«Благовещение»

Благовещение в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Благовещение»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    общее значение этого слова: — добрая, радостная весть (εύανγέλιον) благовестие, то же, что и Евангелие, а частное указывает на праздник Благовещения Εύανγελισμός, annuntiatio), бывающий 25 марта. В этот праздничный день церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом в галилейском городе Назарете Пресвятой Деве Марии, недавно пред сим обрученной Иосифу, тайны воплощения от Ней Бога-Слова (Лук. 1, 26—38). В церковной службе этого праздника изображаются разные обстоятельства этого события. Тропари канона представляют как бы беседу архангела Гавриила с Пресвятою Девою. Так как от времени бессемянного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..." (тропарь). Праздник этот церковь причисляет к великим двунадесятым. Еще св. Иоанн Златоуст называет его первым праздником (πρώτη έορτη) и корнем (ρ'ίξα) праздников. Крайние термины, с которыми совпадает праздник Благовещения: четверг 3-й недели Великого поста и среда Светлой седмицы. Церковное празднование зависит от времени, в которое случится этот праздник. Если он случится прежде Лазаревой субботы, церковь празднует его три дня; если в эту субботу — два; если в Страстную или Светлую седмицы — один день. Но по величию праздника он не отменяется даже и в Пасху, и пост ради этого праздника ослабляется. Поэтому шестой Вселенский собор 52-м правилом постановил в день Благовещения совершать литургию св. Иоанна Златоуста, и не прежде освященных даров, которая совершается в Великом посту. И в народе день Благовещения считается величайшим праздником, в который должен быть общий покой и радость. Праздник Благовещения принадлежит к древнейшим праздникам в честь Богородицы. Мы имеем указания на него от IV века. Прежде всего празднование этого дня установилось, предполагают, в Константинополе или в Малой Азии. Определение времени праздника Благовещения, может быть, зависело от праздника Рождества Христова: Рождество бывает 25 дек., а Благовещение 25 марта. Некоторые древние писатели время этого праздника, 25 марта, ставят в некоторой связи с сотворением мира, конечно, без твердых к тому оснований. "Сотворение человека было в 25-ый день марта; а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нея воплощение Спасителя и предвозвестить ей имеющее совершиться через Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан". Так рассуждал в VI в. архиепископ Антиохийский Анастасий.

    В. П.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    религиозный праздник, отмечаемый христианами 25 марта (одними церквами по григорианскому, другими — по юлианскому календарю). Связан с евангельским мифом об архангеле Гаврииле, возвестившем деве Марии «непорочное зачатие» и рождение ею Иисуса Христа (Евангелие от Луки, гл. 1). Определённые указания о Б. имеются в правилах церковных соборов 7 в.; возможно, праздник был введён и ранее (с 4 в.), но он не был повсеместным. Б. служило постоянным сюжетом религиозной живописи.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ, -я, ср.

    1. (Б прописное). В христианстве: один из двенадцати основных праздников в память принесённой деве Марии благой вести о её непорочном зачатии и будущем рождении Иисуса Христа (25 марта/ 7 апреля). Б. совпало со временем Великого поста. Б. пришлось на Пасху. Какое Б., такая и Пасха (примета о погоде).

    2. Сама такая весть. Б. Пресвятой деве Марии.

    | прил. благовещенский, -ая, -ое (к 1 знач.). Б. праздник.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Толковый словарь Ушакова

    БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ (Благовещение), (Б прописное), Благовещенья, мн. нет, ср. (церк.). Один их христианских праздников.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ср.; = Благове́щенье

    Один из двунадесятых церковных праздников у православных христиан (отмечающийся 7 апреля - по новому стилю или 25 марта - по старому), установленный, согласно евангельскому преданию, в память о принесенной архангелом Гавриилом - благовестником тайн Божиих - "благой вести" Пресвятой Богородице о скором рождении у неё Спасителя мира; Благовещение Пресвятой Богородицы.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    БЛАГОВЕЩЕНИЕ - один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием об архангеле Гаврииле, возвестившем о будущем рождении девой Марией Иисуса Христа. Отмечается верующими 25 марта (7 апреля).

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    БЛАГОВЕЩЕНИЕ (от греческого euangelion - благая весть), один из двунадесятых праздников в православии. Согласно евангельскому повествованию, отмечается 25 марта (7 апреля) в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии "благой вести" о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа. Благовещение вошло в христианский календарь лишь в 4 в. На Русь Благовещение пришло вместе с другими христианскими праздниками и обрядами в конце 10 в.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  15. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    благове́щение цслав. калька греч. εὑαγγελισμός. По церквам Благовещения получили название различные русск. населенные пункты, например Благове́щенск; см. Унбегаун RES 16, 66.

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    Благовещен|ие - с. церк. the Annunciation, Twelfth Day.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    церк. Annunciation, Lady Day

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    Благовещение с Mariä Verkündigung

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Mariä Verkündigung

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    (церк. праздник) Annonciation f

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. церк.

