Большая Советская энциклопедия

    отрасль машиностроения, производящая Тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль промышленности Т. существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. В Европе впервые массовое производство тракторов началось в 20-х гг. 20 в. в Германии и Италии, затем в Великобритании, Франции и др. странах.

    Возникновение Т. в СССР относится к 1923 (первый выпуск тракторов «Фордзон-Путиловец» заводом «Красный путиловец», ныне Ленинградское объединение «Кировский завод»). Первые специализированные тракторные заводы — Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод) и Харьковский тракторный завод, выпускали колёсные тракторы марки СТЗ-ХТЗ. Производство тяжёлых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском тракторном заводе в 1933. На нём же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов с дизельным двигателем (С-65). Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского заводов на производство гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929—32) произведено 100,4 тыс. тракторов, во 2-й (1933—37) — 444,1 тыс. шт. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 были построены и введены в строй (1942—44) Алтайский тракторный завод, Владимирский тракторный завод и Липецкий тракторный завод, в 1945 возобновили работу разрушенные Сталинградский и Харьковский заводы. В послевоенные годы вступили в строй Харьковский тракторосборочный завод (1950), Минский тракторный завод (1951), Онежский и Узбекский (ныне Ташкентский) тракторные заводы (1956). Особое внимание уделялось увеличению производства мощных с.-х. тракторов общего назначения. Кировский завод начал выпуск трактора К-700 (1964), Павлодарский тракторный завод (пущен в 1967) — ДТ-75М (1968). В 1962 организовано производство гусеничных пропашных тракторов, унифицированных с тракторами МТЗ, на Кишиневском тракторном заводе (реконструирован в 1961). В конце 60-х гг. завершается переход на выпуск тракторов с дизельными двигателями. Происходит создание унифицированных моделей тракторов. Широкая унификация узлов, агрегатов и деталей тракторов и двигателей способствовала выделению их в специализированные производства (моторные заводы в Волгограде, Минске, Барнауле, Харькове, заводы топливной аппаратуры, тракторных трансмиссий, гидроагрегатов, шестерён, поршней и поршневых колец и др.). В 9-й пятилетке (1971—75) начато перевооружение тракторных заводов и обновление основных моделей тракторов. Строятся Чебоксарский завод промышленных тракторов и Харьковский завод тракторных двигателей. За 1966—75 производительность труда возросла более чем в 2 раза. Годовой выпуск тракторов в СССР (см. табл. 1). В 1957—75 выпуск тракторов имел среднегодовой прирост около 6%; в 1960 СССР вышел на 1-е место в мире по производству тракторов (238,5 тыс. шт.); в 1975 произведено 2,2 трактора на 1000 чел. населения. Растет технический уровень тракторов: увеличивается их энергонасыщенность, снижается материалоёмкость, улучшаются условия труда тракториста, повышаются универсальность, качество и надёжность. Проводятся работы по автоматизации управления механизмами и вождения тракторных агрегатов. Новые модели тракторов К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-80/82 и др., поставленные на производство в 9-й пятилетке, оснащены высокоэкономичными дизельными двигателями, многоступенчатыми коробками передач, в том числе с переключением на ходу, кабинами с очисткой и охлаждением (подогревом) воздуха, с подрессоренными сиденьями и т.д.

    Табл. 1. — Производство тракторов в СССР

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | Годы     | Выпуск,     | Суммарная       | Годы       | Выпуск,     | Суммарная       |

    |       | тыс. шт.    | мощность         |        | тыс. шт.    | мощность         |

    |       |   | двигателя, млн. |        |   | двигателя, млн. |

    |       |   л. с.*  |        |   л. с.*  |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | 1925      | 0,6     | 0,01           | 1960       | 238,5  | 11,4           |

    | 1928      | 1,3     | 0,03           | 1970       | 458,5  | 29,4           |

    | 1940      | 31,6    | 1,5     | 1975       | 550,4  | 41,8           |

    | 1950      | 116,7  | 5,5     |        |   |   |

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    *1 л. с. = 0,736 квт

    В тракторном производстве применяются высокопроизводительные автоматизированные и автоматические поточные линии, агрегатные станки-автоматы и др. современное оборудование.

    Для решения инженерно-технических задач в проектировании машин, организации и управлении производством используются электронно-вычислительная техника и автоматизированные системы управления. При отработке конструкций новых тракторов и двигателей применяются методы ускоренных стендовых и полигонных испытаний. На базе передового зарубежного и отечественного опыта в 9-й пятилетке разработана и внедрена (Минский и Владимирский тракторные заводы) система управления качеством продукции на стадиях создания, производства и эксплуатации конструкции. Продукция аттестуется по категориям качества с присуждением изделиям высшей категории качества и Государственного знака качества. За 1971—75 экспорт тракторов в страны — члены СЭВ увеличился на 60%, в капиталистические страны (39 стран) — на 52%.

    В зарубежных социалистических странах Т. развивается особенно быстрыми темпами в послевоенные годы (см. табл. 2).

    Табл. 2. — Выпуск тракторов

    в отдельных социалистических

    странах (без садово-огородных), тыс. шт.

    ----------------------------------------------------------------------------------

    | Страны         | 1960       | 1970   | 1975 |

    |---------------------------------------------------------------------------------|

    | НРБ      | —    | 4        | 5      |

    | ВНР      | 3      | 2        | 0,6   |

    | ГДР      | 9      | 16      | 4      |

    | ПНР      | 9      | 41      | 58    |

    | СРР      | 17    | 29      | 50    |

    | ЧССР           | 32    | 18      | 51    |

    | СФРЮ          | 7      | 12      | 33    |

    ----------------------------------------------------------------------------------

    Сокращение производства тракторов ВНР и ГДР проводится в соответствии с принятой странами — членами СЭВ программой социалистической интеграции, предусматривающей специализацию стран на выпуске тракторов и различной сельскохозяйственной техники с целью обеспечения экономически целесообразных объёмов производства.

    В развитых капиталистических странах крупное Т. имеют США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и Франция (см. табл. 3).

    Для капиталистических стран характерна высокая степень монополизации.

    В США крупнейшая тракторостроительная фирма — «Дир энд Ко» (Deere and Company); в Великобритании — «Масси-Фергюсон» (Massie-Ferguson); во Франции — «Режи насьональ дез юзин Рено» (Rе́gie Nationale des Usines Renault); в ФРГ — «Фенд энд Ко» (X. Fend and Со); в Италии — «ФИАТ С. п. А.» (FIAT S. р. А.); в Японии — «Комацу лтд» (Komatsu Ltd).

    Табл. 3. — Производство

    тракторов в некоторых

    капиталистических странах

    (без садово-огородных), тыс. шт.

    --------------------------------------------------------------------------------------------

    | Страны      | 1960   | 1970   | 1975   |

    |-------------------------------------------------------------------------------------------|

    | США          | 204     | 221     | 270     |

    | Великобритания        | 186     | 163     | 120     |

    | ФРГ   | 121     | 105     | 116     |

    | Япония       | 5        | 81      | 207     |

    | Италия       | 39      | 94      | 116     |

    | Франция     | 63      | 69      | 57      |

    --------------------------------------------------------------------------------------------

    В 70-е гг. 20 в. произошло слияние капиталов ряда тракторопроизводящих фирм США и Западной Европы. В связи с насыщением парка развитых капиталистических стран и резким увеличением цен на тракторы спрос на них непрерывно сокращается, соответственно сокращается и производство.

    Лит.: Трепененков И. И., Развитие советской тракторной техники, М., 1953; Гуревич А. М., Краткая история отечественного тракторостроения, Сталинград, 1954; Смирнов А. И.,... Ценой громадной технической эволюции, М., 1971.

    Н. Ф. Чухчин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. тра́кторострое́ние;
    2. тра́кторострое́ния;
    3. тра́кторострое́ния;
    4. тра́кторострое́ний;
    5. тра́кторострое́нию;
    6. тра́кторострое́ниям;
    7. тра́кторострое́ние;
    8. тра́кторострое́ния;
    9. тра́кторострое́нием;
    10. тра́кторострое́ниями;
    11. тра́кторострое́нии;
    12. тра́кторострое́ниях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ТРАКТОРОСТРОЕ́НИЕ, -я, ср. Отрасль машиностроения производство тракторов.

    | прил. тракторостроительный, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    Отрасль машиностроения, производящая тракторы, тракторные двигатели, запасные части к ним.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ТРАКТОРОСТРОЕ́НИЕ, тракторостроения, мн. нет, ср. (неол.). Производство, изготовление тракторов.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Производство тракторов.

    2.

    Отрасль промышленности, занятая таким производством.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    construction f de tracteurs

  13. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    construcción de tractores

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    costruzione di trattrici / trattori

  17. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  18. Энциклопедический словарь

    ТРАКТОРОСТРОЕ́НИЕ -я; ср. Отрасль машиностроения по производству тракторов и тракторных двигателей.

    Тракторострои́тельный, -ая, -ое. Т. завод.

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Русско-английский политехнический словарь

    тракторострое́ние с.

    tractor industry

    * * *

    tractor industry

  21. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  22. Dictionnaire technique russo-italien

    с.

    costruzione f di trattori

  23. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  24. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    тракторобудува́ння

  25. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  26. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    тракторобудува́ння

  27. Источник: Русско-украинский политехнический словарь