тайное общество в Китае: см. Тянь-ди-хой.
I
Триа́да (от греч. triа́s, род. падеж triа́dos — троица)
термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. Т. была предметом теоретического исследования у Платона, в Неоплатонизме (особенно у Прокла). В немецком классическом идеализме у И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга и особенно у Г. Гегеля Т. становится основным диалектическим принципом развития. По Гегелю, у которого Т. выступает также и как способ построения философской системы, всякий процесс развития проходит три ступени: тезис, антитезис, синтез. Антитезис отрицает тезис, синтез, в свою очередь, отрицает антитезис, соединяя, однако, в себе особенности предыдущих ступеней развития (См. Снятие). Основатели марксизма, приняв принцип Т. в развитии бытия и познания, отвергли гегелевскую предпосылку, согласно которой субъектом триадического развития выступает абсолютная идея. Для диалектического материализма существенным в понимании развития является не схема Т., но истолкование развития как противоречивого процесса, осуществляющегося через снятие противоречия на высшей ступени этого развития, через Отрицание и отрицание отрицания (см. Отрицания отрицания закон).
В. Ф. Асмус.
IIТриа́да («Триа́да»)
одно из общих названий многочисленных антиманьчжурских тайных обществ, действовавших в 18 — начале 20 вв. в южной и юго-восточной провинциях Китая. общества «Т.» представляли собой небольшие (от нескольких сот до нескольких тыс. членов) законспирированные организации, объединявшие крестьян, ремесленников, торговцев, деклассированные элементы и отдельных антиманьчжурски настроенных китайских помещиков и Шэньши. Они действовали локально и разрозненно. У каждого из них имелось своё название. Их общим лозунгом было: «Свергнем (маньчжурскую) династию Цин, восстановим (китайскую) династию Мин». общества «Т.» организовали и возглавили многие народные восстания против маньчжурского владычества в различных районах Южного и Юго-Восточного Китая.
Лит.: Тайные общества в старом Китае, М., 1970.
ТРИА́ДА, -ы, жен. (книжн.). Единство, образуемое тремя раздельными членами и частями.
-ы, ж.
1. книжн.
Единство, образуемое тремя раздельными частями, членами.
— Истина, добро, красота — вот триада, которая может до краев переполнить существование человека. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
[Дворянин] верен триаде: православие, самодержавие, народность. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
2.
В идеалистической философии Гегеля: трехступенчатое развитие идеи, определяющее три ступени в развитии явлений действительности: тезис, антитезис и синтез.
[От греч. τριάς, τριάδος — три, троица]
ТРИА́ДА, триады, жен. (греч. trias) (книжн.). Целое, состоящее из трех раздельных членов или частей. Диалектическая триада (термин идеалистической философии Гегеля, означающий три ступени развития процесса: тезис, отрицаемый антитезисом, и синтез, объединяющий по-новому черты предыдущих ступеней; филос.).
I
ж.Единство, образуемое тремя предметами, понятиями или частями, членами; триединство.
II
ж.Трехступенчатость диалектического развития, включающая тезис, антитезис и синтез (в философской системе Гегеля).
ТРИАДА (от греч. trias - род. п. triados - троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. Разрабатывалась Платоном и неоплатонистами, особенно Проклом. В немецкой классической философии (особенно у Гегеля) становится основной схемой диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).
"ТРИАДА" - одно из общих названий различных антиманьчжурских тайных обществ в Китае в 18 - нач. 20 вв.
ТРИАДА (от греческого trias, родительный падеж triados - троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. Разрабатывалась Платоном и неоплатонизмом, в основном Проклом. В немецкой классической философии (особенно у Г.В.Ф. Гегеля) становится основной схемой диалектического развития: тезис (исходный момент); антитезис (переход в противоположность, отрицание); синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).
Отличается от троицы тем, что последняя является тремя-в-одном, в то время как члены триад отличны друг от друга, например, Солнце-Луна-Венера в астрологии; Огонь-Свет-Эфир в зороастризме; даосская Великая триада Небо-Человек-Земля; волшебное, человеческое и природное. При этом человек - посредник между небесным и земным. Триада, подобно троице, часто символизируется треугольником, а иногда - трезубцем. В даосизме черепаха, одно из четырех духовно одаренных существ, символизирует триаду, где верхний панцирь символизирует свод Небес, нижний - воды и землю, а находящееся в центре тело - человека. В триадах рождения, жизни и смерти три богини часто изображаются как девочка, невеста и старуха, например, Персефона, Деметра и Геката. Они символизируют также циклическую природу вселенной.
жен. triadж. triad.
triad
f.triad
ж. филос.
triade f
ж. книжн.
triada f
ж. книжн.
triade
(от греч. trias, род. п. triados — «троица») — метод филос. конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип Т. использован во втором письме Платона при описании структуры универсума (учение о трех царях всего). Представители среднего платонизма учили о трех началах («образец — демиург — материя») и трех ступенях бытия («ум-нус — душа-псюхе — космос»). Эта последняя Т. была истолкована Плотином как Т. «начальных ипостасей», как реализация и форма проявления более высокого принципа — Единого; наряду с этим у Плотина и Лорфирия признавалась Т. надкосмических сверхчувственных «природ» («единое — ум — душа»). Более отчетливо принцип Т. как метод филос. конструирования проявился в Т. категорий платоновского «Филеба» «предел — беспредельное — число», где число — средний член между двумя противоположностями; в «умной» Т. «бытие — жизнь — ум» у Плотина, где «умная» жизнь совмещает в себе «объективность» бытия и «субъективность» мысли. Последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту Т. как Т. умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-мыслящего миров в пределах ума. Чисто методический смысл, не предполагающий конкретного онтологического истолкования, имеет неоплатоническая Т. «пребывание — выступление — возвращение», наиболее полно применяемая у Прокла; третий член данной Т. объединяет крайности первых двух и представляет собой некую «середину» между ними; чисто конструктивный характер данной Т. не предполагает понимания ее как последовательного движения во времени.
Христианское учение о Т. (Троице), используя мыслительные модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонической доктрины: ипостаси христианской Т. — «лица», а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологическом уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней Т. у неоплатоников. Принцип Т. получает широкое развитие в классической нем. философии у И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга и особенно Г.В.Ф. Гегеля, который превратил Т. в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).
ТРИА́ДА -ы; ж. [от греч. trias (triados) - три, троица]
1. Книжн. Единство, образуемое тремя предметами, понятиями или частями, членами. * [Дворянин] верен триаде: православие, самодержавие, народность (Горький).
2. В философской системе Гегеля: трёхступенчатое развитие идеи, определяющее три ступени в развитии явлений действительности: тезис, антитезис и синтез. Диалектическая т.
* * *
триа́да(от греч. triás, род. п. triádos — троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. Разрабатывалась Платоном и неоплатониками, особенно Проклом. В немецкой классической философии (особенно у Г. В. Ф. Гегеля) становится основной схемой диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).
(от греч.trias — троица) — философский термин, означающий тройственный ритм движения, бытия и мышления; у Гегеля трехступенчатость, три стадии, характеризующие диалектическое развитие: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (отрицание отрицания).
- четверка (X; А, В, x0), где X - топологич. пространство, а Аи В - такие его подпространства, что и Вводятся гомотопич. группы Т. (при n=2 - просто множества), используемые, при доказательстве теоремы о гомотопич. вырезании. Имеется также точная последовательность Майера - Вьеториса, связывающая гомологии группы пространств
Ю. Б. Рудяк
triad
* * *
триа́да ж.ternary, triad
ж. матем.
triade f
матем.
тріа́да
матем.
тріа́да
(от греч. trias (р. п. triados) - троица) - англ. triad; нем. Triade. 1. Единство, образованное тремя отдельными частями, элементами. 2. В философии - трехступенчатое развитие. 3. В философии Г. В. Ф. Гегеля - идея о том, что развитие проходит три ступени: "тезис" - исходный момент, "антитезис" - отрицание тезиса и превращение его в свою противоположность; "синтез", к-рый, в свою очередь, отрицает анти - тезис, становится исходным моментом последующего движения и сочетает черты двух предшествующих ступеней, повторяя их на высшем уровне.
(от греч. trias (р. п. triados) - троица) - англ. triad; нем. Triade. 1. Единство, образованное тремя отдельными частями, элементами. 2. В философии - трехступенчатое развитие. 3. В философии Г. В. Ф. Гегеля - идея о том, что развитие проходит три ступени: "тезис" - исходный момент, "антитезис" - отрицание тезиса и превращение его в свою противоположность; "синтез", к-рый, в свою очередь, отрицает анти- тезис, становится исходным моментом последующего движения и сочетает черты двух предшествующих ступеней, повторяя их на высшем уровне.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.