    Anunciación f

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с. церк.

    Annunciazione f

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Энциклопедия Кольера

    В Евангелии от Луки (1:26-38) рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим. Смущенная приветствием ангела, Мария затем уверилась в правдивости его обещания и выразила свою веру словами: "да будет Мне по слову твоему". Начиная по крайней мере со 2 в. Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Днем празднования Благовещения было установлено 25 марта, за девять месяцев до Рождества. С 4 в. существует и другое объяснение этой даты: искупление действительно должно было начаться с зачатия Христа в день весеннего равноденствия, который по традиции считали днем сотворения мира, и в месяц смерти и воскресения Христова (т.е. Пасхи). В Средние века отсчет дней в году нередко вели от праздника Благовещения (в Англии этот обычай сохранялся до 1752). Первые изображения сцены Благовещения относятся к 5 в. (первоначально в традиции иллюминированных рукописей), и впоследствии Благовещение становится излюбленным сюжетом в христианском искусстве и постоянной темой византийских икон, средневековой скульптуры и ренессансной живописи. Слова, которыми ангел приветствовал Марию, легли в основу молитвы "Аве Мария" ("Радуйся, Мария", в православной традиции "Богородице, Дево, радуйся"), а впоследствии - позднесредневековой молитвы "Ангелюс".

    См. также

    ИОСИФ, СВ.;

    МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА.

    ЛИТЕРАТУРА

    Рашковский Е.Б. С высоты Востока...: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  33. Источник: Энциклопедия Кольера



  34. Энциклопедический словарь

    БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ,БЛАГОВЕ́ЩЕНЬЕ, -я; ср. [с прописной буквы] В православной церкви: один из двунадесятых праздников (Благовещение Пресвятой Богородицы), отмечаемый 25 марта (7 апреля) в память о "благой вести", принесённой в этот день архангелом Гавриилом Деве Марии о рождении у неё сына Иисуса Христа. Традиционный сюжет церковной живописи. Название иконы с таким сюжетом, входящей обычно в дежурный чин. Употребляется в названиях церковных храмов, освящённых в честь этого события (например: Церковь Благовещения Александро-Невской Лавры).

    Благове́щенский, -ая, -ое. Б. собор, монастырь.

    * * *

    Благове́щение

    один из религиозных двунадесятых праздников, связан с христианским преданием о сообщении благой вести архангелом Гавриилом о грядущем рождении Девой Марией Иисуса Христа.

    * * *

    БЛАГОВЕЩЕНИЕ

    БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ Богородицы, христианский праздник(см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), посвященный возвещению архангелом Гавриилом(см. ГАВРИИЛ (архангел)) деве Марии(см. МАРИЯ (Богородица)) тайны воплощения от нее Бога Слова (Евангелие от Луки 1:26—38). Празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). В Православной церкви входит в число богородичных двунадесятых праздников(см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ).

    По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших. О древности его свидетельствуют в своих поучениях на этот праздник отцы церкви 3—4 веков: Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский(см. АФАНАСИЙ Александрийский), Иоанн Златоуст(см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), Иероним, Августин, которые называли его древним и обычным церковным праздником. В 8 в. Иоанн Дамаскин(см. ИОАНН ДАМАСКИН) и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны(см. КАНОН (свод положений, правил)) на праздник Благовещения.

    Крайние сроки, с которыми может совпадать Благовещение, — четверг третьей недели Великого Поста(см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ) и среда Светлой Седмицы. Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху(см. ПАСХА христианская) (такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется, поэтому еще 6-й Вселенский собор(см. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ) постановил совершать в день Благовещения Литургию Иоанна Златоуста(см. ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА), а не Литургию Преждеосвященных даров(см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)). Благовещение имеет один день предпразднства(см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и один день попразднства(см. ПОПРАЗДНСТВО).

    Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее; Католическая Церковь после 2-го Ватиканского собора(см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) вернула ему более раннее название — «Благовещение Господне» (русские католики, ввиду непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»).

    Благовещение в народной традиции

    В славянском народном календаре Благовещение воспринимается как дата начала весны. У восточных славян широкое распространение получили представления о годовом цикле земли, в частности о том, что, начиная с поздней осени и до Благовещения земля «закрыта», она «спит» и т. п., в связи с чем до Благовещения ее нельзя трогать: рыть, копать, вбивать в землю колья, пахать и сеять. «Сон» земли в период от Воздвижения до Благовещения понимается иногда и как состояние «беременности» земли, когда в ней скрыто пребывает то, что в определенный момент, при ее «пробуждении», выходит наружу. К тому, что дремлет в земле в течение зимы и выходит наружу лишь на Благовещение, относят гадов, насекомых, корни растений и пр., а также дождевую влагу, поэтому нарушение запрета трогать землю до ее «открытия» чревато летней засухой.

    Завершение периода «сна» земли на Благовещение описывается в фольклорных поверьях: ее «пробуждение, открытие, отмыкание, возрождение» и подобное, сопряженное по времени с ее благословением Богом. Вслед за этим на Благовещение на земле появляются змеи, лягушки, насекомые, пробуждаются пчелы в ульях и звери в лесу. «Открытие» земли влечет за собой разрешение на ее обработку: начинаются пахота и сев.

    У славянских народов с Благовещением связывали прилет птиц из далекой страны, называемой «ирий» или «вырий». В Белоруссии в этот день дети встречали аистов. Матери пекли им лепешки в виде лапы аиста, дети выносили лепешки во двор, подбрасывали и кликали аиста («бусла»): «Бусел, бусел, дай мне жита копу!». В России на Благовещение выпускали птиц на волю, «чтобы они пели во славу Божию» и принесли счастье тому, кто их освободил.

    К Благовещению приурочены обряды встречи весны. В Белоруссии и на юге России молодежь, женщины и дети забиралась на возвышенные места (крыши бань, гумен и т. п.) и «звали весну», исполняя для этого особые песни.

    Весна, ты, весна, что ты нам принесла?

    — Одно угодье — воды половодье,

    Другое угодье — соху с бороною,

    Третье угодье — коня вороного.

    Весна красна, што ты нам принесла?

    Принесла три корысти-радости:

    Одна радость — пастушить,

    Друга радость — пахарить,

    А третья — бортничать.

    Весна красна,

    На чем пришла?

    — На кнутику,

    На хомутику,

    На ржаном снопу,

    На овсяном колоску.

    Иногда одновременно с пением жгли костры — таким способом «палили зиму» или «грели весну».

    Во многих местах к Благовещению были приурочены очистительные обряды, цель которых — отогнать и отпугнуть вылезших из земли гадов, насекомых, нечистую силу, болезни. В Болгарии женщины, иногда дети на Благовещение до восхода солнца или на закате обходили двор с медным тазом, били по нему металлической ложкой и кричали: «Убегайте змеи, Благовещение вас задавит!». Битьем в металлические предметы на Благовещение отгоняли змей и сербы, считая, что змея летом будет держаться от дома на таком расстоянии, на какое распространяется лязг металла. Змей отгоняли также огнем, поджигая мусор, тряпки, старую обувь, солому, конский и коровий навоз и др.

    Благовещенские костры считались защитой от болезней, сглаза и нечистой силы. Русские жгли соломенные постели, старые лапти, прыгали через огонь и окуривали одежду. Сербы, чтобы предохранить скот от эпидемий, на Благовещение прогоняли скот между двух костров; в канун Благовещения гасили в очагах старый огонь и добывали трением новый, «живой», огонь.

    К Благовещению приурочены магические ритуалы, гадания, предсказания здоровья, счастья, удачи, богатства, урожая, погоды и т. п. Заботились о том, чтобы в этот день быть здоровым, сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, потому что так будет весь год. У восточных славян в одну благовещенскую просфору запекали копейку, и кому такая просфора доставалась, тот считался счастливым и удачливым, ему поручали начинать сев или другие работы. Кусочки просфоры клали в семена, зарывали по углам поля от града и засухи, клали в первый сноп, в сусек, чтобы мыши не ели зерна; просфору брали с собой при засеве, привязывали к сеялке, использовали для лечения лихорадки.

    День Благовещения, воспринимаемый как одна из важнейших сезонных границ, после которой начинается весна, во многих местах считался очень «опасным» днем. В этот день повсеместно соблюдался строгий запрет на любую работу и даже бытовые действия. Как гласит русская пословица: «На Благовещенье птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет». Благовещение считается днем несчастий, ссор, скандалов и недоразумений, в том числе и чисто житейских. Поэтому люди стараются провести его в покое, не покидая дома, в тишине и бездеятельности. Тем не менее, все, что каким-либо образом оказывается причастно к этому дню, обречено на неудачу. Так, у разных славянских народов широко известен запрет подкладывать яйца под наседку в день Благовещения из опасения, что вылупившиеся впоследствии цыплята будут кривыми или хромыми.

    К числу неудачных относят не только само Благовещение. Тот день недели, на который в текущем году пришлось Благовещение, считается неудачным в течение всего года: в этот день не предпринимают никаких ответственных поступков и хозяйственных начинаний (ни пахоты, ни сева, ни рыбной ловли, ни охоты, ни тканья или снования), ибо все уродится «паршивым», «червивым» или не уродится вовсе. Кроме того, Благовещение провоцирует негативное отношение к своему ближайшему соседу — дню архангела Гавриила, отмечаемому 26 марта, который также считается непригодным для каких-либо работ, а все родившееся в этот день оказывается неспоро.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Словарь церковнославянского языка

  37. Источник:



  38. Большой Энциклопедический словарь

  39. Источник: