Большая Советская энциклопедия

    религиозное философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения Революции 1905—07. Б. предлагало перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновленного христианства. Представители Б. — Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов и др. — группировались главным образом вокруг «Религиозно-философского общества»; они издавали журналы «Новый путь» (СПБ, 1903—04), «Вопросы жизни» (СПБ, 1905), «Весы» (М., 1904—1909). Один из мировоззренческих истоков Б. — философия «всеединства» В. Соловьева. Богоискатели выступили с критикой официального православия, отмечая, что «жизнь пола, жизнь общественная, вся прелесть мировой культуры, искусство и наука оказались на полюсе противоположном религиозному сознанию исторического христианства» (Бердяев Н., Sub specie aeternitatis..., СПБ, 1907, с. 347); они развивали учение о «новом религиозном сознании», устремленном к установлению «царства Божия на земле». Богоискатели проповедовали, что бытие трагично и в нём господствуют смерть и уничтожение, противоречащие абсолютному достоинству и ценности личности. Воскресение Христа, воспринятое как достоверный исторический факт, рассматривалось в качестве залога победы над смертью и воскресения во плоти для человека, нашедшего Бога в своей душе. Б. было враждебно марксизму, который, по утверждению богоискателей, жертвует личностью ради общего равенства и братства, подчиняет её тирании социальной организованности. Марксисты подвергли критике Б. за его трактовку свободы, за отрицание смысла классовой борьбы и оценили его как реакционное субъективистское и мистическое учение. В. И. Ленин писал, что богоискатели выступали «...против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком грубых,... — более тонкими, более усовершенствованными средствами» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 434—35).

    Б. получило распространение среди философской и художественной интеллигенции — декадентов и символистов т. н. старшего поколения. После поражения Революции 1905—07 многие богоискатели активно разрабатывали антиреволюционную идеологию «Вех». Б. послужило одним из источников религиозной философии, Экзистенциализма и Персонализма в рус. эмигрантской и западной философской литературе.

    Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18: его же. Классы и партии в их отношении к религии и церкви, там же, т. 17; его же. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих, там же, т. 25; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Соч., т. 17, М., [19241; История философии, т. 5, М., 1961.

    И.Ф. Балакин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. богоиска́тельство;
    2. богоиска́тельства;
    3. богоиска́тельства;
    4. богоиска́тельств;
    5. богоиска́тельству;
    6. богоиска́тельствам;
    7. богоиска́тельство;
    8. богоиска́тельства;
    9. богоиска́тельством;
    10. богоиска́тельствами;
    11. богоиска́тельстве;
    12. богоиска́тельствах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , ср.

    Религиозно-философское течение, получившее широкое распространение в среде русской либеральной интеллигенции в годы после поражения революции 1905—1907 гг.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    БОГОИСКА́ТЕЛЬСТВО, богоискательства, мн. нет, ср. (книжн.). Умонастроение, поведение богоискателя.

    || Религиозно-философское течение в России в конце 19 и нач. 20 вв., искавшее разрешения социальных противоречий в религии (ист.).

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Религиозно-философское течение, возникшее в начале XX в. в среде русской либеральной интеллигенции и проповедовавшее необходимость обновления христианства, изменения форм человеческого существования в соответствии с новым религиозным сознанием.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. филос.

    quête f de Dieu

  11. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  12. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    búsquedas de Dios(corriente filosófica religiosa después de la revolución del año 1905)

  13. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с. филос.

    ricerca di Dio

  15. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  16. Философская энциклопедия

    БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

    религ.-филос. течение в среде рус. либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюц. период обществ. перемен и получило широкое распространение после поражения Революции 1905—07. Б. предлагало перестроить совр. формы гражд. быта и человеч. существования на основе обновлённого христианства. Представители Б.— Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов н др.— группировались гл. обр. вокруг «Религ.-филос. общества», они издавали журн. «Новый путь» (1903 — 04), «Вопросы жизни»(1905), «Весы» (1904—09). Один из мировоз-зренч. истоков Б.— философия «всеединства» Вл. Соловьёва. Богоискатели выступили с критикой офиц. православия, развивали учение о «новом религ. сознании», устремлённом к установлению «царства божия на земле». Марксисты подвергли критике Б. за его трактовку свободы, за отрицание смысла классовой борьбы и оценили его как реакц. субъективистское и мистич. учение. В. И. Ленин писал, что богоискатели выступали «...против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления влияния религии на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком грубых...— более тонкими, более усовершенствованными средствами» (ПСС, т. 17, с. 434—35). Б. получило распространение среди филос. и художеств. интеллигенции — декадентов и символистов т. н. старшего поколения. После поражения Революции 1905—07 многие богоискатели активно разрабатывали антиреволюц. идеологию «Вех».

    Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Классы и партии в их отношении к религии и церкви, там же, т. 17; его ж е, Приемы борьбы бурж. интеллигенции против рабочих, там же, т. 25; Плеханов Г. В., О т. н. религ. исканиях в России, Соч., т. 17, М., [1924]; История философии, т. 5, М., 1961.

  17. Источник: Философская энциклопедия



  18. Энциклопедический словарь

    БОГОИСКА́ТЕЛЬСТВО -а; ср. В России в начале 20 в.: религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции, проповедовавшее необходимость поиска бога, соответствующего современности, изменение форм человеческого существования на основе обновлённого христианства.

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Советская историческая энциклопедия

    реакц. религ.-филос. течение, возникшее в 90-х гг. 19 в. и получившее распространение после поражения революции 1905-07 в среде дворянской и бурж. интеллигенции России. Идеологи Б.-Д. Мережковский, Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Философов, Н. Минский, А. Белый, З. Гиппиус и др. группировались гл. обр. вокруг петерб. религ.-филос. общества и журн. "Новый путь" (1903-04), "Вопросы жизни" (1905), "Весы" (1904-09), "Перевал" (1906-07). Б. выступало против марксизма, изображая его извращенной религией, к-рая должна быть заменена "новым христианством", и откровенно заявляли об идеалистич. основе своего мировоззрения, опиравшегося на мистику В. Соловьева, Ф. Достоевского и интуитивизм А. Бергсона. Идеалистич. социология Б. рассматривала историю человечества как историю смены религий, а целью человеч. истории считала объединение всех людей в лоне христианства. Изображая историю рус. народа как религ. подвижничество, идеологи Б. пытались доказать, будто поиски бога заложены в "русской душе", а понятие бога живет в народе как прирожденное чувство. Поэтому цель Б. состояла якобы в том, чтобы помочь народу "найти бога" на земле, бога "добра", "правды" и "совести". Сторонники Б. проповедовали в качестве нормы поведения людей смирение, терпение и покорность (Д. Мережковский, "Не мир, но меч", 1908; Н. Минский, "Религия будущего", 1905; З. Гиппиус, "Новые люди", 1907; С. Булгаков, "Героизм и подвижничество", в сб. "Вехи", 1909). Тесно связанное с декадентством и символизмом, Б. проповедовало крайний индивидуализм, пессимизм, половую распущенность и пренебрежение к обществ. жизни. Выступая против демократии и прогресса, богоискатели клеветали на революцию и социализм, старались отвлечь народ от политич. борьбы. Н. Бердяев писал, что он "усумнился... в реальности человеческого благополучия, в реальности человеческого прогресса" ("Опыты философские, социальные и литературные", 1907, с. 429).

    В. И. Ленин разоблачил идеологов Б. как открытых прислужников самодержавия и капитализма, пытавшихся в своих контрреволюц. целях "...оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу религию или по-новому укрепить в народе религию" (Соч., т. 16, с. 30). С новым подъемом революц. рабочего движения в России в 1910-12 Б. заметно ослабевает и после Вел. Окт. революции исчезает.

    Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритициам, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15, с. 371-81; его же, Классы и партии в их отношении к религии и церкви, там же, с. 382-90; его же, Письма к А. М. Горькому, там же, т. 35; Плеханов Г. В., О так наз. религиозных исканиях в России, Соч., т. 17, с. 197-309.

    И. Е. Златоцветов. Москва.

  21. Источник: Советская историческая энциклопедия



  22. Орфографический словарь-справочник

  23. Источник: