«Драга»

Драга в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Драга»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Современная энциклопедия
  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  11. Англо-русский словарь технических терминов
  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  15. Энциклопедический словарь
  16. Геологическая энциклопедия
  17. Большой энциклопедический политехнический словарь
  18. Большая политехническая энциклопедия
  19. Русско-английский политехнический словарь
  20. Dictionnaire technique russo-italien
  21. Русско-украинский политехнический словарь
  22. Русско-украинский политехнический словарь
  23. Тезаурус русской деловой лексики
  24. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Машина) — королева сербская; см. Александр I.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от англ. drag)

    плавучее горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования, предназначенного для разработки обводнённых месторождений полезных ископаемых и извлечения ценных компонентов с плотностью свыше 3 (золото, платина, олово, алмазы и др.). Д. применяют для разработки преимущественно аллювиальных и элювиально-делювиальных, а также прибрежно-морских россыпей, за исключением валунистых, крепко сцементированных горными породами и вязкими глинами. Д. подразделяются на 2 класса: континентальные (для разработки материковых россыпей), которые, как правило, монтируются на плоскодонном понтоне (судне), обеспечивающем нормальную их плавучесть и эксплуатацию в замкнутом водоёме в соответствии с требованиями Речного регистра РСФСР (См. Речной регистр РСФСР), морские, предназначенные для разработки россыпных и осадочных месторождений, залегающих в прибрежной зоне и в глубоководной части акватории крупных озёр, морей и океанов. Эти Д. обычно монтируются на килевых, реже плоскодонных, самоходных либо буксирных судах, обеспечивающих их нормальную плавучесть и эксплуатацию в открытом море при штормовом волнении в соответствии с требованиями Морского регистра (см. Регистр Союза ССР). Д. оснащается стационарным промывочно-обогатительным оборудованием, установленным на судне, либо работает по раздельной схеме «добыча—обогащение» в цикле с обособленными береговой или плавающей обогатительными установками.

    Морские и континентальные Д. различают: по роду энергии — электрические, дизель-электрические, дизельные, паровые; по способу передвижения (маневрирования) — канатно-свайные, канатно-якорные; по возможной глубине разработки (выемки) пород ниже ватерлинии — малой глубины выемки (до 6 м), средней (до 18 м), глубокой (до 50 м), сверхглубокой (свыше 50 м); по принципу действия добычного аппарата: черпающие — одночерпаковые (с ковшом типа механической лопаты, с грейферным ковшом, с ковшом драглайна) и многочерпаковые (с прерывистой черпаковой цепью, со сплошной черпаковой цепью), подразделяющиеся также по ёмкости черпаков — малолитражные (до 100 л), среднего литража (до 250 л) и крупнолитражные (более 250 л); гидро- и пневмовсасывающие — землесосные с механическими или гидравлическими разрыхлителями и без них, эжекторные, эрлифтные и землесосные с погружными насосами.

    Область применения Д. ограничивается глубиной разработки продуктивных пород (рис. 1). Широкое распространение при разработке континентальных россыпей получили электрические, реже дизельные и паровые, многочерпаковые драги со сплошной и прерывистой цепью черпаков ёмкостью от 50 до 600 л и законченным циклом обогащения, а на морских — одночерпаковые гидро- и пневмовсасывающие. Морские Д. конструктивно отличаются от континентальных особенностями маневрового и транспортно-отвального оборудования (отсутствие свай и отвального конвейера). При работе в открытом море передвижение и маневрирование Д. по забою осуществляется посредством канатно-якорного устройства.

    Многочерпаковая Д. (рис. 2) состоит из плавающего судна, обычно в виде плоскодонного цельнометаллического понтона сварной конструкции, на котором размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова (так называемая суперструктура) и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройства, обогатительное и др. оборудование.

    В России малолитражные одночерпаковые Д., известные под названием «пахарь», применялись старателями при добыче золота из небольших русловых россыпей. Первая многочерпаковая Д. с механизированным приводом от паровой машины построена в 1870 в Новой Зеландии. В России первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Голландии землечерпалки, была установлена в 1893 в долине р. Кудача на Амурском прииске «Рождественский». В 1900 Невьянский завод на Урале приступил к производству первых отечественных Д. Наибольший подъём драгостроения относится к 30—40-м гг. 20 в., когда действующий дражный флот зарубежных стран насчитывал около 400 крупнолитражных Д. Пионером советского драгостроения стал завод «Красный Путиловец» (ныне Кировский завод в Ленинграде), который с 1926 по 1930 изготовлял электрические Д. с черпаками ёмкостью 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт Д. В 1931 Иркутский завод тяжёлого машиностроения изготовил первые Д. с черпаками ёмкостью 150 л. В 1969 этим заводом изготовлена крупнейшая в мире электрическая Д. с черпаками ёмкостью 600 л и предельной глубиной черпания 50 м ниже уровня воды (рис. 3). Отечественные драгостроительные предприятия серийно выпускают электрические Д. нескольких типоразмеров (см. таблицу).

    В зарубежной практике в связи с истощением в большинстве стран запасов континентальных россыпей действующие Д. переносят, как правило, с одного месторождения на другое (Южная Америка), а новые Д., предназначенные преимущественно для разработки оловоносных (Малайзия, Индонезия) и прибрежно-морских алмазоносных россыпей (Западная Африка), изготавливаются в незначительном количестве.

    Обладая самым мощным и многочисленным дражным флотом в мире, СССР имеет высокие достижения в драгостроении и определяет в этой области мировой уровень науки и техники.

    Новым направлением в драгостроении является оснащение маневрового устройства независимыми друг от друга лебёдками и приводами, выполняющими одну технологическую операцию. Как правило, эти лебёдки имеют электрическую блокировку и централизованное управление, что обеспечивает ритмичную работу Д. Типовая схема обогатительного оборудования, применяемая на Д. отечественного производства, показана нарис. 4. При оптимальных режимах обогащения на Д. достигаются высокие показатели извлечения (на песках тяжёлых металлов 93,8—98,6%, а лёгких минералов 89,5—95,6%). Развитие драгостроения идёт по пути максимальной унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их новейшим высокопроизводительным оборудованием, эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизированного управления, контроля и дистанционного надзора за технологическими процессами с использованием электронных управляющих и счётно-решающих устройств, промышленного телевидения, звуколокационных и радиогеодезических установок и др.

    Краткая техническая характеристика многочерпаковых драг отечественного производства (1970)

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    |    | Иркутский завод тяжёлого    | Пермский маши-        |

    | Показатели         | машиностроения          | ностроительный        |

    |    |     | завод         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    |    | 80Д   | 150Д    | 250Д    | 600Д      | ОМ-431    | ОМ-417    |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Ёмкость черпака, л     | 80      | 150      | 250      | 600        | 380   | 400          |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Подводная глубина черпания, м  | 6       | 9         | 12 | 50   | 30     | 17     |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Средняя производительность, м3/ч     | 100    | 180      | 320      | 500        | 400   | 450          |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Установленная мощность электродвигателей,    |   |     |     |       |         |  |

    квт      | 392    | 800      | 1082    | 7300      | 2110        | 2494  |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Габариты, м:       |   |     |     |       |         |  |

    | длина  | 50,2   | 74,6     | 92,0     | 236,0     | 156,2       | 122,8 |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | ширина       | 16,7   | 24,5     | 26,0     | 50,0       | 35,9  | 38,6         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | высота        | 17,0   | 21,6     | 25,7     | 53,7       | 39,0  | 35,0         |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Конструктивная масса, т     | 386    | 912      | 1373    | 10331    | 3252        | 2594  |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Водоизмещение в рабочем состоянии, т     | 410    | 990      | 1460    | 10854    | 3480        | 2865  |

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Лит.: Свиридов А. П., Драги и драгирование, М., 1952; Шорохов С. М., Разработка россыпных месторождений и основы проектирования, М., 1963; Лешков В. Г., Справочник дражника, М., 1968; его же, Современная техника и технология дражных работ, М., 1971; Меро Дж., Минеральные богатства океана, пер. с англ., М., 1969.

    В. Г. Лешков.

    Рис. 1. Конструктивные типы драг, применяемых для разработки континентальных и морских россыпей различной глубины залегания: 1 — многочерпаковая (с прерывистой или сплошной цепью черпаков); 2 — землесосная с механическим разрыхлителем; 3 — землесосная с гидравлическим разрыхлителем; 4 — эрлифтная; 5 — грейферная; 6 — драглайновая; 7 — эжекторная и землесосная с погружными насосами и перекачными станциями.

    Рис. 2. Общий вид 380-литровой драги ОМ-431: 1 — понтон; 2 — черпаковая рама; 3 — черпаковая цепь; 4 — нижний черпаковый барабан; 5 — поддерживающий барабан; 6 — подвес черпаковой рамы; 7 — передняя мачта; 8 — главная ферма (суперструктура); 9 — задняя мачта; 10 — сваи; 11 — отвалообразователь (стакер); 12 — хвостовые колоды; 13 — береговой мостик; 14 — надстройка.

    Рис. 4. Типовая схема обогащения золотосодержащих песков, применяемая на современных драгах отечественного производства: 1 — завалочный люк; 2 — колосниковый грохот; 3 — барабанный грохот подчерпакового уловителя; 4 — шлюз уловителя; 5 — промывочная бочка; 6 — распределитель; 7 — галечный лоток; 8 — галечный конвейер стакера; 9 — шлюз с подвижным цельноформованным резиновым покрытием и автоматизированным сполоском; 10 — хвостовая колода; 11 — самородкоулавливающие шлюзы; 12 — шлюз для улавливания крупного золота; 13 — спиральный классификатор; 14 — вибрационный грохот; 15 — контрольный шлюз; 16 — зумпф пескового насоса; 17 — песковый насос; 18 — бункер концентрационного стола; 19 — концентрационный стол; 20 — ленточный элеватор; 21 — шаровая мельница; 22 — амальгаматор непрерывного действия; 23 — шлюз амальгамационный.

    Рис. 3. Общий вид уникального по своим размерам и глубине черпания драги с черпаками ёмкостью 600 л.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. дра́га;
    2. дра́ги;
    3. дра́ги;
    4. дра́г;
    5. дра́ге;
    6. дра́гам;
    7. дра́гу;
    8. дра́ги;
    9. дра́гой;
    10. дра́гою;
    11. дра́гами;
    12. дра́ге;
    13. дра́гах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ДРА́ГА, -и, жен.

    1. Плавучая землечерпальная машина, снабжённая оборудованием для промывки вычерпанного грунта.

    2. Прибор для добывания с больших водных глубин растений и животных.

    | прил. дражный, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Плавучее горно-обогатительное сооружение, предназначенное для разработки россыпных месторождений полезных ископаемых (золота, платины, алмазов и др.).

    2.

    Прибор для добывания с больших водных глубин растений и животных.

    [франц. drague]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ДРА́ГА, драги, жен. (франц. drague) (тех.). Небольших размеров землечерпательная машина.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Плавучее сооружение, оснащенное многочисленными черпаками для подъема со дна водоемов породы, содержащей золото или другие полезные ископаемые.

    2.

    Землечерпальная машина для углубления дна водоемов.

    3.

    Гидрологическое устройство для добывания растений и животных со дна глубоких водоемов.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ДРАГА (от англ. drag) - плавучий комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат с многочерпаковым рабочим органом для подводной разработки преимущественно россыпей, извлечения из них ценных минералов и укладки пустых пород в отвал.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ДРАГА (от английского drag), плавучий комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат с многоковшовым рабочим органом для подводной разработки преимущественно россыпей. Максимальная емкость черпака 600 дм3.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    тех. dredge, drag чистить дно драгой ≈ (реки, озера, пруда) to dragж. тех. dredge, drag.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Англо-русский словарь технических терминов

    towing bridle, drag, dredge,(орудие лова) scrape

  21. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. тех.

    drague f

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. тех.

    draga f

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    draga; cavafango m

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Энциклопедический словарь

    ДРА́ГА -и; ж. [франц. drague, англ. drag]

    1. Плавучее сооружение для разработки россыпных месторождений полезных ископаемых (золота, платины и др.), залегающих на дне водоёмов.

    2. Гидрологическое устройство для добывания растений и животных с больших водных глубин.

    Дра́жный, -ая, -ое. Д-ые детали. Д-ые работы (производимые драгой). Д-ое золото (добытое с помощью драги).

    * * *

    дра́га

    (от англ. drag), плавучий комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат с многочерпаковым рабочим органом для подводной разработки преимущественно россыпей, извлечения из них ценных минералов и укладки пустых пород в отвал.Многочерпаковая драга.

    * * *

    ДРАГА

    ДРА́ГА (от англ. drag), плавучее горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования, предназначенного для разработки обводненных месторождений полезных ископаемых. Подразделяются на два класса: континентальные (для разработки материковых россыпей в замкнутых водоемах) и морские (для разработки россыпных и осадочных месторождений в прибрежной зоне и глубоководной акватории крупных озер, морей и океанов). Различаются по роду энергии (электрические, дизель-электрические, дизельные и паровые), по способу маневрирования (канатно-свайные, канатно-якорные), по принципу действия добычного аппарата (черпающие, гидро- и пневмовсасывающие).

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Геологическая энциклопедия

    (от англ. drag * a.dredge; н.Schwimmbagger; ф.drague, noria de reprise; и.draga) - плавучий горно-обогатит. комплекс для разработки обводнённых м-ний полезных ископаемых (преим. россыпных). Д. оснащена рабочим органом для добычи продуктивных пород из-под воды, промывочно-обогатит. агрегатами для их обогащения, извлечения ценных минералов и транспортно-отвальным оборудованием для укладки пустых пород (хвостов промывки) в отвал. Использование Д. для добычи золота (одночерпаковой рычажно-ковшевого типа) впервые начато в 1863 в Новой Зеландии. В 1882 построена первая двухстреловая (типа механич. лопаты) Д., в 1895 - многочерпаковая электрическая 150-литровая (с бесконечной цепью) Д. Первая Д. со сплошной черпаковой цепью, возможностью канатно-свайного маневрирования и централизов. системой управления (Д. калифорнийского типа) - прототип совр. многочерпаковых Д. - выпущена в 1899 амер. фирмой "Bucyrus-Erie Со". Наибольшее развитие драгостроение получило в 30-40-е гг. 20 в. (действующий дражный флот капиталистич. стран включал ок. 400 Д.).

    В России первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Нидерландах золотопромышленником П. П. Гудковым землечерпалки, сооружена в 1893 на сибирском прииске "Рождественский" в долине р. Кудача. С 1900 Невьянский з-д на Урале приступил к выпуску отечеств. Д. (первая - на деревянном понтоне с черпаками вместимостью 113 л наз. "Пётр Яковлев"), с 1903 - Путиловский з-д, Д. к-рого (с черпаками 100 и 150 л) превосходили как отечественные, так и зарубежные образцы. Пионер советского драгостроения - з-д "Красный путиловец" (г. Ленинград) в 1926-30 изготовил 20 электрич. Д. с черпаками 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт этого оборудования. Наибольшего развития драгостроение в СССР получило со 2-й пол. 40-х гг. В 1951 созданы первые отечеств. алмазодобывающие Д., а затем Д. для разработки титансодержащих и редкометалльных россыпей. Совр. Д. подразделяются на два класса - континентальные и морские. Состоят они из плавающего судна, на к-ром размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройство, обогатит. оборудование и др. Континентальные Д. предназначены для разработки материковых россыпей, обычно приуроченных к зоне распространения современных либо древних (погребённых) речных систем. Эти Д. монтируются, как правило, на плоскодонном судне (понтоне). Морские Д. используются для разработки россыпных (рыхлых осадочных) м-ний, залегающих в прибрежной или глубинной зоне акваторий морей и крупных озёр. Они обычно монтируются на килевых (реже плоскодонных) самоходных либо буксируемых судах. В отличие от континентальных Д. у морских отсутствуют отвалообразователь (стакер) и сваи. Д. обоих классов оснащают стационарным промывочно-обогатит. оборудованием (наиболее распространённый вариант), смонтированным непосредственно на судне (рис. 1), или эксплуатируют их в комплексе с обособленной береговой либо плавающей обогатит. установкой.

     Рис. 1. Типовая технологическая схема обогащения золотоносных песков на драге: 1 - заволочный люк; 2 - колосниковый грохот; 3 - барабанный грохот; 4 - шлюз уловителя; 5 - барабанный грохот-бочка; 6 - распределитель; 7 - галечный лоток; 8 - транспортёр стакера; 8, 9 - шлюз с подвижным резиновым покрытием; 10 - хвостовая колода; 11-12 - самородкоулавливающий шлюз; 13 - шлюз для улавливания крупного золота; 14 - классификатор; 15 - грохот; 16 - контрольный шлюз; 17 - зумпф пескового насоса; 18 - песковой насос; 19 - бункер концентрационного стола; 20 - концентрационный стол; 21 - элеватор; 22 - шаровая мельница; 23 - амальгаматор непрерывного действия; 24 - шлюз амальгамационный

    Рис. 1. Типовая технологическая схема обогащения золотоносных песков на драге: 1 - заволочный люк; 2 - колосниковый грохот; 3 - барабанный грохот; 4 - шлюз уловителя; 5 - барабанный грохот-бочка; 6 - распределитель; 7 - галечный лоток; 8 - транспортёр стакера; 8, 9 - шлюз с подвижным резиновым покрытием; 10 - хвостовая колода; 11-12 - самородкоулавливающий шлюз; 13 - шлюз для улавливания крупного золота; 14 - классификатор; 15 - грохот; 16 - контрольный шлюз; 17 - зумпф пескового насоса; 18 - песковой насос; 19 - бункер концентрационного стола; 20 - концентрационный стол; 21 - элеватор; 22 - шаровая мельница; 23 - амальгаматор непрерывного действия; 24 - шлюз амальгамационный.

    Классифицируют Д. также по роду энергии приводных механизмов - электрические, дизель-электрические, дизельные и паровые; по способу передвижения (маневрирования) в забое - канатные, канатно-свайные, канатно-якорные; по возможной глубине выемки пород ниже уровня воды - мелкого черпания (до 6 м), ср. глубины черпания (до 15 м), глубокого черпания (до 50 м) и сверхглубокого черпания; по роду драгирующего агрегата - черпаковые с жёсткой рамой (одночерпаковые типа мехлопаты, многочерпаковые роторные и шарнирно-цепные со сплошной и прерывистой черпаковой цепью), черпаковые канатные (одночерпаковые с грейферным или драглайновым ковшом, многочерпаковые канатно-цепные), гидро- и пневмовсасывающие (землесосные, землесосные с механич. или гидравлич. разрыхлителем, эжекторные, эрлифтные, землесосные с погружными насосами). Рациональная область применения Д. разл. типов (по макс. глубине выемки продуктивных пород ниже уровня воды): для многочерпаковых роторных и жёсткорамных со сплошной и прерывистой цепью черпаков - 50 м; землесосных с механич. или гидравлич. разрыхлителем - 80 м; эрлифтных (пневмовсасывающих) - 200 м; грейферных - 250 м; драглайновых и многочерпаковых канатно-цепных - 1500 м; эжекторных (гидровсасывающих) и землесосных с многоступенчатым подъёмом погружными насосами - 4600 м.

     Рис. 2. Общий вид электрической драги модели 250Д (250 л); 1 - понтон; 2, 3 - соответственно передняя и задняя мачты; 4 - надстройка; 5 - драгерское помещение; 6 - черпаковая рама; 7 - подвес черпаковой рамы; 8 - черпаковая цепь; 9 - нижний черпаковый барабан; 10, 11 - соответственно ведущие ролики носовых (12) и кормовых (13) маневровых канатов; 14 - свая; 15 - отвалообразователь (стакер); 16 - хвостовые колоды; 17 - береговой мостик (трап); 18 - силовой (береговой) кабель; 19 - консоль для подвески силового кабеля; 20 - мостовой кран; 21 - вспомогательный кран на передней мачте

    Рис. 2. Общий вид электрической драги модели 250Д (250 л); 1 - понтон; 2, 3 - соответственно передняя и задняя мачты; 4 - надстройка; 5 - драгерское помещение; 6 - черпаковая рама; 7 - подвес черпаковой рамы; 8 - черпаковая цепь; 9 - нижний черпаковый барабан; 10, 11 - соответственно ведущие ролики носовых (12) и кормовых (13) маневровых канатов; 14 - свая; 15 - отвалообразователь (стакер); 16 - хвостовые колоды; 17 - береговой мостик (трап); 18 - силовой (береговой) кабель; 19 - консоль для подвески силового кабеля; 20 - мостовой кран; 21 - вспомогательный кран на передней мачте.

    В нач. 80-х гг. наибольшее применение в СССР и за рубежом получили электрич. и дизель-электрич. многочерпаковые Д. с жёсткой рамой и черпаками вместимостью 50-700 л (рис. 2), эксплуатируемые на прибрежно-морских и континентальных россыпях золота, платины, олова, редких металлов и алмазов с глубиной залегания до 50 м ниже уровня воды Модели отечеств. Д.: 80Д, 150Д, 250Д, 600Д, ОМ-431 и др. (номинальная вместимость черпаков 80-600 л). Ср часовая производит. Д. 100-550 м3.

    Развитие драгостроения идёт по пути макс. унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизир. управления, контроля и дистанционного надзора за технол. процессами и др. Д., применяемые за рубежом, по своим конструкциям аналогичны отечественным.Литература: Лешков В. Г., Современная техника и технология дражных работ, М., 1971; его же, Теория и практика разработки россыпей многочерпаковыми драгами, М., 1980.В. Г. Лешков.

  31. Источник: Геологическая энциклопедия



  32. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (от англ. drag) - плавучий горно-обогатит. комплекс, производящий подводную разработку обводнённых россыпных месторождений полезных ископаемых, их обогащение и укладку пустых пород в отвалы. По конструкции Д. бывают континентальные (для разработки русловых россыпей малых рек) и морские (применяются на морях и больших озёрах). Совр. Д. - комплексно-механизир. электрич. или дизель-электрич. агрегат с многочерпаковым рабочим органом (вместимость черпака до 700 л, глубина черпания до 50 м). Применяются для разработки месторождений золота, платины, алмазов, тяжёлых минералов, гравия и др. См. рис.

    Схемы драг: а - многочерпаковая; б - грейферная; в - землесосная

    Схемы драг: а - многочерпаковая; б - грейферная; в - землесосная

    Многочерпаковая драга с вместимостью черпака 210 л

    Многочерпаковая драга с вместимостью черпака 210 л

  33. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  34. Большая политехническая энциклопедия

    ДРАГА — плавучее землечерпательное сооружение с многочисленными черпаками, служащее для подводной разработки россыпных месторождений золота, платины, олова, вольфрама и др. полезных ископаемых. Существуют землесосные и грейферные схемы Д.

  35. Источник: Большая политехническая энциклопедия



  36. Русско-английский политехнический словарь

    towing bridle, drag, dredge,(орудие лова) scrape

    * * *

    дра́га ж.

    dredge; (редко) dredger; (для добычи морских моллюсков, крабов и т. п.) тж. drag

    водоё́м перемеща́ется одновреме́нно с продвиже́нием дра́ги — as the dredge advances, its pond is carried along with it

    дра́га осуществля́ет прохо́дку со́бственного водоё́ма — the dredge cuts its own flotation

    дра́га че́рпает — a dredge cuts [digs]

    гидровса́сывающая дра́га — hydrosuction dredge

    гре́йферная дра́га — clamshell [grapple, grab-bucket] dredge

    драгла́йновая дра́га — dragline dredge

    землесо́сная дра́га с гидравли́ческим разрыхли́телем — hydraulic suction dredge

    землесо́сная дра́га с механи́ческим рыхли́телем — mechanical-agitator [cutter-bead] suction dredge

    многочерпако́вая дра́га — chain-bucket [(bucket-)ladder, bucket-elevator] dredge

    многочерпако́вая дра́га со сплошно́й це́пью черпако́в — close-connected chain-bucket dredge

    многочерпако́вая дра́га с преры́вистой це́пью черпако́в — open-connected chain-bucket dredge

    одночерпако́вая дра́га — dipper dredge

    пневмовса́сывающая дра́га — pneumatic-suction dredge

    спускова́я дра́га — launching drag

    цепна́я дра́га — chain drag, drag chain

    эже́кторная дра́га — jet dredge

    эрли́фтная дра́га — airlift dredge

    * * *

    dredge

  37. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  38. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    draga f

    - гидрографическая драга

    - землесосная драга

    - ковшовая драга

    - многочерпаковая драга

    - одночерпаковая драга

  39. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  40. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    дра́ґа

  41. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  42. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    дра́ґа

  43. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  44. Тезаурус русской деловой лексики

  45. Источник:



  46. Большой Энциклопедический словарь

  47. Источник: