Большая Советская энциклопедия

    разновидность мелкобуржуазного социализма, основу которой составляют философские и социологические взгляды П. Ж. Прудона; мелкобуржуазное социальное реформаторство, не затрагивающее основ капитализма. П. осуждал крупную капиталистическую собственность, как «кражу», но отвергал коммунизм и отстаивал «владение» — мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Не понимая действительных источников классовой эксплуатации и объясняя её существующим в буржуазном обществе неэквивалентным обменом, Прудон считал возможным уничтожение классовой эксплуатации посредством чисто экономических реформ в сфере обращения: безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита. По мнению Прудона, осуществление этих реформ будто бы даст возможность превратить всех трудящихся, при сохранении частной собственности на средства производства, в самостоятельных производителей, обменивающихся эквивалентно товарами и услугами на началах взаимопомощи (мютюэлизма). Из этой мелкобуржуазной утопии Прудон выводил возможность осуществления «социальной революции» мирным путём, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политической борьбы и при уничтожении государства, которое Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. «Не уничтожить капитализм и его основу — товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т.п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, «конституировать» ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, «справедливой», лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений — вот идея Прудона» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 131). Развивая свои концепции в период Революции 1848 и в особенности в годы Второй империи, Прудон сделал вывод о том, что решение общественных противоречий мыслимо будто бы лишь посредством уравновешивания действующих в обществе социальных сил. П. переносил центр тяжести вопроса о социальном преобразовании на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности человека (одно из условий воплощения в жизнь своих идеалов Прудон видел в отказе женщин от работы в промышленности и от участия в общественной жизни). Он заменил также проекты «ликвидации государства» идеей его федеративного переустройства, призывая раздробить современные централизованные государства на мелкие автономные области и выступая в этой связи против национально-освободительных движений народов Италии и Польши. Перед лицом усиливающегося могущества крупного капитала и развития фабрично-заводской промышленности Прудон признал необходимость перехода крупных промышленных предприятий и ж.-д. транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение частной собственности на средства производства во всей остальной промышленности и в сельском хозяйстве.

    П. получил в 19 в. распространение во Франции и некоторых др. странах с многочисленной мелкой буржуазией, за счёт которой в значительной степени пополнялись ряды рабочего класса. Французские секции 1-го Интернационала на первых порах создавались и руководились прудонистами. Однако решительная борьба К. Маркса, Ф. Энгельса и их сторонников против П. закончилась полной победой марксизма над П., разрывом с ним передовых элементов пролетариата и переходом французской секции Интернационала в руки т. н. левых прудонистов — сторонников революционной классовой борьбы. Многие из них стали активными деятелями и руководителями Парижской Коммуны 1871, на опыте которой были вскрыты порочность и вред прудонистских идей. Это сыграло решающую роль в распаде П.

    Воззрения Прудона использовались бунтарским анархизмом М. А. Бакунина, а также различными течениями мирного анархизма и вошли в арсенал Анархо-синдикализма. В социал-демократическом движении реформисты, начиная с Э. Бернштейна, также пытались воскресить в различной форме и под разными наименованиями прудонистские идеи. В то же время прудоновская критика и поношение демократии, деятельности политических партий (в том числе и демократических партий) и классовой борьбы использовались идеологами империалистической реакции, а затем и теоретиками фашизма в Италии, Франции, Германии, Испании и странах Латинской Америки.

    Лит.: Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, М. — Л., 1929; Застенкер Н. Е., Об оценке Прудона и прудонизма в «Коммунистическом Манифесте», в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955; его же, Идейное банкротство современного неопрудонизма, «Вопросы истории», 1968, № 9; Первый Интернационал, ч. 1—2, М., 1964—65; Nettlau М., Der Vorfrühling der Anaichie, B., 1925; Bougie C., La sociologie de Proudhon, [P.], 1911; Gyu-Grand G., La pensée de Proudhon, [P.], 1947.

    Н. Е. Застенкер.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. прудони́зм;
    2. прудони́змы;
    3. прудони́зма;
    4. прудони́змов;
    5. прудони́зму;
    6. прудони́змам;
    7. прудони́зм;
    8. прудони́змы;
    9. прудони́змом;
    10. прудони́змами;
    11. прудони́зме;
    12. прудони́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ушакова

    ПРУДОНИ́ЗМ, прудонизма, мн. нет, муж. (ист. полит.). Мелкобуржуазное учение, предлагавшее создание такого общественного строя, при котором члены общества являются самостоятельными мелкими собственниками-производителями. (По имени Прудова (1809-1865 гг.), франц. мелкобуржуазного утописта.)

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Течение второй половины XIX в., основу которого составляют философские и социологические взгляды П.Ж. Прудона, толковавшего социализм как общество мелких товаропроизводителей.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ПРУДОНИЗМ - разновидность социализма, в основе которой лежат взгляды Прудона. Критикуя крупное капиталистическое производство, Прудон и его приверженцы выступали за утверждение мелкотоварного производства; они выдвигали проекты ликвидации эксплуатации путем создания производственных кредитных и потребительских ассоциаций, безденежного товарообмена и мирной ликвидации государства (в последнем они видели первопричину социальной несправедливости).

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Энциклопедический словарь

    прудони́зм

    разновидность социализма, в основе которой лежат взгляды П. Ж. Прудона. Критикуя крупное капиталистическое производство, Прудон и его приверженцы выступали за утверждение мелкотоварного производства; они выдвигали проекты ликвидации эксплуатации путём создания производственных кредитных и потребительских ассоциаций, безденежного товарообмена и мирной ликвидации государства (в последнем они видели первопричину социальной несправедливости).

    * * *

    ПРУДОНИЗМ

    ПРУДОНИ́ЗМ, разновидность социализма(см. СОЦИАЛИЗМ), в основе которой лежат взгляды Прудона(см. ПРУДОН Пьер Жозеф). Критикуя крупное капиталистическое производство, Прудон и его приверженцы выступали за утверждение мелкотоварного производства; они выдвигали проекты ликвидации эксплуатации(см. ЭКСПЛУАТАЦИЯ) путем создания производственных кредитных и потребительских ассоциаций, безденежного товарообмена и мирной ликвидации государства (в последнем они видели первопричину социальной несправедливости).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    разновидность мелкобурж. социализма, основу к-рой составляют филос. и социологич. взгляды П. Ж. Прудона; мелкобурж. социальное реформаторство, не затрагивающее основ капитализма. П. осуждал крупную капиталистич. собственность как "кражу", но отвергал коммунизм и отстаивал "владение" - мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией чужого труда. Рассматривая антагонизм труда и капитала сквозь призму жизненных условий и интересов мелких хозяйчиков и не понимая действительных источников клас. эксплуатации, Прудон объяснял ее существующим в бурж. обществе неэквивалентным обменом. В результате, считал Прудон, крупные денежные капиталисты, финансисты и банкиры, монопольные владельцы средств обращения, грабят все трудящиеся классы, в т. ч. "трудящуюся буржуазию", взимают со всех дань - ссудный процент и вычеты из заработной платы производителей. Отсюда Прудон делал вывод о возможности уничтожения клас. эксплуатации посредством чисто экономич. реформы в сфере обращения, орг-ции безденежного обмена товаров и беспроцентного кредита, при сохранении частной собственности на средства произ-ва и наемного труда. Прудон доказывал, что такая реформа приведет к преобразованию капиталистич. общества в строй равенства, т. к. превратит всех людей в работников, обменивающихся равными количествами труда, и откроет каждому возможность стать самостоят. производителем. Ввиду этого "социальная революция", доказывал Прудон, может и должна осуществляться мирным путем, на основе сотрудничества пролетариата и почти всей буржуазии, при отказе от политич. борьбы, являющейся, по Прудону, важнейшим источником обострения клас. антагонизмов, и при уничтожении гос-ва, к-рое Прудон считал главным орудием раскола общества, паразитизма и угнетения. "Не уничтожить капитализм и его основу - товарное производство, а очистить эту основу от злоупотреблений, от наростов и т. п.; не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, "конституировать" ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, "справедливой", лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений - вот идея Прудона" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 131 (т. 20, с. 17)). Эта осн. идея Прудона свидетельствовала о сближении П. с бурж. социализмом. В том же направлении развивались воззрения Прудона как в период революции 1848, так и в особенности в период Второй империи. Прудон открыто сделал вывод о том, что противоречия и антагонизмы могут быть разрешены только посредством их уравновешивания. П. отказался от всякого ограничения частной собственности, переносил центр тяжести вопроса о социальном преобразовании на осуществление идеи справедливости и моральное совершенствование личности человека, в то же время настаивая, чтобы женщины не работали в пром-сти и не участвовали в обществ. жизни. Он заменил также проекты "ликвидации гос-ва" его федеративным переустройством, призывая раздробить совр. централизованные гос-ва на мелкие авт. области и выступая в этой связи против нац.-освободит. движений народов Италии и Польши. В своей программе "мютюэлизма" (см. в ст. Прудон) Прудон признал необходимость перехода предприятий крупной пром-сти и ж.-д. транспорта в руки и в управление работающих в них коллективов рабочих и служащих, но продолжал отстаивать сохранение индивидуальной частной собственности на средства произ-ва во всей остальной пром-сти и в с. х-ве. П. получил в 19 в. распространение во Франции и нек-рых др. странах с мелкобурж. составом населения и значит. мелкобурж. прослойкой в рабочем классе, еще питавшей надежду стать самостоят. мелкими производителями посредством "взаимопомощи". Этому способствовало и то, что реакц. сущность П. маскировалась присущей ему революц. фразеологией, шумной критикой пороков капитализма, бурж. гос-ва и формальной бурж. демократии, что подкупало нек-рую часть рабочих и мелкобурж. интеллигенции. Франц. секции 1-го Интернационала на первых порах создавались и руководились прудонистами, к-рые на конгрессах Интернационала пытались навязать программу "мютюэлизма" междунар. рабочему движению. Однако решит. борьба Маркса, Энгельса и их сторонников против П., опиравшаяся на опыт рабочего движения, закончилась полной победой марксизма над П., разрывом с ним передовых элементов пролетариата и переходом франц. секции Интернационала в руки т. н. левых прудонистов - сторонников революц. клас. борьбы. Многие из них явились активными деятелями и руководителями Парижской Коммуны 1871, на опыте к-рой были до конца вскрыты порочность и вред прудонистских идей. Это сыграло решающую роль в распаде П.

    Анархистская теория П. была взята на вооружение бакунизма (см. Бакунин), а после краха последнего использовалась различными течениями мирного анархизма и вошла в арсенал анархо-синдикализма. В с.-д. движении ревизионисты, начиная с Э. Бернштейна, также пытались воскресить прудонистское реформаторство, облекая его в псевдомарксистские одеяния. В то же время прудоновская критика и поношение демократии, парт. системы и клас. борьбы использовались идеологами империалистич. реакции, а затем и теоретиками фашизма в Италии, Франции, Германии, Испании и странах Лат. Америки. Характерно в этом отношении и усиление интереса к Прудону и его идеям со стороны совр. реакц. бурж. философии и социологии, католич. и протестантских теологов, идеологов необоцапартизма и теоретиков монополистич. "Общего рынка", объявивших Прудона "отцом федерализма". Совр. бурж. реформизм и правый и "левый" ревизионизм в борьбе против марксизма-ленинизма также прибегают к возрождению прудонистских идей, усиленно модернизируя нек-рые из них и используя их для проповеди "организованного капитализма" и его патерналистских "человеческих отношений" (см., напр., G. Gurvitch, Proudhon. Sa vie, son oeuvre..., P., 1965; W. Richter, Proudhon's Bedeutung für die Gegenwart, в сб.: Abhandlungen zur Wissenschaftsgeschichte und Wissensehafts- soziologie, Bremen, 1951). При этом реформисты всех толков фальсифицируют сущность экономич. реформ 1960-х гг. в социалистич. странах; эти реформы объявляются ими осуществлением идей П. Тем самым вновь подтверждается глубокое предвидение В. И. Ленина о том, что европ. реформист и оппортунист "...когда хочет быть последовательным, неизбежно договаривается до прудонизма" (там же, т. 7, с. 214 (т. 6, с. 395)).

    Лит.: Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, М.-Л., 1929; Застенкер Н. E., Об оценке Прудона и прудонизма в "Коммунистич. Манифесте", в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; Первый Интернационал, ч. 1-2, М.. 1964-65; Nettlau M., Der Vorfrühling der Anarchie, В., 1925; Bougié С., La sociologie de Proudhon, (P.), 1911; Guy-Grand G., Pour connaître la pensée de Proudhon, (Dole), 1947.

    H. E. Застенкер. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Энциклопедия социологии

    (от имени П. Ж. Прудона) - англ. Proudhonism; нем. Proudhonismus. Философско-социол. концепция П. Ж. Прудона, к-рый, осуждая крупную капиталист, собственность (собственность - это кража), выступал: за мелкую собственность, не связанную с эксплуатацией наемного труда; за экон. реформы в сфере обращения, с помощью к-рых можно осуществить соц. революцию мирным путем на основе классового сотрудничества пролетариата и буржуазии; за мирную ликвидацию государства и замену его договорными отношениями между отдельными производителями, группами и товариществами.

  15. Источник: Энциклопедия социологии



  16. Большой Энциклопедический словарь

    ПРУДОНИЗМ
    ПРУДОНИЗМ - разновидность социализма, в основе которой лежат взгляды Прудона. Критикуя крупное капиталистическое производство, Прудон и его приверженцы выступали за утверждение мелкотоварного производства; они выдвигали проекты ликвидации эксплуатации путем создания производственных кредитных и потребительских ассоциаций, безденежного товарообмена и мирной ликвидации государства (в последнем они видели первопричину социальной несправедливости).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  17. Источник: