партия хора при исполнении песни. Как поэтическая форма, П. встречается всюду и есть остаток древнего антифонно-хорического исполнения песен (см. Песня). Мы встречаем его не только в поэзии светской, но и в церковной, куда он проник, очевидно, из народного обихода вместе с параллелизмом исполнения (ср., например, антифоны). Народной поэзии обязана припевом и так называемая искусственная поэзия, где употребление его несколько более сложно, чем в народной песне. Древнейшее исполнение обрядовой песни, распространившееся и на песни других категорий, было хоровое; но с усилением в ней драматического элемента появился диалог, и хоровое исполнение обратилось в антифонно-хорическое. Песня пелась так, что второй полухор подхватывал партию первого и отвечал ему параллельной по смыслу репликой. Повторяемая часть стиха, захват, являлся, таким образом, припевом по отношению к предыдущему стиху или музыкально-поэтической фразе. Это и есть древнейшая форма П. Типически подобное исполнение наблюдается в пении финских певцов. Они поют вдвоем: каждый подпевает сперва своему товарищу и затем уже продолжает нить повествования. Так, нижеприведенная пара стихов из Калевалы поется следующим образом:
Тут поднялся Вейнемейнен,
Стал ногами на прибрежье...
Тут поднялся Вейнемейнен
Тут поднялся Вейнемейнен
Стал ногами на прибрежье...
Когда среди исполнителей песни стали выделяться благодаря своему музыкально-поэтическому таланту отдельные личности, то в их руки перешел живой текст песни вместе с захватом. Роль хора стала второстепенной; она сводилась к поддержке солистов. По привычке к антифонному исполнению хор отвечал певцу, но ответ этот носил характер простого перепева или подхвата: хор повторял пропетое запевалой. Таким образом получилось два П., точнее — П. и захват, или П. внешний и внутренний. С момента выделения и усиления личного начала в исполнении (запевал) значение хора начинает соответственно падать; он обращается постепенно в музыкальное орудие. Оба упомянутые выше полухора слились в один хор, подпевавший запевалам. В репликах этих последних сохранялись еще следы параллелизма смыслового (психологического) и хорического, но в партиях хора параллелизм уцелел только в форме хорической. Последним этапом развития личного певца была замена двух солистов одним, на которого и легла вся тяжесть исполнения песни. Партия хора должна была еще более отойти на задний план; она вскоре отвердела, и прежний подвижный П., повторявший последнюю музыкально-поэтическую фразу, обратился в постоянный, повторявший одну и ту же фразу, а затем в музыкальный; на этой последней стадии развития П. центр тяжести лежал на музыкальной фразе, а не на словах, почему П. заимствовались из других песен или же составлялись из отдельных восклицаний (вроде: ой люли, люли, люли и т. п.).
Литература. Jeanroy, "Les origines de la poës. lyr. en France", и рецензию G. Paris; энциклопедии H. Paul'я и G. Gröber'a; "Kritischer Jahresbericht für romanische Philologie"; Шафранов, "О складе русской песни"; Мельгунов, "Песни"; Сокальский, "Русск. нар. музыка"; Vigfusson, "Corpus poëticum boreale"; Child, "Popular ballads"; R. Cornely, "Introductio in Vet. Test. libros sacros"; G. Bickell, "Carmina veteris testamenti metrice"; R. Meyer, "Die altgermanische Poesie"; Geijer, "Svenska folkvisor". См. также Лирика.
В. Ш.
часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне — хором после сольного Запева. В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Для П. характерны простота напева, ритмическая чёткость. Часто текст П. представляет выражение общей идеи, лозунг, обращение (особенно в революционных и массовых песнях). Во многих случаях П. каждый раз исполняется дважды, что придаёт ему особую весомость. Соотношение «запев — припев» переносится и в инструментальную музыку, — возникает двухчастная форма, вторая часть которой часто также повторяется, Рондо или рондообразная форма (см. Музыкальная форма).
ПРИПЕ́В, -а, муж. Часть песни, повторяемая после каждого её куплета. Весёлый п.
-а, м.
1.
Часть песни, повторяемая в неизменном виде после каждого куплета; рефрен.
Он не помнил точно слов песни. Он помнил хорошо только ее припев и повторял его несколько раз. Бубеннов, Белая береза.
2. устар.
Пение, песня, которыми сопровождается что-л.
Крик, шум, цыганские припевы, Медведя рев, его цепей Нетерпеливое бряцанье , Все скудно, дико, все нестройно. Пушкин, Цыганы.
Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрипом ногайской арбы и заунывным татарским припевом. Лермонтов, Княжна Мери.
ПРИПЕ́В, припева, муж. Хоровой аккомпанемент к песне; слова, повторяемые после каждого куплета песни.
м.
1.
Слова песни, повторяемые после каждого куплета.
отт. перен. разг. То, что постоянно повторяется, о чем постоянно говорят.
2.
устар.то же, что напев
ПРИПЕВ - часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне - хором после сольного запева; обычно припев поется на один и тот же текст.
муж. refrain, burdenм. refrain.
припев м Kehrreim m 1a, Refrain ( r q '' f r W: ] m 1, pl -s
м
Kehrreim m, Refrain m, pl -s
м.
refrain m
веселый припев — refrain gai
м.
estribillo m
м.
ritornello
см. рефрен.
ПРИПЕ́В -а; м. Часть песни, повторяющаяся после каждого куплета; рефрен. Весёлый п. Мелодия припева. Петь хором п. Запомнил только п. Повторять п. Песня с припевом.
* * *
припе́вчасть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в том числе в хоровой песне — хором после сольного запева; обычно текст припева не изменяется.
* * *
ПРИПЕВПРИПЕ́В, часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета(см. КУПЛЕТ), в хоровой песне — хором после сольного запева(см. ЗАПЕВ); обычно припев поется на один и тот же текст.
вторая часть куплетной песни типа "запев - припев". В отличие от запева, текст к-рого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Как правило, за сольным запевом следует хор. припев; возможно исполнение запева и припева только хором или только солистом. Однако типическое соотношение "соло-хор" наложило отпечаток на само строение П. - его обычно отличают бульшая простота напева, бульшая ритмич. чёткость. Нередко отмечается преобладание индиви- дуализированного, "личного" начала в запеве и обобщённого в П. Часто текст П. представляет собой выражение общей идеи, лозунг, обращение, особенно в революц. и массовых песнях; в этом случае мелодии свойственны черты декламационности, в ней используются интонации клича, призыва. П. выделяет неизменность текста, превращающая его в смысловой центр произведения. Во мн. случаях П. повторяется, что придаёт ему особую весомость. Соотношение "запев - припев" переносится и в инстр. музыку - возникает 2-частная форма, 2-я часть к-рой нередко также повторяется. П. как нечто неизменное, устойчивое становится постоянно повторяемой темой, рефреном. В итоге возникает рондо или рондообразная форма, а в др. случаях - лейттематизм (см. Лейтмотив).
Литература: Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 172; Головинский Г., Куплетная, вариационная форма и форма рондо, М., 1962.В. П. Бобровский.(см. РЕФРЕН).