Эмпириокритицизм в словарях и энциклопедиях
философское направление, которому положил начало Рихард Авенариус (1843—1896). Оно представляет попытку дать общую теорию опыта без каких-либо гносеологических предпосылок. Э. не принимает за отправной пункт ни мышление или субъект, ни материю или объект, но опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми; от этой данной отправляются мыслители всех возможных направлений; к каким бы отрицательным выводам ни приходил в конце исследования идеалист или скептик по вопросу, например, о реальности внешнего мира, он во всяком случае исходит в своих размышлениях от тех же непосредственных данных опыта, как и материалист и даже не-философ —например, простолюдин. Эти непосредственные данные Э. принимает как то, что признается неоспоримым всем человечеством, составляет "естественное" понятие о мире и выражается в следующем постулате: "Всякий человеческий индивидуум первоначально преднаходит в отношении к себе окружающее с многоразличными составными частями, другие человеческие индивидуумы с разнообразными высказываниями и высказываемое в какой-либо зависимости от окружающего ". Исходя лишь из этого постулата, Э. исследует методически отношение между данным индивидуумом, средой и другими индивидуумами и их "высказываниями". См. Р. Авенариус, "Философия, как мышление о мире, согласно принципу наименьшей меры сил" (1898, перев. под ред. М. М. Филиппова); "Человеческое понятие о мире" (перев. под ред. М. М. Филиппова, 1901); Карстаньен, "Введение в критику чистого опыта" (перев. Лесевича, 1898); Карстаньен, "Рихард Авенариус и его общая теория познания Э." (перев. Шиманского, 1902); статью проф. Г. П. Челпанова ("Киевские Университ. Известия", 1898, № 10, октябрь); Лесевич, "Философское наследие XIX в." ("Русское Богатство", 1896, № 12); Эрнст Мах, "Популярно-научные очерки" (1901); его же, "Анализ ощущений" (1904, печатается); Авенариус, "Критика чистого опыта" (готовится к печати); М. М. Филиппов, "О философии чистого опыта" ("Научное Обозрение", 1900, № 8); его же, "Психология Авенариуса по неизданным материалам" ("Научн. Обозр.", 1899, №№ 2 и 3); Вундт, "Ueber naiven und kritischen Realismus" ("Phil. Studien", тт. XII и XIII, 1896 —97); Willy, "Der Empiriokritizismus als einzig wissenschaftlicher Standpunct" ("Viertellahrsschrift für Philosophie", т. XVIII, 1894); Petzold, "Einführung in d. Philos, d. rein. Erfahrung" ((1903); Hauptmann, "Die Metaphysik in der modernnen Physiologie" (1894); M. Klein, "Die Philosophie der reinen Erfahrung" ("Naturwissenschaftliche Wochenschrift", т. IX, 1894, т. X, 1895, т. XI, 1896); W. Jerusalem, "Die Urtheilsfunction" (1895); Kodis, "Zur Analyse der Apperceptionsbegriffes" (1893); Willy, "Das erkenntuisstheoretische Ich und der natürliche Weltbegriff" (" Viertel jahrsschr. für W. Philos.", т. XVIII, 1894); статья Делакруа об Авенариусе (в "Revue de Métaphysique et de Morale", 1898).
И. Лапшин.
(от греч. empeiría — опыт и Критика
«критика опыта», или махизм, субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, разработанное в начале 20 в. Э. Махом и Р. Авенариусом.См.Махизм и лит. при этой статье.
ЭМПИРИОКРИТИ-И́ЗМ, -а, м. В философских течениях конца 19 Ч начала 20 в.: субъективно-идеалистическое направление, отрицающее объективное существование материального мира и рассматривающее его как явление сознания и сочетания ощущений.
-а, м.
Субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, разработанное в конце 19 — начале 20 вв. Э. Махом, Р. Авенариусом и их учениками; махизм.
Мы видели, что исходный пункт и основная посылка философии эмпириокритицизма есть субъективный идеализм. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.
ЭМПИРИОКРИТИЦИ́ЗМ, эмпириокритицизма, мн. нет, муж. (от слов эмпиризм и критицизм) (филос.). То же, что махизм. «Что Эрнст Мах - самый популярный в настоящее время представитель эмпириокритицизма, это общепризнано в философской литературе…» Ленин
("Материализм и эмпириокритицизм"). «…За гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества.» Ленин ("Материализм и эмпириокритицизм").м.
Субъективно-идеалистическое направление в философии конца XIX - начала XX в., основанное Э. Махом и Р. Авенариусом, отрицающее объективное существование материального мира и рассматривающее вещи как комплексы ощущений индивидуума, как явления его сознания; махизм.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. empeiria - опыт и критика) (махизм) - философское течение, основано Р. Авенариусом и Э. Махом; форма позитивизма кон. 19 - нач. 20 в.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греческого empeiria - опыт и критика) (махизм), философское течение, основанное Р. Авенариусом и Э. Махом; форма позитивизма конца 19 - начала 20 вв. Мир в эмпириокритицизме выступает в виде совокупности ощущений, к нему неприложимы философские категории (материя, дух, причинность и др.). Трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, эмпириокритицизм требовал от него только простоты и целесообразности (принцип "экономии мышления").
муж.;
филос. empirical criticismм. филос. empirio-criticism.
м. филос.
empiriocriticisme m
м. филос.
empiriocriticismo m
(от греч. — опыт и — искусство разбирать, судить), «критика опыта», или махизм, субъективно-идеалистич. направление в философии и методологии науки, основанное в нач. 20 в. Махом и Авенариусом.
см. ст. Махизм илит. к ней.
ЭМПИРИОКРИТИЦИ́ЗМ -а; м. [от греч. empeiria - опыт и сл. критика] Субъективно-идеалистическое направление философии конца 19 - начала 20 в., отрицающее объективное существование материального мира и рассматривающее его как совокупность ощущений индивидуума; махизм.
* * *
эмпириокритици́зм(от греч. empeiría — опыт и критика) (махизм), философское течение, основанное Р. Авенариусом и Э. Махом; форма позитивизма конца XIX — начала XX вв.
* * *
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМЭМПИРИОКРИТИЦИ́ЗМ (от греч. empeiria — опыт и критика) (махизм), философское течение, основано Р. Авенариусом и Э. Махом; форма позитивизма кон. 19 — нач. 20 в.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.