гора, в 9 км. к вост.-юго-вост. от Назарета. У греков эта гора называется еще Итавириум (Ίταβύριον или Άταβύριον), у арабов — Джебель-Тор. Ф. — одно из часто встречающихся названий для гор;этого имени горы известны в Индии, в Аравии, на острове Родосе и пр.; многие выдающиеся между другими шаровидные холмы называются этим именем. Фавор значит собственно центральное выпуклое место, пуп. Возможно, что и в Галилее, кроме нынешнего Ф., были другие горы этого имени, и что одна из них, в верхней Галилее, была горой Преображения. Высоту Ф. Иосиф Флавий определял в 10 стадий, т. е. более чем в 1,5 версты. Вершина горы представляет продолговатую, слегка вдавленную и похожую на глазную впадину поверхность, в 25 стадий, т. е. около 5 верст в окружности. Гора эта совершенно отделена от всей цепи гор и округлена от подошвы до вершины, отчего и получила свое название. Когда хотели представить идею возвышенного и величественного, брали для сравнения гору Ф. Так, Иеремия сравнивает царя египетского, славного и могущественного между народами, с Ф. между горами (Иерем. XL VI, 18). Гора Ф. замечательна в истории по многим важным событиям. Во времена Судей с горы Ф. Варак, сопровождаемый пророчицей Деборой, сошел с 10-ю тысячами войска к потоку Киссону и разбил войско Сисары, военачальника Иавина, царя асорского (Суд. гл. IV и V). Здесь погибли братья Гедеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд. VIII, 18 — 19). Вершина горы Фаворской, со времен Антиоха Вел. (218 г. до Р. Хр.) до завоевания и разрушения Иерусалима римлянами при Веспасиане, постоянно служила укрепленным местом. Здесь римский проконсул Габиний разбил старшего сына Аристовулова, Александра, бежавшего из плена и произведшего возмущение в Иудее. Во время войны иудейской гора Ф. в течение 40 дней укреплена была евреями и Флавием против Веспасиана. Эти укрепления были окончательно разрушены во время возмущения евреев при импер. Адриане. Предание церкви издревле признает гору Ф. горой Преображения Господня. Равноапостольная Елена воздвигла на Ф. храм во имя свидетелей Преображения — апост. Петра, Иакова и Иоанна, или по другим — Иисусу, Моисею и Илии. Следы этого храма имеются доселе. Здесь долгое время греческий епископ ежегодно совершал литургию; доныне католические иноки Назарета совершают здесь литургию в день Преображения. В VIII в. здесь существовал монастырь с церковью. Крестоносцы возобновили укрепление на Ф., при подошве которого лежала главная дорога от Египта к Дамаску; около этого времени здесь была кафедра архиепископа, находившаяся в зависимости от патриарха иерусалимского. Танкред, герой первого крестового похода (1088—1112), основал на горе Фаворской церковь, клюнийцы — монастырь. При султане Бибарсе, в 1263 г., все это было разрушено сарацинами. В настоящее время на Ф. построены два новые монастыря, греческий — на месте византийской церкви, и латинский — на месте монастыря Танкреда; каждый из них полагает, что построен на месте Преображения. См. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. IV, СПб., 1884); С. Терновский, "Очерки из церковно-исторической географии" (Казань, 1899).
Военная история. Во время своего похода в Сирию, в 1799 г., Бонапарт, занятый осадою Акки, в начале апреля получил известие, что дамасский паша Абдалла, собрав у Дамаска до 30 тыс. войска, идет на освобождение осажденных, которые в тоже время ожидали десантного турецкого корпуса с о-ва Родоса. Все это делало положение французов, считавших в своих рядах всего около 9 тыс., крайне опасным, тем более, что к Абдалле должно было присоединиться еще около 10 тыс. из Наблуса и с левого берега Иордана. Небольшие французские отряды Виаля, Мюрата и Жюно высланы были на разведки. 8-го апреля Мюрат разбил у моста Якуба правую колонну противника (8 тыс.), предводимую сыном Абдаллы, и, отбросив ее к Дамаску, отошел к Акке. В тот же день Жюно обнаружил присутствие главных сил неприятеля (25 тыс.) на р. Иордане, против Назарета. Узнав об этом, Бонапарт выслал на помощь Жюно дивизию Клебера (2,5 тыс.), а 14 апреля направился к нему сам с пехотной дивизией Бона, кавалерией и 8 орудиями. В последовавшем, еще до его прибытия, ряде дел на равнине Эздрелон, близ Ф., Клебер, окруженный несравненно превосходными силами, очутился в критическом положении. По приходе Бонапарта французы перешли в наступление, окончившееся совершенным поражением неприятеля. Победа эта, стоившая французам более 300 человек выбывшими из строя, избавила их от грозившей опасности, но к решительным результатам не привела.
ФАВО́Р, -а, муж. (устар.). Покровительство, протекция (употр. теперь в нек-рых выражениях). Барский ф. Быть в фаворе у кого-н. (пользоваться чьим-н. покровительством; разг.). Он сейчас не в фаворе (разг.). Попасть в ф. (разг.).
-а, м.
Покровительство, протекция, особое расположение какого-л. влиятельного лица (преимущественно в выражениях: быть в фаворе, пользоваться фавором, попасть в фавор).
Когда заметили в городе, каким фавором она пользовалась у губернаторши, с ней перестали обращаться небрежно. И. Гончаров, Воспоминания.
Попасть в фавор к жене Стесселя — это значит заручиться лучшей у нас протекцией. Степанов, Порт-Артур.
[лат. favor]
ФАВО́Р, фавора, мн. нет, муж. (от лат. favor) (разг.). Покровительство, предпочтение, протекция, преим. в выражении: быть в фаворе у кого - пользоваться чьим-нибудь покровительством, предпочтением. Он у нее в фаворе.
м.
Благосклонность, покровительство, особое расположение какого-либо влиятельного лица.
(лат.), благосклонность, расположение влиятельного лица к к.-л. из своих приближенных.
фаво́р "милость (монарха)", начиная с Петра I; см. Смирнов 301. Вероятно, через польск. fаwоr "благосклонность" (w faworze) из лат. favor.
муж.;
только ед.;
уст. быть в фаворе у кого-л. ≈ to be in smb.'s good graces;
to be in favour (with) быть не в фаворе у кого-л. ≈ to be out of favour with smb.;
to be in smb.'s bad booksм.: быть в ~е у кого-л. be* in smb`s good graces;
быть не в ~е у кого-л. be* out of favour with smb., be* in smb`s bad books.
м. разг.
faveur f, grâce f
быть в фаворе у кого-либо — être en faveur auprès de qn, être dans les bonnes grâces de qn
м. книжн.
favor m, merced f, gracia f
быть в фаво́ре (у кого-либо) — estar en favor (de), gozar de privanza (con)
быть не в фаво́ре — no estar en favor
м. книжн.
попасть в фавор — entrare nelle buone grazie di qd
пользоваться фавором — godere del favore di qd
быть в фаворе — essere il favorito / prediletto / delfino di qd
ФАВО́Р -а; м. [лат. favor] Книжн. Покровительство, протекция, особое расположение какого-л. влиятельного лица. Быть в фаворе. Пользоваться фавором. Попасть в ф. к кому-л. Когда заметили, каким фавором она пользовалась, с ней перестали обращаться небрежно.
1) гора в сев.-вост. части Изреельской равнины, прим. в 8 км вост. Назарета, Джебель-эт-Тор, новоевр. Хар-Тавор; ее выс. 588 м. У Ф., особенно приметного благодаря своему изолиров. положению (Пс 88:13; Иер 46:18), сходились границы уделов Завулона (Нав 19:12), Иссахара (ст. 22) и Неффалима (ст. 34). На Ф. Варак собирал колена Завулона и Неффалима на войну с Сисарой (Суд 4:6,12, 14). В НЗ Ф. не упоминается (см. Гора преображения);
2) упомянутый только в 1Пар 6:77 город, выдел. левитам из рода Мерари в уделе Завулона. Возм., это селение находилось на горе Ф. Есть доказат-ва, что оно существовало и в новозаветный период. Ученые высказывали предположение, что это Дабурие, располож. зап. горы, но, видимо, это все же Давраф, левит. город гирсонян в уделе Иссахара (Нав 21:28; 1Пар 6:72);
3) Фаворская дубрава в уделе Вениамина (1Цар 10:3); ее местонахождение неизвестно.
Фав’ор —
а) (Нав.19:22; Суд.4:6,12,14; Суд.8:18; Пс.88:13; Иер.46:18; Ос.5:1 ) — красивая, отдельно возвышающаяся гора в северной части Изреельской долины и несколько восточнее Назарета. Высота горы 320 м и она вся покрыта растительностью. Хотя имеется стойкое предание, что Преображение Господа перед Его учениками произошло на этой горе, это маловероятно, ибо в то время почти всю гору занимал римский гарнизон и на ней не могло быть уединенного места. Теперь эта гора называется Джебель-тур; (см. Преображение)
б) (1Пар.6:77 ) — город в уделе Завулоновом.