Словарь форм слова

    1. трепа́к;
    2. трепаки́;
    3. трепака́;
    4. трепако́в;
    5. трепаку́;
    6. трепака́м;
    7. трепа́к;
    8. трепаки́;
    9. трепако́м;
    10. трепака́ми;
    11. трепаке́;
    12. трепака́х.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Ожегова

    ТРЕПА́К, -а, муж. Русский народный танец с дробным притоптыванием, а также музыка в ритме такого танца. Отплясывать трепака.

  3. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  4. Малый академический словарь

    -а́, м.

    Народная русская пляска в быстром темпе с сильным притопыванием, а также музыка к этой пляске.

    Плясать трепака. Играть трепак.

    [Макарка] не выдержал и пошел отхватывать трепака под звуки залихватской песни. Станюкович, «Человек за бортом!»

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    ТРЕПА́К, трепака, мн. нет, муж. Русский народный танец с сильным притоптыванием ногами. «Замечательно трепака откалывал.» Максим Горький.

    || Музыка в такте и характере этого танца. «Скоморох идет красивый, выбирая трепака на гармонике визгливой.» А.Майков.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Старинная русская народная пляска, фигуры которой состоят из дробных шагов и притопываний.

    2.

    Музыка такой пляски.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ТРЕПАК - старинный русский танец в быстром темпе; музыкальный размер 2/4. Жанр трепака использовали в своих произведениях А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский и др.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    ТРЕПАК, русская мужская пляска - одиночная или так называемый перепляс.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    трепа́к род. п. -а́ "название пляски". От трепа́ть.

  15. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. (танец) trepak (русский народный танец)trepak

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    trépak m(danse populaire russe)

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    trepak m(danza y música popular rusa)

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    trepak m(danza e musica nazionale russe)

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Энциклопедический словарь

    ТРЕПА́К -а́; м. Народная русская пляска в быстром темпе с сильным притопыванием; музыка к этой пляске. Плясать трепака. Отбивать трепака.

    * * *

    трепа́к

    старинный русский мужской танец в быстром темпе; музыкальный размер 2/4. Распространён также в Украине. Жанр трепака и его стилистические особенности использовали в своих произведениях А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский и др.

    * * *

    ТРЕПАК

    ТРЕПА́К, старинный русский танец в быстром темпе; музыкальный размер 2/4. Жанр трепака использовали в своих произведениях А. Г. Рубинштейн(см. РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич), П. И. Чайковский(см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), М. П. Мусоргский(см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) и др.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Музыкальная энциклопедия

    старинная рус. пляска, распространённая также на Украине. Плясовые движения (преим. дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру Т. имел много общего с "Камаринской" и "Барыней"; он представлял собой либо одиночную муж. пляску, либо пляску-соревнование (т. н. перепляс). В отличие от них не имел традиц. мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмич. формула - 2 двудольных такта хореич. стопы с дроблением (обычно неполным) сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей:

    Нар. определение подобной ритмики - пляска "в три ноги", в отличие от пляски "в две ноги", где долгая сильная доля чередуется с двумя короткими слабыми долями

    Метроритмика, характерная для Т., встречается в колядках плясового типа (см. кн.: Земцовский И., Мелодика календарных песен, Л., 1975, с. 39, 171), скоморошьих былинах и песнях (см. Сборник Кирши Данилова, М., 1958, NoNo 61, 68), в шуточных (см. сб.: Лядов A., Песни русского народа, М., 1959, No 114), плясовых и хороводных песнях (см. сб.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957, NoNo 20, 35; Римский-Корсаков Н., Сборник русских народных песен ор. 24, NoNo 26, 32, Полн. собр. соч., т. 47, М., 1952).

    П. И. Чайковский. Трепак. Русский танец из 2-го д. балета "Щелкунчик".

    Жанр Т. неоднократно использовался в произв. рус. композиторов (напр., "Трепак" для фп. А. Г. Рубинштейна), причём трактовался в разл. планах: юмористическом (см. пример, а), праздничном (пример, б), в стиле грубоватой скоморошьей пляски (пример, в); в трагич. преломлении его применил М. П. Мусоргский (пример, г).

    П. И. Чайковский. Характеристический танец, ор. 72 No 4 для фп.

    Аналогию с известной пьесой К. Вебера "Приглашение к танцу" вызывает "Приглашение к трепаку" - романтическое по общему колориту соч. П. И. Чайковского (пример, д). Особенности Т. обобщённо претворены в нек-рых произв. Чайковского (напр., в финале скрипичного концерта), И. Ф. Стравинского ("Русская" из балета "Петрушка").

    Н. А. Римский-Корсаков. Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины "Садко".

    M. И. Мусоргский. Трепак из вокального цикла "Песни и пляски смерти".

    П. И. Чайковский. Танцевальная сцена. Приглашение к трепаку, ор. 72 No 18 для фп.

    Т. описан многими рус. писателями: Л. Н. Толстым ("Война и мир"), Н. В. Гоголем ("Вий"), М. Горьким ("Сторож"), И. С. Никитиным. Из совр. быта как одиночная пляска исчез; его не включают ни в описания бытующих нар. плясок и танцев, ни в учебные пособия по хореографии. В 20 в. стали популярными производный от Т. коллективный перепляс, в к-ром участвуют две соревнующиеся группы исполнителей, а также массовая пляска с поочерёдными импровизациями солистов. От Т. в них сохранились метроритмика, характер плясовых движений, удаль, изобретательность.

    Е. М. Фраёнова.

  27. Источник: Музыкальная энциклопедия



  28. Большой Энциклопедический словарь

    ТРЕПАК
    ТРЕПАК - старинный русский танец в быстром темпе; музыкальный размер 2/4. Жанр трепака использовали в своих произведениях А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский и др.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  29. Источник: