«Этюд»

Этюд в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Этюд»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Современная энциклопедия
  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Русско-английский словарь математических терминов
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Литературная энциклопедия
  21. Энциклопедический словарь
  22. Музыкальная энциклопедия
  23. Музыкальный словарь
  24. Dictionnaire technique russo-italien
  25. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (esercizio, exercice) — музыкальное упражнение, написанное с целью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения (вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известная техническая фигура повторяется на разных ступенях гаммы и в разных ладах. Э. придается музыкальное содержание и форма. Пишутся Э. ходообразно или в коленном складе. В эпоху преобладания полифонии писались Э. для развития полифонической техники: инвенции, токкаты. Для фортепиано Э. писали Клементи, Крамер, Мошелес, Калькбреннер. Есть Э. (преимущественно в области фортепьянной), в которых, кроме технической цели, преследуются цели художественные. Подобные Э. появляются не только в домашнем обиходе, но и на концертной эстраде, как, например, Э. Шопена, Шумана (симфонические Э.), Тальберга, Мошелеса, Листа и проч. Формы их шире (песнь, рондо, вариация и проч.). Есть еще Э., предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки, например Э. cis-moll Шопена, Э. Стефана Геллера.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Этю́д (франц. étude, буквально — изучение)

    в изобразительном искусстве, произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Э. (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, станковым графическим производством и т.д.

    II

    Этю́д

    в музыке, инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. Обычно Э. объединяются в сборники, которые включают пьесы, способствующие приобретению разнообразных технических навыков (Э. для фортепьяно М. Клементи, К. Черни, И. Крамера, для скрипки — Р. Крейцера, П. Роде и др.). Высокую художественную ценность имеют Э. для фортепьяно. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева и др.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. этю́д;
    2. этю́ды;
    3. этю́да;
    4. этю́дов;
    5. этю́ду;
    6. этю́дам;
    7. этю́д;
    8. этю́ды;
    9. этю́дом;
    10. этю́дами;
    11. этю́де;
    12. этю́дах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ЭТЮ́Д, -а, м.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Произведение изобразительного искусства, выполненное с натуры с целью ее изучения и обычно служащее предварительной разработкой какого-л. произведения или его части.

    Писать этюд.

    Работаю здесь мало — только эскизы, даже этюдов не начинал еще. Репин, Письмо А. В. Жиркевичу, 16 мая 1893.

    2.

    Небольшое литературное произведение или научное исследование, посвященное какому-л. отдельному вопросу.

    Г. Анненков, кажется, хочет представить нам целый ряд воспоминаний и биографических этюдов о замечательных людях русской литературы. Чернышевский, Заметки о журналах.

    Д-р Сикорский считает рассказ «Красный цветок» замечательным психологическим этюдом. Гл. Успенский, Смерть В. М. Гаршина.

    3.

    Музыкальная пьеса для одного инструмента, предназначенная для развития технического мастерства исполнителя.

    Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовенькими пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды. Л. Толстой, Детство.

    ||

    Музыкальная пьеса виртуозного характера, предназначенная для концертного исполнения.

    Этюды Шопена. Этюды Скрябина.

    Варвара Павловна мастерски сыграла блестящий и трудный этюд Герца. Тургенев, Дворянское гнездо.

    4. театр.

    Упражнение импровизационного характера, служащее для развития и совершенствования техники актерского искусства.

    Занятие «этюдами» считалось основным в обучении нас искусству актера. Образцов, Моя профессия.

    5.

    Шахматная или шашечная задача, в которой при данной позиции с небольшим числом фигур необходимо выиграть или сделать ничью.

    [франц. étude]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ЭТЮ́Д, этюда, муж. [франц. étude от лат. studium - усердие, старание].

    1. Произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого-нибудь композиционного целого. Этюд к картине. Пейзажный этюд. Этюд горельефа. Поехать за город на этюды.

    2. Название некоторых произведений, являющихся результатом какого-нибудь исследования (книжн.). Философские этюды. Этюды о стиле Гоголя. Критический этюд.

    3. Вид упражнения (в музыке, в шахматной или шашечной игре и т.д.). Этюд для флейты. Шахматный, шашечный этюд (задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур, в отличие от "задачи", которой называется задание найти комбинацию, принудительно ведущую к мату черным в определенное число ходов). Решить этюд.

    4. Небольшая музыкальная пьеса виртуозного характера (муз.). Этюды Шопена. Фортепианные этюды Скрябина.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Произведение вспомогательного характера - рисунок, картина или скульптура - и обычно небольшого размера, выполненное с натуры.

    2.

    Небольшое литературное произведение или научное исследование, посвященное какому-либо частному вопросу.

    II

    м.

    Упражнение (обычно импровизационного характера), служащее для развития и совершенствования техники какого-либо искусства: актёрского, шахматного, музыкального и т.п.

    III

    м.

    Инструментальная пьеса виртуозного характера, предназначенная для концертного исполнения.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ЭТЮД (франц. etude - букв. - изучение),..1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения

    2)] Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.)

    3) В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ЭТЮД (французское etude, буквально - изучение), 1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. 2) Музыкальная пьеса, предназначенная для развития техники игры на каком-либо музыкальном инструменте. У Ф. Шопена, Ф. Листа, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского - виртуозная концертная пьеса. 3) Упражнение, предлагаемое педагогом театральной школы ученику для развития актерской техники и режиссерского мастерства или постановщиком спектакля артисту для "вхождения" в сценический образ.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    этю́д род. п. -а. Через франц. étudе из лат. studium.

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.
    1) лит. иск. study, sketch
    2) муз. etude, exercise
    3) шахм. problemм.
    1. (рисунок) sketch;

    2. лит. essay;

    3. муз. study, etude;

    4. (упражнение) exercises pl.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Русско-английский словарь математических терминов

    m.study, sketch, exercise

  25. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    этюд м 1. иск., лит. Studi|e f c 2. муз. Etüde f c

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    1) иск., лит. Studie f

    2)муз. Etüde f

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    этюдEtüde

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    étude f; ébauche f, croquis m(рисунок)

    этюд к картине — ébauche(или croquis) d'un tableau

    литературный этюд — étude littéraire

    этюд Шопена — étude de Chopin

    отправиться на этюды — aller vi (ê.) peindre des études(или des croquis)

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    estudio m; bosquejo m, croquis m(рисунок)

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    studio тж. муз.; schizzo(набросок)

    этюд с натуры — studio dal vero

    писать этюды жив. — fare studi / bozzetti

    сыграть этюд муз. — suonare uno studio

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Литературная энциклопедия

    Этюд

    ЭТЮД — термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто-художественных целей: таковы симфонические этюды Шумана, этюды Шопена. То же двойственное значение этюда и в области живописи: служебное и самостоятельно-художественное. Но служебный смысл живописного этюда помимо того, чем он определяется в музыке (развития технических навыков), определяется еще и как подготовительная работа к крупному полотну, предварительная разработка деталей большой картины. Следовательно, как явление служебное, этюд здесь в свою очередь распадается на две категории.

    Во всех этих смыслах своих название этюда применяется и к произведению слова: этюд в литературе встречается и как техническое упражнение, и как подготовительная работа, и как самостоятельно-художественное произведение.

    Как техническое упражнение, лишенное своих художественных заданий, этюд, естественно, в печати не появляется. Такие этюды наиболее наблюдаемы в области стихотворной техники, по преимуществу у начинающих поэтов. Но в силу связи между формальной стороной стихотворения и его художественным смыслом, технические этюды в чистом виде своем почти не встречаются.

    Второе значение этюда (как подготовительной работы) наиболее отчетливо проявлено в области литературно-критической. Многие из книг о современном искусстве не что иное, как сборники подобных этюдов, возникших в разное время и соединенных лишь впоследствии в одно целое. Такова, например, книга Андрея Белого — «Символизм», такова книга В. Брюсова — «Далекие и близкие» и множество других. В литературной критике характер такой этюдной подготовки гораздо больше воздействует на органическое строение книги в ее целом, чем это наблюдается в живописи. Действительно, в живописи всякий подготовительный этюд должен быть целиком перевоссоздан художником на большом полотне, чем достигается органическое единство не только общего замысла, центральной художественной идеи, но и самой формы произведения. В литературной же критике совсем не так: книга, составленная из этюдов, при всем единстве идейного построения, распадается формально на отдельные части, — расчленяется.

    Этюд в третьем своем значении (как опыт, приобретающий самостоятельную художественную ценность) встречается и в литературной критике, и в художественной прозе, и в стихотворном творчестве. Литературно-критический этюд отличается от исследования, по внутреннему построению своему, тем, что ставит себе менее широкие задачи и охватывает менее обширный материал. Характерными в этом смысле этюдами должны быть признаны в «Символизме» А. Белого «Опыт характеристики русского четырехстопного ямба» и «Не пой, красавица, при мне» А. Пушкина, опыт описания. Чем более детализирована тема, чем более она отчетлива, тем более отчетливой и углубленной разработки требует она. И на отчетливости мысли, на диалектической стройности, прежде всего основана эстетическая сторона литературно-критического этюда. Отчетливость мысли связана с отчетливостью слова, что также способствует созданию художественного впечатления. Небольшие же размеры этюда дают возможность пользоваться более образным и выразительным языком, более взыскательно употреблять слова, чем это принято в крупном исследовании.

    В поэтической речи особенности этюда определяются тем, что здесь наиболее крепка спаянность формы и художественного смысла. Ставя перед собой лишь чисто техническую задачу и лишь углубляясь в нее до конца, поэт может обрести в ней уже более широкий общезначительный смысл. Примеры стихотворных этюдов — разработки отчетливо поставленных формально поэтических задач — давались В. Брюсовым на протяжении всей его деятельности. В 1918 году эти этюды были изданы под названием «Опыты» особой книгой. В «Опытах» среди множества пьес, интересных лишь с формальной точки зрения, есть несколько таких, где разрешение формальной задачи связано с интересом обще-художественным. Наиболее отчетливо такое соединение там, где формальная задача отличается особой заостренностью. Так, стихотворение «В дорожном полусне» есть образец палиндрома (см. слово Палиндром). Отрывистые слова, связанные между собою лишь звуковыми ассоциациями, этим звуковым составом своим и разорванным синтаксическим рисунком речи передают характер дорожной дремы, создающей под покачивания экипажа сочетания слов неожиданных и несвязных и медлящей на одних и тех же звуках.

    «Опыты» В. Брюсова слабее других его книг. Но они свидетельствуют некоторыми примерами своими, что и при разработке формально технической проблемы можно обрести, иногда неожиданно, полновесные художественные ценности.

  39. Источник: Литературная энциклопедия



  40. Энциклопедический словарь

    ЭТЮ́Д -а; м. [франц. étude]

    1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего произведения. Э. к картине. Писать э.

    2. Небольшое по объёму произведение (литературное, критическое и т.п.), посвящённое частному вопросу. Биографический э. Психологический э.

    3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Э. Шопена. Играть этюды.

    4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре и т.п.). Фортепианный э. для начинающих. Решить шахматный э. Театральные этюды.

    Этю́дный, -ая, -ое. Э. характер произведения.

    * * *

    этю́д

    (франц. étude, буквально — изучение), 1) в изобразительном искусстве — произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью её изучения.2) Музыкальная пьеса инструктивного характера, основанная на определенном приёме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.).3) В современной театральной педагогике — упражнение, служащее для развития и совершенствования актёрской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

    * * *

    ЭТЮД

    ЭТЮ́Д (франц. etude, букв. — изучение),

    1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения.

    2) Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа(см. ЛИСТ Ференц), Ф. Шопена(см. ШОПЕН Фридерик), А. Н. Скрябина(см. СКРЯБИН Александр Николаевич) и др.).

    3) В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Музыкальная энциклопедия

    (от франц. etude - учение, изучение; нем. Etьde, англ. study, etude, итал. studio) - муз. пьеса, предназначенная для совершенствования технич. навыков игры на к.-л. инструменте. Понятие Э. как пьесы, разучиваемой для совершенствования в мастерстве, имеет широкий смысл; так "Etudes de transition et 2 fantasies" Рейхи (op. 31, 1800) представляют собой упражнения в модуляции. Как самостоят. жанр Э. получил развитие в 19 в. в связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием муз. инструментов (молоточкового фп.). Инструктивные Э. близки упражнениям, но отличаются от них законченностью формы, мелодико-гармонич. развития, иногда и определённостью выразит. характера. Первые, поныне используемые в уч. практике сб-кн Э. для фп. принадлежат И. Крамеру ("Большая практическая фортепианная школа" - "Grosse praktische Pianoforteschule", 1815), M. Клементи ("Путь к Парнасу" - "Gradus ad Parnassum", v. 1-3, 1817-26); большое распространение получили этюды К. Черни ("Школа беглости" - "Schule der Gelдufigkeit", op. 299; "Школа пальцевого мастерства" - "Schule der Fingerfertigkeit", op. 740, и др.). Каждый из таких Э. рассчитан обычно на один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы и т. д.), реже на 2-3 родственных, а весь сб-к Э. - на комплексное овладение техникой. Подобные муз. соч. создавались для разл. инструментов - "42 этюда или каприса" ("42 Etudes ou Caprices") P. Крейцера и "24 каприса в форме этюдов" ("24 Caprices en forme d'йtudes dans les 24 tons de la gamme") П. Роде для скрипки, "40 этюдов большой трудности для виолончели" ("Hohe Schule des Violoncellspiels", op. 73) Д. Поппера. В 19 в. появился особый тип конц. Э. - виртуозная пьеса, предназначенная для публич. исполнения (этюды З. Тальберга, А. Л. Гензельта и др.).

    Новый этап в развитии жанра Э. открыли "24 каприччи" Паганини для скрипки соло (1801-07), послужившие впоследствии основой для фп. транскрипций Р. Шумана и Ф. Листа. В творчестве Ф. Шопена, Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди, Листа, И. Брамса Э., наделённый яркой образностью, занимает важное место в ряду др. жанров романтич. фп. музыки, тяготея то к миниатюре типа прелюдии (Шопен), то к крупной форме, нередко основанной на принципах монотематизма (Лист), иногда становясь частью вариационного цикла ("Симфонические этюды" Шумана, "Вариации на тему Паганини" Брамса). Такие Э. представляют характерные типы фп. фактуры, каждый из к-рых - носитель определ. образной сферы. Э. миниатюра Шопена, восходящий к "классическому" Э. с остинатной фактурой, и характеристический, нередко программный этюд Листа, основанный на большем фактурном разнообразии, стали эталоном для дальнейшего развития жанра, особенно интенсивного в периоды формирования и кристаллизации самобытных композиторских стилей в фп. музыке. Расцвет рус. фп. музыки на рубеже 19-20 вв. ознаменован появлением этюдов А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. М. Ляпунова, С. В. Рахманинова ("Этюды-картины" ор. 33, 39) и А. Н. Скрябина. Этюды К. Дебюсси, О. Мессиана, К. Шимановского, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева демонстрируют новый подход к выразит. и технич. возможностям фп. в 20 в. Создаются Э. для разл. составов: "5 этюдов для фп. с оркестром" Мийо (1920), "4 этюда для оркестра" Стравинского (1929), "Симфонические этюды для оркестра" Хенце (1955), "6 этюдов для струнных инструментов и органа" Б. А. Чайковского (1977) и др.

    Литература: Hдfner E., Die Entwicklung der Spieltechnik und der Schul- und Lehrwerke fьr Klavierinstrumente, Mьnch., 1937; Gцbe1s F., Die moderne Klavieretьde, "Musik im Unterricht", 1952, Jahrg. 43, No 1; Ganz R. F., The development of the etude for pianoforte. Northwestern university, 1960 (diss.); Theme1is D., Etude ou Caprice. Die Entstehungsgeschichte der Violinetьde, Mьnch., 1964.Т. Ю. Овсянникова.

  43. Источник: Музыкальная энциклопедия



  44. Музыкальный словарь

    По-французски etude -- изучение. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды -- сначала совсем легкие: Гедике, Беренса, Шитте. Затем, с годами, переходят к этюдам сложнее: Клементи, Черни, Мошковского. Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техники трелей, двойных терций и других. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов. Скрипачи, например, играют этюды Крейцера, Роде. Изучением технических приемов своего искусства занимаются не только музыканты. Поэтому слово этюд» употребляют художники (у них даже есть выражение -- поехать на этюды -- значит выехать за город, чтобы на каком-то пейзаже отрабатывать те или иные приемы живописи). Вам, конечно, не раз встречался этот термин и в применении к шахматам. Шахматные этюды публикуются в журналах для всех, кто желает их изучать. Этюды крупных художников оказываются не только упражнениями для выработки какого-то приема, но и подлинными произведениями искусства. Многие живописные этюды выставлены в музеях и вызывают восхищение посетителей. Так же и в музыке. Вспомним великолепные этюды Шопена. Пианисты часто играют их в концертах, и никому в голову не приходит, что это -- «упражнения». А между тем в основе каждого из этюдов Шопена лежит какой-то один технический прием: техника левой руки в знаменитом Революционном этюде (соч. 10 No 12), двойные ноты в обаятельном лирическом Третьем (соч. 10), октавная техника во многих других, движение «ломаными» шестнадцатыми -- в Траурном марше Двадцать третьего этюда (соч. 25). Этюды, которые можно исполнять на эстраде как настоящее художественное произведение, называют концертными. Фортепианные концертные этюды писали, кроме Шопена, Лист, Скрябин, Рахманинов и другие композиторы. Среди концертных этюдов для скрипки наиболее известны этюды Паганини.

  45. Источник: Музыкальный словарь



  46. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    studio m, schizzo m

  47. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  48. Большой Энциклопедический словарь

    ЭТЮД
    ЭТЮД (франц. etude - букв. - изучение),..1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения

    2)] Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.)

    3) В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  49. Источник: