«посвящение»

посвящение в словарях и энциклопедиях

Значение слова «посвящение»

Источники

    Словарь форм слова

    1. посвяще́ние;
    2. посвяще́ния;
    3. посвяще́ния;
    4. посвяще́ний;
    5. посвяще́нию;
    6. посвяще́ниям;
    7. посвяще́ние;
    8. посвяще́ния;
    9. посвяще́нием;
    10. посвяще́ниями;
    11. посвяще́нии;
    12. посвяще́ниях.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Ожегова

    ПОСВЯЩЕ́НИЕ 2 см. посвятить 2.

  3. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПОСВЯЩЕ́НИЕ 1, -я, ср.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПОСВЯЩЕ́НИЕ, -я, ср.

    1. см. посвятить 1.

    2. Посвящающая надпись или вступительная часть сочинения, обращённая к лицу, к-рому сочинение посвящено.

    II. ПОСВЯЩЕ́НИЕ см. посвятить 2.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ПОСВЯЩЕ́НИЕ, посвящения, ср.

    1. только ед. Действие по гл. посвятить-посвящать. Посвящение в тайны искусства. Посвящение в рыцари.

    2. Надпись в начале произведения, указывающая в честь кого написано или кому преподносится автором это произведение. Посвящение в стихах.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    процесс действия по гл. посвящать, посвятить (от посвящать 1., 3.)

    2.

    Надпись в начале произведения, указывающая, в честь кого оно написано или кому посвящается автором.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Словарь символов

    Архетипическая схема смерти и возрождения, переход от одного состояния к другому, от одного онтологического плана к другому. Означает смерть перед возрождением и победу над смертью, возврат к тьме перед возрождением света, смерть человека ветхого и возрождение нового, возрождение духовное или физическое, принятие в общество взрослых. Инициация обычно требует нисхождения в преисподнюю для того, чтобы преодолеть темную сторону природы перед воскресением, просветлением и восхождением на Небеса. В этой связи церемонии инициации обычно происходят в пещерах или где-нибудь под землей, или в лабиринте, из которого возрожденный человек появляется на свет. Умирающие боги приносят в жертву самих себя для того, чтобы возродиться и воскреснуть.

  13. Источник: Словарь символов



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.
    1) dedication посвящение себя чему-л. ≈ devotion
    2) initiation
    3) ordaining, consecrating;
    knightingdedication;
    initiation;

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    посвящение с 1. (в книге и т. п.) Widmung f c 2. (в тайну и т. п.) Einweihung f c 3. уст. (в сан и т. п.) Weihe f c посвящение в рыцари Ritterschlag m 1

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    1)(в книге и т.п.) Widmung f

    2)(в тайну и т.п.) Einweihung f

    3)уст.(в сан и т.п.) Weihe f

    посвящение в рыцари — Ritterschlag m

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    1)(в книге) dédicace f

    2)(в тайну и т.п.) initiation f

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    1)(в книге) dedicatoria f

    2)(в тайну и т.п.) iniciación f; confidencia f

    3)уст.(в сан и т.п.) otorgamiento m(de una dignidad)

    посвяще́ние в ры́цари перев. оборотом — armar caballero

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    1)(в тайну и т.п.) iniziazione f, confidenza f

    2)(в книге) dedica

    3) тж. уст. ист. consacrazione f

    посвящение в студенты — festa delle matricole

    посвящение в рыцари — armamento di un cavaliere

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Литературная энциклопедия

    Посвящение

    ПОСВЯЩЕНИЕ (dedication, dedicace, Widmung, Zueignung) — вступительные к произведению строки, иногда даже отдельное произведение, указывающие, в честь кого оно написано или кому подносится автором. П. исторически сложилось в период, когда автору необходимо было искать для своего произведения защиты у сильных лиц и обратить на себя внимание публики ссылкой на авторитетное имя. П. первоначально сводилось к восхвалению или выражению благодарности знатному «покровителю» и было объектом купли-продажи, отнюдь не обязательно свидетельствуя об искренности чувств автора. По аналогии с благодарственными П. божествам и героям возникают античные П. П. расцветает в Риме в эпоху меценатства (см.) иногда в форме самостоятельного стихотворения (у Горация — Меценату, Пизонам), иногда же в форме прозаического фрагмента (Цицерон). Изобретение книгопечатания придало новые формы П. (особенно в XVI и XVII вв.). В Испании, Италии, Франции вельможам посвящаются как художественные произведения, так и научные (напр. «Дон-Кихот» Сервантеса посвящен одному тупому и грубому герцогу, которого Сервантес «умоляет благосклонно принять под покровительство» свой труд; таково же П. «Рассуждения о телах, пребывающих в воде» Галилея). Классическая страна П. — Франция XVI—XVII вв., где господствующая роль двора порождала утонченные и в то же время низменно-льстивые П., превратив их в «печальный жанр», к-рый не могла искоренить и французская революция. Известны посвящения Скаррона (собачке одной дамы), Корнеля (панегирик-П. к «Цинне», написанный за 1000 пистолей); П. «Сида» герцогине «не с целью передать свое имя грядущим векам», но «с единой лишь целью — увековечить то, чем я обязан вам»; Расина, Буало, Мольера («Тартюф»).

    Лишь XVIII век, породив целую литературу с П., создает и новые, более свободные формы посвящения. Руссо отказывается посвятить свой труд королеве, но одно из своих произведений посвящает «Женевской республике» (1759). Вольтер использовал П. для изложения своих теоретических взглядов (знаменитое П. к «Оресту», «Китайскому сироте», «Магомету», где бросается вызов папе). Вольтер заявляет: «Мы живем уже не в те эпохи, когда гений в низменном посвящении просил у глупца его дозволения войти в будущие века под сенью имени». Стерн открывает «Тристрама Шэнди» вызовом: «Посвящение продается».

    XIX в. дает ряд П. литературным авторитетам-современникам. Знамениты посвящения Байрона («Сарданапал» — Гёте, «Каин» — В. Скотту), Бодлера («Цветы зла» — Т. Готье). Тургенев посвящает «Песнь торжествующей любви» «памяти Флобера». Появляются и интимные П. («Кромвель» Гюго — отцу; «Братья Карамазовы» — А. Г. Достоевской). Возникает безличное символическое П. (П. «Фауста» Гёте — фантазии).

    Наиболее резкую противоположность первоначальным формам П. образуют П. в революционно-демократической и революционной пролетарской литературе — П. представителям угнетенных классов, революционным борцам, наконец массовые П. («Я пою для тех, чьи души юны, кто болел как за себя за брата» — П. Якубовича; «Другу, передовому борцу пролетариата» — В. Вольфу — К. Маркс, Капитал, т. I). Последняя форма П. присуща и послеоктябрьской литературе, совершенно изменяя характер П.Библиография:

    О посвящении стихотворном см.: Gramsch A., Widmungsgedicht, в кн.: Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, Bd III, Berlin, 1928—29.

  27. Источник: Литературная энциклопедия



  28. Энциклопедический словарь

    ПОСВЯЩЕ́НИЕ -я; ср.

    1. к Посвяти́ть - посвяща́ть. П. в рыцари. Принимать п. в сан.

    2. Надпись в начале произведения или вступительная часть произведения, указывающая, кому посвящено это произведение автором. П. в стихах. Написать п.

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    посвящ’ение — отделение, предназначение, приобщение. О посвящении священников и левитов на служение см. Лев.8; Чис.8. За Своих учеников посвятил Себя Господь, чтобы они были освящены истиною (Иоан.17:19 ).

  31. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  32. Лермонтовская энциклопедия

    ПОСВЯЩ́́ЕНИЕ (поэтическое), стихотв. обращение к лицу, достоинства или память к-рого поэт желает почтить своим произв.; обычно содержит мотивы обращения, характеристику адресата или (реже) самого произведения; как правило, предваряет большое произв., но может быть и самостоят. стихотворением.Вместе с тем П. — факт биографии поэта, признание влияния на его судьбу адресата стих.; в рус. поэзии 19 в. П. — высшая форма лит. дара. Будучи предано гласности (через публикацию) П. необратимо и однократно — тогда как рукописные и печатные экземпляры своего произв. автор вправе дарить многократно, сопровождая их дарственными надписями. [Известны две такие прозаические надписи Л. на книгах: «Герой нашего времени упадает к стопам ее прелестного сиятельства, умоляя позволить ему не обедать» (кн. О. С. Одоевской) и «Его превосходительству Петру Ивановичу Полетике. В знак искреннего уважения от автора» (VI, 393)].«Невещественный», символич. характер дара, знаменуемого П., наиболее отчетливо выступает у Л. в случаях, когда П. обращено к лицу, ушедшему из жизни («Памяти А. И. Одоевского»), или к природе («Тебе, Кавказ, — суровый царь земли — / Я снова посвящаю стих небрежный» — «Аул Бастунджи»). Если лицо, принимающее П., должно остаться неизвестным для посторонних, то надписи придается такой вид: «Посвящается...» (в стих. «Гость») или «Посвящается А. М. В.........й» (в поэме «Ангел смерти»). Формально-жанровая неопределенность П. сближает его с др. видами стихотв. адресов, обращений (адресаций), в т.ч. с посланиями. Однако поэтич. обращения, какими были стих. «К***», «Графине Ростопчиной», «Н. Ф. И....вой» и др., не являются П. по признаку отсутствия релевантного слова посвящается, к-рое несет на себе логич. ударение и в большинстве случаев (у Л. — очевидно, за исключением стих. «Памяти А. И. Одоевского», где его отсутствие компенсируется самим фактом обращения к умершему) есть критерий П. Ударность этого слова выявлена, напр., в «Последнем сыне вольности», где в надписи к П. — «Посвящается (И. С. Шеншину)» — имя даже заключено в скобки, т.е. акт посвящения был для автора существеннее, чем именование того, к кому это П. обращено.П. «Тамбовской казначейши» обращено к «друзьям» и отличается от др. лермонт. П. как меньшей автономностью, так и шутливым тоном. В редакциях «Демона» авторская воля менялась: в 1829 названы «мой друг», затем «друзья», в 1831 возникает определенность, хотя и анонимная: «Прими мой дар, моя мадона!», в 1838 П. передвинуто в конец, назван в нем «забывчивый, но незабвенный друг» (П. написано на копии VI ред., посланной поэтом В.А. Лопухиной) и высказано тревожное ожидание одобрения поэмы. Знаменательно, что окончат. текст «Демона» не имеет П. В автографе стихотворного П. к «Menschen und Leidenschaften» имя густо зачеркнуто, но это — женщина («одной тобою жил поэт»), по нек-рым предположениям — Е.А. Сушкова или А. Г. Столыпина (см. Философовы). Пролог «Измаил-Бея» первоначально был самостоятельным лирич. стих., имевшим название «Вдохновенье», переделанное на «Посвященье»; затем Л. снял название и заключит. строки с обращением к конкретному лицу — вероятно, В. А. Лопухиной («И ты, звезда любви моей...»).Л. никогда не следовал обычаю делать П. влиятельным лицам, что и отметил в первоначальном П. к «Испанцам»: «Ужели важному шуту / Я вдохновенье посвящал / Являя сердца полноту?». Лермонт. П. были знаком действительной дружбы или — чаще — любви. Произв., содержащие П., при жизни поэта не были опубликованы (исключение — самостоят. стих.-П., обращенное к декабристу А. И. Одоевскому). Опубл. в 1839 стих. «Ветка Палестины» в наборной копии имело под заглавием помету «Посвящается А. М-ву» (т.е. А.Н. Муравьеву), к-рая затем была зачеркнута.Для Л. акт П. — не формальное, внешнее действие над готовым произв.: он органично входит в творческую историю посвящаемого произведения и значим для психологии творчества поэта в момент написания данного произв. Отдельные П. непосредственно связаны с идейным содержанием предваряемых ими произв. Это заметно уже в раннем стих. «Посвящение N. N.», сочиненном, как сообщает позднейшая авторская приписка, «при случае ссоры с Сабуровым» (см. Сабуровы) и как бы предваряющем еще два стих., относящихся к адресату. П. к III ред. «Демона» прямо декларирует такую связь: «Как демон, хладный и суровый, / Я в мире веселился злом...». В П. к «Ангелу смерти» поэт выразил адресату А. М. Верещагиной желание, олицетворенное в самой поэме в трагически переосмысленном образе исламской мифологии: «Будь ангел смерти для меня. / Явись мне в грозный час страданья...». Но позже, когда А. М. Верещагина стала женой барона Хюгеля (Югеля), поэт обратился к ней вторично с пародийной балладой «Югельский барон», имеющей надпись «(Ал. М. В-ой)», но уже без сакрального посвящается.См. также 2 статьи "Посвящение" и "Посвящение. N. N.».

  33. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  34. Словарь церковнославянского языка

  35. Источник:



  36. Тезаурус русской деловой лексики

  37. Источник: