Словарь Брокгауза и Ефрона

    (scherzo) — пьеса игривого, шутливого, а иногда причудливого характера, в скором темпе; пишется в форме песни с трио (см. Симфония). У позднейших композиторов, напр. у Шумана, С. заключает в себе два трио. Когда в С. одно трио, последнее пишется в тональности по квинтовому направлению вниз от главной тональности, в которой пишется песнь. В форме песни с двумя трио первое трио пишется в тональности по квинтовому направлению вверх, а второе трио — по квинтовому направлению вниз от главной темы. Порядок чередования частей в последней форме следующий: песнь, 1-е трио, повторение песни, 2-е трио, повторение песни. В С. песнь пишется в3/4,трио — в3/4или2/4. Трио часто отличается от песни более спокойным характером. С. имеет в конце коду (см.). С. встречается в числе четырех отделений сонаты, квартета, симфонии; в этих формах оно следует или после первой части, или после второй. Со времени Бетховена С. стало заменять в них менуэт. С. пишется и отдельно, не составляя части большого сочинения. В таком случае С., как самостоятельная пьеса, получает более развития, в особенности в смысле введения больших ходов, связующих части С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (итал. scherzo, буквально — шутка)

    1) в 16—17 вв. в Италии распространённое обозначение одноголосных и многоголосных вокальных пьес на тексты шуточного, игривого характера. 2) Инструментальная пьеса, близкая к Каприччо. Нередко включалась в инструментальную сюиту, а с конца 18 в. вошла в сонатно-симфонический цикл — симфонию, сонату, квартет и т. п., иногда концерт, в которых заняла место прежнего менуэта — как правило, 3-й части цикла. Для С. типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена музыкальных мыслей, вносящая элемент неожиданного. Подобно бурлеске (См. Бурлеска), часто связано с выражением юмора — от весёлой шутки до мрачного, зловещего гротеска. Обычно С. пишется в репризной трёхчастной форме с Триоболее спокойного характера. Классический тип С. утвержден Л. Бетховеном; в последующее время крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симфонического цикла были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон и А. Брукнер на Западе, П. И. Чайковский, А. П. Бородина рус. музыке, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и Д. Д. Шостакович — в советской. В эпоху музыкального романтизма С. вновь возродилось и в виде самостоятельной музыкальной пьесы. В числе авторов таких С. для фортепиано — Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др., для оркестра — Ф. Мендельсон, П. Дюка, М. П. Мусоргский и др.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    СКЕ́РЦО, нескл., ср. Небольшое музыкальное произведение в оживлённом темпе.

    | прил. скерцозный, -ая, -ое (спец.) и скерциозный, -ая, -ое (спец.).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    нескл., ср. муз.

    Небольшое музыкальное произведение в живом, быстром темпе.

    Скерцо Мендельсона.

    ||

    Часть большого музыкального произведения (симфонии, сонаты) в таком темпе.

    [итал. scherzo]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    СКЕ́РЦО, нескл., ср. (итал. scherzo - шутка) (муз.). Небольшое музыкальное произведение в оживленном, быстром темпе. Скерцо часто входит в состав симфонии как вторая или третья ее часть.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    нескл. ср.

    Небольшое музыкальное произведение в живом, быстром темпе с подчеркнутым ритмом, иногда составляющее часть симфонии, сонаты и т.п.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    СКЕРЦО (итал. scherzo - букв. - шутка),1) в 16-17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).2) Часть сюиты (напр., у И. С. Баха).3) Часть сонатно-симфонического цикла, с кон. 18 в. постепенно вытеснявшая менуэт (симфонии Л. Бетховена, А. Брукнера, Г. Малера, Д. Д. Шостаковича и др.). Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр.4) С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо (Сюиты для фортепиано Ф. Шопена, Р. Шумана и др.).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    СКЕРЦО (итальянское scherzo, буквально - шутка) (музыкальное), инструментальная пьеса в быстром темпе, 3-дольная, часто с юмористическим оттенком. С конца 18 в. 3-я часть симфонии (Л. Бетховен, П.И. Чайковский). В 19 - 20 вв. также и самостоятельная, большей частью фортепьянная, пьеса (Ф. Шопен).

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    нескл.;
    муз. scherzoс. нескл. муз. scherzo.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    скерцо с муз. Scherzo ( '' s k E r - ] n 1, pl -s и -zi

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с муз.

    Scherzo n, pl -s и -zi

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. муз.

    scherzo m

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. нескл. муз.

    scherzo m

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с. муз.

    scherzo m

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Энциклопедический словарь

    СКЕ́РЦО неизм.; ср. [итал. scherzo - шутка] Муз.

    1. Часть музыкального произведения (симфонии, сонаты, квартета) в живом, стремительном темпе с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, обычно в трёхдольном размере. Играть бойкое, огненное с.; изящное, лёгкое с. Вторая часть симфонии - острое с. гротескового характера.

    2. Самостоятельное музыкальное произведение такого характера. Исполнять с. Шопена.

    Скерцо́зный, -ая, -ое. С. характер музыки, музыкального произведения. С. темп.

    * * *

    ске́рцо

    (итал. scherzo, буквально — шутка), 1) в XVI—XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).2) Часть сюиты (например, у И. С. Баха).3) Часть сонатно-симфонического цикла, с конца XVIII в. постепенно вытеснявшая менуэт (симфонии Л. ван Бетховена, А. Брукнера, Г. Малера, Д. Д. Шостаковича и др.). Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр.4) С XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо (скерцо для фортепиано Ф. Шопена, Р. Шумана и др.).

    * * *

    СКЕРЦО

    СКЕ́РЦО (итал. scherzo, букв. — шутка),

    1) в 16—17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди(см. МОНТЕВЕРДИ Клаудио) и др.).

    2) Часть сюиты(см. СЮИТА) (напр., у И. С. Баха(см. БАХ Иоганн Себастьян) ).

    3) Часть сонатно-симфонического цикла, с кон. 18 в. постепенно вытеснявшая менуэт(см. МЕНУЭТ) (симфонии Л. Бетховена(см. БЕТХОВЕН Людвиг), А. Брукнера(см. БРУКНЕР Антон), Г. Малера(см. МАЛЕР Густав), Д. Д. Шостаковича(см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) и др.). Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр(см. МЕТР (в музыке)).

    4) С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо(см. КАПРИЧЧО) (Сюиты для фортепиано Ф. Шопена(см. ШОПЕН Фридерик), Р. Шумана(см. ШУМАН Роберт (композитор)) и др.).

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Музыкальная энциклопедия

    (итал. scherzo, букв. - шутка).

    1) В 16-17 вв. распространённое обозначение трёхголосных канцонетт, а также одноголосных вок. пьес на тексты игривого, шуточного характера. Образцы - у К. Монтеверди ("Музыкальные скерцо" ("шутки") - "Sherzi musicali, 1607), А. Брунелли (3 собрания 1-5-гол. скерцо, арий, канцонетт и мадригалов -"Scherzi, Arie, Canzonette e Madrigale", 1613-14 и 1616), Б. Марини ("Скерцо и канцонетты на 1 и 2 голоса" - "Scherzi e canzonette а 1 е 2 voci", 1622). С нач. 17 в. С. становится также обозначением инстр. пьесы, близкой к каприччо. Авторами таких С. были А. Троило ("Симфонии, скерцо..." - "Sinfonie, scherzi", 1608), И. Шенк ("Музыкальные скерцо (шутки)" - "Scherzi musicali" для виолы да гамба и баса, 1700). С. вошло и в инстр. сюиту; в качестве части сочинения типа сюиты встречается у И. С. Баха (Партита No 3 для клавира, 1728).

    2) С кон. 18 в. одна из частей (обычно 3-я) сонатно-симф. цикла - симфонии, сонаты, реже концерта. Для С. типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена муз. мыслей, вносящая элемент неожиданного, внезапного и роднящая жанр С. с каприччо. Подобно бурлеске, С. часто представляет выражение в музыке юмора - от весёлой игры, шутки до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих, демонич. образов. С. обычно пишутся в 3-частной форме, в к-рой собственно С. и его повторение перемежаются трио более спокойного и лирич. характера, иногда - в форме рондо с 2 разл. трио. В раннем сонатно-симф. цикле третьей частью был менуэт, в сочинениях композиторов венской классич. школы место менуэта постепенно заняло С. Оно непосредственно выросло из менуэта, в к-ром появились и начали всё более выступать черты скерцозности. Таковы менуэты поздних сонатно-симф. циклов Й. Гайдна, нек-рых ранних циклов Л. Бетховена (1-я фп. соната). Как обозначение одной из частей цикла термин "С." впервые применил Й. Гайдн в "русских квартетах" (ор. 33, No 2-6, 1781), однако эти С. по существу не отличались ещё от менуэта. На раннем этапе формирования жанра обозначение С. или Scherzando порой носили финальные части циклов, выдержанные в чётных размерах. Классич. тип С. сложился в творчестве Л. Бетховена, к-рый оказал этому жанру явное предпочтение перед менуэтом. Это определялось выразит. возможностями С., намного более широкими сравнительно с менуэтом, ограниченным преим. сферой "галантных" образов. Крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симф. цикла на Западе явились в последующее время Ф. Шуберт, к-рый, однако, наряду со С. применял и менуэт, Ф. Мендельсон-Бартольди, тяготевший к своеобразной, порождённой сказочными мотивами особо лёгкой и воздушной скерцозности, и А. Брукнер. В 19 в. в С. зачастую использовались темы, заимствованные из фольклора др. стран ("Шотландская" симфония Ф. Мендельсона-Бартольди, 1842). Богатое развитие С. получило в рус. симфонии. Своеобразное нац. претворение этому жанру дали А. П. Бородин (С. из 2-й симфонии), П. И. Чайковский, к-рый включил С. почти во все симфонии и сюиты (3-я часть 6-й симфонии не носит назв. С., но по существу является С., черты к-рого объединены здесь с чертами марша), А. К. Глазунов. С. содержат мн. симфонии сов. композиторов - Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др.

    3) В эпоху романтизма С. стало и самостоят. муз. пьесой, гл. обр. для фп. Первые образцы таких С. близки к каприччо; подобного рода С. создавал уже Ф. Шуберт. По-новому трактовал этот жанр Ф. Шопен. В его 4 фп. С. исполненные высокого драматизма и зачастую мрачные по колориту эпизоды чередуются с более светлыми лирическими. Фп. С. писали также Р. Шуман, И. Брамс, из рус. композиторов - М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др. Встречаются С. и для др. солирующих инструментов. В 19 в. С. создавались и в виде самостоят. орк. пьесы. В числе авторов таких С. - Ф. Мендельсон-Бартольди (С. из музыки к комедии У. Шекспира "Сон в летнюю ночь"), П. Дюка (С. "Ученик чародея"), М. П. Мусоргский, А. К. Лядов и др.

    Литература: Becking G., Studien zu Beethovens Personalstil. Das Scherzothema, Lpz., 1921 (Abhandlungen des Sдchsischen Staatlichen Forschungsinstituts fьr Musikwissenschaft, H. 2); Adrio A., Menuett und Scherzo, "Der Musikerzieher", 1940, Jahrg. 36, S. 115 ff.

  33. Источник: Музыкальная энциклопедия



  34. Музыкальный словарь

    Итальянское слово scherzo в переводе -- шутка. Издавна оно привилось в музыке для обозначения ее характера -- живого, веселого, шутливого. Бетховен ввел название скерцо для одной из средних частей симфонии вместо традиционного ранее менуэта. А в середине XIX века композиторы стали называть так и самостоятельные пьесы, причем не только шутливые, но иногда и драматические или имеющие зловещий оттенок. Так, широко известны скерцо Шопена -- фортепианные пьесы, отличающиеся богатством образов, разнообразием содержания.

  35. Источник: Музыкальный словарь



  36. Большой Энциклопедический словарь

    СКЕРЦО
    СКЕРЦО (итал. scherzo - букв. - шутка),1) в 16-17 вв. обозначение вокально-инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).2) Часть сюиты (напр., у И. С. Баха).3) Часть сонатно-симфонического цикла, с кон. 18 в. постепенно вытеснявшая менуэт (симфонии Л. Бетховена, А. Брукнера, Г. Малера, Д. Д. Шостаковича и др.). Характерны резкие смены контрастных образов, быстрый темп, 3-дольный метр.4) С 19 в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо (Сюиты для фортепиано Ф. Шопена, Р. Шумана и др.).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  37. Источник: