоторыми несамостоятельными территориями, осуществляемая по поручению и под наблюдением Организации Объединенных Наций.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск. иронич.) — вмешивание в чужие дела, навязывание своих советов

    Ср. Ничего я не желаю! Только прошу, пожалуйста, избавьте меня от опеки. Я не мальчишка и не сумасшедший и прошу снять с меня этот надзор.

    А.П. Чехов. Дуэль. 15.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    ОПЕ́КА, опеки, мн. нет, жен.

    1. Наблюдение за недееспособными гражданами (малолетними, душевнобольными и т.п.), попечение о их личных и имущественных правах, возлагаемое государством на кого-нибудь (преим. на близких) и осуществляемое под контролем государственной власти. Кодекс законов о браке, семье и опеке. Освободить из-под опеки. Учредить опеку. Назначить опеку. «В опеку взят указом.» Грибоедов. «За бесчеловечье жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.» Фонвизин. «У покойного мужа было там одно дело, по которому у него взято было в опеку его имение.» Писемский.

    2. собир. Лица или учреждения, на которые возложен такой надзор; опекуны (офиц.). На это требуется согласие опеки.

    3. Действие по гл. опекать во 2 знач.; попечение о ком-нибудь, помощь кому-нибудь, сопровождающаяся охраной его интересов (часто против воли опекаемого). Родительская опека. Заботливая опека старшего брата. Непрошенная опека. «Вышел на время из-под опеки петербургских друзей.» А.Тургенев. «Жена не выходила из мужней опеки.» Демьян Бедный. Освободить от мелочной опеки.

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных (малолетних, душевнобольных и т.п.) граждан, лишившихся попечения родственников и близких и устанавливающаяся по суду.

    отт. разг. Лица или учреждения, на которые возложена такая функция; опекуны.

    2.

    Забота, уход, попечение.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    ОПЕКА - форма правовой защиты прав и интересов недееспособных граждан. По ГК Российской Федерации опека устанавливается над малолетними детьми (не достигшими 14 лет), лишившимися родительского попечения, над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие психического расстройства. См. также Попечительство.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    ОПЕКА, форма правовой защиты прав и интересов недееспособных граждан. В Российской Федерации опека устанавливается над: малолетними детьми (т.е. над несовершеннолетними, не достигшими 14 лет); гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опека назначается органами опеки и попечительства (органами местного самоуправления), как правило, по месту жительства лица, подлежащего опеке.

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    опе́ка опеку́н, опека́ть, укр. опíка, польск. орiеkа – то же, чеш. рéčе "забота", польск. орiеkun "опекун", орiеkоwас́ się "заботиться". Вероятно, калька лат. prōcūrātor; см. Френкель, AfslPh 39, 83. Эти слова связаны с др.-русск. пекуся "забочусь", ст.-слав. пекѫ сѩ, пешти сѩ μεριμνᾶν, φροντίζειν (Супр.), пекѫ "пеку, жгу". Ср. пеку́, печа́ль.

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) guardianship, wardship;
    tutelage прям. и перен.;
    trusteeship (над имуществом) Международная опека
    2) коллект.;
    канц. guardians, board of guardians
    3) перен. care, surveillanceж.
    1. guardianship, wardship;
    (над имуществом) trusteeship;

    2. собир. (опекуны) guardians pl., Board of guardians;

    3. (забота) care;
    surveillance;
    tutelage;

    4. спорт. mark, guard;
    плотная ~ close mark.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Vormundschaft f; Treuhandschaft f(над имуществом, территорией); перен. Bevormundung f

    быть под опекой — unter Vormundschaft stehen(непр.) vi

    учредить опеку над кем-либо — j-m (A) unter Vormundschaft stellen

    выйти из-под опеки — mündig werden(стать совершеннолетним); die Bevormundung abschütteln(перен.)



    Ведомство по опеке (ФРГ) — Treuhandanstalt f

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    опекаVormundschaft

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    опека ж Vormundschaft f c; Treuhandschaft f (над имуществом, территорией); перен. Bevormundung f c быть под опекой unter Vormundschaft stehen* vi учредить опеку над кем-л. jem. (A) unter Vormundschaft stellen выйти из-под опеки mündig werden (стать совершеннолетним); die Bevormundung abschütteln (перен.) а Ведомство по опеке (ФРГ) Treuhandanstalt f

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. прям., перен.

    tutelle f

    быть под опекой — être en tutelle

    учредить опеку над кем-либо — mettre(или placer) qn en tutelle

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1)юр. tutela f, tutoría f

    быть под опе́кой — estar bajo tutela

    учреди́ть опе́ку (над кем-либо) — instituir tutoría (de)

    2)перен. tutela f, apadrinamiento m, patrocinio m; paternalismo m(патернализм)

    вы́йти из-под опе́ки — salir (librarse) de la tutela

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)юр. tutela f

    взять под опеку кого-л. — diventare tutore(di qd)

    2)собир. tutela, organo tutelare

    3)(забота) cura, tutela, assistenza

    мелочная опека — tutela asfissiante

    выйти из-под опеки старших — emanciparsi / liberarsi dalla tutela degli adulti

    4)спорт. marcatura f, controllo m, guardia, marcamento m

    опека персональная опека — marcatura a uomo

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Медицинская энциклопедия

    форма охраны прав и защиты личных и имущественных интересов недееспособных или ограниченно дееспособных лиц, например детей или психически больных.

  39. Источник: Медицинская энциклопедия



  40. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    监护地位, 监护关系, 监护权, 托管

  41. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  42. Энциклопедический словарь экономики и права

    - одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Регулируется гражданским и брачно-семейным законодательством. В соответствии со ст. 32 ГК РФ О. устанавливается над малолетними, а т.ж. над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Органами О. и попечительства являются органы местного самоуправления.

  43. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  44. Энциклопедия юриста

    институт гражданского и семейного права, способ восполнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспо-собныхлиц. История О. неразрывно связана с необходимостью устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В период существования в России патриархальной семьи всякий раз, когда возникала потребность "замены родительской власти" либо требовалась забота об осиротевшем ребенке, его отдавали лицу,которому поручалось "печало-ваться о детях". При подборе опекунов главенствовал принцип "кто детям ближе буде". Ими могли быть отчим, ближайшие родственники. Осуществлялась О. по завещанию, а также по решению церкви.

    Термин "О." заимствован русским законодательством значительно позже из литовского права. Правовое регулирование О. можно найти в Русской Правде. В более позднее время Петр I, учредив магистраты, обязал их, а не церковь смотреть, "чтобы сироты не оставались без опекунов". В этот период различалось три вида назначения опекунов:

    по завещанию родителей, по распоряжению правительства и в соответствии с законными правилами. В соответствии с Указом Екатерины II "Учреждения для управления губерний" (1775) О. ведали разные учреждения в зависимости от сословной принадлежности осиротевшего ребенка и его опекуна. От опекуна требовалось, чтобы он был человек честный, порядочного поведения,чтобы от него "отеческого попечения к малолетнему ожидать непременно можно".

    Павел I передал О. в ведение "юстиц-ким гражданских дел департаментам городского правления". Однако основные принципы и, в частности, принцип сословности оставались неизменными

    еще долгие годы. В конце XIX в. число видов О. превысило 20. Однако основное место среди них всегда занимала О. над детьми-сиротами.

    Сословный характер О. был упразднен после Октябрьской революции. О. приобрела государственный характер. Учреждениями, ведающими всякой О., являлись в те времена губернские отделы социального обеспечения. Специфика послереволюционного периода связана со стремлением устроить ребенка в детские дом, а не в семью. Это объяснялось господствовавшей в то время идеологией приоритетности государственного воспитания. Одновременно была введена обязанность каждого гражданина, в случае его выбора общественностью, быть опекуном. Зачастую О. вводилась при живых родителях по классовым соображениям, если эти родители были противниками идеологии социализма. Данная направленность в правовом регулировании института О.господствова-\' ла на протяжении 50 лет и претерпела существенное изменение только после принятия КоБС РСФСР 1969 г., в соответствии с которым опекун назначался только по его просьбе. Более строгим стал принцип отбора кандидатуры опекуна. Был внесен и ряд других изменений, которые в целом положительно сказались на развитии института О. Переход к рыночным отношениям потребовал существенных корректив правового регулирования О. Многие его нормы, традиционно содержавшиеся в семейных кодексах, были перемещены в ГК РФ, где ему посвящены ст. 29-40. В СК опека регламентируется ст. 145-150. Кроме того, ряд положений, относящихся к О., регулируется нормами административного права.

    Таким образом,.О. представляет по своей правовой природе комплексный институт. В соответствии со ст. 32 ГК РФ О. устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, в целях защиты их прав и интересов. СК регулирует О. над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей. Хотя прослеживается единство основных положений ГК РФ и СК, регулирующих О. над детьми, они имеют и ряд особенностей. Так, в отличие от О. над совершеннолетним недееспособным гражданином на опекуна ребенка возлагается также обязанность заботиться о его обучении и воспитании. Отличным является и критерий, по которому определяется необходимость назначения опекуна. В первом случае им является состояние - недееспособность, во втором - возраст(до 14 лет).

    По общему правилу опекун назначается органом О. и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в О., в течение месяца, когда указанным органам стало известно о необходимости установления О. над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун может быть назначен органом О. и попечительства по месту жительства опекуна (п. 1 ст 35 ГК РФ). Органами О. и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуном может быть назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин с его согласия. Опекун является представителем подопечного в силу закона и совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки. Он выступает в защиту прав и интересов своего подопечного в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Не могут _.быть назначены опекуном лица: лишенные родительских прав: больные хрони-ческим алкоголизмом и наркоманией; отстраненные от выполнения обязанностей опекуна: ограниченные в родительских правах: не могущие по состоянию здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка: бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.

    Опекун несовершеннолетнего должен проживать совместно со своим подопечным. Всякий раз, меняя место жительства. он обязан извещать об этом органы О. и попечительства. При установлении О. опекуну выдается опекунское удостоверение, заводится личное дело подопечного, где хранятся все документы по О., а также акты обследования условий жизни подопечного. Этот орган осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов, оказывает различную помощь опекуну и подопечному в решении бытовых и иных вопросов.

    По общему правилу обязанности по О. исполняются безвозмездно независимо от уровня материальной обеспеченности лица, выполняющего обязанности опекуна. Однако он получает на содержание подопечного ежемесячно денежные средства в размере, установленном в данном регионе для содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях на полном государственном обеспечении. Опекунами граждан, находящихся в соответствующих воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или в других аналогичных учреждениях, являются эти у1-рождения.

    О. над совершеннолетними гражда-

    нами прекращается в случаях вынесени-судом решения о признании подопечнс-го дееспособным или отмены ограниче-ний его дееспособности по заявлена опекуна или органа О. и попечительств, (ст. 40 ГК РФ). По достижении малолет-ним подопечным 14-летнего возраста О над ним прекращается, а гражданин, осу ществлявший обязанности опекуна, ста новится попечителем без специальной дополнительного решения об этом.

    Ермаков В. Д.

  45. Источник: Энциклопедия юриста



  46. Энциклопедический словарь

    ОПЕ́КА -и; ж.

    1. Охрана личных и имущественных прав недееспособных граждан (сирот, душевнобольных и т.п.), возлагаемая государством на кого-л. и осуществляемая под его контролем. Учредить, назначить опеку. Взять кого-л. под свою опеку. Освободить имущество из-под опеки.

    2. Забота, попечение; стесняющий кого-л. контроль, внимание. Освободиться от чьей-л. опеки. Мелочная о. Выйти из-под опеки старших. Находиться под постоянной опекой.

    Международная опе́ка. Юрид. Система управления некоторыми несамостоятельными территориями, осуществляемая по поручению и под наблюдением Организации Объединенных Наций.

    * * *

    опе́ка

    форма правовой защиты прав и интересов недееспособных граждан. По ГК Российской Федерации опека устанавливается над малолетними детьми (не достигшими 14 лет), лишившимися родительского попечения, над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие психического расстройства. См. также Попечительство.

    * * *

    ОПЕКА

    ОПЕ́КА, форма правовой защиты прав и интересов недееспособных граждан. По ГК Российской Федерации опека устанавливается над малолетними детьми (не достигшими 14 лет), лишившимися родительского попечения, над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие психического расстройства. См. также Попечительство(см. ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО).

  47. Источник: Энциклопедический словарь



  48. Реальный словарь классических древностей

    I.


    • Έπίτροπος,

    над сиротами, не имеющими отца, которая возлагалась в Афинах с особенной внимательностью и осторожностью на ближайших родственников архонтом, в том случае, когда отец (κύριος) не сделал касательно ее никаких распоряжений в своем завещании. Опекуна, дурно исполняющего свои обязанности, можно было потребовать в суд через επιτροπη̃ς δίκη γραφή, см. Δίκη, Дика. Это выражение (охранитель, хранитель) предшествует также, как приложение, именам многих богов, напр., Гермеса. Pind ol. Ι, 106.

    II.


    • Tutēla.

    Римская О. была двух родов: tutela или cura.

    1. Tutela, покровительство над несовершеннолетними и женщинами, как лицами, нуждающимися в помощи.

    a) Tutela pupillaris или impuberum возникает или

    b) testamento partis, что постановлено было также, XII таблицами, или

    c) lege (так называемое ligitima tutela). Когда отец умирал, не назначив опекуна, тогда таковым делался ближайший родственник или, за неимением его, один из родичей;

    d) по предписанию претора и народных трибунов (dativa tutela), когда не было опекуна ни по завещанию, ни по родству. Такой опекун назывался Atilianus, потому что этот род опекунства был введен на основании lex Atilia в 188 г. до Р. X. При императорах опекунов назначали консулы, а позже особый претор. Личных прав опекун не имел никаких (о воспитании опекаемого заботилась мать или родственники), и власть его простиралась только на имущество. Поэтому ему принадлежала или gestio, т. е. неограниченное заведование имуществом, когда опекаемому менее 7 лет от роду, или auctoritas, т. е. утверждение делаемых опекаемым утверждений, напр., при совершении завещания, заключении обязательств при отчуждениях и т. п. Вследствие часто встречавшейся недобросовестности опекунов установлено было несколько законных мер: древнее accusatio suspecti, находившееся уже в XII таблицах (направленное к смещению опекуна), и actio tutelae, имевшее место после отчета опекуна и ведшее к выдаче присвоенного или вознагражденного и т. д. Участью виновного всегда была infamia. В) Tutela muliebris. Liv. 34, 2. Cic. Mur. 12. Незамужние женщины (кроме весталок) и вдовы получали опекуном своего ближайшего родственника в случае, если завещаниe отца или мужа не назначало им опекуна или не предоставляло права самим выбирать его. Liv. 39, 19. За неимением родственника опекун назначался властями. При выборе опекуна преимущество давалось родственникам, потому что они, как законные наследники, должны были в своих интересах заботиться о сохранении семейного имущества. Поэтому tutela mul. прекратилась вместе с уничтожением родственных преимуществ при наследствах и в 46 г. от Р. X. более не существовала. Управление имуществом не зависело от опекуна, а предоставлялось опекаемой, но в известных случаях для нее была обязательна auctoritas tutoris, напр., она не могла без согласия опекуна составлять законного завещания, отчуждать какую-нибудь res mancipi, совершать manumissio, in iure cessio, coëmptio или obligatio и т. д. Cic. Flacc. 34 сл. Cic. top. 11. Отклонить О. (excusatio) могли лица преклонных лет, по закону ius trium liberorum и сенаторы.

    2. Cura или curatio, почти ничем не отличается от tutela, разница состояла только в том, что auctoritas при cura не имела места, т. к. curator назначался только над умалишенными и мотами (см. Furor, Фурор) и самостоятельно управлял всем имуществом. Большое значение имела также возникшая после lex Plaetoria — cura minorum, т. е. XXV annis, см. Закон Плетория. Она имела целью защиту minorum, в силу которой они не могли заключать действительных договоров без согласия куратора, назначенного претором.

  49. Источник: Реальный словарь классических древностей



  50. Реальный словарь классических древностей

    I.


    • Έπίτροπος,

    над сиротами, не имеющими отца, которая возлагалась в Афинах с особенной внимательностью и осторожностью на ближайших родственников архонтом, в том случае, когда отец (κύριος) не сделал касательно ее никаких распоряжений в своем завещании. Опекуна, дурно исполняющего свои обязанности, можно было потребовать в суд через επιτροπη̃ς δίκη γραφή, см. Δίκη, Дика. Это выражение (охранитель, хранитель) предшествует также, как приложение, именам многих богов, напр., Гермеса. Pind ol. Ι, 106.

    II.


    • Tutēla.

    Римская О. была двух родов: tutela или cura.

    1. Tutela, покровительство над несовершеннолетними и женщинами, как лицами, нуждающимися в помощи.

    a) Tutela pupillaris или impuberum возникает или

    b) testamento partis, что постановлено было также, XII таблицами, или

    c) lege (так называемое ligitima tutela). Когда отец умирал, не назначив опекуна, тогда таковым делался ближайший родственник или, за неимением его, один из родичей;

    d) по предписанию претора и народных трибунов (dativa tutela), когда не было опекуна ни по завещанию, ни по родству. Такой опекун назывался Atilianus, потому что этот род опекунства был введен на основании lex Atilia в 188 г. до Р. X. При императорах опекунов назначали консулы, а позже особый претор. Личных прав опекун не имел никаких (о воспитании опекаемого заботилась мать или родственники), и власть его простиралась только на имущество. Поэтому ему принадлежала или gestio, т. е. неограниченное заведование имуществом, когда опекаемому менее 7 лет от роду, или auctoritas, т. е. утверждение делаемых опекаемым утверждений, напр., при совершении завещания, заключении обязательств при отчуждениях и т. п. Вследствие часто встречавшейся недобросовестности опекунов установлено было несколько законных мер: древнее accusatio suspecti, находившееся уже в XII таблицах (направленное к смещению опекуна), и actio tutelae, имевшее место после отчета опекуна и ведшее к выдаче присвоенного или вознагражденного и т. д. Участью виновного всегда была infamia. В) Tutela muliebris. Liv. 34, 2. Cic. Mur. 12. Незамужние женщины (кроме весталок) и вдовы получали опекуном своего ближайшего родственника в случае, если завещаниe отца или мужа не назначало им опекуна или не предоставляло права самим выбирать его. Liv. 39, 19. За неимением родственника опекун назначался властями. При выборе опекуна преимущество давалось родственникам, потому что они, как законные наследники, должны были в своих интересах заботиться о сохранении семейного имущества. Поэтому tutela mul. прекратилась вместе с уничтожением родственных преимуществ при наследствах и в 46 г. от Р. X. более не существовала. Управление имуществом не зависело от опекуна, а предоставлялось опекаемой, но в известных случаях для нее была обязательна auctoritas tutoris, напр., она не могла без согласия опекуна составлять законного завещания, отчуждать какую-нибудь res mancipi, совершать manumissio, in iure cessio, coëmptio или obligatio и т. д. Cic. Flacc. 34 сл. Cic. top. 11. Отклонить О. (excusatio) могли лица преклонных лет, по закону ius trium liberorum и сенаторы.

    2. Cura или curatio, почти ничем не отличается от tutela, разница состояла только в том, что auctoritas при cura не имела места, т. к. curator назначался только над умалишенными и мотами (см. Furor, Фурор) и самостоятельно управлял всем имуществом. Большое значение имела также возникшая после lex Plaetoria — cura minorum, т. е. XXV annis, см. Закон Плетория. Она имела целью защиту minorum, в силу которой они не могли заключать действительных договоров без согласия куратора, назначенного претором.

  51. Источник: Реальный словарь классических древностей



  52. Юридическая энциклопедия

    1) опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

    Источник: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (редакция от 01.07.2011) "Об опеке и попечительстве"

  53. Источник: Юридическая энциклопедия



  54. Словарь бизнес-терминов

  55. Источник:



  56. Тезаурус русской деловой лексики

  57. Источник:



  58. Большой Энциклопедический словарь

  59. Источник:



  60. Толковый словарь Даля

  61. Источник: