«Покаяние»

Покаяние в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Покаяние»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  10. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  15. Энциклопедия Кольера
  16. Философская энциклопедия
  17. Энциклопедический словарь
  18. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  19. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  20. Энциклопедия кино
  21. Лермонтовская энциклопедия
  22. Словарь церковнославянского языка
  23. Католическая энциклопедия
  24. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    одно из семи христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан. XX, 21—23: Мф. XVI, 19; XVlII, 17—18). В нем, по православному учению, исповедующий изустно грехи свои перед священником при видимом изъявлении от него прощения невидимо разрешается от всех грехов самим И. Христом, так что снова делается невинным и освященным, как после крещения. Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь, вера в И. Христа и надежда на его милосердие, устное изложение грехов пред священником и разрешение священника, также устное, по известной формуле ("Чин" исповеди печатается в "Требнике", а также отдельно). В Ветхом Завете П. сначала состояло во внешних очистительных обрядах, посте и т. п.; позже пророки возвысили понятие о П. и требовали, кроме внешних очищений и жертв, сердца Богу сокрушенного и смиренного (Псал. LI, 19) и перемены жизни к лучшему (Исаия I, 16—17; Иезекииль XXXIII, 14—15). Евангелие понимает П. не просто как раскаяние, но и как возрождение, полное изменение (μετανοία) существа. Во времена апостольские обозначаются два вида П.: тайного, перед священником, и открытого, публичного, перед всем обществом церковным (Деян. XIX, 58; Иак. V, 16). Во II и III вв. о существовании публичного П. говорят Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Киприан. В III в. П. было подробно регламентировано для так называемых падших (lapsi), т. е. отрекшихся от Христа во время гонений, но после снова возвращавшихся в церковь. Для них определено было четыре степени П. (по мнению некоторых ученых — три или пять): плачущих (προσκλαίωντες), слушающих (άκροώμενοι), припадающих (προσπιπτοντες, ύποπίπτοντες) и предстоящих, или вместе стоящих (συνισταμενοι). "Плачущие", стоя на коленях во внешнем притворе церкви, просили входящих в храм помолиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии в церковь; "слушающие" стояли во внутреннем притворе храма, впереди оглашенных, и вместе с ними удалялись из храма; "припадающие" стояли в самом храме, при входе, перед вдовицами и старцами; по выходе "слушающих" они "припадали" ниц, исповедовали грех свой и затем удалялись из храма; "предстоящие" занимали в церкви место слева впереди и отличались от верных только тем, что не могли ни делать приношений в церковь, ни причащаться св. таин. Публичному П. в древней церкви подвергались не только lapsi, но также впавшие в ересь и в особенно тяжкие грехи. Срок публичного П. был иногда очень продолжителен: П. падших продолжалось по правилам Петра Александрийского 4 года, по правилам Анкирского собора — 6 лет, по правилам Первого Вселенского собора — 20 лет. По просьбам и настояниям гражданских властей срок публичного П. иногда сокращался; иногда такое сокращение делалось и по усмотрению самой церкви. Были случаи добровольного публичного П., как особый вид подвижничества благочестивых, по смирению, а не по действительной виновности. Грехи, от которых очищались публичным П. по суду церкви, были: святотатство, убийство, блуд, кровосмешение, оскорбление величества и делание фальшивой монеты. Так как исповедь перед всеми представляла некоторые неудобства, то с половины III в. в церквах был учрежден особый чин священника-духовника (πρεσβιτερος επί της μετανοίας, poenitentiarius), который наедине выслушивал. исповедь подлежавшего публичному покаянию; но это учреждение скоро было отменено, а вслед за тем перестало существовать на Востоке и публичное П. (около 400 г.). На Западе оно прекратилось не ранее VII века. Место его занимают усиленные молитвы, особые дела благотворительности и другие подвиги благочестия, совершаемые под надзором и руководством пресвитера, и в крайнем случае — отлучение от причащения на тот или другой срок (см. "Исповедание веры Восточной церкви" Митрофана Критопула и "Ответ патриарха Иеремии лютеранам" по поводу аугсбургского исповедания). IV-й Латеранский собор определил, чтобы к таинству П. однажды в год непременно приступали все пришедшие "в разумный возраст", под угрозою отлучения от церкви и лишения христианского погребения. Это определение подтвердил собор Триентский, предписавший то же самое и священникам. В XII в. на Западе устная исповедь с перечнем грехов не всеми считалась необходимою для получения прощения; некоторые признавали достаточным одно внутреннее раскаяние. Ричард Сен-Викторский учил, что священник может освободить от наказания за грех, но не от виновности; Фома Аквинат — что священник не может освободить от грехов, но может освободить от виновности и наказания. Кафары и вальденцы отвергали устную исповедь. С XII в. прежняя формула разрешения: "misereatur tui omnipotens Deus et dimitiat tibi omnia peccata tua, et perducet te in vitam aeternam" заменена словами священника: "ego absolvo te". Лютер сначала удержал П. в числе таинств, сохранив и устную исповедь (хотя и не считал необходимым полный перечень грехов исповедующимся), и разрешение пастора для готовившихся к причащению (Аугсбургск. исповед. II, 12, 25), но потом признал разрешение пастора не необходимым, усмотрев сущность П. в истинном раскаянии и скорби о грехе. С течением времени изустное исповедание грехов вышло из обычая у лютеран; позднейшие усилия восстановить его были безуспешны. В настоящее время в ортодоксальном лютеранстве существует лишь общее публичное П. и общее же разрешение, преподаваемое пастором. В церкви реформатской устной исповеди не существует вовсе; по ее учению, нужно исповедоваться лишь одному Богу, все равно, общею ли исповедью или единолично, в храме. Позволяется также исповедоваться кому-либо из своих близких или пастору, чтобы выслушать от них наставление или утешение (Confessio Helvet., 1,14); ныне, однако, такая исповедь не практикуется. В православной церкви существует правило, по которому каждый православный должен приступать к таинству П. не менее одного раза в год (обыкновенно — в Великом посту, а также в другие три поста— Рождественский, Успенский и Петров). Священник обязан хранить исповедь в тайне — за огласку исповеданных ему грехов он подвергается по духовному регламенту лишению сана. Если бы, однако, кто-либо на исповеди объявил о своем злом умысле против государя и общественного порядка и при этом не выразил бы раскаяния и решимости оставить свое намерение или тайно, но умышленно произвел в народе соблазн, могущий иметь вредные последствия для церкви и общества (напр. вымышленное чудо) и, исповедуясь, не изъявил намерения уничтожить соблазн публичным раскаянием в обмане, священник должен немедленно обо всем донести архиерею; подробности исповеданного, однако, он сообщает не ранее, как на формальном суде. Священник не имеет права исповедовать несколько человек разом, даже малолетних. Священнику запрещается пользоваться исповедью как средством для каких-либо вымогательств и личных просьб. Плата священнику за исповедь запрещена и государственными, и церковными постановлениями. Из монашествующих исповедовать могут только имеющие сан не ниже иеромонаха, и не иначе, как с разрешения архиерея. Ср. Исповедные книги (росписи). См. В. И. Долицкий, "Об исповеди" ("Христианское чтение", 1842); "Покаяние" (там же, 1825); "Церковное запрещение и разрешение" ("Православный собеседник", 1860); А. Шостьин, "Превосходство исповеди православной пред католической" ("Вера и разум", 1887, 1); Алмазов, "Тайная исповедь" (1894).

