славянское название для некоторых моментов в погребальном обряде. Какие именно моменты подразумеваются под словом Т., об этом существует разногласие между историками. А. А. Котляревский, специально изучивший вопрос о погребальном обряде у славян, того мнения, что Т. являлась специально военным обрядом прощания с покойником, в виде ристания, борьбы и всяких других военных упражнений, по соседству с местом погребения. По Соловьеву, "под Т. разумелись, как видно, вообще поминки и потом преимущественно борьба в честь умершего; с поминками соединялись веселый пьяный пир, также резание, царапание лица". Шафарик, а за ним и Забелин находят, что Т. и гунно-славянская страва — одно и тоже, подразумевая таким образом под Т. погребальное пиршество с сопутствующими ему обрядами, песнями, играми, плясками и т. д. Корень слова не совсем ясен. В древних памятниках церковнославянского яз. Т. употребляется в смысле: битва, состязательное поприще, тризновати — сражаться, тризньник — сражающийся, борец, в рукописных беседах Иоанна Лествичника оно значит подвиг, в новгородском словаре XV в. Т. переведено страдальство, подвиг. По-чешски тризнити — бить, тризновати — бить, но и насмехаться (наше: трунить); в глоссах к галленскому словарю Т. — синоним похорон и жертвоприношений умершим; по-словацки тризнатися — веселиться, тризнити — вести речь, беседу. В древнелитовском triesti — ристать, triesina — скачка, ристание. В настоящее время слово Т. обыкновенно употребляется в смысле погребальные поминки, у белорусов тризниться — значить грезиться. Из сравнения всех этих различных значений можно заключить, что, хотя термин Т. первоначально, быть может, означал только обычай устраивать военные игры на похоронах вождя, но впоследствии стал синонимом погребальных поминок вообще, в частности погребальных пиршеств. Наши летописи уже употребляют этот термин в последнем смысле, совершенно не упоминая о ристалищах, борьбе и т. п. В рассказе летописца о мести Ольги (единственное место, где упоминается про Т.) читаем: "Повеле Ольга Т. творити. Посем седаша деревляне пити", из чего можно заключить, что существенный элемент Т. состоял в пиршествовании. Вполне определенное историческое упоминание о военных играх, как погребальном обряде, мы встречаем только у Иорнанда, в его классическом описании похорон Атиллы ("лучшие всадники вокруг холма ристали" и т. д.), но это может иметь только весьма отдаленное отношение к славянам. Относительно последних мы встречаем только упоминания про обыкновенные игры, практиковавшиеся на похоронах и во время поминок. Так, о чехах Козьма Пражский сообщает про "jocos profanos quos super mortuos exercebant". Игры эти состояли в попойках, переряживаниях и пляске. О русских славянах читаем в Стоглаве: "В троицкую субботу по селам и погостам сходятся и плачутся по гробам, и егда начнут играми скоморохи, гудцы и прегудницы, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети". Хотя в наших памятниках прямо и не упоминается про воинские состязания и игры, тем не менее они могли, как у гуннов, составлять часть похоронных празднеств. Эти последние имели одну только цель: доставить покойнику как можно больше развлечений, удовольствий и проявлений симпатии и преданности. По Ибн-Фоцлану (X в.), целая треть имущества покойника обязательно тратилась на покупку крепких напитков. На Т. Игоря Ольга велит готовить побольше меду. Еще и теперь выпивка — непременный спутник поминок. Но покойники при жизни любили также развлекаться и военными играми, ристанием, борьбой и т. п. физическими упражнениями, точно так же как плясками, песнями, переряжениями и т. п.: поэтому все такие развлечения и являлись спутниками прощальных и поминальных церемоний. Покойник, которого усаживали с чарой вина, в то же время по-прежнему с удовольствием следил за обычными зрелищам игр, которые тешили его при жизни. Выделять, следовательно, Т. в отдельный военный обряд прощания из общего ритуального празднества нет никакого основания. Вообще же ритуал этот представлял совершенно естественное соединение веселого пиршества для развлечения покойника с самыми эксцентричными проявлениями горя. "Кожи кроения, лица драния", плачи, вопления, кровавые жертвоприношения чередовались с самым бурным разгулом, пьянством, песнями, веселыми беседами, играми, скоморошничеством. Подобные обычаи не были свойственны одним только славянам; мы встречаем их одинаково у многих исторических народов, как и у современных племен первобытных. Характерный образчик дает Геродот в описании похорон у скифов, живших на юге России. Когда скифский царь умирал, тело