Большая Советская энциклопедия

    русское литературно-общественное направление 60-х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей-разночинцев, группировавшихся вокруг журналов братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65); его идеологами и пропагандистами были также А. А. Григорьев и, И. И. Страхов. Термин «П.» возник на основе публицистики Ф. М. Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам. Генетически П. восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин», существовавшей в 1850—56, и идейно было родственным славянофилам (См. Славянофилы) (в т. ч. их нравственной ориентации на русское крестьянство);вместе с тем представители этого направления признавали некоторые положительные начала и в западничестве (см. Западники).П. выступало против крепостнического дворянства и бюрократии, призывало к «слитию образованности и ее представителей с началом народным» и в этом видело залог прогресса в России. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» — его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы; полемизировали с журналом «Современник». В 70-е гг. черты П. проявились в философском соч. Н. Я. Данилевского и «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.

    Лит.: Кирпотин В., Достоевский в шестидесятые годы, М., 1966; Нечаев В. С.. Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских, «Время». 1861—1863, М., 1972.

    С. С. Дмитриев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. по́чвенничество;
    2. по́чвенничества;
    3. по́чвенничества;
    4. по́чвенничеств;
    5. по́чвенничеству;
    6. по́чвенничествам;
    7. по́чвенничество;
    8. по́чвенничества;
    9. по́чвенничеством;
    10. по́чвенничествами;
    11. по́чвенничестве;
    12. по́чвенничествах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ушакова

    ПО́ЧВЕННИЧЕСТВО, почвенничества, мн. нет, ср. (ист., лит.). Течение в русской литературе 60-х гг. 19 в., являвшееся разновидностью славянофильства.

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Течение в русской литературе 60-х годов XIX в., являвшееся разновидностью славянофильства.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Философская энциклопедия

    ПОЧВЕННИЧЕСТВО

    — идейное направление в России 1860-х гг. Не представляя законченной идеологии, П. сформировалось на основе общих взглядов, разделяемых писателями А.A. Григорьевым, Ф.М. и М.М. Достоевскими, философом Н.Н. Страховым. Представители П. стремились снять противоречие между славянофильством и западничеством, примирить национальную самобытность России с лучшими проявлениями зап. цивилизации и достижениями европейской культуры.

    Григорьев заложил идейный фундамент П., опираясь на эстетику романтизма и славянофильскую концепцию культуры. Он утверждал, что умозрительная теория не является адекватным выражением жизненной реальности, и отдавал эстетическое предпочтение непосредственному чувственному восприятию. Эстетика Григорьева определяла и остальные стороны его мировоззрения. Так, учения славянофилов и западников воспринимались им как отвлеченные схемы, оторванные от истинной действительности. Григорьев критиковал славянофильство за абсолютизацию общинного начала и разделение рус. истории на два периода (до Петра I и после). Из противоречий теории и жизни он видел только один выход — обращение к традиционному укладу рус. народа, примирение враждующих социальных групп на основе единой национальной культуры.

    Основная программа П. была выражена в жур. «Время» (1861 — 1863) и «Эпоха» (1864—1865), издаваемых братьями Достоевскими. Ф.М. Достоевский считал возвращение к «почве», народу, основам рус. национального духа необходимым шагом для позитивного исторического развития России. Основой для разрешения противоречий он считал синтетическую силу рус. духа, его универсальные возможности. П. понималось Достоевским как религиозная и социальная доктрина, способная переустроить жизнь на христианских началах братства и единения. Зап. индивидуализму противопоставлялись национальные формы социального устройства — община и земство, а идея рус. «всечеловечности» призвана была соединять мировые культурные ценности и народные идеалы.

    Страхов лишь косвенно принадлежал к П., увлекаясь идеями Григорьева. Страхов вполне состоялся как оригинальный мыслитель, частично отразив идеи П. в своих работах. Критике зап. рационализма посвящена его кн. «Борьба с Западом в русской литературе» (1883), идее целостности и гармонии бытия — работа «Мир как целое» (1872). Оставаясь последователем Григорьева в литературной эстетике, Страхов развил оригинальное учение в духе христианской антропологии. Человек неразрывно связан с миром, представляя вместе с ним единое целое. Гармония человека и мира, их метафизическая и религиозная связь в трактовке Страхова есть своеобразная фил ос. формула, основанная на идеях П.

    Деятельность «почвенников», несмотря на примирительную позицию, прошла в острой полемике как с консервативными идеологами, так и с революционно-демократическими публицистами. Не определившись как филос. или социальное учение, П. свелось к общественно-политическим декларациям о необходимости соединения с родной почвой и народным началом, оставшись фактом общественной и идеологической борьбы в послереформенной России, на переломе двух эпох в рус. истории.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    ПО́ЧВЕННИЧЕСТВО -а; ср. Направление в русской общественной мысли в 60-х годах 19 века, являющееся разновидностью славянофильства.

    По́чвеннический, -ая, -ое. П-ие взгляды. П-ая литература.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    рус. лит.-общественное направление 60-х гг. 19 в., тесно связанное с деятельностью P. M. Достоевского, критика и поэта А. А. Григорьева, философа и публициста Н. Н. Страхова и др. писателей, группировавшихся вокруг журн. братьев Достоевских "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65). Слово "П." создалось на основе публицистики Достоевского с характерйыми для нее выражениями "мы оторвались от своей почвы", "нам следует искать своей почвы" и т.п., с призывами вернуться к народным, нац. началам. Генетически П. восходит к направлению "молодой редакции" журн. "Москвитянин", существовавшей в 1850-56, и идейно было родственным славянофильству. П. выступало против крепостнич. дворянства и бюрократии, призывало к "слитию образованности и ее представителей с началом народным". Почвенники симпатизировали купечеству, мещанству, гор. интеллигенции; высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. В то же время они обличали "гнилой Запад", отвергали социалистич. идеи и материализм.

    Лит.: Долинин А., К цензурной истории первых двух журналов Достоевского, в кн.: Достоевский. Ст. и мат-лы, т. 2, Л.-М., 1924; его же, Ф. М. Достоевский и Н. Н. Страхов, в кн.: Шестидесятые годы, М.-Л., 1940; Гуральник У. A., "Современник" в борьбе с журн. Достоевского, "Изв. АН СССР", отд. лит-ры и яз., 1950, т. 9, в. 4; Кирпотин В., Достоевский в шестидесятые годы,М., 1966.

    С. С. Дмитриев. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия