разновидность мелкобуржуазного социализма, основу которой составляют философские и социологические взгляды П. Ж. Прудона; мелкобуржуазное социальное реформаторство, не затрагивающее основ капитализма. П. осуждал крупную капиталистическую собственность, как «кражу», но отвергал коммунизм и отстаивал «владение» — мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Не понимая действительных источников классовой эксплуатации и объясняя её существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом, Прудон считал возможным уничтожение классовой эксплуатации посредством чисто экономических реформ в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. По мнению Прудона, осуществление этих реформ будто бы даст возможность превратить всех трудящихся, при сохранении частной собственности на средства производства, в самостоятельных производителей, обменивающихся эквивалентно товарами и услугами на началах взаимопомощи (мютюэлизма). Из этой мелкобуржуазной утопии Прудон выводил возможность осуществления «социальной революции» мирным путём, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политической борьбы и при уничтожении государства, которое Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. «Не уничтожить капитализм и его основу — товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т.п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, «конституировать» ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, «справедливой», лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений — вот идея Прудона» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 131). Развивая свои концепции в период Революции 1848 и в особенности в годы Второй империи, Прудон сделал вывод о том, что решение общественных противоречий мыслимо будто бы лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных сил. П. переносил центр тяжести вопроса о социальном преобразовании на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности человека (одно из условий воплощения в жизнь своих идеалов Прудон видел в отказе женщин от работы в промышленности и от участия в общественной жизни). Он заменил также проекты «ликвидации государства» идеей его федеративного переустройства, призывая раздробить современные централизованные государства на мелкие автономные области и выступая в этой связи против национально-освободительных движений народов Италии и Польши. Перед лицом усиливающегося могущества крупного капитала и развития фабрично-заводской промышленности Прудон признал необходимость перехода крупных промышленных предприятий и ж.-д. транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства во всей остальной промышленности и в сельском хозяйстве.
П. получил в 19 в. распространение во Франции и некоторых др. странах с многочисленной мелкой буржуазией, за счёт которой в значительной степени пополнялись ряды рабочего класса. Французские секции 1-го Интернационала на первых порах создавались и руководились прудонистами. Однако решительная борьба К. Маркса, Ф. Энгельса и их сторонников против П. закончилась полной победой марксизма над П., разрывом с ним передовых элементов пролетариата и переходом французской секции Интернационала в руки т. н. левых прудонистов — сторонников революционной классовой борьбы. Многие из них стали активными деятелями и руководителями Парижской Коммуны 1871, на опыте которой были вскрыты порочность и вред прудонистских идей. Это сыграло решающую роль в распаде П.
Воззрения Прудона использовались бунтарским анархизмом М. А. Бакунина, а также различными течениями мирного анархизма и вошли в арсенал Анархо-синдикализма. В социал-демократическом движении реформисты, начиная с Э. Бернштейна, также пытались воскресить в различной форме и под разными наименованиями прудонистские идеи. В то же время прудоновская критика и поношение демократии, деятельности политических партий (в том числе и демократических партий) и классовой борьбы использовались идеологами империалистической реакции, а затем и теоретиками фашизма в Италии, Франции, Германии, Испании и странах Латинской Америки.
Лит.: Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, М. — Л., 1929; Застенкер Н. Е., Об оценке Прудона и прудонизма в «Коммунистическом Манифесте», в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955; его же, Идейное банкротство современного неопрудонизма, «Вопросы истории», 1968, № 9; Первый Интернационал, ч. 1—2, М., 1964—65; Nettlau М., Der Vorfrühling der Anaichie, B., 1925; Bougie C., La sociologie de Proudhon, [P.], 1911; Gyu-Grand G., La pensée de Proudhon, [P.], 1947.
Н. Е. Застенкер.
ПРУДОНИ́ЗМ, прудонизма, мн. нет, муж. (ист. полит.). Мелкобуржуазное учение, предлагавшее создание такого общественного строя, при котором члены общества являются самостоятельными мелкими собственниками-производителями. (По имени Прудова (1809-1865 гг.), франц. мелкобуржуазного утописта.)
м.
Течение второй половины XIX в., основу которого составляют философские и социологические взгляды П.Ж. Прудона, толковавшего социализм как общество мелких товаропроизводителей.
ПРУДОНИЗМ - разновидность социализма, в основе которой лежат взгляды Прудона. Критикуя крупное капиталистическое производство, Прудон и его приверженцы выступали за утверждение мелкотоварного производства; они выдвигали проекты ликвидации эксплуатации путем создания производственных кредитных и потребительских ассоциаций, безденежного товарообмена и мирной ликвидации государства (в последнем они видели первопричину социальной несправедливости).
прудони́зм
разновидность социализма, в основе которой лежат взгляды П. Ж. Прудона. Критикуя крупное капиталистическое производство, Прудон и его приверженцы выступали за утверждение мелкотоварного производства; они выдвигали проекты ликвидации эксплуатации путём создания производственных кредитных и потребительских ассоциаций, безденежного товарообмена и мирной ликвидации государства (в последнем они видели первопричину социальной несправедливости).
* * *
ПРУДОНИЗМПРУДОНИ́ЗМ, разновидность социализма(см. СОЦИАЛИЗМ), в основе которой лежат взгляды Прудона(см. ПРУДОН Пьер Жозеф). Критикуя крупное капиталистическое производство, Прудон и его приверженцы выступали за утверждение мелкотоварного производства; они выдвигали проекты ликвидации эксплуатации(см. ЭКСПЛУАТАЦИЯ) путем создания производственных кредитных и потребительских ассоциаций, безденежного товарообмена и мирной ликвидации государства (в последнем они видели первопричину социальной несправедливости).
разновидность мелкобурж. социализма, основу к-рой составляют филос. и социологич. взгляды П. Ж. Прудона; мелкобурж. социальное реформаторство, не затрагивающее основ капитализма. П. осуждал крупную капиталистич. собственность как "кражу", но отвергал коммунизм и отстаивал "владение" - мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Рассматривая антагонизм труда и капитала сквозь призму жизненных условий и интересов мелких хозяйчиков и не понимая действительных источников клас. эксплуатации, Прудон объяснял ее существующим в бурж. обществе неэквивалентным обменом. В результате, считал Прудон, крупные денежные капиталисты, финансисты и банкиры, монопольные владельцы средств обращения, грабят все трудящиеся классы, в т. ч. "трудящуюся буржуазию", взимают со всех дань - ссудный процент и вычеты из заработной платы производителей. Отсюда Прудон делал вывод о возможности уничтожения клас. эксплуатации посредством чисто экономич. реформы в сфере обращения, орг-ции безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита, при сохранении частной собственности на средства произ-ва и наемного труда. Прудон доказывал, что такая реформа приведет к преобразованию капиталистич. общества в строй равенства, т. к. превратит всех людей в работников, обменивающихся равными количествами труда, и откроет каждому возможность стать самостоят. производителем. Ввиду этого "социальная революция", доказывал Прудон, может и должна осуществляться мирным путем, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политич. борьбы, являющейся, по Прудону, важнейшим источником обострения клас. антагонизмов, и при уничтожении гос-ва, к-рое Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. "Не уничтожить капитализм и его основу - товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, "конституировать" ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, "справедливой", лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений - вот идея Прудона" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 131 (т. 20, с. 17)). Эта осн. идея Прудона свидетельствовала о сближении П. с бурж. социализмом. В том же направлении развивались воззрения Прудона как в период революции 1848, так и в особенности в период Второй империи. Прудон открыто сделал вывод о том, что противоречия и антагонизмы могут быть разрешены только посредством их уравновешивания. П. отказался от всякого ограничения частной собственности, переносил центр тяжести вопроса о социальном преобразовании на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности человека, в то же время настаивая, чтобы женщины не работали в пром-сти и не участвовали в обществ. жизни. Он заменил также проекты "ликвидации гос-ва" его федеративным переустройством, призывая раздробить совр. централизованные гос-ва на мелкие авт. области и выступая в этой связи против нац.-освободит. движений народов Италии и Польши. В своей программе "мютюэлизма" (см. в ст. Прудон) Прудон признал необходимость перехода предприятий крупной пром-сти и ж.-д. транспорта в руки и в управление работающих в них коллективов рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение индивидуальной частной собственности на средства произ-ва во всей остальной пром-сти и в с. х-ве. П. получил в 19 в. распространение во Франции и нек-рых др. странах с мелкобурж. составом населения и значит. мелкобурж. прослойкой в рабочем классе, еще питавшей надежду стать самостоят. мелкими производителями посредством "взаимопомощи". Этому способствовало и то, что реакц. сущность П. маскировалась присущей ему революц. фразеологией, шумной критикой пороков капитализма, бурж. гос-ва и формальной бурж. демократии, что подкупало нек-рую часть рабочих и мелкобурж. интеллигенции. Франц. секции 1-го Интернационала на первых порах создавались и руководились прудонистами, к-рые на конгрессах Интернационала пытались навязать программу "мютюэлизма" междунар. рабочему движению. Однако решит. борьба Маркса, Энгельса и их сторонников против П., опиравшаяся на опыт рабочего движения, закончилась полной победой марксизма над П., разрывом с ним передовых элементов пролетариата и переходом франц. секции Интернационала в руки т. н. левых прудонистов - сторонников революц. клас. борьбы. Многие из них явились активными деятелями и руководителями Парижской Коммуны 1871, на опыте к-рой были до конца вскрыты порочность и вред прудонистских идей. Это сыграло решающую роль в распаде П.
Анархистская теория П. была взята на вооружение бакунизма (см. Бакунин), а после краха последнего использовалась различными течениями мирного анархизма и вошла в арсенал анархо-синдикализма. В с.-д. движении ревизионисты, начиная с Э. Бернштейна, также пытались воскресить прудонистское реформаторство, облекая его в псевдомарксистские одеяния. В то же время прудоновская критика и поношение демократии, парт. системы и клас. борьбы использовались идеологами империалистич. реакции, а затем и теоретиками фашизма в Италии, Франции, Германии, Испании и странах Лат. Америки. Характерно в этом отношении и усиление интереса к Прудону и его идеям со стороны совр. реакц. бурж. философии и социологии, католич. и протестантских теологов, идеологов необоцапартизма и теоретиков монополистич. "Общего рынка", объявивших Прудона "отцом федерализма". Совр. бурж. реформизм и правый и "левый" ревизионизм в борьбе против марксизма-ленинизма также прибегают к возрождению прудонистских идей, усиленно модернизируя нек-рые из них и используя их для проповеди "организованного капитализма" и его патерналистских "человеческих отношений" (см., напр., G. Gurvitch, Proudhon. Sa vie, son oeuvre..., P., 1965; W. Richter, Proudhon's Bedeutung für die Gegenwart, в сб.: Abhandlungen zur Wissenschaftsgeschichte und Wissensehafts- soziologie, Bremen, 1951). При этом реформисты всех толков фальсифицируют сущность экономич. реформ 1960-х гг. в социалистич. странах; эти реформы объявляются ими осуществлением идей П. Тем самым вновь подтверждается глубокое предвидение В. И. Ленина о том, что европ. реформист и оппортунист "...когда хочет быть последовательным, неизбежно договаривается до прудонизма" (там же, т. 7, с. 214 (т. 6, с. 395)).
Лит.: Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, М.-Л., 1929; Застенкер Н. E., Об оценке Прудона и прудонизма в "Коммунистич. Манифесте", в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; Первый Интернационал, ч. 1-2, М.. 1964-65; Nettlau M., Der Vorfrühling der Anarchie, В., 1925; Bougié С., La sociologie de Proudhon, (P.), 1911; Guy-Grand G., Pour connaître la pensée de Proudhon, (Dole), 1947.
H. E. Застенкер. Москва.
(от имени П. Ж. Прудона) - англ. Proudhonism; нем. Proudhonismus. Философско-социол. концепция П. Ж. Прудона, к-рый, осуждая крупную капиталист, собственность (собственность - это кража), выступал: за мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией наемного труда; за экон. реформы в сфере обращения, с помощью к-рых можно осуществить соц. революцию мирным путем на основе классового сотрудничества пролетариата и буржуазии; за мирную ликвидацию государства и замену его договорными отношениями между отдельными производителями, группами и товариществами.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.