Большая Советская энциклопедия

    I

    Ку́ли (Cooley)

    Чарлз Хортон (17.8.1864, Анн-Арбор, штат Мичиган, — 8.5.1929, там же), американский социолог. Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907); в 1918 президент Американского социологического общества. Испытал влияние О. Конта (Франция), Г. Спенсера (Великобритания), А. Шеффле (Германия), а также Ч. Дарвина (Великобритания). По К., общество есть развивающееся органическое целое; при этом он отвергал биологический детерминизм и поверхностные аналогии общества с организмом. Рассматривая сознание как общественное, коллективное, К. ошибочно отождествлял общество и сознание. Из этого следовала психологизация общественных отношений. Главные проблемы, исследуемые К., — малые группы (См. Малая группа) и формирование личности. К. ввёл различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по К., основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малым размером. Здесь происходит Социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности. К. характеризовал личность как сумму психических реакций человека на мнение о нём окружающих людей (т. н. теория «зеркального Я»). Т. о., правильно отмечая некоторые существенные черты социализации и формирования самосознания личности, К. вместе с тем неправомерно сводил их к непосредственному взаимодействию индивидов. Вторичные общественные институты (классы, нации, партии), по К., образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения, в которые сформировавшийся индивид вовлечён лишь частично как носитель определённой функции.

    Связывая существование классов с экономическими факторами, К. недооценивал глубокие противоречия между ними. Сторонник буржуазной демократии и либеральный критик капитализма, К. отвергал идеи революционного преобразования общества. Работы К. оказали влияние на развитие буржуазной социальной психологии.

    Соч.: Human nature and the social order, N. Y., 1902; Social organization, N. Y., 1909; Social process, N. Y., 1918; Sociological theory and social research, N. Y., 1930.

    Лит.: Jandy E. C., C. H. Cooley, his life and his social theory, N. Y., 1942; Cooley and sociological analysis, Ann Arbor, [1968].

    Н. М. Ланда.

    II

    Ку́ли (тамильск., буквально — заработки)

    название низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих (носильщики, грузчики, чернорабочие, рикши, подёнщики и т. д.) в Китае (до 1949), Индии и др. странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Так же назывались нанятые по контракту в страны Америки, в Южную Африку и Австралию неквалифицированные рабочие — китайцы, индийцы, малайцы, негры, выполнявшие тяжёлые работы на плантациях и в рудниках. Институт законтрактованных К. возник в 30—40-х гг. 19 в., после отмены рабства в английских, голландских и французских колониях, и получил значительное развитие во 2-й половине 19 — 1-й половине 20 вв.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. кули.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    КУ́ЛИ, нескл., муж. В нек-рых восточных странах: чернорабочий (обычно носильщик, грузчик).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    нескл., м.

    Носильщик, грузчик, возчик, а также чернорабочий в некоторых странах Азии.

    Проходили с легким покрикиванием кули (переносчики тяжестей), таща на спинах громадные каменные плиты. Станюкович, Пропавший матрос.

    [Хинди kulī]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    наемник в Индии и Китае

    Ср. Coolee (англ.) — поденщик в Индии.

    Ср. Coolis, couli (фр.) — наемник.

    Ср. Culi (турецк.) — слуга, раб.

  9. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  10. Толковый словарь Ушакова

    КУ́ЛИ, нескл., муж. (индийское Koli - название низшей касты в Западной Индии). Носильщик, грузчик, возчик, чернорабочий в Индии, Китае, Японии, Индонезии. Забастовка кули в Шанхае.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    нескл. м.

    Носильщик, грузчик, чернорабочий (в Китае, Японии и в некоторых других странах Азии).

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    КУЛИ (тамильск. - букв. - заработки), название низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих в Китае (до 1949), Индии и ряде других стран.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    КУЛИ (тамильское, буквально - заработки), название низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих в Китае (до 1949), Индии и других странах Азии.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    "процеженный отвар" (Горяев). Из франц. coulis – то же.

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    нескл. coolieм. нескл. coolie.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    coolie m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. нескл.

    culi m, cooli m

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Философская энциклопедия

    КУЛИ

    (Cooley) Чарльз Хортон () 864—1929) — амер. социолог, один из основоположников направления символического и нтеракционизма и теории малых групп. Основным трудом К. является кн. «Человеческая природа и социальный порядок» (1902). Отвергая натурализм предшественников, К. не отбрасывает общемировоззренческие представления о единстве природной и социальной эволюции. Природу человека К. понимает как единство определенного набора «бесформенных импульсов и способностей», передаваемых с помощью механизмов наследственности, и социальной природы, вырабатываемой во взаимодействии в первичных группах. К. впервые провел различие между первичными группами (семья, детские группы, соседство, местные общины) — основными общественными ячейками, в которых происходят социализация человека, формирование личности, и вторичны ми общественными группами (классы, нации, партии). Первичные группы не независимы от вторичных, но являются более устойчивыми по отношению к макросоциальным изменениям.

    Личность, согласно К., — совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей. Особенно важную роль такие реакции играют в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятие др. людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности. Общество рассматривается К. как отношения между личностями, т.е. как отношения между «представлениями людей обо мне и моим самосознанием». Теория «зеркального Я» основывается на представлении о социальной реальности как процессе взаимодействия между индивидами.

    Теория малых групп и теория «зеркального Я» в дальнейшем во многом определили развитие социальной психологии, теории социализации, ролевой теории личности, некоторых отраслей микросоциологии: социологии личности и социологии малых групп, социологии общностей и т.д.

  29. Источник: Философская энциклопедия



  30. Новейший философский словарь

    КУЛИ (Cooley) Чарлз Хортон (1864-1929) - американский социолог и социальный философ. Основные труды: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907), в 1918 - президент Американского социологического общества. Испытал влияние систем Конта и Спенсера, эволюционных идей Дарвина. Главным направлением научной деятельности К. являлось теоретизирование по проблемам соотношения индивида и общества, социализации, формирования личности. Тематизировал изучение первичных групп, ввел сам этот термин. К. исходил из понимания общества как обладающей собственной динамикой органической целостности, имеющей психосоциальный характер и основанной на коммуникации. Однако фактически социальное редуцировалось к психическому, к «идее личности», существующей в сознании деятеля, и к взаимодействию таких идей, репрезентирующих реальных людей, в каждом индивидуальном сознании. Соответственно основой социального познания К. считал методы интроспекции и понимания. Базовыми элементами общества К. считал первичные и вторичные социальные группы, различение которых основано на их роли в социализирующем влиянии на человека. Первичные группы (семья, соседство, детские группы, местные общины и др.) характеризуются непосредственными и устойчивыми взаимоотношениями, личностными, неформальными связями, малым размером. Первичным группам и принадлежит главное место в социализации, в интериоризации наиболее устойчивых социальных норм и ценностей. Социализирующая роль малой группы предопределяет, таким образом, воспроизведение фундаментальных человеческих свойств в обществе в целом, а трансформация малых групп - видоизменение системы социальных отношении. Вторичные группы (вторичные общественные институты, к которым К. относил классы, партии и нации, образуют социальную структуру, в которой контакты людей носят нормализованный и обезличенный характер. Личность К. рассматривал как сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей. Развитие и социализация личности осуществляются в процессе общения, главным средством которого является язык. Механизм социализации и формирования личности К. раскрыл в теории «зеркального Я», согласно которой представление человека о себе складывается на основе его представлений о том, каким он видится другим людям и оценивается ими в этом видении, а также на основе некоторого чувства «Я». Данная теория внесла существенный вклад в изучение проблем социализации, хотя и гипертрофировала роль рефлексии в социальном взаимодействии. В анализе форм коллективного поведения К. признавал роль влияния общественного мнения и закона, и также связь существования классов с экономическими факторами. С либеральных позиций критиковал капиталистическое общество, последствия индустриализации и урбанизации. В своих работах К. выступил как один из основоположников социальной психологии. В то же время ограниченность методологии и теоретических схем привели его к психологическому редукционизму.

  31. Источник: Новейший философский словарь



  32. Энциклопедический словарь

    КУ́ЛИ неизм.; м. [хинди kuli] В некоторых странах Азии: носильщик, грузчик, возчик; чернорабочий.

    * * *

    ку́ли

    (тамильск., буквально — заработки), название низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих в Китае (до 1949), Индии и ряде других стран.

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Энциклопедия социологии

    Кули (Cooley) Чарльз Хортон (17.08.1864, Энн Эрбор, Мичиган,- 08.05.1929, там же) - американский социолог, социальный психолог, автор "зеркального Я" теории, один из основоположников теории малых групп. Получил образование и преподавал в Мичиганском университе.

    Общетеоретическими источниками социологической концепции Кули послужили: философия Гёте, Эмерсона; функциональная психология У. Джемса; социология Конта, Спенсера. Шеффле, Гумпловича, Тарда, Уорда, Гиддингса. Основы социол. теории К. изложены в трилогии "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), а также в работе "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). В основе социологической теории Кули лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Называя себя монистом, Кули рассматривал обществово, социальные группы и индивида как единый живой организм. Но органицизм Кули далек от биологических аналогий; его холизм основан на ментальной природе социального организма - "сверх-Я", "большом сознании".

    "Социальное" и "индивидуальное" - две стороны ментальной целостности, личность и общество едины как части общего целого. В этом единстве "социальное" лишь кумулятивный аспект целостности, а "индивидуальное" - ее дискретный аспект. Кули не дает однозначного определения этой целостности, обозначая ее метафизической категорией "человеческая жизнь". Приобщение индивидуальных ментальных процессов к "большому сознанию" - это и есть социальный процесс, который Кули понимает как социализацию индивидуального сознания, основываясь на социальной психологии У. Джемса. Социализация индивидуального сознания начинается в первичной группе (семья, соседская община), где есть непосредственный психологический контакт. Оно развивается от инстинктивного "самоощущения" ("selffeeling"), в к-ром "Я" - это "эмоции", "возбуждения", до социальных чувств (любви, уважения, сочувствия и др.). При этом Кули не различает строго чувства и рассудок. Сознание сводится здесь к различным "умонастроениям" ("feeling states"), взаимосвязь к-рых осуществляется разумным началом - движущей силой социальных процессов.

    Результатом социализации являются "образы", или "представления" ("imaginations"). В "представлениях" "самоощущения" индивида ассоциируются с общепринятыми символами и становятся в результате "социальными чувствами". "Социальные чувства", по Кули,- это основа социальной организации и социального контроля. Потенциальная разумная природа индивидуального "Я" приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. Усваиваемые индивидом представления о своем "Я", которые возникают в сознании "других", Кули называет "представлениями представлений" ("imaginations of imaginations"). Они признаются в качестве социального факта и являются основным предметом

  35. Источник: Энциклопедия социологии



  36. Большой Энциклопедический словарь

  37. Источник: