или диктовка — бывает двоякого рода: 1) повторительный и 2) проверочный. Первый имеет целью ознакомление с правилами грамматики и упражнение в них; он необходимо должен быть систематическим и состоять в связи с проходимым курсом грамматики. Предметами такого Д. служат отдельные фразы и целые статьи; последние более пригодны при прохождении синтаксиса. С целью закрепления грамматических правил этот Д. всегда должен сопровождаться разбором. Проверочный Д., имеющий в виду контроль знаний учащихся, употребляется редко и с большой осторожностью. За последнее время стали прибегать, вместо Д., к новому способу: предлагаются сборники с пропусками букв и даже слов (напр. "Правописание" Красногорского), и эти пропуски должны восполнять учащиеся. Как мало достигающий своей цели, этот метод не одобрен ученым комитетом министерства народного просвещения. Для Д. по русскому яз. имеется довольно много сборников. К лучшим и более употребительным следует отнести: "Систематический диктант", П. В. Смирновского; "Повторительный и проверочный диктант", М. Орлова; "Диктант для городских училищ", Архиереева; "Уроки правописания", Пуциковича; "Азбука правописания" Тихомирова.
В. Р.
(от лат. dicto — диктую)
один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации.
Различают Д. обучающие и контрольные. Обучающий Д. может быть предупредительным, комментированным или объяснительным — в зависимости от метода проведения. Во время предупредительного Д. орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного Д. — по ходу записи, при объяснительном — после.
Наиболее распространённые виды обучающих Д. — выборочный, творческий, свободный и так называемый самодиктант. При выборочном Д. из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила, при творческом — учащиеся вносят в текст по заданию преподавателя различные изменения. Свободный Д. близок к изложению (См. Изложение) (с обязательным употреблением определённых орфограмм). При так называемом самодиктанте преподаватель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами учащиеся.
Как тексты Д. чаще всего используются отрывки из художественных произведений.
В практике обучения различные виды Д. иногда осложняются дополнительными заданиями (грамматический разбор, упражнения по развитию речи и др.).
Специфические формы Д. используются и в преподавании других предметов; например, топографический Д. на уроках географии, музыкальный Д. на уроках сольфеджио в музыкальных школах и консерваториях.
С. Н. Громцева.
ДИКТА́НТ, -а, муж. Письменная проверочная работа записывание текста, диктуемого учителем. Контрольный д.
| прил. диктантный, -ая, -ое.
-а, м.
1.
Письменная работа для упражнения в правописании, состоящая в записывании диктуемого текста.
Наконец, с арифметикой было покончено, начался диктант. Аркадий Иванович заходил вдоль стены и начал диктовать. А. Н. Толстой, Детство Никиты.
2. устар.
То же, что диктовка (в 1 знач.).
Писал по воле Фелицаты Никаноровны и под ее диктант конторщик анненской вашего превосходительства вотчинной конторы Агей Дымкин. Эртель, Гарденины.
[От лат. dictare — диктовать]
ДИКТА́НТ, диктанта, муж. (пед.). То же, что диктовка во 2 знач.
м.
Вид работы по обучению орфографии и пунктуации, состоящий в записывании текста под диктовку.
муж. dictationм. dictation.
м
Diktat n
диктант м Diktat n 1a
м.
dictée f
м.
dictado m
м.
dettato
ДИКТА́НТ -а; м. [от лат. dictare - диктовать]. Письменное упражнение (обычно контрольное) в правописании, состоящее в записывании диктуемого текста; дикто́вка (2 зн.). Писать д. Получить оценку за д. Контрольный д.