умершего, обмазав воском, наполнив благовонными травами, укладывали на колесницу и возили по степи поочередно ко всем подвластным народам. Встречая кортеж, резали себе уши, остригали волосы, прокалывали правые руки стрелами, но вместе с тем устраивали пиршества, пили, пели, плясали. Наконец, в сопровождении огромной разноплеменной толпы кортеж вступал в страну Геры, где в громадной могиле, разделенной на отдельные камеры, хоронили вместе с покойным его жену и всех его приближенных. Через год устраивались поминки, на которых убивались еще 50 приближенных. У простых скифов покойника возили в течение 40 дней из дома в дом к родственникам, которые по этому случаю устраивали богатые пиры для гостей и покойника. То же видим в описании похорон Атиллы, где разгул веселья, песен, пьянства, военных игр чередовался с жалобными песнями, истерическими припадками горя, избиением приближенных и т. д. Специально игры военные играли, таким образом, незначительную роль. Существенную часть составляли пир (угощение покойника) и убийство жен и приближенных; это мы ясно видим и в единственном и древнейшем описании славянских (норманских?) похорон (X в.) Ибн-Фоцлана, где, не считая обряжения покойника и снабжения его всякими запасами в дорогу, все обряды сосредоточены вокруг убиения молодой рабыни, изъявившей желание последовать за своим господином, и угощения покойника медом. — Постепенно, когда кровавые приношения покойнику вышли из употребления, от ритуала Т. остались одни обычаи пиршествования, песен, плачей, игр и т. и. Как на пример игр, близко подходящих к военным у совершенно мирных первобытных народов, можно указать на гиляков, у которых в дни медвежьего праздника, устраиваемого в виде поминок по умершем, происходят беги на собаках, фехтование, борьба и всякие другие игры, точно так же во время летних и весенних поминок по утопленникам и задранным медведями. См. также ст. Траур, Погребальные обряды, Поминки. Ср. А. Котляревский, "О погребальных обычаях у языческих славян" (М., 1868); Забелин, "Очерки русской народной жизни"; Соловьев, "История России" (т. I); ст. Микуцкого о Т. ("Известия II отд. академии наук", л. 7).
Л. Ш.
часть погребального обряда у древних славян. Первоначально Т. состояла из обширного обрядового комплекса жертвоприношений, военных игр, песен, плясок, состязаний в честь покойного, оплакивания умершего и поминального пиршества как до, так и после сожжения. С принятием христианства у славян долгое время Т. сохранялась в виде поминальных песен, пира и др. Термин «Т.» позднее употреблялся в значении «поминки».
Лит.: Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чешск., М., 1956; Белецкая Н. Н., О некоторых ритуальных явлениях языческой погребальной обрядности (к анализу сообщения Ибн-Фадлана о похоронах «русса»), в сборнике: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов (Прага, 1968). Доклады советской делегации, М., 1968.
жен. Тризнище ср., ·стар. поминовенье усопших, особ. языческое и мусульманское, и пиршества при сем, народные игры и ристания. Он в этот день по куме тризну правил, Крылов. Тризненный, тризнищный, ко тризне относящийся. Тризник, кто правит тризну, вообще участвует в ней. Тризненье ·стар. действие по гл. Тризновать, править, праздновать тризну, справлять поминки.
ТРИ́ЗНА, -ы, жен.
1. У древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего. Править тризну.
2. У православных: обряд поминания умершего, а также (устар.) вообще поминки. Т. по усопшему.
-ы, ж.
1.
Заключительная часть
похоронного обряда у древних славян, состоявшая из жертвоприношений, военных игр, состязаний, борьбы, а позднее из поминального пиршества.
В честь витязя тризну свершали, Дружина дралася три дня, Жрецы ему разом заклали Всех жен и любимца коня. А. К. Толстой, Курган.
2. книжн.
Церковный обряд похорон или поминовения усопшего.
Привезут к нам останки твои, Чтоб почтить похоронною тризною. Н. Некрасов, Размышления у парадного подъезда.
||
Обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти.
При возвращении с кладбища начиналася тризна в честь покойника, и родственники и друзья бывали пьяны два, три дня или даже целую неделю. Пушкин, История села Горюхина.
ТРИ́ЗНА, тризны, жен.
1. У древних славян - поминки по умершем, сопровождавшиеся пиршеством (ист.). «Ковши круговые запенясь шипят на тризне плачевной Олега.» Пушкин.
2. перен. Скорбное воспоминание о ком-чем-нибудь утерянном, погибшем (поэт., ритор.). «Садись один и тризну соверши по радостям земным своей души.» Баратынский. «Привезут к нам останки твои, чтоб почтить похоронною тризною.» Некрасов.
ж.
1.
Заключительная часть погребального обряда у древних славян, сопровождавшаяся военными играми, состязаниями, а также поминальным пиршеством.
2.
Церковный обряд похорон или поминовения усопшего.
отт. Обрядовое угощение с вином в память умершего после похорон или в день годовщины его смерти; поминки.
3.
Скорбное воспоминание о ком-либо или о чём-либо утерянном, погибшем.
ТРИЗНА - часть погребального обряда у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами.
ТРИЗНА, часть погребального обряда у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами.
три́зна др.-русск. тризна "состязание; подвиг; награда; поминальное пиршество" (с ХII в.), также трызна (Изборн. Святосл. 1073 г., Лаврентьевск. летоп.; см. Срезн. III, 995), ст.-слав. тризна ἔπαθλον (Супр.), цслав. тризна στάδιον, παλαίστρα, ἆθλον, тризнодавьць ἀγωνοθέτης, чеш. trýzeň "мука, мучение", tryzniti "мучить, пытать", слвц. trýzeň, trуznit᾽, польск. tryznić "тратить (время)". Праслав., по-видимому, было *tryzna, судя по зап.-слав. формам, связано чередованием гласных с трави́ть, то есть первонач. "(поминальное) угощение"; см. Мi. ЕW 362; Ягич, AfslPh 23, 617; Соболевский, Лекции 139 и сл.; Мат. и иссл. 273 и сл.; Крек 432 и сл.; Брюкнер 579. Другие считают исходным *triznа – что менее вероятно – и сближают с др.-исл. stríð "спор, война, беспокойство, мука" (Перссон 442; Фортунатов, ВВ 3, 61; Мейе, Ét. 448). Невероятно Ильинский (ИОРЯС 23, 1, 134 и сл.)
•
• [Слав. *triznа может быть объяснено как производное от trizь (см. сл.), откуда первонач. знач. тризна – "жертвенное заклание трехгодовалого животного"; см. Трубачев, ВСЯ, 4, 1959, стр. 130 и сл., то же см. "Slavistična Revija", 11, 1958, стр. 219 и сл,–Т.]
жен.;
ист. funeral feast совершать тризнуж. ист. funeral feast.
Московская группа "Тризна" образовалась в 1984 году. В первоначальный состав вошли: Константин Селезнёв (гитара), Станислав Вознесенский (барабаны), Андрей Гукленгофф (бас-гитара). Музыкальное направление — "Прогрессив-пауэр-металл". Название коллектива — "Тризна" — означает языческое поминовение усопших, сопровождающееся пиршествами и народными играми.
Первый магнитоальбом был записан в 1986 году. К сожалению, он не сохранился в связи с полным отсутствием порядка и организации в группе в тот период. Учитывая всеобщую воинскую обязанность на территории СССР двое из "Тризны" — "Кот" (Константин Селезнев) и "Гофф" (Андрей Гукленгофф) на 2 года были вынуждены покинуть музыкальный олимп металлической сцены г. Москвы.
В 1988 году группа вновь вместе и репетирует очередную концертную программу.
В 1989-1990 годах записывается демо группы в Московской Рок-Лаборатории у лидера группы "Шах" Антона Гарсиа.
1991 год — на одном из концертов группа выловила будущего (и настоящего) вокалиста группы — Илью Александрова. В этом же году состоялось известное выступление у Белого дома. "Тризна" выступала вместе с такими известными коллективами, как "Э С. Т", "Черный Обелиск", "Моральный кодекс", "Монгол Шуудан".
В 1992 году записывается очередной магнитоальбом "Тризны" на студии "Черного Обелиска". Результатом дружбы "Тризны" с Анатолием Крупно-вым стала возможность подписания контракта с компанией "PolyGram Records".
В 1995 году под патронажем лично Бориса Зосимова выходит диск "Out Of Step". В этом же году в Голландии выходит CD "Монстры рока СССР" с участием таких групп, как "Гейн", "Шах", "Э. С. Т.". "Черный Обелиск", "Круиз", "Тризна" и др. Одновременно журнал "Metal Hammer" обращает внимание на Российскую "прогрессивную металлическую" группу "Тризна", и персонально отмечается мастерство барабанщика группы Станислава Вознесенского.
В 1996 году на "ПолиГраме" выходит CD группы "Need For Speed". По семейным обстоятельствам вокалист группы Илья Александров и басист Андрей Гукленгофф покидают группу. Константин Селезнев эти события комментирует так: "...к сожалению мужчины имеют такую привычку, как жениться...". Место Гукленгоффа занимает басист группы "Э. С. Т." Данила Захаренков.
В это же время происходит распад "Черного Обелиска" в связи со смертью Анатолия Крупнова. С "Тризной" начинает сотрудничать гитарист "Обелиска" Дмитрий Борисенков ("Митяй"). У Митяя оказались недюжие вокальные способности, и "Тризна" начинает активно готовить новую концертную программу.
1999 год. "Тризна" на студии "Внуково" записывает новый диск — "Затмение". Состав "Тризны" на период записи: К. Селезнев (гитара), Д. Борисен-ков (вокал, гитара, тексты песен), С. Вознесенский (барабаны), Д. Захаренков (бас). В 2000 году диск готовится к выпуску.
Летом 1999 года Дмитрий Борисенков уходит из "Тризны" реанимировать "Черный Обелиск". Его место занимает вернувшийся в родную обитель И. Александров. Также "Тризну" покидает Д. Захаренков. Вместо него приходит Леонид Бажора (группа "Дай"). Этим составом на студии "Внуково" весной 2000 года записывается миньон "Демо — 2000".
Состав "Тризны" на лето 2000 года: К. Селезнёв (гитара), С. Вознесенский (барабаны), И. Александров (вокал), А. Гукленгофф (бас-гитара).
Дискография:
1986 м/а
1995 "Out Of Step" CD
1995 Сборник "Монстры рока СССР" CD
1996 "Need For Speed" CD
1999 "Затмение"
2000 "Демо 2000"
ж. ист.
repas m funéraire
тризна по усопшему — repas funéraire
ж.
1)ист. trizna f(festejo funerario de los antiguos eslavos)
2)книжн.(поминальный обряд) festejo funerario; comida funeraria
ж. книжн.
convito / rito funebre
ТРИ́ЗНА -ы; ж.
1. У древних славян: заключительная часть похоронного обряда, состоявшая из жертвоприношений, военных игр, состязаний, а позднее из поминальных пиршеств. Творить, совершать, править тризну по ком-л., над кем-л.
2. В христианской религии: церковный обряд похорон или поминовения усопшего. Похоронная, поминальная т. Т. по усопшему. Почтить кого-л. тризной.
* * *
три́значасть погребального обряда у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами.
* * *
ТРИЗНАТРИ́ЗНА, часть погребального обряда у древних славян до и после похорон (поминки). Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями, пирами.
часть погребального обряда у вост. славян периода язычества (до 11 в.). Первоначально Т. состояла из воен. игр, песен, плясок и состязаний в честь покойного, оплакивания умершего и поминального пиршества. При похоронах женщин Т. проводилась, очевидно, в ограниченном виде. Т. совершалась рядом с местом погребения у радимичей, вятичей, северян, кривичей до того, как покойника сжигали. После христианизации славян Т. долгое время сохранялась в виде поминальных песен и пира. Термин "Т." позднее употреблялся как синоним обряда "поминок".
Лит.: Снегирев И., Русские простонародные праздники и суеверные обряды, в. 1-4, М., 1837-39; Котляревский А. А., О погребальных обычаях языческих славян, М., 1868; Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чешск., М., 1956.
Г. С. Горшков. Москва.
«ТРИЗНА», СССР, КАЗАХФИЛЬМ, 1972, цв., 81 мин.
Поэтическая драма.
По мотивам поэмы Ильяса Джансугурова «Кулагер».
XIX век. Казахский поэт Ахан-Сэр на своем коне Кулагере приезжает на поминальный ас в честь умершего властителя Сагинайбая. По традиции в этот день устраиваются скачки. Победа в состязании дает право требовать от наследника власти покойного исполнения любого желания. Ахан, мечтающий освободить мятежников, приговоренных к казни, сажает на Кулагера своего приемногосына... Выпуск на экраны — 1987.
В ролях: Каргынбай Сатаев, Кененбай Кожабеков (см. КОЖАБЕКОВ Кененбай), Байтен Омаров (см. ОМАРОВ Байтен), Шахан Мусин (см. МУСИН Шахан), Алишер Сулейменов, А. Борбаев, Дарига Тлендиева, Атайбек Жолумбетов, Канабек Байсеитов.
Режиссер: Булат Мансуров (см. МАНСУРОВ Булат Богаутдинович).
Авторы сценария: Булат Мансуров (см. МАНСУРОВ Булат Богаутдинович), Аскар Сулейменова.
Оператор: Виктор Осенников (см. ОСЕННИКОВ Виктор).
Художник-постановщик: Сахи Романов.
Композитор: Нургиса Тлендиев (см. ТЛЕНДИЕВ Нургиса Атабаевич).
Текст песен: К. Мырзалиев.
Звукорежиссер: Кадыр Кусаев (см. КУСАЕВ Кадыр).
Большой Энциклопедический словарь. 2000.