«Раввин»

Раввин в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Раввин»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Энциклопедия Кольера
  21. Энциклопедический словарь
  22. Большой Энциклопедический словарь
  23. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (от раб — "учитель") — духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к ним и функции судейские. Право на занятие должности Р. по еврейскому закону имеет всякий, отличающийся основательным богословским знанием и благочестием. Во время существования первого храма рядом со священниками ааронидами, в руках которых сосредоточивался храмовый культ, религиозными наставниками являются пророки, которые по большей части были миряне. После вавилонского плена, реставрация храма и реформ Ездры и Неемии светский элемент еще более усиливается в деле религиозного наставничества в лице "книжников" (соферим) и "мужей Великого Собора". Впоследствии роль наставников и толкователей закона переходит к фарисеям, вступающим в открытую борьбу с саддукеями, которые были преимушественно священниками. С разрушением второго храма Р. становятся единственными религиозными руководителями народа. В числе Р. талмудического периода и последующих веков встречаются люди из всевозможных общественных сфер и самых разнообразных профессий. Однако еще в талмудический период установлена была известная форма посвящения на раввинство — так называемая семиха, т. е. ординация посредством рукоположения. Этот обряд, упраздненный в начале IV в., вновь был введен к XIV в., причем претендовавшему на звание Р. выдавалась venia docendi (гаттарат-гораа) с правом на титул морену (т. е. учитель наш). Должность Р. считалась почетной; первоначально занимавший ее не получал никакого вознаграждения. Начиная с XIII в. общины мало-помалу стали назначать приглашаемым ими Р. известное вознаграждение. Р. был первым лицом в общине и являлся представителем ее перед властью. В Испании и Германии правительство назначало иногда верховных Р., или "великих магистров над всеми Р." (Magister Judaeorum, Hochmeister). Особенно влиятельно положение Р. ("докторы жидовские") было в Польше, где им предоставлены были королями весьма широкие судебные полномочия и где организованы были периодические съезды раввинов для решения сложных процессов и разъяснения спорных пунктов талмудического права. Во второй половине XVI в. эти съезды обратились в правильные синоды. В новейшее время характер и организация раввината подверглись весьма значительным изменениям. Деятельность раввинов везде ограничена областью религии и школы. Кроме богословских знаний, приобретаемых в специальных учреждениях, он должен обладать общим образованием. Раввинат везде подчинен правительственному надзору и урегулирован особенными узаконениями. Во Франции и Бельгии существует консисториальная организация. В Англии Р. подчинены лондонскому верховному Р. (Chief-Rabbi). В некоторых германских государствах (Вюртемберг, Баден, Мекленбург-Шверин) делами раввината ведают "церковные советы" (Kirchenrath, Oberrath). В России закон 3 мая 1855 г. требовал для определения в Р. окончания курса в раввинских училищах (см.) или в общих высших и средних учебных заведениях; в случае недостатка таких кандидатов, разрешалось приглашение ученых евреев из-за границы; последнее правило теперь отменено. Хотя раввинские училища давно закрыты, тем не менее и в настоящее время от Р. требуется образовательный ценз среднего учебного заведения (ст. 1083 уст. иностр. испов. по прод. 1890 г.). Лица, удовлетворяющие требуемому законом образовательному цензу и выбираемые на должность официальных, или "казенных", Р., не всегда обладают специальной подготовкой, нужной для исполнения богословских обязанностей; поэтому во многих общинах рядом с казенными существуют еще духовные раввины. Р. выбираются на три года и утверждаются губернским начальством. На них, кроме исполнения треб и обрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от древнеевр. рабби — мой учитель)

    служитель культа в Иудаизме.Р. разъясняет догматы вероучения, разрешает вопросы, связанные с ритуалом, совершает некоторые обряды, произносит в синагоге (См. Синагога) проповеди религиозно-нравственного содержания. В средние века и новое время Р. управляли не только религиозной, но также политической и экономической жизнью иудейской общины. В современном Израиле раввинат активно поддерживает реакционную внутреннюю и экспансионистскую внешнюю политику правительства.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. равви́н;
    2. равви́ны;
    3. равви́на;
    4. равви́нов;
    5. равви́ну;
    6. равви́нам;
    7. равви́на;
    8. равви́нов;
    9. равви́ном;
    10. равви́нами;
    11. равви́не;
    12. равви́нах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    либо равин, иудейский учитель, жрец, священник. Равинское училище, для ученья готовящихся в это звание. Равинист, иудей, еврей, жид, ветхозаветник, человек Моисеева закона, особенно талмудист, последователь талмуда.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    РАВВИ́Н, -а, муж. В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины.

    | прил. раввинский, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    Служитель культа и духовный руководитель верующих в еврейской религиозной общине.

    Формулу присяги [солдатам] читал православным — священник, католикам — ксендз, евреям — раввин. Куприн, Поединок.

    [От древ.-евр. rabbi — мой учитель]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    РАВВИ́Н, раввина, муж. (от др.-евр. rabbi, букв. наставник мой). У евреев - руководящий религиозно-нравственной жизнью тех, кто принадлежит к еврейской общине.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Служитель культа, избираемый еврейской религиозной общиной.

    отт. Духовный наставник (в иудаизме).

    2.

    Представитель еврейской общины талмудистов [талмудист I].

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    РАВВИН (от др.-евр. рабби - мой учитель) - в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    РАВВИН (от древнееврейского рабби - мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    равви́н рави́н "еврейский проповедник и законоучитель", ст.-слав. равви ῥαββί. Ввиду наличия -в- через греч. ῥαββί от др.-еврейск. rabbî "мой учитель" (Литтман 45; Клюге-Гётце 464). Напротив, с Запада происходит укр. ра́бин, блр. ра́бiн – через польск. rabin (Брюкнер 451). Относительно -н (возм., ит. происхождения) см. Литтман, там же. Здесь, вероятно, сингулятивное слав. -inъ.

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. rabbiм. rabbi.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    раввинRabbiner

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Rabbiner m

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    раввин м Rabbiner m 1d

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    rabbin m; rabbi m(в обращении)

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    rabino m, rabí m

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    rabbino

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Энциклопедия Кольера

    (древнеевр. "рабби" - "мой господин" или "мой учитель"; от "рав" - "великий", "господин" - и местоименного суффикса "-и" - "мой"), звание, которое присваивается еврейским ученым и духовным лидерам. Термин вошел в употребление в 1 в. н.э. В Новом Завете Иисуса много раз называют "рабби", Иоанна Крестителя - один раз (Ин 3:26). Звание "раббан" (арамейский эквивалент еврейского "рав") считалось особенно почетным и употреблялось исключительно по отношению к председателю синедриона. Обращение "раббани" дважды встречается в Новом Завете (Мк 10:51, Ин 20:16), но в других источниках не найдено. "Раббену" ("наш учитель") употреблялось по отношению к Иуде ха-Наси, составителю Мишны, а также добавляется к имени Моисея. В талмудический период в Вавилонии употреблялась форма "рав". В еврейских общинах Испании и Португалии духовного лидера называли "хахам" ("мудрец"). С возникновением хасидизма в 18 в. лидеры движения приняли титул "ребе". В иврите слово "рабби" употребляется как обращение, в других случаях ему соответствует "рав". В эпоху Талмуда звание раввина присваивали синедрион или талмудические академии тем, чья ученость позволяла принимать решения в области еврейского законодательства. Раввины не получали вознаграждения за свою службу и добывали средства к существованию, занимаясь торговлей или ремеслом. Лишь те, кто проводил все время, заседая в раввинских судах, или посвятил себя преподаванию, получали плату от общины. Основная функция раввина - изучать, толковать и преподавать еврейский Закон, а также быть экспертом и судьей в любом возникающем правовом споре. Роль проповедника была второстепенной, и не все раввины брали ее на себя. Раввины пользовались почетом в общине и имели определенные привилегии. В период позднего Средневековья сфера деятельности раввинов расширилась. Общины избирали своих раввинов и к концу 15 в. обычно стали платить им регулярное жалование. Оставаясь авторитетом и судьей в вопросах, относящихся к еврейскому законодательству и продолжая вести жизнь ученого, раввин принимал на себя ряд иных обязанностей, таких, как, например, надзор над образованием, кашрутом (регламентированным употреблением пищи) и прочие дела общины. В небольших общинах раввин мог служить также по совместительству кантором, моэлем (совершающим обряд обрезания), шохетом (резником, ритуальным забойщиком скота). Иногда раввин выступал в качестве представителя еврейской общины перед властями, что включало такие обязанности, как сбор налогов. Крупные общины брали на службу нескольких раввинов, а в некоторых странах (среди которых Великобритания и Израиль) существует институт главного раввина города, региона или страны. В наши дни основной акцент делается на социальные и образовательные функции раввина. Главная роль отводится проповеди, работе с прихожанами и участию в делах общины. Новым полем деятельности для раввинов стало отправление культа в военных и гражданских учреждениях.

  39. Источник: Энциклопедия Кольера



  40. Энциклопедический словарь

    РАВВИ́Н -а; м. [от др.-евр. rabbi - мой учитель] В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины.

    Равви́нский, -ая, -ое.

    * * *

    равви́н

    (от др.-евр. рабби — мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.

    * * *

    РАВВИН

    РАВВИ́Н (от др.-евр. рабби — мой учитель), в иудаизме(см. ИУДАИЗМ) руководитель общины верующих, служитель культа.

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Большой Энциклопедический словарь

    РАВВИН
    РАВВИН (от др.-евр. рабби - мой учитель) - в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  43. Источник:



  44. Толковый словарь Даля

  45. Источник: