Словарь форм слова

    1. 1. юро́дивый;
    2. юро́дивая;
    3. юро́дивое;
    4. юро́дивые;
    5. юро́дивого;
    6. юро́дивой;
    7. юро́дивого;
    8. юро́дивых;
    9. юро́дивому;
    10. юро́дивой;
    11. юро́дивому;
    12. юро́дивым;
    13. юро́дивый;
    14. юро́дивую;
    15. юро́дивое;
    16. юро́дивые;
    17. юро́дивого;
    18. юро́дивую;
    19. юро́дивое;
    20. юро́дивых;
    21. юро́дивым;
    22. юро́дивой;
    23. юро́дивою;
    24. юро́дивым;
    25. юро́дивыми;
    26. юро́дивом;
    27. юро́дивой;
    28. юро́дивом;
    29. юро́дивых;
    30. юро́див;
    31. юро́дива;
    32. юро́диво;
    33. юро́дивы;
    34. юро́дивее;
    35. поюро́дивее;
    36. юро́дивей;
    37. поюро́дивей.
    38. 2. юро́дивый;
    39. юро́дивые;
    40. юро́дивого;
    41. юро́дивых;
    42. юро́дивому;
    43. юро́дивым;
    44. юро́дивого;
    45. юро́дивых;
    46. юро́дивым;
    47. юро́дивыми;
    48. юро́дивом;
    49. юро́дивых.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Даля

    ЮРОДИВЫЙ, безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства; но в церковном же значении. Юродивый иногда глупый, неразумный, безрассудный: Пять же бе от них мудры, и пять юродивы, Матф. Ныне более произносят: юродивый. Юродивость жен. и юродство ср. состоянье юродивого; безумие. Принимать на себя юродство, юродиться, юродствовать, напускать на себя дурь, прикидываться дурачком, как делывали встарь шуты;

    | шалить, дурить. Юродить кого, делать юродивым; юродеть, становиться таким, тупеть, глупеть, лишаться рассудка. Юродствованье, действие и ·сост. по гл. Юродственое житие. Юрод и юрод муж. юродка жен. дурак, дура отроду, малоумный;

    | напустивший на себя дурь.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Толковый словарь Ожегова

    ЮРО́ДИВЫЙ, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -ая, -ое.

    1. устар.

    Психически ненормальный.

    [Бушмен] казался каким-то юродивым стариком , давно пережившим свой век и выжившим из ума. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

    — Не в урочное время на колокольню забился и давай звонить… Просто сказать — юродивый паренек

    этот. Короленко, За иконой.

    | в знач. сущ. юро́дивый, -ого, м.; юро́дивая, -ой, ж.

    Нельзя было назвать его совершенным идиотом или юродивым, но он был до того наивен , что иногда действительно его можно было счесть дурачком. Достоевский, Село Степанчиково.

    2. в знач. сущ. юро́дивый, -ого, м.

    Блаженный, аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий, по мнению религиозных людей, даром прорицания.

    Он с пятнадцатого года стал известен как юродивый, который зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит, и говорит загадочные слова, которые некоторыми принимаются за предсказания. Л. Толстой, Детство.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ЮРО́ДИВЫЙ и (обл.) ЮРОДИВЫЙ, юродивая, юродивое.

    1. Глуповатый, чудаковатый, безумный. «У каждого свой сказ про юродивого помещика.» Некрасов.

    2. в знач. сущ. юродивый, юродивого, муж. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания (церк., рел.). Христа ради или во Христе юродивый. «Молись за меня богу, юродивый!» Пушкин.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Аскет, отказавшийся ото всех благ, обладающий - по мнению верующих - даром прорицания (на Руси).

    II

    м.

    Тот, кто совершает нелепые, с точки зрения обычных людей, поступки, привлекая к себе внимание своею чудаковатостью, нарочитой униженностью или - наоборот - высокопарностью.

    III

    прил.

    1.

    = юро́дливый

    Преисполненный юродства [юродство II]; чудаковатый, ненормальный.

    2.

    перен. разг.; = юро́дливый

    Неприспособленный к жизни; непрактичный.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    юро́дивый др.-русск. юродивъ, начиная с ХIV в., до этого – уродивъ. Согласно Соболевскому (ЖМНП, 1894, май, стр. 218), связано со ст.-слав. ѫродъ ὑπερήφανος; см. Мейе, Ét. 232; см. также уро́д (выше).

  13. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь


    1. прил. foolish, cracked;
    crazy, simple, touched
    2. муж.;
    скл. как прил. fool(ish) "in Christ", yurodivy, "God's fool" (сумасшедший, который, как считалось, является пророком)юрод|ивый -
    1. прил. mad, feebleminded;

    2. в знач. сущ. м. God`s/holy fool;
    ~ство с.
    3. feeblemindedness, madness;

    4. (поступок) aberration, idiocy;
    ~ствовать несов.
    5. (быть юродивым) beg;

    6. (совершать нелепые поступки) act like madman*.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м в знач. сущ.

    1)Narr m in Christo

    2)närrischer Mensch

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    юродивый м в знач. сущ. 1. Narr m 2c in Christo ( '' k r I - ] 2. närrischer Mensch

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    1)прил. faible d'esprit

    2) сущ. м. innocent m

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    1)прил. simple, chiflado, flojo de mollera

    2)м. visionario m, iluminado m

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    1)прил. mentecatto(невменяемый); matto(ненормальный)

    2)м. mentecatto m

    3)м.(ясновидец) jurodivyi; folle mistico

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Энциклопедический словарь

    I.

    ЮРО́ДИВЫЙ -ая, -ое.

    1. Чудаковатый, помешанный; ненормальный. Ю. парень. Она больная, юродивая.

    2. = Блаже́нный (2 зн.).

    Юро́дивость, -и; ж.

    II.

    ЮРО́ДИВЫЙ -ого; м.

    1. В православии: обладающий даром прорицания святой подвижник, отвергший все мирские ценности, житейскую мудрость и избравший для себя особый подвиг - бесприютное нищенство. Ю. Василий босой.

    2. Чудаковатый человек; дурак (2 зн.).

    Юро́дивая, -ой; ж.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Литературные герои

    ЮРОДИВЫЙ - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825). Юродивыми на Руси называли блаженных, отказавшихся «Христа ради» от земных благ и ставших «печальниками» народными. Юродивые вели нищенский образ жизни, ходили в рубищах и обычно носили вериги. В период с XIV по XVI в. юродивые пользовались осо- 487 бым почитанием: многие из них были канонизированы как святые. Им приписывали дар провидения, под маской безумия они бесстрашно обличали сильных мира. Известно, например, что юродивый Никола Салос встретил Ивана Грозного и его войско на пути к Пскову и своими речами спас город от разорения. В «Истории...» Н.М.Карамзина рассказывается о Василии Блаженном, который «не щадил Грозного и с удивительной смелостью вопил на стогнах о жестоких делах его». Там же упоминается другой юродивый (имя его -Иоанн Блаженный), который, «ходя по улицам нагой в жестокие морозы <...>, торжественно злословил Бориса». Рассказ Карамзина о юродивых послужил Пушкину источником для создания своего образа юродивого.

    В трагедии Ю., по имени Николка и по прозвищу Железный Колпак, появляется в одной лишь сцене: в семнадцатой картине - «Площадь перед собором в Москве». Вся роль Ю. состоит из семи коротких реплик: диалогов со старухой, подавшей ему копеечку, с мальчишками, отнявшими эту копеечку, и, наконец, с Борисом Годуновым, у которого он просит защиты («Николку дети обижают») и наказания обидчиков: «Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». В словах этих нет разоблачения, делающего тайное явным. Ю. повторяет то, что «уж не ново», о чем говорят все персонажи с первой сцены (диалога Шуйского и Воротынского: «Точно ль царевича сгубил Борис? - А кто же?»). Однако если в начале трагедии никто открыто «не смеет и напомнить о жребии несчастного младенца», то теперь обвинение произнесено прилюдно. Оно брошено в лицо Годунову. Для Бориса это действительно удар. Весть о Самозванце произвела в судьбе царя перелом, случайная встреча с Ю. приблизила катастрофу (в античном понимании термина -как неизбежной развязки).

    В системе образов трагедии существует сюжетная и символическая связь между Ю. и Пименом. (Отмечено В.М.Непомнящим.) Оба персонажа появляются единожды, активно в событиях не участвуют, лишены (в отличие, скажем, от Шуйского) корыстных интересов. У них особая миссия - по словам В.М.Непо-мнящего, «миссия правды». Бориса мучает содеянное, но в его представлении это только «пятно единое» на совести, в остальном чистой. Противники Годунова усматривают в произошедшем жребий - счастливый сперва для Бориса, а теперь для них (предлог, чтобы «народ искусно волновать»). И только Пимен, а затем Ю. осознают всю меру «ужасного злодейства», совершенного в Угличе. Оттого-то «нельзя молиться за царя Ирода». Деяние сугубо историческое (мало ли убийств происходило в борьбе за власть, тем более - высшую) осознается как вневременной грех, равный преступлению Ирода.

    Работая над образом Ю., Пушкин стремился к реалистической достоверности и исторической точности. (Поэт просил Н.М.Карамзина и В.А.Жуковского прислать ему житие какого-нибудь юродивого.) Между тем еще в период сочинения трагедии вокруг Ю. образовалось поле аллюзийного напряжения. (Совет Жуковского: «...тебе надобно выехать в лицах юродивого»; ответ Пушкина: «Не пойти ли мне в юродивые, авось буду блаженнее». Примечательное суждение анонимного цензора (? Ф.Булгарина): слова о царе Ироде, «хотя не подлежат никаким толкам», могут быть неверно поняты публикой, не привыкшей, «чтобы каждый герой говорил своим языком».) В этом контексте возникает знаменитое признание Пушкина в том, что в трагедии, написанной «в хорошем духе» (т.е. без аллюзий), он «никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак Юродивого».

    Созданный Пушкиным образ претерпел ряд изменений в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872). Мусоргский почти дословно воспроизводит пушкинский текст. Однако между эпизодом с копеечкой и выходом Годунова звучит хор: «Хлеба!», исполненный горя и отчаяния. Тем самым сгущается трагическая атмосфера действия, устранен важный для Пушкина контрапункт «высокого» и «низкого», патетического и комического. Ю. Мусоргского - бесспорный выразитель «мнения народного»: у Пушкина оно переменчиво и непостоянно. В трагедии Ю. ни о чем не пророчествует. В опере образ приобретает провиденциальное значение. Поэтому Ю. появляется второй раз, в заключительной сцене, «Под Кремами». Он предсказывает «смутное время», льет слезы о душе православной: «Скоро враг придет, и настанет ночь. Горе, горе Руси тогда...» Плачем Ю. опера Мусоргского заканчивается.

    Сцена с Ю. («У Василия Блаженного») была исключена композитором из последней редакции оперы, ее пропустил Н.А.Римский-Корса-ков, когда заново оркестровал «Бориса Годунова». Впервые эта сцена вошла в представление оперы только в 1926 г. Первым исполнителем партии Ю. стал И.С.Козловский, создавший один из самых грандиозных образов русской оперной сцены. Эту партию певец исполнял в течение сорока с лишним лет. Среди драматических актеров выделяется В.Н.Яхонтов, игравший сцену с Ю. на концертной эстраде.

    Лиг. см. к статье «БОРИС ГОДУНОВ».

    С.В.Стахорский

  29. Источник: Литературные герои



  30. Словарь церковнославянского языка

  31. Источник:



  32. Толковый словарь Даля

  33. Источник: