Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Zadruga, Zadruzna Kuca) — маленькое общество, состоящее из нескольких семей, связанных не столько родством, сколько связями экономическими и территориальными; особенно распространена среди южных славян сербскохорватского племени. Число членов такого общества различно: в земледельч. местностях, напр. в Славонии, оно доходит до 100 ч., в странах промышленных, напр. Хорватии, — всего до 20 ч. Иногда члены З. живут в одном общем доме; иногда она разрастается в целое село. Родство, сплачивающее З., не мешает поступлению в число ее членов лиц совершенно посторонних. Слуга, ничем не отличающийся от младших членов З., может сделаться совершенно равноправным ее членом, если женится на ком-либо из дома своих хозяев или откажется брать плату. Основной принцип З. — поглощение отдельных лиц коллективным лицом З., представителем которой является старейшина (domacin). Последний выбирается членами З., единогласно, из среды пожилых и женатых людей. Избираются иногда, по необходимости, и молодые, но способные, честные люди, даже женщины. Когда долго не могут согласиться в выборе старейшины, запекают серебряную монету в хлеб, разламывают его и куски раздают кандидатам; избранным считается тот, кому попадется монета. Власть domacin'a носит чисто патриархальный характер. Он держит суд и отчасти расправу, распределяет работу между членами, наблюдает за ее выполнением, ведет сношения с государственными властями, отвечает за своевременный взнос податей, за все проступки и беспорядки в своей общине. Сила обычая сдерживает произвол старейшины, который всегда сообразуется с интересами З. По отношению к имуществу domacin — только управитель. Всякая крупная операция совершается им с согласия домашнего совета, состоящего из всех членов З., начиная с 20-летнего возраста. Старейшина, почему-либо не удовлетворяющий требованиям общины, может быть лишен этой должности. После domacin'a большую роль играет в З. domacica (хозяйка), обыкновенно его жена. В некоторых местах, впрочем (в Рагузском округе), хозяйкой дома никогда не избирают жену domacin'a, боясь увеличить его власть. Domacica заведует домашним хозяйством, раздает работу женщинам, стряпает и т. д. Хозяйка подчиняется domacin'y и во всех важных случаях спрашивает его совета. Все члены З. имеют право на имущество З. для содержания себя и семьи. Имущество это составляет собственность не отдельных лиц, а собственность З. в лице ее настоящих, прошедших и будущих членов. Каждое поколение членов З. только пользуется им. Народ считает грехом продать что-нибудь из общего имущества, наследства предшествовавших поколений (diedovina). На индивидуальную собственность народ также смотрит неблагосклонно и видит в ней начало разложения З. Такая собственность, однако, признается: оружие неприятеля принадлежит победителю, в личную собственность поступают и подарки, находки, все заработанное в часы, свободные от обязательных занятий в пользу З., и т. д. Право ходить на промыслы принадлежит каждому члену З. Отпускаются, однако, на промысел члены З. только в известное время (по окончании полевых летних работ) и в определенном количестве. Отпущенные обязаны вносить заработок в общую казну или нанять за себя работника. Браки в З. совершаются с разрешения domacin'a, по очереди, определяемой старшинством лет. Все члены задруги вполне равноправны. В таком первобытном виде сохранилась З. до настоящего времени только у южных славян, но и здесь уже заметно вырождается, на что указывают отдельная собственность у членов, злоупотребления domacin'ов, обращения к правительству с просьбой о назначении последних. У чехов, моравов, поляков и др. славян З. существовала не далее XVI в. Великорусская большая семья до сих пор имеет много общего с южно-славянской З. Относительно политического быта Древней Руси в домонгольский период существует несколько теорий, в числе которых видное место занимает общинно-задружная теория, высказанная проф. Ф. Леонтовичем. По его мнению, история застает славян в то время, когда род уже разложился на отдельные семьи, зародыши задруги. Семьи эти, не забывая кровного родства, живут сообща, "заединой" задруги, в силу экономических условий — выгодность труда общими силами, а также и социальных — ради самозащиты. Путем колонизационного движения отдельные общины соединялись в общие союзы, волости. Во главе их стояли князья, отношения которых между собою, к народу и дружине строились по задружным началам. Теория проф. Леонтовича принята К. Н. Бестужевым-Рюминым. Ср. Ф. Демелич, "Обычное право южных славян, по исследованиям д-ра Богишича". (М., 1878); А. Евреинова, "О задружном начале" ("Юридическ. вест.", 1878, № 8); А. Ефименко, "Исследования народной жизни" (вып. I, М., 1884); Г. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней России" (Од., 1884); Ф. Леонтович, "Задружно-общинный характер быта древней России" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1874, № 6, 7 и 8); его же, "О значении верви по Русской Правде и Полицкому статуту" ("Журн. Мин. нар. просв.", 1867, т. 134); "Общественный и частный быт сербов" (ibid. 1856, т. 90); Иречек, "Slovanské pràvo v Čechach" (Прага, 1864); Ткалац, "Staatsrecht d. Fürstth. Serbien" (1858); Воцель, "O Staročeskem dědickem pravu" (Пр., 1861).

    В. Б.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (сербскохорватское, от задружна куїа — большая семья)

    большая патриархальная семья у южных славян. До конца 19 в. З. представляла собой

    «... наилучший еще существующий образец такой семейной общины» (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1963, с. 62). З. обычно состояла из 20—30 чел. (иногда из 50— 80) — сыновей одного отца с их жёнами и детьми, живших в одном дворе. Хозяйство и потребление были общими. Во главе З. стоял домохозяин (домачин, господарь, главатарь и др.), руководивший всей жизнью семьи с помощью своей жены (домачица, господарица и др.), ведавшей жизнью женской половины дома. Во 2-й половине 19 в. развитие у южнославянских народов капиталистических отношений ускорило дробление З. на индивидуальные семьи; с начала 20 в. З. стала редким пережиточным явлением.

    Лит.: Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. за́друга;
    2. за́други;
    3. за́други;
    4. за́друг;
    5. за́друге;
    6. за́другам;
    7. за́другу;
    8. за́други;
    9. за́другой;
    10. за́другою;
    11. за́другами;
    12. за́друге;
    13. за́другах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    1. ист.

    Патриархальная семейная община у южных славян.

    2.

    Сельскохозяйственный производственный кооператив в Югославии.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ЗА́ДРУГА, задруги, жен. (социол.). Патриархальная семейная община у южных славян.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Патриархальная большая семья (семейная община) у южных славян.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ЗАДРУГА (сербскохорв.) - у южных славян семейная община из нескольких поколений потомков одного отца с их женами и детьми (20-30 человек); хозяйство и потребление были общими. Распад задруги происходил во 2-й пол. 19 в.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Сексологическая энциклопедия

    (сербскохорватское), у юж. славян семейная община из нескольких поколений потомков одного отца с их женами и детьми (20-30 человек), хозяйство и потребление в к-рой были общими. Во II пол. XIX в. 3. постепенно прекратила существование.

  15. Источник: Сексологическая энциклопедия



  16. Энциклопедический словарь

    ЗА́ДРУГА -и; ж. Ист. Патриархальная семейная община у южных славян (распалась во второй половине 19 в.).

    * * *

    за́друга

    (сербскохорв.), у южных славян семейная община из нескольких поколений потомков одного отца с их жёнами и детьми (20—30 чел.); хозяйство и потребление были общими. Распад задруги происходил во второй половине XIX в.

    * * *

    ЗАДРУГА

    ЗА́ДРУГА (сербскохорв.), у южных славян семейная община из нескольких поколений потомков одного отца с их женами и детьми (20—30 человек); хозяйство и потребление были общими. Распад задруги происходил во 2-й пол. 19 в.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    (сербско-хорв., от задружна куча - большая семья) - большая патриарх. семья у юж. славян. До кон. 19 в. З. представляла собой"... наилучший еще существующий образец такой семейной общины" (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1963, с. 62). З. обычно состояла из 20-30 чел. - сыновей одного отца с их женами и детьми - живших в одном дворе; х-во и потребление произведенного было общим. Во главе З. стоял выборный домохозяин (домачин, господарь, главатарь и др.), руководивший всей жизнью семьи с помощью своей жены (домачица, господарица и др.), ведавшей жизнью жен. половины дома. Высшая власть в З. принадлежала совету всех взрослых мужчин и женщин, контролировавшему деятельность домохозяина. Ист. условиями, способст- вовавшими длительному сохранению З., были многовековый гнет султанской Турции, а позже фискальная политика серб. пр-ва. Во 2-й пол. 19 в. развитие в южнославянских странах капиталистич. отношений ускорило дробление З. на индивидуальные семьи, в результате чего З. с нач. 20 в. стала редким пережиточным явлением.

    Лит.: Ковалевский М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с фр., M., 1939; Косвен М. О., Семейная община. (Опыт ист. характеристики), "СЭ", 1948, No 3.

    А. И. Першиц. Москва.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Этнографический словарь

  21. Источник:



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник: