Словарь Брокгауза и Ефрона

    партия хора при исполнении песни. Как поэтическая форма, П. встречается всюду и есть остаток древнего антифонно-хорического исполнения песен (см. Песня). Мы встречаем его не только в поэзии светской, но и в церковной, куда он проник, очевидно, из народного обихода вместе с параллелизмом исполнения (ср., например, антифоны). Народной поэзии обязана припевом и так называемая искусственная поэзия, где употребление его несколько более сложно, чем в народной песне. Древнейшее исполнение обрядовой песни, распространившееся и на песни других категорий, было хоровое; но с усилением в ней драматического элемента появился диалог, и хоровое исполнение обратилось в антифонно-хорическое. Песня пелась так, что второй полухор подхватывал партию первого и отвечал ему параллельной по смыслу репликой. Повторяемая часть стиха, захват, являлся, таким образом, припевом по отношению к предыдущему стиху или музыкально-поэтической фразе. Это и есть древнейшая форма П. Типически подобное исполнение наблюдается в пении финских певцов. Они поют вдвоем: каждый подпевает сперва своему товарищу и затем уже продолжает нить повествования. Так, нижеприведенная пара стихов из Калевалы поется следующим образом:

    Тут поднялся Вейнемейнен,

    Стал ногами на прибрежье...

    Тут поднялся Вейнемейнен

    Тут поднялся Вейнемейнен

    Стал ногами на прибрежье...

    Когда среди исполнителей песни стали выделяться благодаря своему музыкально-поэтическому таланту отдельные личности, то в их руки перешел живой текст песни вместе с захватом. Роль хора стала второстепенной; она сводилась к поддержке солистов. По привычке к антифонному исполнению хор отвечал певцу, но ответ этот носил характер простого перепева или подхвата: хор повторял пропетое запевалой. Таким образом получилось два П., точнее — П. и захват, или П. внешний и внутренний. С момента выделения и усиления личного начала в исполнении (запевал) значение хора начинает соответственно падать; он обращается постепенно в музыкальное орудие. Оба упомянутые выше полухора слились в один хор, подпевавший запевалам. В репликах этих последних сохранялись еще следы параллелизма смыслового (психологического) и хорического, но в партиях хора параллелизм уцелел только в форме хорической. Последним этапом развития личного певца была замена двух солистов одним, на которого и легла вся тяжесть исполнения песни. Партия хора должна была еще более отойти на задний план; она вскоре отвердела, и прежний подвижный П., повторявший последнюю музыкально-поэтическую фразу, обратился в постоянный, повторявший одну и ту же фразу, а затем в музыкальный; на этой последней стадии развития П. центр тяжести лежал на музыкальной фразе, а не на словах, почему П. заимствовались из других песен или же составлялись из отдельных восклицаний (вроде: ой люли, люли, люли и т. п.).

    Литература. Jeanroy, "Les origines de la poës. lyr. en France", и рецензию G. Paris; энциклопедии H. Paul'я и G. Gröber'a; "Kritischer Jahresbericht für romanische Philologie"; Шафранов, "О складе русской песни"; Мельгунов, "Песни"; Сокальский, "Русск. нар. музыка"; Vigfusson, "Corpus poëticum boreale"; Child, "Popular ballads"; R. Cornely, "Introductio in Vet. Test. libros sacros"; G. Bickell, "Carmina veteris testamenti metrice"; R. Meyer, "Die altgermanische Poesie"; Geijer, "Svenska folkvisor". См. также Лирика.

    В. Ш.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне — хором после сольного Запева. В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Для П. характерны простота напева, ритмическая чёткость. Часто текст П. представляет выражение общей идеи, лозунг, обращение (особенно в революционных и массовых песнях). Во многих случаях П. каждый раз исполняется дважды, что придаёт ему особую весомость. Соотношение «запев — припев» переносится и в инструментальную музыку, — возникает двухчастная форма, вторая часть которой часто также повторяется, Рондо или рондообразная форма (см. Музыкальная форма).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. припе́в;
    2. припе́вы;
    3. припе́ва;
    4. припе́вов;
    5. припе́ву;
    6. припе́вам;
    7. припе́в;
    8. припе́вы;
    9. припе́вом;
    10. припе́вами;
    11. припе́ве;
    12. припе́вах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПРИПЕ́В, -а, муж. Часть песни, повторяемая после каждого её куплета. Весёлый п.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Часть песни, повторяемая в неизменном виде после каждого куплета; рефрен.

    Он не помнил точно слов песни. Он помнил хорошо только ее припев и повторял его несколько раз. Бубеннов, Белая береза.

    2. устар.

    Пение, песня, которыми сопровождается что-л.

    Крик, шум, цыганские припевы, Медведя рев, его цепей Нетерпеливое бряцанье , Все скудно, дико, все нестройно. Пушкин, Цыганы.

    Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрипом ногайской арбы и заунывным татарским припевом. Лермонтов, Княжна Мери.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ПРИПЕ́В, припева, муж. Хоровой аккомпанемент к песне; слова, повторяемые после каждого куплета песни.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Слова песни, повторяемые после каждого куплета.

    отт. перен. разг. То, что постоянно повторяется, о чем постоянно говорят.

    2.

    устар.

    то же, что напев

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ПРИПЕВ - часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне - хором после сольного запева; обычно припев поется на один и тот же текст.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. refrain, burdenм. refrain.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    припев м Kehrreim m 1a, Refrain ( r q '' f r W: ] m 1, pl -s

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Kehrreim m, Refrain m, pl -s

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    refrain m

    веселый припев — refrain gai

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    estribillo m

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    ritornello

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Литературная энциклопедия

    припе́в

    см. рефрен.

  29. Источник: Литературная энциклопедия



  30. Энциклопедический словарь

    ПРИПЕ́В -а; м. Часть песни, повторяющаяся после каждого куплета; рефрен. Весёлый п. Мелодия припева. Петь хором п. Запомнил только п. Повторять п. Песня с припевом.

    * * *

    припе́в

    часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в том числе в хоровой песне — хором после сольного запева; обычно текст припева не изменяется.

    * * *

    ПРИПЕВ

    ПРИПЕ́В, часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета(см. КУПЛЕТ), в хоровой песне — хором после сольного запева(см. ЗАПЕВ); обычно припев поется на один и тот же текст.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Музыкальная энциклопедия

    вторая часть куплетной песни типа "запев - припев". В отличие от запева, текст к-рого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Как правило, за сольным запевом следует хор. припев; возможно исполнение запева и припева только хором или только солистом. Однако типическое соотношение "соло-хор" наложило отпечаток на само строение П. - его обычно отличают бульшая простота напева, бульшая ритмич. чёткость. Нередко отмечается преобладание индиви- дуализированного, "личного" начала в запеве и обобщённого в П. Часто текст П. представляет собой выражение общей идеи, лозунг, обращение, особенно в революц. и массовых песнях; в этом случае мелодии свойственны черты декламационности, в ней используются интонации клича, призыва. П. выделяет неизменность текста, превращающая его в смысловой центр произведения. Во мн. случаях П. повторяется, что придаёт ему особую весомость. Соотношение "запев - припев" переносится и в инстр. музыку - возникает 2-частная форма, 2-я часть к-рой нередко также повторяется. П. как нечто неизменное, устойчивое становится постоянно повторяемой темой, рефреном. В итоге возникает рондо или рондообразная форма, а в др. случаях - лейттематизм (см. Лейтмотив).

    Литература: Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 172; Головинский Г., Куплетная, вариационная форма и форма рондо, М., 1962.В. П. Бобровский.

  33. Источник: Музыкальная энциклопедия



  34. Музыкальный словарь

    (см. РЕФРЕН).

  35. Источник: Музыкальный словарь



  36. Словарь церковнославянского языка

  37. Источник:



  38. Большой Энциклопедический словарь

  39. Источник: