Большая Советская энциклопедия

    религиозно-утопическое общественное течение в России конца 19 — начала 20 вв. Возникло в период политической реакции 1880‑х гг. под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого (См. Толстой). Основы Т. изложены Толстым в «Исповеди», «В чем моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Толстовцы предполагали преобразовать общество путём религиозно-морального самоусовершенствования, проповедовали «всеобщую любовь», «непротивление злу насилием». В. И. Ленин писал, что толстовцы превратили «…в догму как раз самую слабую сторону его (Толстого. — Ред.) учения» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 210). Критика толстовцами православной церкви, официальной религии, пассивное отрицание самодержавия, проповедь уравнительных принципов, сближение с сектантами (молоканами, духоборами, штундистами) вызывали преследования со стороны церковников и полиции. В 1897 Т. было объявлено вредной сектой. В 1901 Толстой был отлучен от церкви, его сторонники подвергались арестам и высылке. Возникшие в 1880-х гг. колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье (так называемые «культурные скиты») вскоре распались. Значительно большее значение имела просветительская деятельность толстовцев. Основанное толстовцами В. Г. Чертковым и П. И. Бирюковым издательство «Посредник» издавало массовыми тиражами книги для народа: произведения Толстого, Г. И. Успенского, А. П. Чехова и др., пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене. Т. нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии (М. Ганди), которые в 1880—1900-х гг. пытались устроить толстовские колонии в Англии и Южной Африке. Однако в русской общественной жизни Т. не оставило заметного следа. Будучи выражением «…примитивной крестьянской демократии» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 20), порождением эпохи реакции и спада революционного движения, Т. в период нового общественного подъёма начала 20 в. изжило себя.

    Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 676); Кривенко С. Н., На распутьи, 2 изд., М., 1901; Пругавин А. С., О Льве Толстом и толстовцах, М., 1911. См. также лит. при статье Л. Н. Толстой.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. толсто́вство;
    2. толсто́вства;
    3. толсто́вства;
    4. толсто́вств;
    5. толсто́вству;
    6. толсто́вствам;
    7. толсто́вство;
    8. толсто́вства;
    9. толсто́вством;
    10. толсто́вствами;
    11. толсто́встве;
    12. толсто́вствах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ТОЛСТО́ВСТВО, -а, ср. В России в конце 19 нач. 20 в.: религиозно-нравственное течение, возникшее под влиянием взглядов Л. Н. Толстого и развивающее идеи преобразования общества путём религиозного и нравственного совершенствования человека, всеобщей любви, непротивления злу насилием.

    | прил. толстовский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    Религиозно-утопическое общественное течение в России конца 19 — начала 20 вв., возникшее под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого о преобразовании общества путем религиозно-морального усовершенствования.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ТОЛСТО́ВСТВО, толстовства, мн. нет, ср., и ТОЛСТОВЩИНА, толстовщины, мн. нет, жен. Религиозно-этическое учение писателя Л.Н.Толстого, основанное на отрицательном отношении к цивилизации и на христианских идеях непротивления злу насилием, представлявшее собой плод идеализации патриархального крестьянского быта и хозяйства. «Вот именно идеологией восточного строя, азиатского строя и является толстовщина в ее реальном историческом содержании.» Ленин. «Четверть века тому назад критические элементы учения Толстого могли на практике приносить иногда пользу некоторым слоям населения вопреки реакционным и утопическим чертам толстовства.» Ленин

    ("Л.Н.Толстой и его эпоха").

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Религиозно-утопическое общественное течение, возникшее под влиянием религиозно-этического учения Л.Н. Толстого, основывающегося на христианских идеях, которые способны преобразовать общество путём религиозно-нравственного совершенствования (в Российском государстве конца XIX - начала XX в.).

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. Tolstoyism, the teachings of Tolstoy мн.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    tolstoyismo m

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Философская энциклопедия

    ТОЛСТОВСТВО

    религ.-утопич. направление в обществ. мысли и обществ. движении России кон. 19 — нач. 20 вв., сложившееся на основе учения Л. Н. Толстого. Основы Т. изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Толстой с огромной силой нравств. осуждения подверг критике гос. учреждения, суд, церковь, аппарат власти и офиц. культуру тогдашней России. Однако критика эта была противоречива. Заключая в себе некоторые социалистич. идеи (стремление создать на месте помещичьего землевладения и полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных крестьян), учение Толстого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало историч. процесс ст. зр. «вечных», «изначальных» понятий нравственного и религ. сознания человечества. Толстой сознавал, что плоды культуры в зап.-европ. и рус. обществе 19 в. остаются недоступными народу и даже воспринимаются им как нечто чуждое и ненужное. Однако правомерная критика существовавшего распределения культурных благ между различными классами превращается у Толстого в критику самих культурных благ вообще.

    Аналогичные противоречия присущи и толстовской критике науки, философии, искусства, государства и т. д. Толстой полагал, что совр. наука утратила сознание того, в чём назначение и благо людей. Ответ на вопрос о смысле жизни, без которого человек теряется в многочисленности существующих и бесконечности возможных знаний, может быть получен только из разума и совести, но не из спец. науч. исследований. Гл. задачу осознавшей себя личности Толстой видел в усвоении многовековой нар. мудрости и религ. веры, которая одна даёт ответ на вопрос о назначении человека.

    Религия Толстого почти целиком сводилась к этике любви и непротивления и своей рационалистичностью напоминала учения некоторых сект протестантизма, обесценивающих значение мифологич. и сверхъестеств. компонентов религ. веры. Критикуя церковное вероучение, Толстой считал, что догматы, к которым церковь сводила содержание христианства, противоречат элементарнейшим законам логики и разума. Согласно Толстому, этич. учение первоначально составляло гл. часть христианства, но в дальнейшем центр тяжести переместился из этической в философскую («метафизич.») сторону. Главный грех церкви он видел в её участии в обществ. порядке, основанном на насилии и угнетении.

    Толстой разделял иллюзию идеалистич. этики о возможности преодоления насилия в отношениях между людьми путём «непротивления», нравств. самосовершенствования каждого отд. человека, полного отказа от к.-л. борьбы.

    Считая всякую власть злом, Толстой пришёл к безусловному отрицанию государства, т. е. к учению анархизма. Упразднение государства должно произойти путём мирного и пассивного воздержания и уклонения, отказа каждого члена общества от всех гос. обязанностей и должностей и к.-л. участия в политич. деятельности.

    Последователи Толстого проповедовали «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религ. и нравств. совершенствование как средство преобразования общества, организовывали производств. земледельч. общины, призывали к отказу от платежа податей и несения воен. службы. Церковь и власти преследовали толстовцев, ссылали их в Сибирь и Закавказье. Возникшие в 1880-х гг. в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье колонии толстовцев (т. н. культурные скиты) вскоре распались. Т. нашло последователей в Зап. Европе, Японии, Индии (Ганди), которые в 1880—1900-х гг. пытались создать толстовские колонии в Великобритании и Юж. Африке. Идеология Т., в частности проповедь квиетизма и непротивленчества, была подвергнута резкой критике В. И. Лениным (см. Ленин о Л. Н. Толстом, М., 1969).

    Кривенко С. Н., На распутьи, M., 19012; Пругавин А. С., О Льве Толстом и толстовцах, М.,1911; Асмус В. Ф., Мировоззрение Толстого, в кн.: Избр. филос. труды, т. 1, М., 1969.

  17. Источник: Философская энциклопедия



  18. Энциклопедический словарь

    ТОЛСТО́ВСТВО -а; ср. Религиозно-утопическое общественное течение в России конца 19 в. - начала 20 в., возникшее под влиянием религиозно-философского учения Л.Н.Толстого о преобразовании общества путём религиозно-морального совершенствования.

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Советская историческая энциклопедия

    религ.-утопич. общественное движение, возникшее в 80-х гг. 19 в. в России на основе религ.-философ, учения Л. Н. Толстого. Арест, наложенный духовной цензурой в 1882 на No 5 жури. "Русская мысль" за опубликование "Исповеди" Толстого, послужил началом нелегального распространения его соч. ("Исповедь", "В чем моя вераг", "Критика догматического богословия", "Крейцерова соната" и др.) сначала в рукописных и литографированных списках, затем в заграничных изданиях М. К. Элпидина и В. Г. Черткова. В конце 80-х гг. появляются последователи и пропагандисты учения Толстого - толстовцы. Они предполагали преобразовать общество путем морально-религ. совершенствования, проповедовали "всеобщую любовь", "непротивление злу насилием". Организуются "толстовские колонии" (в Тверской, Симбирской и Харьковской губ., Закавказье), к-рые вскоре распались. Известны попытки создания подобных колоний в 900-е гг. за пределами России (Манчестерская колония в Англии, "толстовская" ферма М. Ганди под Йоханнесбургом в Юж. Африке и др.). С толкованием учения Толстого и Т. выступили Н. Н. Страхов, В. С. Соловьев, А. Л. Волынский, Д. С. Мережковский и др. В нач. 900-х гг. о религ.-филос. идеях Толстого стали писать во Франции, затем Англии, Германии и Италии. Особый интерес к Т. проявила развивающаяся демократич. интеллигенция стран Востока. На это и обратил внимание В. И. Ленин, сказав, что "... именно идеологией восточного строя, азиатского строя и является толстовщина в ее реальном историческом содержании" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 102 (т. 17, с. 31)).

    Т. сразу же стали резко критиковать, с одной стороны, представители революц. демократии, народничества (М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Шелгунов, Н. К. Михайловский) за непротивленчество и отказ от революционной борьбы; с др. стороны - представители офиц. церкви (архиепископ Никанор, архимандрит Антоний, проф. Казанской духовной академии А. Ф. Гусев и др.) за резкую критику православной церкви и офиц. религии. В 1897 миссионерский съезд в Казани признал Т. вредной сектой. Опасность Т., по мнению его участников, заключалась в том, что крестьяне, оставляя в стороне метафизич. сторону толстовского религ. учения, усваивали практич. сторону, антигосударственную, антицерковную направленность и уравнительные требования. Церк. руководство сознавало, что Т. может стать объединяющим началом для раздробленного сектантского мира. Поэтому под тщательный полицейский надзор были взяты сношения Толстого и его последователей с молоканами, духоборами, штундистами. Толстой выступал ходатаем перед пр-вом по делам сектантов, отдал гонорар за роман "Воскресение" (12 тыс. руб.) на переселение духоборов в Канаду. Но в то же время он противился созданию особой толстовской орг-ции и "толстовских колоний" (в 1906 изд-во "Посредник" издало брошюру Толстого "Против толстовства"). Несравненно больший обществ. резонанс имела просветительско-издательская деятельность толстовцев. В 1885 изд-во "Посредник", основанное В. Г. Чертковым и П. И. Бирюковым, начало издавать массовыми тиражами книги для народа. Толстой внимательно следил за работой издательства, писал для него статьи, рассказы. К работе были привлечены широкие круги демократически настроенной молодежи (среди сотрудничавших в "Посреднике" - Н. К. Крупская, В. Д. Бонч-Бруевич). "Посредник" издавал произведения Н. С. Лескова, В. М. Гарпшна, А. П. Чехова, Г. И. Успенского, переводы зап.-европ. классики, пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене и т. п.

    В 1901 Синод отлучил Толстого от церкви. Это вызвало волну протеста и возмущения в России и за границей. Позднее в 1910 В. И. Ленин писал: "Святейший синод отлучил Толстого от церкви. Тем лучше. Этот подвиг зачтется ему в час народной расправы с чиновниками в рясах, жандармами во Христе, с темными инквизиторами, которые поддерживали еврейские погромы и прочие подвиги черносотенной царской шайки" (там же, с. 22 (т. 16, с. 296)).

    Обществ. движение, к-рое представляли рус. толстовцы, не оставило заметного следа в рус. обществ. жизни. Объясняя его неуспех, В. И. Ленин писал, что толстовцы превратили "...в догму как раз самую слабую сторону его (Толстого) учения" (там же, т. 17, с. 210 (т. 15, с. 183)). В. И. Ленин указал на историческую ограниченность и обреченность Т.: "1905 год был началом конца "восточной" неподвижности. Именно этот год принес с собой исторический конец толстовщине, конец всей той эпохе, которая могла и должна была породить учение Толстого..." (там же, т. 20, с. 103 (т. 17, с. 31)).

    Лит.: Толстовство как секта, "Миссионерское обозрение", 1897, No 9-10, 1898, No 5; Толстовцы и их учение по данным 3-го Всероссийского Миссионерского съезда, Тифлис, 1900; Скворцов Д. И., Совр. русское сектантство, М., 1905; Скворцов В., Духоборы в Америке и граф Л. Н. Толстой, СПБ, 1901; Пругавин А. С., О Льве Толстом и толстовцах. Очерки, воспоминания, материалы, М., 1911; Путинцев Ф., Толстой, толстовство и сектантство, "Революция и культура", 1928, No 17; Дунаев Б., Люди и людская пыль вокруг Л. Н. Толстого, М., 1927; Груздев И. А., Горький и его время, 1868-1896, 3 изд., М., 1962; Ганди М., Моя жизнь, пер. с англ., М., 1959; Bixbó J., Count Tolstoy and the new Quakerism, "The Arena", N. Y., 1902, v. 28; Gandhi M. K., Young India, (Madras), 1923; Nag K., Tolstoy and Gandhi, Patna, 1950; Weisbein N., L'évolution religieuse de Tolstoi, P., 1960.

    H. И. Азарова. Москва.

  21. Источник: Советская историческая энциклопедия



  22. Энциклопедия социологии

    - англ. Tolstoyism; нем. Tolstoiverehrung. Религиозно-общественное движение в России конца XIX в., сложившееся на основе учения Л. Н. Толстого. Т. характеризуется идеями соц. пассивности, аскетизмом, безропотным подчинением воле Бога, идеализацией патриархального строя обществ, и семейной жизни; любви и всепрощения; критикой церкви и институтов власти, отрицанием государства. Главными принципами религиозно-утопического учения Т. являются: "непротивление злу насилием", всепрощение, всеобщая любовь, нравственное самоусовершенствование личности.

  23. Источник: Энциклопедия социологии



  24. Толковый словарь по социологии

    - англ. Tolstoyism; нем. Tolstoiverehrung. Религиозно-общественное движение в России конца XIX в., сложившееся на основе учения Л. Н. Толстого. Т. характеризуется идеями соц. пассивности, аскетизмом, безропотным подчинением воле Бога, идеализацией патриархального строя обществ, и семейной жизни; любви и всепрощения; критикой церкви и институтов власти, отрицанием государства. Главными принципами религиозно-утопического учения Т. являются: "непротивление злу насилием", всепрощение, всеобщая любовь, нравственное самоусовершенствование личности.

  25. Источник: Толковый словарь по социологии