Словарь Брокгауза и Ефрона

    в общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между лицами в этом отношении признать невозможно; некоторая степень В. необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово вдохновение (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обуславливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием, или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на В. мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов — напр., у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (т. е. также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманистов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение как на внутренний аффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно сущего или вечных идей (см. в особенности диалог "Федр"). Впрочем, у Платона — и еще более у позднейших неоплатоников — идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме. По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом как чужая сила — вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos: см. Hegel, "Encyklopädie der philosophischen Wissenschaften", § 560). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение. Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения — наряду с инстинктом, религиозным чувством и т. д. — к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест. Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством (см. Гений). Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на В. могут быть подведены под три главные точки зрения: 1) или В. понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил; 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания; 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основных взгляда отвечают, собственно, на три различных вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая, или производящая (causa efficiens, αρχή της χινήσεως), во втором — причина формальная, или идеальная (έίδος), в третьем — причина материальная, или субстрат (το ύποκείμενον). Во всяком случае, эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего.

    Владимир Соловьев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    психическое состояние, для которого характерно резкое возрастание внутренней активности личности, высокий эмоциональный подъём, напряжение духовных и физических сил человека. В. является одной из главных предпосылок процесса творчества и связано с наличием огромной сосредоточенности внимания, с мобилизацией памяти и воображения (См. Воображение) и интенсивной работой мышления. Всё это сопровождается обычно резким ограничением направленности личности, отключением её от того, что не имеет непосредственного отношения к решаемой творческой задаче. См. также Творчество, Интуиция.

    Лит.: Вудвортс Р., Экспериментальная психология, пер. с англ., М., 1950, гл. 25; Петровский А. В., Роль фантазии в развитии личности, М., 1961.

    А. В. Петровский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. вдохнове́ние;
    2. вдохнове́ния;
    3. вдохнове́ния;
    4. вдохнове́ний;
    5. вдохнове́нию;
    6. вдохнове́ниям;
    7. вдохнове́ние;
    8. вдохнове́ния;
    9. вдохнове́нием;
    10. вдохнове́ниями;
    11. вдохнове́нии;
    12. вдохнове́ниях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    ВДОХНОВЕНИЕ, вдохнуть, см. вдыхать.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ВДОХНОВЕ́НИЕ, -я, ср. Творческий подъём, прилив творческих сил.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Состояние творческого подъема.

    Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника : оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Белинский, Уголино. Соч. Н. Полевого.

    Что такое вдохновение? Это полнота сил, располагающая к наилучшему восприятию впечатлений и передаче их другим. Паустовский, Воспоминание о Крыме.

    2.

    Состояние душевного подъема, сильной увлеченности; воодушевление.

    Вдохновение [Малика] передалось бойцам, они забыли усталость, страх и открыли такой огонь, как будто это были не остатки измученного, поредевшего взвода, а целая свежая рота. Б. Полевой, Рождение эпоса.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ВДОХНОВЕ́НИЕ, вдохновения, ср. (книжн.). Творческое одушевление, состояние творческого подъема. «Не часто к нам слетает вдохновенье.» Дельвиг. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.» Пушкин.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Состояние творческого подъема, прилив творческих сил.

    2.

    Приподнятое душевное состояние, настроение; воодушевление.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. inspirationвдохновен|ие - с. inspiration;
    прилив ~ия a rush of inspiration;
    ~но in an inspired manner, with inspiration;
    with enthusiasm, enthusiastically;
    ~но трудиться work with enthusiasm;
    ~ный inspired.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    Inspiration f; Begeisterung f(воодушевление)

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    вдохновение с Inspiration f; Begeisterung f (воодушевление)

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    inspiration f; enthousiasme m, feu m sacré; verve f

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    inspiración f, vena f; estro m(поэтическое)

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    ispirazione f, estro m

    музыкант играл с вдохновением — il musicista suonava con ispirazione

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Литературная энциклопедия

    Вдохновение

    ВДОХНОВЕНИЕ — см. ст. «Творческий процесс».

  29. Источник: Литературная энциклопедия



  30. Философская энциклопедия

    ВДОХНОВЕНИЕ

    см. Инспирация.

  31. Источник: Философская энциклопедия



  32. Энциклопедический словарь

    ВДОХНОВЕ́НИЕ -я; ср. Состояние наивысшего подъёма душевных сил. Творческое, поэтическое в. Петь с вдохновением. В. нашло на кого-л. (разг.).

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. История слов

    См. ПО СТРУНКЕ

  35. Источник:



  36. История слов

    ВЛИЯНИЕ, ВДОХНОВЕНИЕ. Изменение значений основного, как бы стержневого слова семантической группы ведет к переосмыслению и других слов, принадлежащих к той же группе. Например, новые отвлеченные значения, сложившиеся у слова влияние в конце XVIII в. (ср. лат. influentia, франц. influence, немецк. Einfluss), передаются и глаголу влиять и имени прилагательному влиятельный. За семантической эволюцией слова вдохновение в 20 — 30-х гг. XIX в. следует изменение значений слова вдохновенный в том же направлении и образование новых слов: вдохновитель, вдохновительница, вдохновительный, вдохновить — вдохновлять с теми же смысловыми оттенками.

    Публикуется по сохранившейся в архиве рукописи. — М. Л.

  37. Источник:



  38. Тезаурус русской деловой лексики

  39. Источник:



  40. Толковый словарь Даля

  41. Источник: