«Иерархия»

Иерархия в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Иерархия»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Англо-русский словарь технических терминов
  13. Русско-английский словарь математических терминов
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Биологический энциклопедический словарь
  20. Энциклопедический словарь экономики и права
  21. Философская энциклопедия
  22. Новейший философский словарь
  23. Энциклопедический словарь
  24. Начала современного естествознания
  25. Математическая энциклопедия
  26. Русско-английский политехнический словарь
  27. Русско-украинский политехнический словарь
  28. Русско-украинский политехнический словарь
  29. Энциклопедия социологии
  30. Российская социологическая энциклопедия
  31. Социология: словарь
  32. Толковый словарь по социологии
  33. Словарь церковнославянского языка
  34. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  35. Словарь бизнес-терминов
  36. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    1) небесная, кир ангельский (см. Ангелы); 2) церковная — общее название для всех трех степеней священства в христианской церкви: епископа, пресвитера и диакона. Название И. означает священноначалие; но начальственная власть в церкви принадлежит собственно лицам епископского сана, каждому в отдельности в его епархии и всем епископам в совокупности — во всей церкви (см. Епископ). Церкви православная и католическая, а также восточные секты (несториане и др.) учат, что церковная иерархия имеет Божественное установление от самого Иисуса Христа и апостолов и что все три ее степени имеют особую благодать Св. Духа, преподаваемую в таинстве священства. Протестанты отрицают И. в этом смысле, так как не признают особого таинства священства; их пасторы и суперинтенденты хотя и поставляются на должность через руковозложение, но оно имеет значение обряда, а не таинства. — Самое устройство иерархическое неодинаково в церквах православной и католической. В первой высшую иерархическую инстанцию для всей церкви составляет вселенский собор. Православная вселенская церковь разделяется на церкви поместные или автокефальные, соответственно этнографическому и политическому разделению населений; в поместных церквах высшую иерархическую инстанцию составляют патриархи и синоды, которые управляют ими самостоятельно и независимо один от другого. Епархиальный епископ, в свою очередность самостоятельный иерарх в своей епархии, посвящающий в ней священников и клириков. В церкви римской вся полнота иерархической власти вмещается в лице папы, видимого главы всей церкви, непогрешимого во всех отправлениях своей иерархической деятельности (ех cathedra), законодателя в области веры и жизни христианской. Его власть — выше вселенского собора, который созывается лишь по его усмотрению и определения которого имеют силу лишь после его одобрения. Далее, в римской церкви не существует деления на церкви автокефальные (кроме церквей, соединенных с Римом лишь на началах унии); в ее епархиях епископы управляют по уполномочию и в непосредственной зависимости от папы. В православной церкви все иерархи, как бы они ни именовались — епископы, архиепископы, митрополиты, экзархи, патриархи имеют одну и ту же степень таинства священства: степень епископа. В римской церкви папа (с православной точки зрения — патриарх Рима) стоит неизмеримо выше всего епископата, как наместник И. Христа. — В православной церкви три степени священства строго разграничиваются в своей деятельности, подробно определенной для каждой в церковных канонах. Диакон в ней никогда не имеет власти; некоторые пресвитеры, по избранию епископа, образуют из себя лишь вспомогательные органы епархиального управления (консистории). В церкви римской не только кардиналы-епископы, но и кардиналы-диаконы и кардиналы-пресвитеры имеют многие преимущества чести и власти перед архиепископами и даже перед митрополитами некардиналами (см. Кардинал). В англиканской так называемой епископальной церкви существует иерархия в том виде, в каком она была в церкви римской в момент отделения Англии от Рима в церковном отношении; но этой иерархии не придается церковно-таинственного значения, как в церквах православной и римской, и высшей церковно-правительственной инстанцией в церкви англиканской, как и в протестантских, служит высшая власть государственная.

    Н. Б.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. hierarchía, от hierós — священный и arche — власть)

    расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин «И.», был введён не ранее 2-й половины 5 в. Дионисием Псевдо-Ареопагитом (см. Ареопагитики) в трактатах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» и до 19 в. употреблялся для характеристики организации христианской церкви. В науке понятие И. стало разрабатываться со 2-й половины 19 в. В социальных науках первоначально понятие И. применялось для описания сословно-классового деления антагонистического общества (например, феодальная И.) и характеристики структуры власти, в особенности бюрократии (См. Бюрократия). В современной буржуазной социологии многочисленные исследования посвящаются И. престижа, И. богатства, И. власти и контроля как выражению социальной стратификации (См. Социальная стратификация) общества, общественного неравенства.

    С появлением в 20 в. общей теории систем понятие И. стало применяться для описания любых системных объектов. Иерархически организованные формы существуют во всех сферах объективной реальности: неорганической, биологической, социальной. В марксистской философии получила развитие идея И. качественно несводимых структурных уровней материи. В общей теории организации И. характеризует принцип управления, обеспечивающий эффективное функционирование организации; в лингвистике различают И. уровней (ярусов) языка; в графов теории (См. Графов теория) — иерархически построенный граф (так называемое «дерево»).

    Л. А. Седов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. иера́рхия;
    2. иера́рхии;
    3. иера́рхии;
    4. иера́рхий;
    5. иера́рхии;
    6. иера́рхиям;
    7. иера́рхию;
    8. иера́рхии;
    9. иера́рхией;
    10. иера́рхиею;
    11. иера́рхиями;
    12. иера́рхии;
    13. иера́рхиях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ИЕРА́РХИЯ, -и, жен. (книжн.). Порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему. Служебная и.

    | прил. иерархический, -ая, -ое. Иерархическая лестница (ступени подчинения).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения.

    [Сеничка] уже генерал (разумеется, штатский) и занимает довольно видный пост в служебной иерархии. Салтыков-Щедрин, Благонамеренные речи.

    Рудаев шлет Даниленке телеграмму . Об этой своей акции сообщает Троилину — тот не любит, когда нарушают иерархию. В. Попов, Обретешь в бою.

    2.

    Распространение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

    Иерархия уровней языка.

    [греч. ‛ιεραρχία]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — служебное положение (собств. порядок подчиненности духовенства)

    Ср. Иерархический.

    Ср. Ни капли не заметно, чтоб он стоял на высших ступенях иерархии. И говорить даже не умеет...

    А.П. Чехов. Тайный советник.

    Ср. Новый генерал был определен прямо "с ветра", из чиновников по особым поручениям при министре, не пройдя обычных иерархических ступеней и попав, так сказать, прямо в рай, не побывав в чистилище.

    К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 2.

    Ср. Ίερός, священный — άρχειν, начальствовать.

    См. с ветра.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ИЕРА́РХИЯ, иерархии, жен. (греч.hierarchia) (книжн.).

    1. Порядок подчинения низших высшим по точно определенным степеням, градации. Церковная иерархия. Общественная иерархия. В царской армии существовала строгая иерархия чинов. Служебная иерархия.

    2. собир. Иерархи (церк.).

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Порядок подчинения низших - должностей, чинов, званий и т.п. - высшим по точно определённым степеням, градациям.

    2.

    Расположение чего-либо - частей или элементов целого - в порядке от низшего к высшему.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ИЕРАРХИЯ (от греч. hieros - священный и arche - власть) - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в социологии - для обозначения социальной структуры общества, бюрократии; в общей теории систем - для описания любых системных объектов; в теории организации - принцип управления; в лингвистике различают иерархию уровней (ярусов) языка; в графов теории - иерархический граф (т. н. "дерево").

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    ИЕРАРХИЯ (от греческого hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви. В социологии обозначает социальную структуру общества, бюрократии; в теории организации - принцип управления.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. hierarchyж. hierarchy.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Англо-русский словарь технических терминов

    echelon, hierarchy

  23. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  24. Русско-английский словарь математических терминов

    f.hierarchy

  25. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Hierarchie f, pl -chien

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    иерархия ж Hi|erarchie f, pl -chi|en

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    hiérarchie

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    jerarquía f

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. книжн.

    gerarchia

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Биологический энциклопедический словарь

    ИЕРАРХИЯ

    (греч. hierarchia) у животных, система поведенч. связей между особями в группе, регулирующая их взаимоотношения и доступ к пище, убежищу, особям противоположного пола. И. может быть неустойчивой, меняющейся в зависимости от обстоятельств (относительное доминирование), или жёсткой, устойчивой во времени (абсолютное доминирование). В последнем случае чаще всего имеет место линейная И. (особь А доминирует над особью Б, Б над В и т. д.), когда каждая особь имеет свой осн. ранг. При нелинейной И. отд. её звенья могут быть обратимыми: в присутствии третьей особи А доминирует иад Б, в её отсутствии — Б над А (зависимые ранги). Часто у самцов и самок группы складываются в две относительно автономные системы И. В др. случаях самцы доминируют над самками, взрослые особи — над молодыми. В много-самцовых стадах приматов система И. осложняется существованием коалиций. И. является лишь одним из регуляторов жизни группы, а концепция доминирования не в состоянии дать достаточно полную характеристику её структуры. При изучении сложноорганизованных группировок (у обществ, насекомых, приматов) эта концепция постепенно уступает место иным подходам (напр., исследованию внутригрупповой структуры с точки зрения функц. ролей). У животных, не образующих компактных групп, относительное доминирование возможно при высокой плотности популяции; при низкой плотности оно уступает место территориальному поведению. Термин «И.» широко используется в биологии по отношению к разл. объектам и процессам. Напр., говорят об иерархич. структуре сообщества, об И. регуляторных систем в организме и т. п.

    .

  37. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  38. Энциклопедический словарь экономики и права

    (греч. hierarchia - священная власть) - способ построения, организации сложных систем, в первую очередь систем управления экономическими объектами, при котором части (элементы) системы распределены по уровням и вся система становится многоуровневой, многоступенчатой, обладающей в то же время свойством целостности.

    Например, иерархическую структуру образует система управления предприятием, возглавляемая директором (первый уровень И.), которому подчинены заместители (второй уровень И.), каждому из которых подчинены начальники отделений (третий уровень И.), имеющие в своем подчинении несколько начальников отделов (четвертый уровень И.).

  39. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  40. Философская энциклопедия

    ИЕРАРХИЯ

    (от греч. hieros — священный, arche — власть) — расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему, с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов (напр., И. ценностей, И. наук и т.п.). И. были особенно характерны для средневековой философии, в которой всякая исследуемая область вытягивалась в цепочку взаимосвязанных и последовательно подчиненных ступеней. Эта цепочка всегда была конечна, и ее «низ» представлялся интересным прежде всего потому, что он отражал и символизировал «верх». «Символизм и иерархизм — такова формула средневекового мировоззрения и такова формула всей средневековой культуры... Средневековье создало... иерархическое общество, иерархию чинов духовных и светских, иерархию общественных союзов, корпораций, «университетов», образующих вместе общую universitas, христианско-феодальный мир. Иерархизмом проникнут весь социальный уклад Средневековья» (П.М. Бицилли). Поскольку Бог, вершина всех И., мыслился как высшее благо и совершенство, то мир в целом и все ступени И., его составляющей, получали нравственную оценку. «В средневековой «модели» мира нет этически нейтральных сил и вещей: все они соотнесены с космическим конфликтом добра и зла и вовлечены во всемирную историю спасения» (А.Я. Гуревич).

    Противоположностью И. является равенство. Средневековые мыслители весьма своеобразно, можно сказать мистически, соединяли «ранжирование душ и движений» с идеей совершенного равенства. Напр., Фома Аквинскии изображал небеса как иерархическую структуру со многими уровнями святости и в то же время как светлое единство, в которой даже самый большой святой не испытывает ни малейшей гордости за свое положение. Низведение вертикальной структуры к одноплоскостной общности, смыкание «верха» и «низа» в конечном счете призваны были дать эффект обновления и восстановления принципов классификации и порядка.

    Тяготение к И. характерно для всех коллективистических обществ и сообществ (см. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ). В частности, в тоталитарном обществе И. универсальны и устойчивы. «Совершенно еще не изученный вопрос — стереотипность иерархий абсолютно во всех сферах жизни общества. Даже похороны имеют свою иерархию. Недостатки, например, разделяются на недосмотры, просмотры, упущения, недоделки, просчеты, недоработки, промахи, ошибки, грубые ошибки, грубейшие ошибки, непростительные ошибки, провалы и т.п. Достижения разделяются на сдвиги, подъемы, оживления, достижения, успехи, некоторые успехи, заметные успехи, серьезные успехи, крупные достижения и т.п.» (А.А. Зиновьев). В коллективистическом представлении об И. находят свое преломление все иные особенности коллективистической культуры: удвоение мира, разделение его на реальный и умопостигаемый (И. устанавливается во имя последнего и призвана соединять два мира), символизм (связь между уровнями И. является прежде всего символом какого-то иного содержания), тяга к универсальности (И. охватывает все), схематизм вещей и их связей (ступени И. четко очерчены) и т.д.

    «Нормальная» наука также тяготеет к символам и И., выстраивая в иерархические цепочки как теоретические положения, так и изучаемые факты. И. пронизаны и такие коллективистические сообщества, как армия, церковь, тоталитарные религиозные секты и т.д.

  41. Источник: Философская энциклопедия



  42. Новейший философский словарь

    ИЕРАРХИЯ (греч. hieros - священный, arche - власть) - принцип структурной организации многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями бытия по закону от высшего к низшему (инволюция) и, наоборот, от низшего к высшему (эволюция). Любой уровень n может быть рассмотрен как управляющий по отношению к уровню (n-1) и управляемый со стороны уровня (n+1). И. подразумевает как структурную и функциональную, так и информационную дифференциацию внутри системы. И. бывает жесткой и гибкой. Жесткие И. предлагаются в ряде научных дисциплин. Гибкие И. существуют во всех реальных структурах бытия. В этом случае каждый уровень И. является более или менее автономным и, в то же время, подчиненным высшим структурам систем. Понятие И. широко применяется практически во всех философско-религиозных учениях. Термин И. был введен около 2-й половины 5 в. Псевдо-Дионисием Ариопагитом в трактатах «О небесной И.» и «О церковной И.». В христианстве И. олицетворяется с небесной И. - лестницей Иакова: ангелы, архангелы, начала, силы, господства, престолы, херувимы и серафимы (бесплотные духовные силы). В буддизме И. представлена Светлыми силами Бодхисатв и Тар (мужских и женских божеств); в индуизме - И. пантеонов Богов, Ману (Учителей), Риши - которые являются воплощениями единого Брахмана. В исламе И. утверждается рядом Пророков, а также эта тема была разработана ибн Араби в учении о Святых, святости и их И. В Агни Йоге говорится, что И. есть «закон Мироздания» и «планомерное сотрудничество». Философия платонизма и неоплатонизма строится на И., во главе которой сверхсущее Единое-Благо, эманирующее в мир через ступени Ума и Души. Конфуций, Лейбниц, гностицизм, школа русского космизма признают И. как ведущий принцип всеединства, универсальности, цельности мироздания. Понятие И. используется в идеологии ряда социально-политических систем (авторитаризм, тоталитаризм, кастовость и др.), и характеризует структуры власти. В современной западной социологии исследуются И. престижа, богатства, власти, контроля как выражение стратификации (деления) общества. И. можно трактовать как один из архетипов сознания.

  43. Источник: Новейший философский словарь



  44. Энциклопедический словарь

    ИЕРА́РХИЯ -и; ж. [от греч. hieros - священный и archē - власть]

    1. Последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. Служебная, гражданская и.

    2. Расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему или от низшего к высшему. Расположить в соответствии с иерархией. И. уровней языка. // Естественное соподчинение частей одного целого. Социальная и.

    Иерархи́ческий, -ая, -ое. Подвести искусства под и. порядок. И-ие чины. И. принцип управления в технике. И-ая лестница (ступени подчинения). Иерархи́чески, нареч. Расположить что-л. и. Иерархи́чность, -и; ж. Культивировать и. Строгая и. чего-л.

    * * *

    иера́рхия

    (от греч. hierós — священный и archē — власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в социологии — для обозначения социальной структуры общества, бюрократии; в общей теории систем — для описания любых системных объектов; в теории организации — принцип управления; в лингвистике различают иерархию уровней (ярусов) языка; в графов теории — иерархических граф (так называемое «дерево»).

    * * *

    ИЕРАРХИЯ

    ИЕРА́РХИЯ (от греч. hieros — священный и arche — власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви(см. ХРИСТИАНСТВО); в социологии — для обозначения социальной структуры общества, бюрократии(см. БЮРОКРАТИЯ); в общей теории систем — для описания любых системных объектов; в теории организации — принцип управления; в лингвистике различают иерархию уровней (ярусов) языка; в графов теории(см. ГРАФОВ ТЕОРИЯ) — иерархический граф (т. н. «дерево»).

  45. Источник: Энциклопедический словарь



  46. Начала современного естествознания

    (греч.hieros — священный +arche — власть) — в буквальном смысле слова — господство святых, субординация священников; в переносном смысле — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему (например иерархия наук, иерархия ценностей).

  47. Источник: Начала современного естествознания



  48. Математическая энциклопедия

    - классификация тех или иных математич. объектов в соответствии с их сложностью.

    Первые И. были построены в дескриптивной теории множеств (см. [3]). В этих И. переход к более сложному классу множеств осуществляется путем применения теоретико-множественных и топологич. операций к элементам более простых классов. Важнейшие И. дескриптивной теории множеств определяются следующим образом. Если Т- некоторое семейство подмножеств множества Х, то через СТ обозначается семейство всех дополнений в X к элементам из Т, через Т s.- семейство всех счетных объединений элементов из Т, через Т d, - семейство всех счетных пересечений элементов из Т. Для фиксированного топологического пространства X через Fобозначается семейство всех замкнутых подмножеств пространства X, через G - семейство всех открытых подмножеств пространства X. По трансфинитной индукции определяется последовательность F, Fs, Fsd, Fsds, ..., классы, стоящие в ней на местах, отвечающих предельным ординалам, получаются в результате применения операции d к объединению всех предшествующих классов. Аналогично, с ваменой всюду операций s иdна операции d и а, соответственно, определяется последовательность классов G,Gd, Gds, Gdsd, .... При этом G=CF, Gd.=СFs и т. д. Построенные последовательности образуют борелевскую И. подмножеств пространства X. Объединение всех классов этой И. наз. классом борелевских подмножеств пространства Xи обозначается В. Если Т- некоторое семейство подмножеств топологич. пространства X, то через Р Т обозначается семейство всех образов элементов семейства Тпри непрерывных отображениях Xв X. Классы В, РВ, СРВ, РСРВ и т. д. образуют проективную И. подмножеств пространства X. При этом аналитические множества (А-множества) составляют класс РВ, дополнения к ним ( СА -множества) - класс СРВ и т. д.

    В математич. логике рассматриваются И. множеств и отношений, задаваемых формулами логич. языков (см. [1], [2], [5]). Важнейшими примерами таких И. являются И., основанные на представлении отношения Р( х 1,..., xk )в виде

    Здесь x1,..., х k, у 1,..., у п- переменные, одни из к-рых пробегают множество натуральных чисел (числовые переменные), другие - множество всех подмножеств натуральных чисел (множественные переменные); Q1y1,..., QnVn- последовательность кванторов, в к-рой кванторы всеобщности и существования чередуются, т. е. из любых двух соседних кванторов один является квантором всеобщности, а другой - квантором существования; R(x1,..., xk, y1,..., у п).- произвольное рекурсивное отношение с числовыми и множественными переменными. Класс (соответственно П 0n) состоит из всех отношений Р( х 1,..., xk), представимых в виде (*), где переменные y1,..., у п- числовые и символ Q1- это (соответственно ). Классы и П 0n, n=0, 1,... образуют арифметическую иерархию Клини - Мостовского (см. Клини - Мостовского классификация). Объединение всех этих классов наз. классом арифметич. отношений. Классы (соответственно ), п>1, состоят из отношений Р( х ..., х k), представимых в виде (*), где все переменные у 1,..., yn-1 - множественные, переменная у п- числовая и символ Q1- это (соответственно ). Через и обозначается класс арифметич, отношений. Классы n=0, 1,..., образуют аналитическую иерархию Клини. Продолжением иерархии Клини - Мостовскего можно считать гиперарифметич. И. множеств из класса (см. [2], [5]).

    Различные И. могут рассматриваться единым образом с точки зрения определимости в логич. языках. В частности, начальные классы борелевской И. можно задать аналогично классам иерархии Клини - Мостовского, аналитич. И. аналогична проективной. При этом ряд утверждений, касающихся строения классов И., получает общую формулировку, а часто, и сходное доказательство (см. [1]). Примером такого утверждения является принцип редукции, состоящий в следующем. Пусть U- класс некоторой И., Xи У - его элементы, тогда существуют такие X' и У из U, что Х' М Х, Y' М Y, и Этот принцип выполняется, в частности, когда Uсовпадает с или СРВ, РСРВ. В моделей теории также строятся И. классов моделей по виду формул, задающих эти классы; имеются аналогии между этими И. и упомянутыми выше (см. [1]).

    Построение И. рекурсивных функций осуществляется в теории алгоритмов. Один из общих методов построения таких И. основан на задании рекурсивных функций с помощью нек-рых исходных функций и операций (подстановки, примитивной рекурсии и др.). Переход к более сложному классу некоторой И. может осуществляться, напр., в результате добавления к предыдущему классу элемента нек-рой фиксированной последовательности рекурсивных функций и замыкания полученного множества относительно операций подстановки и ограниченной рекурсии. Для получения более сложного класса, наряду с замыканием относительно каких-либо операций (как в предыдущем примере), используется однократное применение, напр., операции примитивной рекурсии к элементам более простого класса (см. [4]). Другой метод построения И.-рекурсивных функций основан на их классификации по сложности вычислений (см. [4]). Рассмотрение характеристич. функций множеств позволяет строить И. разрешимых множеств, исходя из И. рекурсивных функций.

    Лит.:[1] Аддисон Д ж.. Математическая логика и ее применения, пер. с англ., М., 1 965, с. 23-36; [2] Нinman Р., Recursion-theoretic hierarhies, В., 1976; [3] Куратовский К., Мостовский А., Теория множеств, пер. с англ., М., 1970; [4] Проблемы математической логики, сб. переводов, М., 1970; [5]Роджерс X., Теория рекурсивных функций и эффективная вычислимость, пер. с англ., М., 1972.

    А. Л. Семенов.

  49. Источник: Математическая энциклопедия



  50. Русско-английский политехнический словарь

    echelon, hierarchy

    * * *

    иера́рхия ж. мат.

    hierarchy

  51. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  52. Русско-украинский политехнический словарь

    вчт, матем.

    ієра́рхія

    - ёмкостная иерархия

  53. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  54. Русско-украинский политехнический словарь

    вчт, матем.

    ієра́рхія

    - ёмкостная иерархия

  55. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  56. Энциклопедия социологии

    - англ. hierarchy; нем. Hierarchie. Система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные, многоуровневые системы (соц., полит., лингвистические и т. д.).

  57. Источник: Энциклопедия социологии



  58. Российская социологическая энциклопедия

    (от греч. hieros - священный и arche - власть) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные, многоуровневые системы (соц., политич., лингвистические и т. д.). И. бюрократическая - см. Бюрократия И профессиональная - ранжирование профессий на основе престижа, дохода или других критериев; И. соц. - иерархическая структура характеризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, престижа и т.д.

  59. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  60. Социология: словарь

    - расположение частей или элементов целого в порядке восхождения от низшего к высшему.

  61. Источник: Социология: словарь



  62. Толковый словарь по социологии

    - англ. hierarchy; нем. Hierarchie. Система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные, многоуровневые системы (соц., полит., лингвистические и т. д.).

  63. Источник: Толковый словарь по социологии



  64. Словарь церковнославянского языка

  65. Источник:



  66. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  67. Источник:



  68. Словарь бизнес-терминов

  69. Источник:



  70. Большой Энциклопедический словарь

  71. Источник: