(Тальянки) — село Киевской губ., Уманского у., при р. Тальянке, в 15 вер. от станции жел. дор. 3167 жителей, церк.-приходская школа, 6 водяных и 4 ветряных мельницы, врачебный приемный покой, почтово-телеграфная контора. Вблизи 10 древних курганов.
(искажение слова итальянка)
один из видов однорядной русской гармони (См. Гармонь).
ТАЛЬЯ́НКА, -и, жен. (разг.). Однорядная гармошка.
| уменьш. тальяночка, -и, жен.>
-и, род. мн. -нок, дат. -нкам, ж. прост.
Однорядная гармоника.
Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела? Есенин, Сыпь, тальянка…
Взводный уселся на бетонном обломке и растянул свою «тальянку». — Барыню! — скомандовал Борейко. Степанов, Порт-Артур.
ТАЛЬЯ́НКА, тальянки, жен. (прост., обл.). Вид гармоники, то же, что итальянка во 2 знач. «Ты сыграй, милый, в тальянку, а я песенку спою.» Частушка.
ж.
Однорядная русская гармонь.
ТАЛЬЯНКА - народное название некоторых видов русской гармоники.
талья́нка с.-в.-р.; талья́нчики мн., талья́шки "драгоценные камни", уральск. От италья́нка, италья́нец; см. Булич, ИОРЯС I, 328 и сл.; Этногр. Обозр. 33, 100 и сл.
ж. разг.
accordéon m
ж. разг.
acordeón m
ж. прост.
fisarmonica
ТАЛЬЯ́НКА -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Однорядная гармоника. Играть на тальянке. Растянуть тальянку. * Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! (Есенин).
◁ Талья́ночка, -и; ж. Уменьш.-ласк.
* * *
талья́нканародное название некоторых видов русской гармоники.
* * *
ТАЛЬЯНКАТАЛЬЯ́НКА, народное название некоторых видов русской гармоники.
(искажение слова "итальянка") - обобщённое нар. название вятских, вологодских, бологоевских и новоржевских видов рус. гармони. В кон. 19 в. эти виды гармони в Центр. России стали именовать Т., вероятно, из-за сходства с инструментами, на к-рых играли уличные бродячие иностр. музыканты (гл. обр. итальянцы, в народе - "тальянцы"). Назв. "Т." утвердилось благодаря популярности песен, частушек, лирич. стихов, в к-рых воспевалась эта гармоника. Т. имели клавиатуры, содержащие 1-5 рядов клавиш (вятская - 1 ряд, вологодская - 1-2 ряда, бологоевская и новоржевская - в основном 3-5 рядов). Тембр Т. сочный, т. н. объёмный - у Т. звучали одноврем. 2, иногда 3 (бологоевская, новоржевская), 4 и 5 голосов (вятская, вологодская), настроенных в разных октавах (верхний ряд также в дуодециму). Часто внутри инструмента помещалось спец. акустич. шумовое устройство, усиливавшее звучание. При сжатии и разжиме мехов каждой клавише у бологоевской и новоржевской отвечали разные звуки, у вятской и вологодской - одинаковые. Строй - натуральный мажор; каждый след. ряд многорядной клавиатуры давал звуки в смежной тональности (по кварто-квинтовому кругу). Аккомпанемент: тоника - субдоминанта - доминанта. В нач. 20 в. стали изготовляться Т. с дополнит. параллельным минорным аккордом.
Литература: Мирек А. М., Справочник по гармоникам, (М.), 1968, с. 48, 58; его же, "...И звучит гармоника", М., 1979. А. М. Мирек.Большой Энциклопедический словарь. 2000.