«Кузница»

Кузница в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Кузница»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Словарь символов
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Литературная энциклопедия
  19. Энциклопедический словарь
  20. Большая политехническая энциклопедия
  21. Русско-английский политехнический словарь
  22. Dictionnaire technique russo-italien
  23. Русско-украинский политехнический словарь
  24. Русско-украинский политехнический словарь
  25. Автомобильный словарь
  26. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    заштатный (с 1808 г.) гор. Гродненской губ., Сокольского у., на р. Лососне. Жит. 1686 (православных 85, римско-католического испов. 586, евреев 940). Церковь православная 1, римско-католическая 1, синагога 1, 2 еврейских молитвенных дома, училище. Городских доходов 135 р.,. из них израсходовано на управление 93 р.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    («Ку́зница»,)

    литературная группа. Основана в 1920 поэтами, вышедшими из Пролеткульта. В «К.» входили В. Д. Александровский, М. П. Герасимов, В. В. Казин, В. Т. Кириллов, С. А. Обрадович, Н. Г. Полетаев, Г. А. Санников и др. Теоретическая платформа «К.» оформлялась в полемике с догматическими установками Пролеткульта, стеснявшими развитие живой поэтической практики, в целом оставаясь, однако, в рамках Пролеткульта с его вульгарно-социологическими представлениями о путях развития новой, послеоктябрьской культуры. Поэзия «К.» — яркий образец пролетарской романтической лирики первых лет советской эпохи. К середине 20-х гг, в «К.» образуется сильное крыло прозаиков: Ф. В. Гладков, Н, Н. Ляшко, А. С. Новиков-Прибой, П. Г. Низовой, В. М. Бахметьев и др. В качестве программных выдвигаются классические произведения советской литературы 20-х гг. — «Цемент» Гладкова и «Доменная печь» Ляшко. В 1931 «К.» вливается в РАПП.В 1920—22 «К.» выпускала журнал «Кузница», в 1924—25 — «Рабочий журнал».

    Лит.: Паперный З. С., Пролетарская поэзия первых лет советской эпохи, в кн.: Пролетарские поэты первых лет советской эпохи, Л., 1959; Воронский А., Прозаики и поэты «Кузницы», в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1963; Фарбер Л. М., Советская литература первых лет революции (1917—1922), М., 1966; Скворцова Л. А., Журналы «Кузницы», в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1917—1932, М., 1966.

    Л. А. Скворцова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. ку́зница;
    2. ку́зницы;
    3. ку́зницы;
    4. ку́зниц;
    5. ку́знице;
    6. ку́зницам;
    7. ку́зницу;
    8. ку́зницы;
    9. ку́зницей;
    10. ку́зницею;
    11. ку́зницами;
    12. ку́знице;
    13. ку́зницах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    КУ́ЗНИЦА, -ы, жен.

    1. Мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей, а также (разг.) кузнечный цех.

    2. перен., чего. Место, где создаётся, формируется, подготавливается что-н. важное, ценное (высок.). Университетк. кадров.

    | прил. кузничный, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    Мастерская или цех для обработки металла ковкой.

    Закопченные двери кузниц были распахнуты настежь; слышны были перестуки молотков, шипенье мехов, грузные удары больших молотов. Фадеев, Последний из удэге.

    ||

    перен.; чего. высок. Место, организация и т. п., где создается, формируется нечто ценное, важное.

    Нельзя обойти молчанием и роль Ленинграда как мощной кузницы кадров для наших новых, социалистических строек. Киров, Статьи и речи 1934.

    Ему предоставили возможность поступить в Военную академию имени Фрунзе — лучшую кузницу командиров Красной Армии. С. С. Смирнов, Брестская крепость.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    КУ́ЗНИЦА, кузницы, жен. Мастерская, в которой металл обрабатывается посредством ковки. Механическая кузница. Свести в кузницу лошадь подковать.

    || перен. О том, где или посредством чего-нибудь что-нибудь создается, вырабатывается (в характере, жизни человека, общества; книжн. ритор.). Пионерский лагерь - кузница труда. Санаторий - кузница здоровья.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    Мастерская или цех для обработки металла ковкой.

    II

    ж.

    Место, где готовят, формируют специалистов высокой квалификации.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    "КУЗНИЦА" - литературная группа. Основана в 1920 поэтами, вышедшими из Пролеткульта (В. Д. Александровский, М. П. Герасимов, В. В. Казин и др.). Поэзия "Кузницы" - пролетарская романтическая лирика; в прозе - романы о рабочем классе, о революции. Издавала журналы "Кузница" (1920-22), "Рабочий журнал" (1924-25). В 1931 влилась в РАПП.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Словарь символов

    В алхимии означает священный огонь печи; силу изменения элементов, находящуюся в пламени; активную мужскую производящую и изменяющую силу в соединении с пассивной восприимчивой терпеливой женский; тигль; основу, из которой рождаются металлы.

  17. Источник: Словарь символов



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ку́зница

    • [ку́зня, ср. болг. диал. ку́зня – то же; см. Стойков, БЕ 5, 1955, стр. 11, а также сербск. местн. н. Кузница; см. Ивич, "Diе Welt dеr Slaven", I, 1956, стр. 144. От кова́ть, кую́ с суф. -знь и -ица. – Т.]

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. smithy, forge;
    farrieryж. smithy, forge.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    кузница ж Schmiede f c

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    кузницаfälsche

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Schmiede f

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    forge f

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    herrería f, forja f, ferrería f; fragua f (тж. поэт.)

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    fucina тж. перен., bottega del fabbro

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Литературная энциклопедия

    Кузница

    «КУЗНИЦА» — Всесоюзное о-во пролетарских писателей (ВОПП «К.»). Вначале это была небольшая группа пролетарских писателей, к-рые в 1920, выйдя из московского Пролеткульта, образовали при открывшемся в том же году Литотделе (ЛИТО) Наркомпроса подотдел пролетарской литературы и стали выпускать журнал «Кузница». Название журнала перешло потом и на новый кружок. Первоначальное ядро «К.» составили московские пролеткультовцы: В. Александровский, С. Обрадович, Василий Казин, Николай Полетаев, Семен Родов, Мих. Волков, Мих. Герасимов, Гр. Санников и др., бывшие в 1919 главными сотрудниками журнала Пролеткульта «Гудки». К ним примкнули Владимир Кириллов (из петроградского Пролеткульта), Н. Ляшко, Иван Филиппченко и др. Молодой кружок вскоре становится в центре развития пролетарской литературы. В мае 1920 «К.» собирает на первое совещание пролетписателей до 150 участников, а осенью того же года по ее инициативе созывается уже Всероссийский съезд, на к-ром было положено начало Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). «К.» привлекает в свой состав новых членов, выдвигает целый ряд талантливых художников слова. Творчество поэтов «К.» (прозаики в этот период 1920—1922 оставались на втором плане) было ярким выражением пролетарского поэтического стиля военного коммунизма, с его пафосом крушения старого мира, с его повышенным чувством интернационализма и коллективизма, с его культом труда и индустрии, с его революционной романтикой, символичностью и абстрактностью.

    Однако уже тогда в «К.», являвшейся подлинным сгустком лучших сил пролетарской поэзии, намечался отрыв от повседневной политической практики пролетариата и его партии (достаточно сравнить поэзию «кузнецов» с поэзией Демьяна Бедного того же времени, чтобы убедиться в этом), тенденция, связанная с непреодоленным до конца влиянием А. Богданова (см.). Эта тенденция углубила и обострила трудности, возникшие в связи с переходом от гражданской войны к восстановительному периоду и необходимостью коренной творческой перестройки. «К.» не сумела остаться в авангарде пролетарского литературного движения на новом этапе. Ее крупнейшие поэты — Кириллов и Герасимов — «не приняли» нэпа и вышли из партии. В их творчестве, а равно и в поэзии Санникова, Обрадовича, нэп освещается как гибель революции. Абстрактно-символистические позиции превращаются в тормоз дальнейшего движения пролетлитературы. Одновременно «К.» отрывается от низового рабочего литературного движения, выдвигая кастовую идею включения в пролетписательские организации только вполне созревших и выявивших себя мастеров слова. Это приводит к расколу «К.» и к созданию новой группы пролетписателей «Октябрь» (см.), возглавившей пролетарское литературное движение на новом этапе и осуществившей переход от своеобразного революционного «символизма» к реалистическому показу действительности в эпоху строительства социализма.

    В ответ на опубликование платформы «Октября», ставшей творческим знаменем пролетарской литературы восстановительного периода, «К.» выступила с пространной декларацией («Правда», 1923, № 186). В редакционной статье № 1 «Кузницы» за 1920 «К.» ставила себе скромные цели пока чисто учебного характера. Декларация 1921 («Кузница», № 7) стоит в сущности еще на прежней позиции, лишь конкретнее определяя задачи и содержание поэтической «учобы». В декларации 1923 «К.» провозглашает переход от учобы к наступлению по всему фронту искусства, назвав свою платформу «красным флагом». Вместо школы ученичества «К.» называет себя «ударным отрядом на передовых позициях идеологического и художественного фронта» в борьбе за «дело укрепления диктатуры и осуществления рабоче-крестьянской демократии на путях к коммунистическому о-ву». От критического преодоления, изучения и усвоения «К.» переходит к отрицанию и ниспровержению буржуазного искусства в лице символизма, футуризма и имажинизма и вместо него декларирует пролетарское искусство большого монументального стиля. Эта декларация была равнодействующей инерции абстрактно-символического этапа и уступок требованиям нового этапа и как половинчатый документ была сметена живым литературным развитием. Творческое отставание и организационные ошибки «К.» в 1923—1924 нашли себе дополнение в литературно-политических ошибках: нередкое блокирование с А. Воронским против ВАПП (см. участие «Кузницы» в специальной конференции совместно с «Перевалом» осенью 1924 года, конференции, ставившей целью создание антиВАППовского блока на основе отрицания массового характера пролетписательских организаций).

    Чрезвычайно медленно совершалась творческая перестройка «кузнецов» в соответствии с задачами строительного периода революции. Только в 1925—1926 появляются произведения писателей «К.», знаменующие изживание творческого кризиса «К.» и приближение к общим творческим позициям пролетарского литературного движения. В осуществлении этой перестройки решающую роль сыграло прозаическое крыло «К.», отодвинутое на задний план в 1920—1924 и сейчас занявшее ведущее положение в «К.»: Ф. Гладков, Н. Ляшко, В. Бахметьев и др. Эта перестройка, хотя и запоздалая, привела и к организационному оживлению «К». «К.» издает «Рабочий журнал» (с 1924), затем «Журнал для всех» (с 1927), «Пролетарский авангард» (с 1929). В нее входят новые силы: Г. Никифоров, Ф. Березовский и др.; вокруг нее группируются кружки рабочего молодняка: «Твори», «Рабочая весна», «Вагранка», «Коллектив имени Неверова» и др. Примыкают к ней национальные группы, открываются кружки в провинции. От обычных занятий в форме чтений «К.» переходит на работу по секциям: критической, прозаической, поэтической, кино-драматической. «К.» открывает литературно-художественные мастерские, кружок очеркистов и т. д. На московском совещании примыкающих к «К.» пролетарских писателей в мае 1928 было решено все существующие группы «К.» объединить во Всесоюзное о-во по принципу индивидуального членства и с правом добровольного объединения членов в кружки и группы. Устав О-ва был утвержден в январе 1929. К этому же времени была разработана новая декларация, утвержденная на I Всесоюзном совещании О-ва в апреле 1930, отражающая взгляды «К.» на пролетарское искусство и его роль в эпоху индустриализации и социалистической реконструкции СССР. Стилем пролетарского искусства провозглашается реализм как «реализм пролетарской борьбы», как «энергия пролетариата в битвах за свое самоутверждение, за социалистическое переустройство о-ва, за коммунистический мир». Совещание в обширной резолюции намечает меры к развитию «К.» в массовую организацию широких рабочих писательских сил, объявляет мобилизацию всех членов О-ва, учитывая обострение классовой борьбы в стране и необходимость большевистской непримиримости в деле обороны пролетарского искусства от влияния враждебных ему идеологий правого оппортунизма и «левых» загибов, выражает свое отношение к попутчикам и крестьянским поэтам, устанавливает свое понимание творческих путей пролетарской литературы и высказывается за консолидацию всех пролетарских литературных организаций. В мае 1928 — на Всесоюзном съезде пролетарских писателей — «Кузница» вошла в состав образованного этим съездом Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП) на правах самостоятельного члена, наряду с республиканскими ассоциациями.

    Однако массовой организацией «К.» стать все же не удалось. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, творчество «кузнецов» крайне пестро: в «К.» объединились писатели с различными художественными методами и даже различной классовой природой: художники школы «психологизма» — Бахметьев и отчасти Никифоров, — романтик и публицист Гладков, очеркист-бытописатель Жига, мелкобуржуазный романтик Низовой, ряд крестьянских писателей, Волков и др. Это не позволяет говорить об едином творческом облике «К.». Долгая борьба «К.» с ВАППом и РАППом приводила в ряды «К.» писателей, тяготеющих к «К.» исключительно по признаку несогласия с литературно-политической или организационной линией РАППа, творчески же совершенно несхожих между собой. Часть «кузнецов», хотя и обладала рабочими корнями, долго изживала меньшевистские предрассудки (Бибик, Ляшко) Наконец традиция кастового взгляда на пролетписательскую организацию как на группу только зрелых художников на практике тормозила превращение в массовую организацию. Все это мешало и осуществлению курса на консолидацию и вхождению «К.» в РАПП. Новый этап пролетарского литературного движения обнаружил ошибочность прежних установок «К.». В октябре-ноябре 1930 произошел раскол. Обе части, на к-рые распалась «К.», подали заявление о вступлении в РАПП, куда и были приняты после предварительной чистки. Группы «Кузницы» в настоящее время существуют на правах творческих группировок при местных АПП.Библиография:

    I. «Кузница», 1920—1921; «Рабочий журнал», 1923—1925; «Журнал для всех», 1928—1929; «Пролетарский авангард», 1930; сб. «Твори», «Земля и фабрика», «Рабочая весна», Антология «К.» вышла в издании ФОСП в 1930.

    II. Декларация писателей и поэтов группы «Кузница», «Кузница», 1921, VII; Якубовский Г. В., Практика и теория в творчестве «Кузницы» как проблема материалистического искусства, «Красная новь», 1923, VI; Ингулов С., На ущербе, «На посту», 1923, I; Его же, О живом человеке, «На посту», 1923, IV; Воронский А. К., О группе писателей «Кузница», в кн. его «Искусство и жизнь», М., 1924; Троцкий Л. Д., Литература и революция, ч. 1, гл. VI, изд. 2-е, Гиз, М., 1924; Лелевич Г., Творческие пути пролетарской литературы, М., 1925, стр. 27—34; Наказ делегату «Кузницы», входящему в комиссию по вопросам пролетарской литературы в Политбюро ЦК РКП(б), «Рабочий журнал», 1925, III; Родов С., Организация пролетарской литературы, изд. ВАПП, 1925; Горбачев Г., Два года литературной эволюции, Гиз., Л., 1926, стр. 64—79, 89—101; Якубовский Г., Литературные портреты писателей «Кузницы», Гиз., М., 1926; Родов С., В литературных боях, «Жизнь и знание», 1926; Коган П., Пролетарская литература, Иваново-Вознесенск, 1926; Задонский М., Вопросы объединения, «Журнал для всех», 1929, II; «Кузница», Всесоюзное общество пролетарских писателей, изд. ВОПП, «К.», М., 1929 (Материалы о целях и организации о-ва); Полонский В. П., Очерки литературного движения революционной эпохи, изд. 2-е, Гиз., М., 1929, стр. 51—55; Литературные манифесты: От символизма к Октябрю, Сборник материалов, подготовили к печати: Н. Л. Бродский и др., изд. 2-е, М., 1929; Серебрянский М., Романтика медиумов (О декларации «Кузницы»), «На литературном посту», 1929, XXIII (Декларацию см. в «Лит-ой газете», 18/XI 1929, № 31); Чернявский Е., За реконструкцию пролетлитературы (О разногласиях «Кузницы» и РАППа), «Журнал для всех», 1929, XI; Якубовский Г. В., Писатели «Кузницы», М., 1929, Саянов В., Современные литературные группировки, изд. 2-е, Л., 1930, стр. 109—111; Жига И., За пересмотр и перестройку, «Литературная газета», 24/X 1930, № 49. См. также ст. об отдельных писателях «Кузницы».

  35. Источник: Литературная энциклопедия



  36. Энциклопедический словарь

    КУ́ЗНИЦА -ы; ж.

    1. Мастерская или цех для обработки металла ковкой. Деревенская к. Работать в кузнице.

    2. чего. Высок. Место, организация и т.п., где создаётся, формируется нечто ценное, важное. Университет - к. кадров.

    * * *

    КУЗНИЦА

    «КУ́ЗНИЦА», литературная группа. Основана в 1920 поэтами, вышедшими из Пролеткульта (В. Д. Александровский(см. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ Василий Дмитриевич), М. П. Герасимов(см. ГЕРАСИМОВ Михаил Прокофьевич), В. В. Казин(см. КАЗИН Василий Васильевич) и др.). Поэзия «Кузницы» — пролетарская романтическая лирика; в прозе — романы о рабочем классе, о революции. Издавала журналы «Кузница» (1920—22), «Рабочий журнал» (1924—25). В 1931 влилась в РАПП(см. РАПП).

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Большая политехническая энциклопедия

    КУЗНИЦА — мастерская с горном (см. (3)), наковальней и набором кузнечного инструмента для ручной ковки (см.) металла.

  39. Источник: Большая политехническая энциклопедия



  40. Русско-английский политехнический словарь

    ку́зница ж.

    blacksmith's shop

  41. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  42. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    fucina f, forgia f

    - полевая кузница

  43. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  44. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    ку́зня

  45. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  46. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    ку́зня

  47. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  48. Автомобильный словарь

    – мастерская или фирма – владелец а/м Формула-1.

  49. Источник: Автомобильный словарь



  50. Большой Энциклопедический словарь

  51. Источник: