(от раб — "учитель") — духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к ним и функции судейские. Право на занятие должности Р. по еврейскому закону имеет всякий, отличающийся основательным богословским знанием и благочестием. Во время существования первого храма рядом со священниками ааронидами, в руках которых сосредоточивался храмовый культ, религиозными наставниками являются пророки, которые по большей части были миряне. После вавилонского плена, реставрация храма и реформ Ездры и Неемии светский элемент еще более усиливается в деле религиозного наставничества в лице "книжников" (соферим) и "мужей Великого Собора". Впоследствии роль наставников и толкователей закона переходит к фарисеям, вступающим в открытую борьбу с саддукеями, которые были преимушественно священниками. С разрушением второго храма Р. становятся единственными религиозными руководителями народа. В числе Р. талмудического периода и последующих веков встречаются люди из всевозможных общественных сфер и самых разнообразных профессий. Однако еще в талмудический период установлена была известная форма посвящения на раввинство — так называемая семиха, т. е. ординация посредством рукоположения. Этот обряд, упраздненный в начале IV в., вновь был введен к XIV в., причем претендовавшему на звание Р. выдавалась venia docendi (гаттарат-гораа) с правом на титул морену (т. е. учитель наш). Должность Р. считалась почетной; первоначально занимавший ее не получал никакого вознаграждения. Начиная с XIII в. общины мало-помалу стали назначать приглашаемым ими Р. известное вознаграждение. Р. был первым лицом в общине и являлся представителем ее перед властью. В Испании и Германии правительство назначало иногда верховных Р., или "великих магистров над всеми Р." (Magister Judaeorum, Hochmeister). Особенно влиятельно положение Р. ("докторы жидовские") было в Польше, где им предоставлены были королями весьма широкие судебные полномочия и где организованы были периодические съезды раввинов для решения сложных процессов и разъяснения спорных пунктов талмудического права. Во второй половине XVI в. эти съезды обратились в правильные синоды. В новейшее время характер и организация раввината подверглись весьма значительным изменениям. Деятельность раввинов везде ограничена областью религии и школы. Кроме богословских знаний, приобретаемых в специальных учреждениях, он должен обладать общим образованием. Раввинат везде подчинен правительственному надзору и урегулирован особенными узаконениями. Во Франции и Бельгии существует консисториальная организация. В Англии Р. подчинены лондонскому верховному Р. (Chief-Rabbi). В некоторых германских государствах (Вюртемберг, Баден, Мекленбург-Шверин) делами раввината ведают "церковные советы" (Kirchenrath, Oberrath). В России закон 3 мая 1855 г. требовал для определения в Р. окончания курса в раввинских училищах (см.) или в общих высших и средних учебных заведениях; в случае недостатка таких кандидатов, разрешалось приглашение ученых евреев из-за границы; последнее правило теперь отменено. Хотя раввинские училища давно закрыты, тем не менее и в настоящее время от Р. требуется образовательный ценз среднего учебного заведения (ст. 1083 уст. иностр. испов. по прод. 1890 г.). Лица, удовлетворяющие требуемому законом образовательному цензу и выбираемые на должность официальных, или "казенных", Р., не всегда обладают специальной подготовкой, нужной для исполнения богословских обязанностей; поэтому во многих общинах рядом с казенными существуют еще духовные раввины. Р. выбираются на три года и утверждаются губернским начальством. На них, кроме исполнения треб и обрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг.
(от древнеевр. рабби — мой учитель)
служитель культа в Иудаизме.Р. разъясняет догматы вероучения, разрешает вопросы, связанные с ритуалом, совершает некоторые обряды, произносит в синагоге (См. Синагога) проповеди религиозно-нравственного содержания. В средние века и новое время Р. управляли не только религиозной, но также политической и экономической жизнью иудейской общины. В современном Израиле раввинат активно поддерживает реакционную внутреннюю и экспансионистскую внешнюю политику правительства.
либо равин, иудейский учитель, жрец, священник. Равинское училище, для ученья готовящихся в это звание. Равинист, иудей, еврей, жид, ветхозаветник, человек Моисеева закона, особенно талмудист, последователь талмуда.
РАВВИ́Н, -а, муж. В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины.
| прил. раввинский, -ая, -ое.
-а, м.
Служитель культа и духовный руководитель верующих в еврейской религиозной общине.
Формулу присяги [солдатам] читал православным — священник, католикам — ксендз, евреям — раввин. Куприн, Поединок.
[От древ.-евр. rabbi — мой учитель]
РАВВИ́Н, раввина, муж. (от др.-евр. rabbi, букв. наставник мой). У евреев - руководящий религиозно-нравственной жизнью тех, кто принадлежит к еврейской общине.
м.
1.
Служитель культа, избираемый еврейской религиозной общиной.
отт. Духовный наставник (в иудаизме).
2.
Представитель еврейской общины талмудистов [талмудист I].
РАВВИН (от др.-евр. рабби - мой учитель) - в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.
РАВВИН (от древнееврейского рабби - мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.
равви́н рави́н "еврейский проповедник и законоучитель", ст.-слав. равви ῥαββί. Ввиду наличия -в- через греч. ῥαββί от др.-еврейск. rabbî "мой учитель" (Литтман 45; Клюге-Гётце 464). Напротив, с Запада происходит укр. ра́бин, блр. ра́бiн – через польск. rabin (Брюкнер 451). Относительно -н (возм., ит. происхождения) см. Литтман, там же. Здесь, вероятно, сингулятивное слав. -inъ.
муж. rabbiм. rabbi.
раввинRabbiner
м
Rabbiner m
раввин м Rabbiner m 1d
м.
rabbin m; rabbi m(в обращении)
м.
rabino m, rabí m
м.
rabbino
(древнеевр. "рабби" - "мой господин" или "мой учитель"; от "рав" - "великий", "господин" - и местоименного суффикса "-и" - "мой"), звание, которое присваивается еврейским ученым и духовным лидерам. Термин вошел в употребление в 1 в. н.э. В Новом Завете Иисуса много раз называют "рабби", Иоанна Крестителя - один раз (Ин 3:26). Звание "раббан" (арамейский эквивалент еврейского "рав") считалось особенно почетным и употреблялось исключительно по отношению к председателю синедриона. Обращение "раббани" дважды встречается в Новом Завете (Мк 10:51, Ин 20:16), но в других источниках не найдено. "Раббену" ("наш учитель") употреблялось по отношению к Иуде ха-Наси, составителю Мишны, а также добавляется к имени Моисея. В талмудический период в Вавилонии употреблялась форма "рав". В еврейских общинах Испании и Португалии духовного лидера называли "хахам" ("мудрец"). С возникновением хасидизма в 18 в. лидеры движения приняли титул "ребе". В иврите слово "рабби" употребляется как обращение, в других случаях ему соответствует "рав". В эпоху Талмуда звание раввина присваивали синедрион или талмудические академии тем, чья ученость позволяла принимать решения в области еврейского законодательства. Раввины не получали вознаграждения за свою службу и добывали средства к существованию, занимаясь торговлей или ремеслом. Лишь те, кто проводил все время, заседая в раввинских судах, или посвятил себя преподаванию, получали плату от общины. Основная функция раввина - изучать, толковать и преподавать еврейский Закон, а также быть экспертом и судьей в любом возникающем правовом споре. Роль проповедника была второстепенной, и не все раввины брали ее на себя. Раввины пользовались почетом в общине и имели определенные привилегии. В период позднего Средневековья сфера деятельности раввинов расширилась. Общины избирали своих раввинов и к концу 15 в. обычно стали платить им регулярное жалование. Оставаясь авторитетом и судьей в вопросах, относящихся к еврейскому законодательству и продолжая вести жизнь ученого, раввин принимал на себя ряд иных обязанностей, таких, как, например, надзор над образованием, кашрутом (регламентированным употреблением пищи) и прочие дела общины. В небольших общинах раввин мог служить также по совместительству кантором, моэлем (совершающим обряд обрезания), шохетом (резником, ритуальным забойщиком скота). Иногда раввин выступал в качестве представителя еврейской общины перед властями, что включало такие обязанности, как сбор налогов. Крупные общины брали на службу нескольких раввинов, а в некоторых странах (среди которых Великобритания и Израиль) существует институт главного раввина города, региона или страны. В наши дни основной акцент делается на социальные и образовательные функции раввина. Главная роль отводится проповеди, работе с прихожанами и участию в делах общины. Новым полем деятельности для раввинов стало отправление культа в военных и гражданских учреждениях.
РАВВИ́Н -а; м. [от др.-евр. rabbi - мой учитель] В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины.
◁ Равви́нский, -ая, -ое.
* * *
равви́н(от др.-евр. рабби — мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.
* * *
РАВВИНРАВВИ́Н (от др.-евр. рабби — мой учитель), в иудаизме(см. ИУДАИЗМ) руководитель общины верующих, служитель культа.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.