    Д. Б—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    церковное, исповедь, христианское таинство (магически-культовый обряд). См. в ст. Таинства.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. покая́ние;
    2. покая́ния;
    3. покая́ния;
    4. покая́ний;
    5. покая́нию;
    6. покая́ниям;
    7. покая́ние;
    8. покая́ния;
    9. покая́нием;
    10. покая́ниями;
    11. покая́нии;
    12. покая́ниях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПОКАЯ́НИЕ, -я, ср.

    1. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке (книжн.). Принести п.

    2. То же, что исповедь (в 1 знач.). Церковное п. П. в грехах.

    • Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) оставить кого-н. в покое, перестать донимать чем-н.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Признание в совершенном проступке, в ошибке.

    Гурову было уже скучно слушать, его раздражал наивный тон, это покаяние, такое неожиданное и неуместное. Чехов, Дама с собачкой.

    Она хотела слов, но он молчал: у него не было склонности к покаянным речам. Он считал, что можно прекрасно обойтись без объяснений и покаяний. Николаева, Жатва.

    2.

    Признание верующим своих грехов перед священником; исповедь.

    — Сколько-то прожил он и помер скорою смертью без покаяния. Пал у себя в келье и умер. Короленко, За иконой.

    ||

    Наказание, налагавшееся судом в дореволюционной России за некоторые преступления, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве.

    Суд приговорил Королькова к восьмимесячному тюремному заключению за убийство без заранее обдуманного намерения и к церковному покаянию. Серафимович, Заметки обо всем.

    - отпустить душу на покаяние

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ПОКАЯ́НИЕ, покаяния, ср.

    1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (книжн.).

    2. Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником (церк.).

    3. Налагавшееся дореволюционным судом за некоторые преступления наказание, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве (дорев.). Приговорить к церковному покаянию.

    Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) - оставить кого-нибудь в покое, перестать донимать кого-нибудь перестать приставать к кому-нибудь.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Добровольное признание в совершенном проступке.

    отт. Признание своей вины в чем-либо, какой-либо ошибки.

    2.

    Признание в своих грехах перед священником; исповедь.

    3.

    разг.

    Раскаяние в чем-либо.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ПОКАЯНИЕ церковное - то же, что исповедь.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. penance церк.;
    penitence, repentance (раскаяние);
    confession приносить покаяниепокаян|ие - с.
    1. (исповедь) confession;
    церк. (наказание) penance;

    2. (раскаяние) repentance;
    ~ дорого стоит repentance costs dear/is never too soon;
    признание - сестра ~ия confession is the first step to repentance;
    отпустить душу на ~ let* smb. alone, leave* smb. in peace;
    ~ный repentant, penitent.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    покаяние с Buße f c (искупление вины); Beichte f c (исповедь); Reue f (раскаяние)

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Buße f(искупление вины); Beichte f(исповедь); Reue f(раскаяние)

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    1)(признание) confession f; repentir m(раскаяние); repentance f

    принести покаяние — faire pénitence

    2)церк. pénitence f



    отпустить душу на покаяние шутл. — laisser aller en paix

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    1)confesión f; arrepentimiento m(раскаяние)

    2)церк. penitencia f



    отпусти́ть ду́шу на покая́ние шутл. — absolver(непр.) vt, dejar en paz

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    confessione f, pentimento; penitenza f тж. церк.; ravvedimento m(раскаяние)



    отпустить душу на покаяние шутл. — lasciar (andare) in pace

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Энциклопедия Кольера

    в христианстве, выражение раскаяния в совершенных грехах, позволяющее грешнику надеяться на прощение, даруемое ему в акте отпущения грехов. В католическом и православном богословии покаяние рассматривается как одно из семи таинств. В древней церкви существовала практика публичного покаяния перед общиной и тайного - перед пресвитером. Во 2-3 вв. была разработана торжественная процедура возвращения в лоно церкви т.н. падших (lapsi) - христиан, отпавших от церкви во время гонений императора Деция (250-251). Раскаявшиеся грешники получали при этом отпущение грехов, однако такое отпущение могло быть получено только раз в жизни. Сложность процедуры публичного покаяния постепенно привела к отказу от нее (подобное покаяние совершалось только в случаях тяжелых прегрешений). Со временем эту практику заменил монашеский обычай "открытия своей совести" настоятелю или духовному наставнику, и в раннесредневековую эпоху на Западе возникает практика покаяния перед священником; на согрешившего могли налагаться суровые епитимьи, сам же акт покаяния допускал повторение. IV Латеранский собор (1215) обязал верующих ежегодно исповедываться, был сформулирован принцип тайны исповеди. Налагаемые наказания (епитимьи) со временем свелись к духовным упражнениям и делам благочестия, совершаемым под наблюдением священника. Позднее возникло представление, что за прегрешение человек непременно должен подвергнуться временному наказанию либо в этой жизни, либо в чистилище, если он не получил отпущения грехов. В средневековой Европе бытовало мнение, что в случае необходимости покаяние может быть принято и мирянином (например, когда солдаты исповедуются друг другу накануне сражения), а на православном Востоке покаянную исповедь предпочитали приносить монаху, даже если он не был священником. Три главных акта, совершаемых кающимся и сформулированных католическими теологами, восходят к практике покаяния, принятой в древней церкви; это сожаление (сокрушение) о содеянных грехах, исповедание грехов перед священником и удовлетворение - исполнение наложенных епитимий. При этом исповедник (священник-духовник) обладает властью давать душеспасительные советы, назначать наказания и даровать отпущение грехов. В восточном православии таинство покаяния (исповедь) носит менее формализованный характер, и основной акцент здесь делается на совет исповедника. В эпоху Реформации Лютер сохранил таинство покаяния как одно из средств, позволяющих снискать дар благодати, в качестве индивидуального или публичного акта (аналогичного тем, которые закреплены в литургических формах Римско-католической церкви). Реформатские церкви отказались от индивидуальной исповеди. В Англиканской церкви священник при рукоположении получает власть давать отпущение грехов, решение же о необходимости покаяния принимает сам верующий.

    Современное католическое учение. После II Ватиканского собора чин таинства покаяния был пересмотрен, и в 1973 папа Павел VI утвердил новый Чин покаяния (Ordo penitentiae) Римско-католической церкви, в котором при сохранении церковного учения о покаянии была реформирована обрядная сторона таинства примирения с церковью.

    См. также ИСПОВЕДЬ.

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  29. Источник: Энциклопедия Кольера



  30. Философская энциклопедия

    ПОКАЯНИЕ

    ПОКАЯНИЕ — признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них; одно из таинств православной и католической церквей. У древних греков понятие покаяния (греч. μετάνοια) означало раскаяние по поводу отдельных частных поступков. В Свящ. Писании оно обретает смысл сугубо религиозно-нравственный, определяя собою характер и направление всей личной жизни человека, его поведения. Существенное значение приобретает покаяние в учении Нового Завета: оно опосредствовано обращением (греч. έπιστρέφειν) человека к Богу, через него достигается спасение человека, его переход из области греха в жизнь вечную. Покаяние предполагает не просто перелом в образе мыслей, обретение новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с его волей. Покаяние включает два момента, связанные между собой, — отрицательный и положительный; оно подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога — любящего и милостивого Отца, надежду на прощение. Покаяние и вера, неразрывно связанные, составляют две стороны одного нераздельного акта обращения человека ко Христу, и потому могут составлять единое словосочетание “покаянная вера”; если при совершении греховных поступков человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлен на служение только Богу, на самопожертвование ради Него — в этом суть религиозного смысла покаяния. Одно из семи христианских таинств, установленное самим Христом, покаяние, находит естественное выражение в исповеди. Первоначально оно состояло только во внешних очистительных жертвах; затем пророки стали требовать при покаянии и внутреннего изменения. В Евангелии покаяние понимается как духовное возрождение человека. Во времена апостолов было два вида покаяния: а) тайное перед священником и б) открытое, публичное — перед всем церковным обществом. Под исповедью подразумевался не только единичный акт устного изложения грехов, а определенный круг покаянных подвигов, иногда многолетних, основание которых составляла эпитимия — наказание за грехи.

    Согласно христианскому учению, покаяние не достигается целеустремленным действием лишь собственных духовных сил человека; оно становится возможным только с помощью Божественной силы — благодати. Св. отцы подчеркивают, что покаяние происходит через благодать, дарованную Богом, т. е. через милость Господа. Необходимость покаяния существенна для всех при жизни — как для грешных, так и для праведных (Рим 3:23); по смерти его нет (Мф 9:6; Лк 13:24—25). Через приобретение крайнего смирения покаяние может возвести человека на самый верх добродетелей — оно может привести к святости. Как способствует покаянию смирение, так мешают ему страсти, противоположные смирению, — гордость и самооправдание. Если рассматривать покаяние как переживание духовного подвига, то его противоположностью, как считают отцы Церкви, является переживание отчаяния. Результатом покаяния становится победа человека над грехом, т. е. свободное преодоление греха и обращение к добродетели, — в этом состоит нравственное самоопределение человека. Под действием его свободной воли, с одной стороны, и Божественной благодати — с другой, происходит переход от “ветхого” состояния души в новое, человек самоопределяется в свободе. Психологический аспект покаяния состоит в свободно-сознательном отношении к нравственной норме, согласно которой человек оценивает свое наличное, эмпирическое религиозно-нравственное состояние и на основании добросовестного самоиспытания произносит приговор греховному содержанию своей жизни, определявшейся эгоизмом.

    И. Н. Михеева

    Смысл таинства покаяния состоит в том, что верующий, добровольно и искренне исповедавшись перед священником в своих грехах, получает от него прощение от имени Иисуса Христа. Необходимость этого таинства обосновывается тем, что человек не может быть безгрешным, а потому должен жаждать очищения души от скверны. Уже Иоанн Предтеча принимал, согласно Евангелию, исповедание грехов от приходивших к нему креститься. В первом соборном послании апостола Иоанна Богослова дается следующее разъяснение: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас” (1 Ин 1:9—10). Несомненно, что осознание человеком того, что он живет не так, как следовало бы жить, присуще людям: противоборство склонностей и нравственного долга испытывает каждый. Отсюда раскаяние и потребность новой жизни. Церковное покаяние обязывает к устному исповеданию всех грехов, к осознанию вины и твердой решимости исправления. Покаяние именуется “вторым крещением”, примирением с Ботом и своей совестью. С покаяния начинается возрождение. Церковное покаяние требуется от всех, кроме младенцев (в православии кроме детей до 7 лет). По решению Тридентского собора покаяние должны совершать все католики, достигшие “разумного возраста”, под угрозой отлучения и лишения христианского погребения. Особую позицию по отношению к покаянию, как и другим таинствам, занимают протестантские церкви и секты. Они признают в основном только два таинства — крещение и причащение, но и им придается символическое значение как знакам общения с Богом. Устная исповедь перед священником отвергнута, но личная исповедь и покаяние перед Ботом считаются важнейшим средством очищения души.

    Богословы и религиозные философы проводят различие между раскаянием и покаянием, В покаянии есть раскаяние. Но раскаяние может быть разного рода, можно раскаиваться в том, что упустил выгоду или высказал правду во вред себе. Если раскаяние не переходит в покаяние и не сопровождается верой и надеждой на прощение, то оно может привести к отчаянию, к самоубийству или ко вседозволенности (“в рай мне все равно не попасть”). Покаяние, по церковному учению, дает очищение от грехов, но не гарантирует само по себе праведности в дальнейшем. Необходимы усилия самого верующего. “...Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф 11:12). Христианское учение о покаянии, несомненно, выразило общечеловеческое содержание, которое требует философского и психологического осмысления. Человек, не признающий за собой никакой вины и считающий себя во всем правым, должен быть отнесен к дурным, безнравственным людям. От таких людей произошло и происходит много бедствий и зла. Поэтому есть правда в словах: “Не покаешься — не спасешься”.

    Помимо церковного покаяния и исповеди, существует и внецерковное. Родион Раскольников и на каторге не испытывал мук совести, но однажды к нему пришло глубокое осознание неверности своего жизнепонимания и он почувствовал, что возвращается к “живой жизни”. Потребность исповедаться в своих грехах может находить разное выражение — в горячем признании своей вины перед близким или даже случайным человеком, напр. попутчиком в дороге. Существует литературный жанр исповеди: под таким названием известны сочинения Блаженного Августина, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого.

    Такого рода публичные исповеди выражают не только признание своих грехов, но и имеют целью помочь другим людям избежать ошибок и встать на путь истинной жизни.

    В. Н. Шердаков Лит.: Брянчаиинов И. Поучение второе в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии.— Он же. Аскетические опыты, т. 4. M., 1993; En. Варнава (Беляев). О боголюбезном и духовном покаянии.— Он же. Основы искусства святости, т. 1, отд. 3. Нижний Новгород, 1995; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению, [IV]. М., 1996.

  31. Источник: Философская энциклопедия



  32. Энциклопедический словарь

    ПОКАЯ́НИЕ -я; ср.

    1. Признание грехов перед священником; исповедь. Умереть без покаяния. // Церковное наказание за некоторые преступления или грехи, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве. Церковное п. Сослать в монастырь "на покаяние".

    2. Высок. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке. Искреннее, чистосердечное, публичное п. П. в слабостях. Возвратиться на родину с покаянием. Обойтись без покаяния. Принести п.

    3. Сожаление по поводу чего-л., раскаяние в чём-л. Слёзы покаяния. Вы пожалеете, что поехали, но дело не в покаянии.

    Отпустить душу на покая́ние. Шутл. Отпустить, не трогать, оставить в покое кого-л.

    * * *

    покая́ние

    церковное, то же, что исповедь.

    * * *

    ПОКАЯНИЕ

    ПОКАЯ́НИЕ церковное, то же, что исповедь(см. ИСПОВЕДЬ).

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    пока’яние — осознание своей греховности, переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о проступках, о всем неистинном в своей жизни, в самом себе, но нечто большее — осуждение всего этого и отход от него (2Кор.7:10 ). Покаяние не может быть без обращения (Деян.26:20 ), упования на Бога и стремления приносить добрый плод (Мат.3:8 ). Праведники не имеют нужды в покаянии (Лук.15:7 ) (но есть ли праведные на земле?). Покаяние есть дар Божий (Деян.5:31; Деян.11:18; 2Тим.2:25 ). (см. раскаяние)

  35. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  36. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (Мар.1:4,5, 2Кор.7:10 ) - есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Приносившие жертву о своих грехах по закону Моисееву раскаивались в них пред Богом и получали очищение их. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю для крещения предварительно исповедывали ему грехи свои. Но, как таинство новозаветной Церкви, покаяние установлено самим Иисусом Христом. Сначала Он обещал апостолам даровать власть разрешать грехи: "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мат.18:18 ). По воскресении же Своем Он на самом деле даровал им эту власть, когда сказал: "приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан.20:22,23). От кающегося требуется: искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и уверенность в Его милосердии. Кроме того, как приготовительное средство к покаянию, необходимы пост и молитва, которые могут расположить кающегося к сокрушению о грехах и к уверенности в милосердии Божием. Истинно кающиеся могут получить разрешение всех грехов своих, потому что нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Если же грехи против Духа Святого (упорное отрицание явных обнаружений Божественной силы, крайнее ожесточение сердца и отчаяние) признаются непростительными, то не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них.

  37. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  38. Энциклопедия кино

    ПОКАЯНИЕ, СССР, Грузия-фильм, 1984, цв., 153 мин. Народная драма.

    Структура картины чрезвычайно сложна. Действие фильма начинается в настоящем времени: Кети, украшая торт кремовыми церквушками, узнает о смерти Аравидзе. Когда она рассматривает в газете его фотографии, камера уходит в ее внутренний мир, где Кети наблюдает за похоронами Аравидзе, затем — ночью — извлекает из-под земли его труп и переживает свой арест. Причины ее поступка объясняются во время судебного процесса, который и ведет к конфликту между Абелем и Торнике. Когда Абель бросает труп Аравидзе в обрыв, отказав ему в вечном покое, камера возвращается к Кети, умиленно склонившейся над тортом.

    Круг кадра обращен в будущее, где ничего не случится и где не будет выхода из прошлого, о котором будет сказано во втором круге и обратном кадре. В действительности же неоднократного извлечения из могилы усопшего не было. Варлам в покое. Торнике не мучает совесть за семейные грехи. Никто не каятся. Кети не мстит. Царит прощение. Готовится торт.

    «Каждая дорога ведет к церкви, к Богу, и он — последний судья». — говорит старуха. Этой христианской идеей завершается фильм.

    Молчание и пассивность Кети отрицаются и подтверждаются одновременно. Месть находит прибежище в страхе.

    Второй круг описывает прошлое. Кети делит это прошлое с сидящими в зале суда. Обратные кадры — ее детство, родители, их арест (по указу Варлама) — в двойном отдалении воображаемого повествования. Здесь она — пассивная жертва.

    В этих обратных кадрах воспоминаний о прошлом — часть общей истории, известной каждому в зале. Аресты, очереди в пунктах приема посылок, ожидание новостей, разыскивание родного почерка на срубах лесов. Эта часть коллективной памяти о прошлом вполне узнаваема русским зрителем. Однако воображаемые действия Кети сами по себе уникальны. Там происходит признание Абеля священнику, который укрывает от него в своем подвале живописные полотна Сандро, отца маленькой Кети.

    Это только там Абель смотрит на себя в зеркало и видит два лица. Он разбивает зеркало, а за ним сидит Варлам.

    Варлам — представитель Бога. Зеркало скрывает истину и отражает раздвоенное состояние Абеля.

    «Покаяние» — картина вне времени, без жесткого указания на тридцатые годы. Образ Варлама Аравидзе объединяет в себе чаплинского «Диктатора», Муcсолини, Гитлера, Сталина и Берии. Действующие лица перекрывают три поколения: Аравидзе — отец, Абель — сын и Торнике — сын Абеля. У Абеля, как у народа, нет матери.

    У народа, как и у Абеля, есть Сталин.

    Кети Баратели не имеет связи с прошлым: ее родители — Нино и художник Сандро погибли по прихоти Варлама Аравидзе. У нее, никогда не имеющей детей, нет и будущего. Абель же имеет сына, который лишит себя жизни. Будущего нет ни для жертв, ни для угнетателей. Ни в настоящем, ни в будущем. В этом кроется глубокий пессимизм картины «Покаяние».

    Юстиция, охраняющая систему, не оберегает невиновного Сандро.

    А в процессе Кети судья открыто играет с кубиком Рубика.

    Если неверно работает система, то человеку любая мера ответственности велика. На этом фоне звучит объяснение Абеля: Варлам ничего дурного не сделал — время было такое. Торнике отрицает такой взгляд. Он просит прощения у Кети, берет на себя вину своих предков — и, взяв на себя последний грех, лишает себя жизни.

    Последний фильм Тенгиза Абуладзе завершает трилогию, начатую «Мольбой».

    В ролях: Автандил Махарадзе (см. МАХАРАДЗЕ Автандил Иванович), Ия Нинидзе (см. НИНИДЗЕ Ия Борисовна), Зейнаб Боцвадзе (см. БОЦВАДЗЕ Зейнаб), Кетеван Абуладзе, Эдишер Гиоргобиани (см. ГИОРГОБИАНИ Эдишер), Кахи Кавсадзе (см. КАВСАДЗЕ Кахи Давидович), Мераб Нинидзе (см. НИНИДЗЕ Мераб), Нино Закариадзе, Верико Анджапаридзе (см. АНДЖАПАРИДЗЕ Вера Ивлиановна), Нато Очигава, Борис Ципурия (см. ЦИПУРИЯ Борис), Акакий Хидашели, Лео Антадзе (см. АНТАДЗЕ Лео), Резо Эсадзе (см. ЭСАДЗЕ Резо Парменович), Акакий Хидашели.

    Режиссер: Тенгиз Абуладзе (см. АБУЛАДЗЕ Тенгиз Евгеньевич). Авторы сценария: Нана Джанелидзе, Тенгиз Абуладзе (см. АБУЛАДЗЕ Тенгиз Евгеньевич), Резо Квеселава. Оператор: Михаил Агранович (см. АГРАНОВИЧ Михаил Леонидович). Художник-постановщик: Георгий Микеладзе (см. МИКЕЛАДЗЕ Георгий). Композитор: Нана Джанелидзе. Звукорежиссер: Дмитрий Гедеванишвили (см. ГЕДЕВАНИШВИЛИ Дмитрий).

    Главный приз фильму ВКФ-87 в Тбилиси; Специальный Гран-при жюри МКФ в Канне-87, а также премия ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри; Специальный приз жюри и приз за лучшую мужскую роль (А.Махарадзе) МКФ в Чикаго-87; Приз «Иеста Бордсена» МКФ в Хаугесунде-87 (Норвегия); Ленинская премия (1988, за фильм); Призы Киноакадемии «Ника-87»: лучшему игровому фильму, режиссеру (Т.Абуладзе), художнику (Г.Микеладзе), сценаристам (Н.Джанелидзе, Т.Абуладзе, Р.Квеселава), оператору (М.Агранович), актеру (А.Махарадзе).

  39. Источник: Энциклопедия кино



  40. Лермонтовская энциклопедия

    «ПОКАЯНИЕ», первое стих. Л. (1829) в жанре лирич. исповеди. Этот жанр приобрел известность благодаря «восточным поэмам» Дж. Байрона 1813—16, распространился в рус. романтич. поэзии (А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев) и широко использован Л. (поэмы «Исповедь», «Боярин Орша», «Мцыри»). Лирич. исповедь объединяет черты лирич., эпич. и драматич. жанров: ситуация ее объективирована. Именно так обстоит дело в «Покаянии», где четко обозначены элементы драматич. поэтики и названы действ. лица (Дева, Поп). Как обычно в жанре «исповеди», действие происходит в переломный момент жизни героини: в стих., хотя и глухо, звучит мотив смерти («Я спешу перед тобою / Исповедать жизнь мою, / Чтоб не умертвить с собою / Все, что в жизни я люблю!»). Поэтич. смысл лирич. исповеди — в доказательстве того, что преступное или порочное в понятиях данной этич. системы м. б. оправдано и, более того, признано благородным с т.з. более широкой нравств. концепции.Однако, в отличие от поздних стихов, где герой приходит на исповедь, уверенный в своей правоте (Мцыри, напр., готов променять «две жизни за одну»), героиня«Покаяния» сознает свою нравственную преступность («...узнала...ничтожество свое: / Я любовью торговала; / И не ведала ее»). Этот мотив, характерный для творчества Л. 1829 (ср. «Преступник»), выводит «Покаяние» за пределы традиц. жанрового содержания лирич. исповеди, формируя семантич. поле с новыми полюсами драм. напряжения: этими полюсами становится мотив нравств. преступления, с одной стороны, и мотив страдания — «гееннского мучения» — с другой. Именно страдание оказывается той силой, к-рая может оправдать преступную героиню в глазах автора, а следовательно, и читателя — даже если гордость ее не сломлена и она не может рассчитывать на прощение религиозное («Если таешь ты в страданьи, / Если дух твой изнемог, / Но не молишь в покаяньи: / Не простит великий бог!..»).Автограф — ИРЛИ, тетр. II. Впервые — Соч. под ред. Висковатого, 1, 32—33. Датируется по нахождению в тетради.Лит.: Максимов (2), с. 135; Архипов, с. 86; Пейсахович, с. 449; Удодов (2), с. 291—92.

  41. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  42. Словарь церковнославянского языка

  43. Источник:



  44. Католическая энциклопедия

  45. Источник:



  46. Большой Энциклопедический словарь

  47. Источник: