слово это у всех русских инородцев монгольского и тюркского происхождения означает плату за невесту, выкуп, платимый женихом. Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта (см. Выкуп), и факт существования его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян (см. Вено). По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или др. народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду. Так, в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль (ст. Охримович в "Этнографическом обозрении" 1891 г., № 4). В вост. губ. сохранился и самый обычай уплаты К. под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно идут на приданое и на свадьбу. Первоначально К. обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и наконец поступать в полную собственность последней. У различных русских инородцев существуют все эти три формы. Так, у бурят К. поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть К. принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У казанских татар К. всецело обращается на приданое невесте; тоже у ахалцихских армян, у которых К. называется хаасен. Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов К., у осетин — ирад, у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори, у татар — кебин, Вопрос о размерах К. имеет здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровавой мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами. Поэтому общественные власти стремятся установить максимальный размер К. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трех сословий Сев. Осетии и установили норму К. в 200 р.; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму К. в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате К. какие бы то ни было подарки. В Осетии таугарцы платят родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывают в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывают в накях только 50 р., у осетин же христиан родители до сих пор берут весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. К. или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, т. е. брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошел до минимальной цифры (20 фн. пшеницы, 1 р. денег и т. п.), при которой акт платежа К. имеет уже скорее характер символического обряда. См. Малинин, "О свадебных платежах у кавказских горцев" ("Этнографич. обозр.", 1890 г., № 3).
(тюрк.)
выкуп, уплачивавшийся за невесту первоначально роду, позднее — родителям или родственникам невесты; разновидность К. — отработка за невесту. К. возник в период разложения материнского рода и смены матрилокального брака (См. Матрилокальный брак) патрилокальным браком (См. Патрилокальный брак). К. являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в род мужа. Был распространён у многих племён и народов мира. Пережитки К. сохраняются до сих пор у ряда народов стран Востока. В классовом обществе при браке с уплатой К. женщина фактически становилась собственностью мужа. Вместе с тем большой размер К. затруднял вступление в брак мужчинам-беднякам. В России в прошлом К. существовал у некоторых народов Средней Азии, Сибири и Кавказа.
В СССР К. рассматривается как пережиток прошлого, представляющий общественную опасность. В качестве преступления, состоящего в посягательстве на право женщины свободно решать вопрос о вступлении в брак, предусмотрен уголовным законодательством РСФСР, Армянской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и Туркменской ССР.
муж. у татар: цена за невесту, окуп, выкуп, выводные; у русских, где есть обычай этот, калым называют кладка, столовые деньги, на стол.
| Взятка, срыв, слаз, отсталое; поборы всякого рода. Калын архан. оброк, подать, сбор; сумма на выкуп залога. Калымный, к калыму относящийся
КАЛЫ́М, -а, муж.
1. У нек-рых восточных народов: выкуп за невесту.
2. перен. Доход, получаемый от занятия, помимо законного заработка (прост.).
| прил. калымный, -ая, -ое.
-а, м.
1.
Сохранившийся у некоторых народов стран Востока как пережиток обычай платить выкуп за невесту ее родителям (первоначально — ее роду), а также сам выкуп.
— Она за него посватана, а есть сведения, что ей положенных лет нет и что ее за калым раньше времени хотят отдать. Тихонов, Двойная радуга.
2.
прост. неодобр.
Деньги, получаемые по личной договоренности за оказанную услугу, за работу, выполненную для частного лица (обычно с использованием служебного положения).
— Калым сейчас или потом? — А груз у вас какой? Грибачев, Перекати-поле.
[тюрк. калын]
КАЛЫ́М, калыма, мн. нет, муж. (тюрк. kalym) (этнол.). Выкуп, вносимый женихом родителям невесты у некоторых народностей.
I
м.Выкуп за невесту, который платит жених родителям невесты.
II
м. разг.1.
Побочный заработок.
2.
Плата за какие-либо нелегальные услуги.
КАЛЫМ (тюрк.) - название выкупа за невесту у некоторых народов Ср. Азии, Кавказа и Сибири.
КАЛЫМ (тюркское), выкуп за невесту у народов Средней Азии, Кавказа и Сибири.
(тюрк.), выкуп за невесту; первоначально выплачивался роду, позднее родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Известен у мн. народов. Пережитки К. сохраняются в нек-рых странах Азии, Африки и др. до наст, времени.
калы́м "выкуп за невесту у татар", калы́н – то же, казанск., оренб. (Даль). Из тат., тоб. kаlуn – то же, кирг., алт., тел., шор., леб. kаlуŋ, чагат. kalim (Радлов 2, 242, 244; 248, 249); см. Преобр. I, 288.
муж.;
только ед.
1) bride-money
2) разг.;
неод. extra money made on the sideм. bride-money;
~ить несов. разг. make* extra money on the side.
м. этн.
rançon f
м.
1)rescate m(en el Oriente)
2) перен. прост. ganancia f, momio m
м.
1)kalym(il riscatto pagato ai genitori della fidanzata)
2) перен. разг-сниж. mercede f, soldo
(тюрк.) - у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири - имущественный, реже денежный выкуп, который согласно мусульманским обычаям должен дать жених за невесту. В соответствии с УК РСФСР 1960 г - одно из преступлений, составляющих пережитки местных обычаев.
КАЛЫ́М -а; м. [от тат. kalyn]
1. У некоторых народов Востока: обычай платить выкуп за невесту её родителям (первоначально - её роду); сам такой выкуп.
2. Разг.-сниж. Деньги, получаемые по личной договорённости за оказанную услугу, за работу, выполненную для частного лица.
* * *
калы́м(тюрк.), название выкупа за невесту у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири.
* * *
КАЛЫМКАЛЫ́М (тюрк.), название выкупа за невесту у некоторых народов Ср. Азии, Кавказа и Сибири.
(тюрк. - калым, калын) - компенсация или выкуп, уплачивавшийся за невесту первоначально роду, а позднее родителям или родственникам невесты, разновидность К. - отработка за невесту. К. возник в период разложения материнского рода и смены матрилокального брака патрилокальным (см. Матрилокальность, Патрилокальность). К. являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, к-рое она уносила в род мужа. В родовой общине К. нередко собирался всей общиной жениха и поэтому усиливал ее контроль над брачной парой. К. сохраняется у мн. народов и в клас. обществе. Пережитки К. сохраняются до сих пор у ряда народов стран Востока. В клас. обществе при браке с уплатой К. женщина фактически становилась собственностью мужа. Вместе с тем большой размер К. затруднял вступление в брак мужчинам-беднякам; уплата К. часто вела к закабалению жениха, вынужденного делать долги и затем отрабатывать их. В России в прошлом К. практиковался среди нек-рых народов Ср. Азии, Сибири и Кавказа. По сов. законодательству уплата и принятие К. является уголовным преступлением.
Лит.: Ковалевский М.,. Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939; Косвен М. О., Брак - покупка, "Красная Новь", 1925, No 2.
Л. А. Файнберг. Москва.