1) религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С почитанием фетишей (столбов, камней и др.) у народов Западной Африки впервые познакомились португальские моряки в 15 в.; термин «фетиш» введён голландским путешественником В. Босманом в начале 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в сочинении «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в религиях др. египтян, греков, римлян. Французские просветители рассматривали Ф. как архаичную форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220–21). Для Г. Гегеля Ф. – форма первоначальной, непосредственной религии – колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства – фетиша, достигая того, что ему нужно (см. «Философия религии», т. 1, М., 1975, с. 448). Ф. свидетельствует, по Гегелю, о переходе от непосредственно-вожделеющего к опосредованно-трудовому отношению к миру, от почитания непосредственных предметов природы к наделению их духовным смыслом.
Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в возможность принудить божество исполнить желание человека; Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер и др. считали Ф. формой Анимизма (фетиши – вместилища духа). Место Ф. в верованиях разных народов различно: у австралийцев фетиши – Чуринги–символы и заменители тотемов; у сев.-амер. индейцев – воплощение родовых покровителей; у народов Западной Африки – личные покровители. Формы фетишей разнообразны: камни, куски дерева, части тела животного, изображения (идолы). Выбор фетиша мог быть случайным или определялся жрецом, колдуном. Известны случаи фамильярного отношения к фетишу: его кормили, ласкали за оказанную услугу, за нерадение били, даже выбрасывали и заменяли. В «мировых» религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного камня» у мусульман.
С. А. Токарев.
2) Характерный для товарно-капиталистического общества процесс наделения продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастания стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией вещей. Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма (См. Товарный фетишизм).
Ф. – это отождествление общественных и культурных функций предмета с естественными свойствами или вещи, или продукта человеческой деятельности, или природными особенностями индивида. Различные формы Ф. определяются именно тем, происходит ли отождествление социокультурных характеристик с натуралистическим бытием вещей, физически-телесным субстратом продукта человеческой деятельности или естественными особенностями индивидов.
К. Маркс вначале анализировал Ф. как одну из ранних форм религии, «религии чувственных вожделений» (см. К, Маркс Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с 98, 410), для которой характерна закабалённость предметами, превращение представлений человека в свойства самой вещи. В последующем, по мере развития его социально-экономической теории, К. Маркс рассматривает Ф. как структурный элемент общественного сознания антагонистической формации.
Для К. Маркса Ф. – это не только общий и постоянный элемент религии, но и целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова. В религиозном мире «... продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом...» (там же, т. 23, с. 82). Наделение предметов магическими свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религиозному сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, буржуазная политэкономия, особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории фетишизма К. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономическую обусловленность Ф. буржуазными производственными отношениями. К. Маркс связывает Ф. со сращением культурно-социальных функций вещи с её материальным субстратом. При этом объект Ф. становится неким магическим средством, призванным обеспечить достижение желаемого результата, т. е. продукт деятельности становится «чувственно-сверхчувственной вещью».
В современной марксистской литературе подчёркивается методологическое значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б, И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтонных культах (например, Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Не только марксистские историки религии и этнографы, но и социологи обращаются к теории Ф., развитой К. Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы научного знания (смешение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т.п.), критики различных форм «массовой культуры» и потребительского сознания, осмысления тенденций социально-психологических процессов в буржуазном обществе.
А. П. Огурцов.
3) Ф. в медицине, половое извращение (См. Половые извращения), при котором сексуальное влечение направлено на различные предметы (например, обувь, чулки, бельё), принадлежащие любимому человеку.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сборник], М., 1971, с. 458–70; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1–2; Маркс К., Критика политической экономии, там же, т. 46, ч. 1–2; Харузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова: фетишизм, «Этнографическое обозрение», 1908, №1–2; Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М. – Л., 1929; Марк А., Критика фетишизму в творчостi Маркса, Харькiв, 1931; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М. – Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Althusser L., Ranciere J., Macherey P., Lire ie capital, t. 1, P., 1965.
ФЕТИШИ́ЗМ, -а, муж.
1. У первобытных народов: культ неодушевлённых предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами.
2. Поклонение фетишам (во 2 знач.) (книжн.).
| прил. фетишистский, -ая, -ое.
-а, м.
1.
Культ неодушевленных предметов, религиозное поклонение фетишам (в 1 знач.).
2. перен.
Слепое поклонение чему-л.
Не все, однако, сочинения Бетховена одинаково гениальны и не следует относиться к каждой его ноте с фетишизмом. Кюи, Несколько слов о Бетховене по поводу его столетнего юбилея.
товарный фетишизм экон. овеществление производственных отношений между людьми в условиях основанного на частной собственности товарного производства.
ФЕТИШИ́ЗМ, фетишизма, мн. нет, муж.
1. Религиозное поклонение фетишам (см. фетиш в 1 знач.; этнол.).
2. перен. Слепое поклонение фетишам (см. фетиш во 2 знач.), слепая вера во что-нибудь, наделение чего-нибудь мнимыми свойствами (книжн. неод.). Товарный фетиш (см. товарный; экон.).
I
м.1.
Культ религиозного поклонения фетишам [фетиш 1.], которым приписываются чудодейственные силы.
2.
Слепое поклонение фетишу [фетиш 2.], слепая вера во что-либо.
II
м.Половое извращение, заключающееся в болезненном влечении к вещам или предметам, принадлежащим лицам противоположного пола.
III
м.Болезненное влечение фанатов - страстных поклонников музыкантов, актёров и т.п. - к вещам, принадлежащим этим музыкантам, актёрам и т.п. (часто доходящее до кражи этих вещей).
ФЕТИШИЗМ (от франц. fetiche - идол - талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы.
ФЕТИШИЗМ - в медицине - половое извращение, при котором объект, вызывающий половое влечение, - неодушевленный предмет (напр., волосы или детали туалета женщины).
ФЕТИШИЗМ - в медицине - половое извращение, при котором объект, вызывающий половое влечение, - неодушевленный предмет (напр., волосы или детали туалета женщины).
ФЕТИШИЗМ (от французского fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей. Пережитки фетишизма - вера в амулеты, обереги, талисманы. Сохранился в современных религиях.
Фетишизм - половая перверсия. Характеризуется тем, что половое влечение - связывается с различными предметами, которые по своему биологическому статусу не имеют эротического значения. Эти предметы лишь символизируют полового партнера. Фетиш замещает объект любви, и взаимоотношения с реальным партнером нарушаются или совершенно прекращаются.
(франц. fetiche - идол талисман, синонимы - идолизм, сексуальный символизм, парциализм сексуальный), девиация сексуальная, характеризующаяся сексуальным влечением к различным одушевленным и неодушевленным предметам, частям тела и элементам одежды ("бельевой фетишизм"). По всей вероятности, фетиш у девианта способен полностью заменить естественную потребность половозрелого человека в общении с другой личностью. Фетишем является конкретный зримый предмет, лишенный духовного содержания, а это духовное содержание наполняется фантазиями девианта, зачастую без учета реальной обстановки и чувств партнера. Полная свобода действий с фетишем, не требующим самого трудного для девианта - затрат психической и физической энергии на настрой второго партнера на интимную волну, является для него наиболее привлекательным и позволяет отдаться полностью полету сексуальной фантазии и иллюзиям. Поэтому личность партнера не играет для любителя фетиша абсолютно никакой роли. В то же время для многих мужчин какая-то часть тела женщины (грудь, ноги, ягодицы и т. д.) либо предмет женского туалета может играть роль стимулятора полового чувства, а воспоминания о них могут сопровождаться даже онанизмом и оргазмом.
Но онанизм в этом случае носит заместительный характер, неразрывно связан с личностью женщины, ее поведением и не воспринимается в отрыве от нее. При фетишизме же этот образ бездуховен, не имеет конкретного обладателя, а существует как бы сам по себе, отдельно. Поэтому различного рода сексуальные действия, в том числе и половой акт, возможны с любой женщиной, обладательницей определенного фетиша, без учета ее личностных качеств, возраста, внешности и темперамента. Фетиш обычно символизирует и замещает либо конкретный объект любви, либо собирательный образ предпочтительных объектов по принципу "часть вместо целого". Фетиш помогает усилить яркость фантазий и мечтаний, сделать их предметными и осязаемыми, добиться максимального полового возбуждения. Элементы фетишизма сопровождают как нормальную, так и патологическую сексуальность. Преодоление трудностей в приобретении фетиша (кража) уже доставляет определенное наслаждение. Половое удовлетворение достигается не просто получением желанного предмета, а путем его обоняния, осязания, прикладывания к половым органам, "укладывания" в постель в сочетании с мастурбацией. "Бельевой" фетишизм нередко сопровождается переодеванием в белье лиц противоположного пола, что составляет суть трансвестизма как одного из вариантов фетишизма. Фетишисты чаще крадут белье с веревок во время его сушки, на пляжах и в других местах и лишь иногда покупают в магазинах. У каждого фетишиста имеются свои предпочтения. Варианты фетишизма необычайно разнообразны. Встречается фетишизм носа, рук, груди, ног, ягодиц, полной или худой фигуры, изуродованных ног или лица, косоглазия и длинных волос, бритого лобка и волос на лобке и т. д. Фетишизм одежды практически включает в себя весь гардероб современной женщины от плавок и колготок (в зависимости от фасона, отделки и цвета) до перчаток, обуви и меха шубы. У женщин фетишизм чаще всего проявляется как притяжение к разного рода татуировкам, рубцам, бороде, усам, степени развития вторичного волосяного покрова, форме одежды (чаще мундирам) и т. п. Необычайно часто фетишем является тембр голоса мужчины, особенно тенор.
муж. fetishism
фетишизм м Fetischismus m тк. sg, неизм.
м
Fetischismus m тк. sg, неизм.
м.
fétichisme m
м. книжн.
fetichismo m
•
•
това́рный фетиши́зм эк. — fetichismo mercantil
м.
feticismo тж. перен.
товарный фетишизм эк. — feticismo mercantile
(франц. fétiche идол, талисман)
в сексопатологии — половое извращение, при котором половое влечение направлено на какие-либо предметы, чаще детали женского туалета.
(фр. fetichisme, от fetiche — талисман, идол) — термин, используемый в различных областях знания (философия, религиоведение) и различных теоретических парадигмах.
1.) Ф. — религиозное поклонение неодушевленным предметам, которым придается сакральное значение. Первоначально термин «Ф.» использовался для описания религий т.н. примитивных народов. В 18 в. Ш. де Брос в работе «О культе богов фетишей» описал Ф. как праформу религии всех народов (за исключением еврейского народа). Ф. характеризуется здесь непосредственным культом предметов, он предшествует более высокоразвитым формам культа. Концепция де Броса, представляющая историю религии как прогрессивное развитие человеческого духа и истории, оказывала сильное влияние на религиоведческие построения вплоть до 20 в. Характерна дискуссия О. Конта и Г. Спенсера о месте Ф. на лестнице прогресса. Для Конта Ф. расположен в самом начале, Спенсер считает его производной формой. Г.В.Ф. Гегель описывает Ф. как одну из форм непосредственной религии колдовства, возникающую из стремления «иметь нечто предметное, самостоятельное и могущественное». В этнографических исследованиях представлено несколько характеристик Ф. Дж.Ф. Мак-Леннан проводит различие между Ф. и тотемизмом, Дж. Леббок основывает Ф. на первобытной вере в возможность заставить божество выполнять те или иные желания, Э. Тейлор считает Ф. формой анимизма. В последние десятилетия научность понятия Ф. ставится под вопрос. Представление о Ф. как о примитивной стадии в прогрессивном развитии религиозных форм является результатом глубокого непонимания двух культур — африканской и европейской.
2.) Понятие Ф. используется К. Марксом в его известной теории товарного Ф. Маркс видит аналогию между Ф. как религиозным феноменом и Ф. как символически-общественным феноменом, характеризующим систему товарного производства. В мире религии «продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом». Аналогично в мире товаров продукты человеческих рук наделяются сверхъестественными свойствами. Этот процесс Маркс назовет Ф.
3.) З. Фрейд обсуждает проблему Ф. в нескольких работах. Он определяет феномен Ф. как ситуацию, в которой нормальный сексуальный объект замещается его эквивалентом. Этот эквивалент либо предстает как часть нормального сексуального объекта, либо состоит с ним в контакте. Эквивалент сексуального объекта представляет собой мало пригодные для сексуальных целей части тела (ноги, волосы) или неодушевленные предметы, находящиеся в ближайших отношениях с сексуальным объектом (детали одежды, белье). Для Фрейда подобная замена по праву может сравниваться с фетишами, в которых дикари видят воплощение своих богов.
ФЕТИШИ́ЗМ -а; м.
1. Культ неодушевлённых предметов, религиозное поклонение фетишам (1 зн.). Ф. сохраняется в почитании мощей и икон у христиан, святых мест и "чёрного камня" у мусульман, священных "ступ" у буддистов.
2. Слепое поклонение чему-л.
3. Экон. Овеществление производственных отношений между людьми в условиях основанного на частной собственности товарного производства. Товарный ф.
4. Мед. Разновидность полового отклонения, проявляющееся в удовлетворении чувственной страсти, используя различные предметы, принадлежащие другому лицу.
◁ Фетиши́стский (см.).
* * *
фетишизмI
(от франц. fétiche — идол, талисман), культ неодушевлённых предметов — фетишей, наделённых сверхъестественными свойствами. Характерен для первобытной религии. Сохраняется в форме веры в амулеты, обереги, талисманы.
II
(мед.), половое извращение, при котором объект, вызывающий половое влечение, — неодушевлённый предмет (чаще всего детали туалета женщины).
(франц. fétiche - фетиш, идол, от португ. feitiço - колдовство, амулет) - поклонение неодушевленным материальным предметам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Фетишем может быть любой предмет, почему-либо поразивший воображение суеверного человека: камень странной формы, шкура животного и пр., а также изделие человеческих рук, изображение человека или животного ("идол") и т. п. Почитание фетишей отмечено было в 15 в. португальцами на побережье Зап. Африки, в нач. 18 в. впервые упомянуто в лит-ре ("Описание Гвинеи" В. Босмана). В 1760 франц. ученый Ш. де Брос опубликовал книгу "О культе богов фетишей", где сопоставил Ф. народов Африки с религ. верованиями др. народов. О. Конт (1830-е гг.) обозначил словом "Ф." раннюю стадию развития религии вообще (2-я стадия - "политеизм", 3-я - "монотеизм"). Дж. Леббок (1860-е гг.) также считал Ф. первой стадией развития религии (на этой стадии, как полагал Леббок, человек еще пытается принудительно воздействовать на божество). Действительно, известны факты, когда суеверный почитатель фетиша, прося его о помощи, относится к нему, однако, без особого уважения, при неудаче наказывает или выбрасывает фетиш; известен и обычай "истязания" фетишей (Зап. Африка): в них вбивают железные гвозди, чтобы этим заставить их лучше выполнить желания человека. В дальнейшем было обнаружено, что явления Ф. есть в любой религии. Проявления Ф. весьма разнообразны, поэтому и термин "Ф." стали понимать по-разному: одни исследователи видели в Ф. форму анимистич. верований (фетиш - вместилище духа), другие отделяли Ф. от анимизма. Неопределенность значения слова "Ф." побудила нек-рых этнографов (Робертсон Смит, Ф. Джевонс, В. Н. Харузина) отказаться от пользования им. Нек-рые историки религии продолжают считать Ф. начальной или одной из первых стадий развития религии вообще, большинство сов. ученых считает Ф. составным элементом всякой религии. Так, в развитых религиях антич. мира сохранялся культ священных камней, священного копья, изображений животных и пр. Почитание чудотворных икон и мощей в христианстве тоже по существу неотличимо от Ф.
Слово "Ф." часто употребляется и в переносном значении, не связанном с религией, напр. понятие о товарном фетишизме, сущность к-рого была впервые вскрыта К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 80-93).
От Ф. надо отличать употребление амулетов и талисманов, к-рым суеверные люди также приписывают сверхъестеств. свойства, но не поклоняются им.
Лит.: Францев Ю., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; его же, Фетишизм и проблема происхождения религий, М., 1940; Харузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова: Фетишизм, "Этнографич. обозрение", 1908, No 1-2; Brosses Ch. de, Du culte des dieux fétiches, P., 1760; Schulze Fr., Der Fitischismus, Lpz., 1871.
С. А. Токарев. Москва.
(от франц. fetiche - идол, талисман) (мед.), половое извращение, при к-ром объект, вызывающий половое влечение,- неодушевлённый предмет (чаще всего детали туалета женщины).
- англ. fetishism,;нем. Fetischismus. 1. Комплекс религиозных верований, состоящих в поклонении предметам неживой природы - фетишам, их олицетворении и наделении сверхъестественными свойствами. 2. Переносно-слепое поклонение чему-то. 3. В сексопатологии - половое извращение, при к-ром половое влечение направлено на неодушевленный предмет.
-англ. fetishism,;нем. Fetischismus. 1. Комплекс религиозных верований, состоящих в поклонении предметам неживой природы - фетишам, их олицетворении и наделении сверхъестественными свойствами. 2. Переносно-слепое поклонение чему-то. 3. В сексопатологии -половое извращение, при к-ром половое влечение направлено на неодушевленный предмет.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.