термин древнерусского финансового права. Древнерусские летописные своды употребляют его прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные племена славянские платили своим победителям: на С — варягам, на Ю — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. Как скоро выходцы-норманны превратились в оседлых русских князей, Д. потеряла значение контрибуции и стала податью, платимою населением государству. Старая Д., как контрибуция, платилась не с головы, а с плуга или с дыма, т. е. либо с известного количества пашни, либо со двора. В XI, XII и первой половине XIII вв. Д. была прямою податью. В XIII в. вследствие татарского разгрома Русь опять знакомится с Д. как военною контрибуцией, взимаемой теперь в пользу ханов Золотой Орды. Д. как подать и теперь, однако, не исчезла; она взималась вместе с Д. татарскою и таким образом как бы слилась с нею. С прекращением платежа Д. в Орду Д. — прямая подать снова получает самостоятельное значение. Новостью во время взимания татарской дани было так называемое "число", установившее размеры Д. в обязательном для князей окладе, именно по полугривне с сохи, а "в сохе числиша два мужи работники"; та же единица обложения действовала и при взимании Д.-прямой подати. К началу XVII в. Д., или данными деньгами, стали называть целую группу налогов, а именно, кроме древней прямой подати (Д. в собственном смысле — подати, некогда имевшие специальное происхождение и назначение: военное, как пищальные и емчужные деньги; военно-инженерное, как сбор за городовое и засечное дело; административное, как сбор за наместнич. корм и доход, казначеевы и дьячьи пошлины. Все Д. деньги собирались с одних и тех же окладных единиц, а с 20-х г. XVII в. — с одного и того же количества этих единиц. Входя в состав окладных государственных доходов, Д. нередко в XVII в. называется вообще сбором "с сошного письма" или "с живущих вытей", причем в местностях, впервые заселенных в XVII в., ее не заметно, как, напр., в местностях городов Севского и Белгородского полка. Д. вместе с оброком составляла одну группу доходов Московского государства, носившую особое название четвертных доходов и поступавшую в особые финансовые учреждения, так назыв. четверти (Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская и Новгородская). К концу XVII в. в этой группе доходов все более и более выступают вперед оброчные деньги. Вообще Д. в финансовой истории Московского государства XVII в. не играет почти никакой роли. Наиболее типичным примером может служить таблица доходов с Нижнего Новгорода: в общей сумме доходов с города и уезда Д. занимает, если не принимать во внимание неокладных сборов, последнее место, именно: в 1614 г. Д. составляет всего лишь 3%, в 1619 г. — 1,1% и в 1620 г. — 1%. 5 сентября 1679 г. решено было все старые прямые подати данные, стрелецкие, ямские и полоняничные отставить "до валовых писцов" и брать вместо всех них по 1 р. 30 к. с двора в стрелецкий приказ. В 1681 г. эта временная подать под именем стрелецкой превратилась в постоянную, видоизменившись в окладе, и окончательно заменила собою всю категорию податей "с сошного письма" или "четвертных"; уцелели только оброчные подати да ямские и полоняничные, в течение всего XVII в. сохранявшие свою отдельность от исчезнувшей Д. В литературе до последнего времени преобладали довольно сбивчивые и неясные представления о Д. как прямой подати. Главным образом способствовали выяснению термина Д. труды П. H. Милюкова: "Госуд. хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформы Петра В." и "Спорные вопросы финансовой истории Московского государства"; в первом труде указана литература вопроса.
В. Сторожев.
первоначально натуральный или денежный побор, взимавшийся победителями с побежденных племён или государств (иногда Д. уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны). В условиях консолидации подчинённых племён под властью одного племенного вождя (князя) и в процессе складывания раннефеодального государства Д., взимавшаяся с этих племён, приобретала новое значение — налога, а в результате пожалования права его сбора дружинникам, духовенству, светским феодалам трансформировалась в феодальную ренту.
На Руси Д. известна с 9 в. Подчиняя отдельные племена, князья облагали их Д. (деньгами, натурой, в том числе мехами и пр.). Рост феодальной собственности на землю привёл к захвату феодалами права взимания Д. и включению её в состав феодальной ренты. В 13—15 вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от уплаты Д. С образованием единого Русского государства Д. на рубеже 15—16 вв. стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. Отменена в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один — стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церковных причтов церковную Д. (часть дохода от взносов прихожан). В 13—15 вв. специальная разновидность Д. взималась с русских земель в пользу Золотой Орды (См. Золотая Орда) (т. н. ордынский «выход»).
Лит.: Лаппо-Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований, СПБ , 1890; Милюков П. Н., Спорные вопросы финансовой истории Московского государства, СПБ, 1892.
ДАНЬ, -и, жен.
1. В старину: подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых.
2. перен., чего. То должное, что нужно воздать кому-чему-н. (книжн.). Принести д. уважения кому-н.
3. перен., чему. Вынужденная уступка чему-н. Д. моде. Д. традиции.
• Отдать дань кому (чему) оценить в полной мере. Нужно отдать дань его находчивости (он очень находчив).
-и, ж.
1. ист.
Подать с населения в древней Руси и некоторых других странах, взимавшаяся князем, военачальником или победителем с побежденного племени, народа.
С востока, из-за Волги, пришел чужой, иноязычный народ, и ханы его наложили тяжелую дань на вольные племена. Либединский, Горы и люди.
2. перен.
То, что следует воздать; должное.
Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения. Писарев, Базаров.
3. перен.; чему.
Необходимая или невольная уступка чему-л.
Дань времени.
□
Хотя капитаны — товарищи Хмары — и называли его «морским волком», но это прозвище было только данью традиции. Паустовский, Рождение моря.
отдавать{ (или платить)} дань 1) (кому-чему) воздавать должное, ценить в полной мере. Росло души неясное желанье, Со счастьем грусть мешалась пополам; То юности платил, должно быть, дань я. А. К. Толстой, Портрет; 2) (чему) делать неизбежные уступки. Не думайте, что одни ограниченные умы платят дань предрассудкам своей касты. Герцен, Письма об изучении природы.
ДАНЬ, дани, жен. (книжн.).
1. Подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа (ист.). Русь платила дань татарам.
2. перен., только ед. То, что следует воздать, оказать кому-чему-нибудь, должное. Дань дружбе. Отдавая дань нашим предшественникам, мы всё же вынуждены действовать иначе. Принести дань уважения кому или чему-нибудь.
❖
Отдать дань природе - см. природа.ж.
1.
Подать, налог, сбор, взимавшиеся князем, военачальником и т.п. со своих подданных или победителем с побежденного племени, народа (на Руси IX - XIII вв. и некоторых других странах).
отт. Плата за что-либо.
2.
Приношение, пожертвование; дар.
ДАНЬ - натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с 9 в. В 11-16 вв. слово "дань" означало налог и феодальную ренту. В 13-15 вв. дань ("выход") собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.
ж., укр. дань, ст.-слав. дань τέλος (Супр.), болг. дан, чеш. daň, польск., в.-луж., н.-луж. dań. Родственно др.-инд. dā́nam "дар, пожертвование", лат. dōnum, кимр. dawn "дар"; другая ступень вокализма: алб. тоск. dhënë, гег. dhąnë "дар". Из слав., по-видимому, заимств. лтш. dãn̨a, dãnis – то же и, несомненно, лит. donìs (лит. duonis не существует, вопреки Бернекеру 1, 179); см. Буга, РФВ 67, 236; М. – Э. 1, 447; Траутман, BSW 57; Г. Майер, Alb. Wb. 83; Уленбек, Aind. Wb. 124. См. дать.
жен. tribute, levy ист.;
tribute, homage, contribution, due перен. отдавать дань уважения кому-л. ≈ to pay/do homage to smb., to pay tribute to smb. платить дань ≈ (кому-л./чему-л.) render tributeж.
1. ист. tribute;
облагать кого-л. ~ю lay* smb. under contribution;
2. (должное) tribute, homage;
отдать, заплатить ~ кому-л. чему-л. pay* tribute to smb. smth., acknowledge smb., smth.;
отдать ~ времени appreciate the time age, take* cognizance of time age.
дань ж Tribut m 1a; Schuldigkeit f (тк. перен.) отдать дань перен. den Tribut zollen
ж
Tribut m; Schuldigkeit f(только перен.)
отдать дань перен. — den Tribut zollen
ж.
1)ист. tribut m
взимать дань — lever tribut
2)перен.
принести дань уважения — rendre hommage à...
отдать дань природе — payer tribut à la nature
отдать дань чему-либо, кому-либо (воздать должное) — payer sa rançon à qch, à qn, sacrifier vt à qch
ж. ист.
tributo m
пла́тящий дань — trubutario
-отдать дань
ж.
1)(подать) tributo m, contribuzione
2) перен. книжн. tributo di riconoscenza
отдать дань (оценить в полной мере) — rendere merito / omaggio
нужно отдать дань его честности — bisogna riconoscere la sua onestà
отдать дань природе — pagare il (proprio) tributo alla natura
- 1) принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а т.ж. прямые налоги, подати, собираемые с населения; 2) сленг. - принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимаемый рэкетирами всех мастей с торговцев, владельцев коммерческих предприятий.
ДАНЬ -и; ж.
1. В Древней Руси и некоторых других странах: по́дать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью.
2. То, что следует воздать; должное. Заплатить д. уважения. Нести д. благодарности, памяти кому-л. Примите эту книгу как д. искренней любви и признательности.
3. чему. Необходимое или невольное следование чему-л. Увлечение политикой - всего лишь д. времени. Празднование Пасхи для многих - лишь д. традиции. Этот костюм - д. моде, не правда ли? Отдать д. грусти (погрустить). Заплатить д. живописи (уделить внимание изучению или занятию этим родом искусства).
4. Жарг. Сбор деньгами или натурой (в пользу вымогателей).
* * *
даньнатуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. На Руси известна с IX в. В XI—XVI вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту. В XIII—XV вв. дань («выход») собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.
* * *
ДАНЬДАНЬ, натуральный или денежный побор с покоренных племен или стран. Иногда дань уплачивалась при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. В условиях консолидации подчиненных племен под властью одного вождя (князя, хана, короля) и в процессе складывания государства дань, взимавшаяся с племен, приобретала значение налога, а в результате пожалования права сбора дани дружинникам, духовенству, знати трансформировалась в феодальную ренту(см. ФЕОДАЛЬНАЯ РЕНТА).
Подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью (деньгами, натурой, в том числе мехами). Появление форм собственности на землю обусловило получение феодалами права взимания дани и ее превращению в феодальную ренту. На Руси 11—16 веков слово «дань» означало и налог князю, и ренту землевладельцу. В 13—15 веках привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от уплаты дани. С образованием единого Русского государства на рубеже 15—16 веков дань стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. Она была отменена в 1679 году после объединения важнейших прямых налогов в один — стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церковных причтов церковную дань (часть дохода от взносов прихожан). В 13—15 веках специальная дань взималась с русских земель в пользу Золотой Орды(см. ЗОЛОТАЯ ОРДА) (ордынский «выход»).
Дань - подать, к-рую побежд. народ выплачивает завоевателю (2Пар 26:8). В Библии она называется также "дарами" (Суд 3:15; 2Пар 17:11; Пс 44:13; 71:10), "пеней" (4Цар 23:33) и "податью" (Есф 10:1). Особенно большую Д. облагали покор. народы ассирийцы. Некий князь Лубарна должен был собрать для царя Ашшур-нацирапала в качестве Д. 20 талантов серебра, 1 талант золота, 100 талантов свинца, 100 талантов железа, 1000 голов крупного скота, 10 000 овец, 1000 единиц одежд и другие ценности. С бедных сир. племен, у к-рых не было ценных предметов, в качестве ежегодной Д. требовали по 5 процентов от поголовья их скота. Ассирийцы даже похвалялись тем, что некий чужеземный князь каждый год прибывал с богатыми дарами в Ниневию, чтобы поцеловать ноги их царя. Израильтяне также платили Д. ассирийцам, об этом говорит рельеф на обелиске Салманасара III, где запечатлен момент принесения Д. от царя Ииуя. Предшественник Ииуя, Ахав, сам получал Д. от моавитского царя Месы (4Цар 3:4). Во времена НЗ израильтяне платили в качестве Д. налог рим. императору (Мф 17:25; 22:17 и след.). О монете, к-рой выплачивали подать императору см. Деньги.
1) Натур. или ден. взносы, взимаемые (на ранних ступенях историч. развития) победителем с побежденного племени или гос-ва; иногда уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. Взимание Д. становится обычным в период разложения первобытнообщинного строя, когда вследствие повышения производительности труда и появления прибавочного продукта оказывается возможным накопление богатств и происходит "...вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение ее в регулярный промысел" (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 110-11). В рабовладельч. обществе Д. часто служили люди, обращаемые в рабство; предметами Д. также часто являлись меха, скот, хлеб, благовония и т. д. С развитием ден. х-ва Д. начинает взиматься в первую очередь драгоценными металлами в слитках, а позднее золотыми и серебр. монетами.
2) Одна из форм эксплуатации населения племенным вождем - в варварском обществе, и гос. властью - в раннефеод. гос-ве; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. В период распада общинно-родового строя Д. взималась племенным вождем, князем с подчиненных племен и носила первоначально характер "подарков"; по мере укрепления власти вождя эти приношения утрачивали добровольный характер и становились обязательной Д., использовавшейся вождем для содержания дружины. В процессе складывания феод. строя Д. эволюционировала в двух направлениях: она превращалась в гос. налог (подушный или поземельный), а также - в результате пожалования королями права сбора доходов дружинникам и духовенству - трансформи- ровалась в феод. ренту. Значит. роль в процессах становления феодализма и феод. гос-ва Д. играла в странах, где развитие феодализма совершалось без синтеза с рабовладельч. строем, напр. в Англии - до нормандского завоевания 1066 (см. Бокланд, "Датские деньги"), в сканд. странах (см. Вейцла), на Руси и т. д.
На Руси Д. известна с 9 в. Подчиняя отд. племена, князья облагали их Д. (деньгами, натурой, мехами и пр.). Рост феод. собственности на землю привел к захвату феодалами права взимания Д. и включению ее в состав феод. ренты. В 13-15 вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от платежа Д. С образованием Рус. централизованного гос-ва Д. на рубеже 15-16 вв. стала обязат. налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. К 17 в. Д. была объединена с др. сборами (за наместнич. корм, городовое и ямчужное дело) и стала называться данными деньгами, или четвертными дохода м и, т. к. они поступали в четверти - финанс. приказы. Дворцовые крестьяне платили в зависимости от местных условий от 33 до 70 руб. с сохи (см. Сошное письмо), черносошные - от 48 до 200 руб., посадские люди - 30-58 руб. в р-нах служилого землевладения (см. Служилые люди); на черных землях - как черносошные крестьяне. Данные деньги отменены в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один - стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церк. причтов церк. Д. (часть дохода от взносов прихожан). В 13-15 вв. спец. разновидность Д. взималась с рус. земель в пользу Золотой Орды (т. н. ордынский "выход").
Лит.: Лаппо-Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Моск. гос-ве со времен смуты до эпохи преобразований, СПБ, 1890; Милюков П., Спорные вопросы финанс. истории Моск. гос-ва, СПБ, 1892; Веселовский С., Сошное письмо, т. 1-2, М., 1915-16; Очерки истории СССР. Период феодализма XVII в., М., 1955, с. 411-39.
Д. Г. Редер. Москва, А. Я. Гуревич. Калинин, С. М. Каштанов. Москва.
Источьникъ сльзъ приносящи, непрѣстаньно кричащи и стонющи о запрѣщении и мьнишьстѣмь съвъкуплении, хвалящи тьрьпиши, богоблаженая. Мин. сент., 0120 (1095 г.). Ереи же вси, видяще издалеча, поруганиемъ божественыи законъ, слезяху и стоняху горко, зане раздрушиша и попраша святительскыи образъ и завѣтъ божии отъяша. Флав. Полон. Иерус., 329 (XVI в. ← нач. XII в.).
О! стонати Рускои земли, помянувше пръвую годину, и пръвыхъ князеи! 37.
Да елико слышаху словеса его (Глеба) ... съ въздыханиемь горькымь жалостьно глаголааху и плакаахуся, и къжьдо въ души своеи стонааше. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 12 б-в (XII в. ← XI в.). И нынѣ повержени суть нази на снѣдение псом и звѣремь. Над ними же и правда стонеть, зане одолена бысть злобою. Флав. Полон. Иерус., 337 (XVI в. ← нач. XII в.). 1225: Князю же обличившю Жирослава, изгна и́ от себе, яко же изгна богъ Каина от лица своего, рекы: Проклятъ ты буди, стоня и трясыся на земли. Ипат. лет., 747 (XV в.).
Солнце ему (Игорю) тъмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди. 8—9.
И так бывает плачь и рыдание велие от множества народу ... и от того плачю ... земля стонет. Аз. пов. (Унд.), 62 (XVII в.).
А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21.
Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь злата и сребра, оттуду дань имати прилучениемъ створи. Хрон. Амарт., 563 (XV в. ← XI в). (Александр) идѣ на Аравию, и взя галадиты, и моавиты, и возложи на ня дань. Флав. Полон. Иерус., 173 (XVI в. ← нач. XII в.). 884: Иде Олегъ на сѣверяне, и побѣди сѣверяны, и възложи на нь дань легъку. Пов. врем. лет, 20 (1377 г. ← нач. XII в.). 1169: Иде Даньслав Лазутиниць за Волокъ даньникомь съ дружиною; и присла Андрѣи пълкъ свои на нь, и бишася с ними ... и паде ихъ 300 и 1000, а новгородьць 15 муж; и отступиша новгородьци, и опять воротивъшеся, възяша всю дань, а на сужальскыхъ смьрдѣхъ другую. Новг. 1 лет., 33 (XIII в.). 1257: Данило посла Коснятина ... да побереть на нихъ дань. Ехав же Коснятинъ поима на нихъ дань, черныя куны и бѣль сребро. Ипат. лет., 835 (XV в.). 1342: И достоитъ ему тебѣ давати во Орду на всякъ годъ полѣтныа дани. Ник. лет. X, 215 (XVI в.).
И се даю святьи Богородици и епископу десятину отъ всѣхъ данеи Смоленскихъ, что ся въ нихъ сходитъ истыхъ кунъ, кромѣ продажи. Дог. грам. 1150 г. Сл. Усп., 47. 1229: Приде князь Михаилъ ис Чѣрнигова въ Новъгородъ... и вда свободу смьрдомъ на 5 лѣт дании не платити, кто сбежалъ на чюжю землю. Новг. 1 лет., 68 (XIII в.). И не надобѣ тому игумену Парфенью съ тоѣ земли моя дань, ни иные ни которые пошлины. АЮБ, II, 545 (1478 г.).
Чьто бо приобрѣтоша преже братия отьца моего или отьць мои, къде бо ихъ жития и слава мира сего, и багряница, и брачины, сребро и золото... и домове красьнии и велиции, и имѣния многа, и дани, и чьсти бещисльны, и гьрдѣния многа, яже о болярѣхъ своихъ. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 14 (XII в. ← XI в.). Старѣишина ту абие събра вся сущая подъ нимъ древодѣля... и възда рѣчие князю, яко скончана бысть церкы. Иже, слышавъ, посла къ властелину града того, рекыи: Даю имъ от дани княжи украсить церковь. Ж. Бор. Глеб. (Чтен.), 32 (XIV в. ← XI в.).