произведение скульптуры или малая архитектурная форма; предназначено для увековечения памяти умершего, устанавливается на его могиле (в отличие от гробницы (См. Гробница), вмещающей в себя тело умершего, и ложного Н. — Кенотафа). В неолитических культурах Н. являлись деревянные столбы, Менгиры, в Древней Греции — статуи, стелы (См. Стела) с изображением умершего. В раннесредневековой Европе на смену плоскорельефным стелам эпохи Великого переселения народов с распространением христианства приходят кресты. Основным типом Н. в Западной Европе с 11 в. становится тумба (пустая каменная или бронзовая коробка, прикрытая плитой со статуарным, рельефным или гравированным портретом умершего: устанавливалась над захоронением, обычно помещаемым в интерьере церкви). На средневековом Кавказе были распространены каменные плиты с орнаментальной резьбой. Кит. Н. (вертикальные плиты, на которых высекались не портреты, а лишь имена) постепенно превратились в свободно стоящие мемориальные стены. В эпоху Возрождения Н., как правило, вытесняются гробницами. В Н. 17—18 вв. портреты всё чаще сочетаются с символами бренности земного бытия и аллегорическими фигурами; всё большую композиционную и смысловую роль играют надписи. С конца 18 — начала 19 вв. Н. устанавливаются большей частью не в церквах, а на кладбищах (превращающихся в своеобразные музеи Н.). В Н. 2-й половины 19 — 20 вв. религиозно-дидактическое начало постепенно ослабевает и единственным украшением могилы всё чаще становится портрет умершего или лаконичная эмблема, играющая чисто мемориальную роль.
Лит.: Нетунахина Г. Д., Удимова Н. И., Музей городской скульптуры. Краткий путеводитель, Л., 1972; s 'Jacob N., Idealism and realism. A study of sepulchral symbolism, Amst., 1954; Panofsky E., Tomb plastik, L., 1955.
В. Д. Синюков.
Надгробие на кладбище Донского монастыря в Москве. Камень. 18 в.
Надгробия в селении Куядинские Хутора (Дагестанская АССР). Камень. Конец 19 — нач. 20 вв.
Стела из Теренуфиса (Северный Египет). Камень. Между 275 и 350. Археологический музей Келси. Анн-Арбор.
В. И. Мухина. Надгробие М. А. Пешкова на Новодевичьем кладбище в Москве. Камень. 1935.
Г. Йокубонис. Надгробие родителей на кладбище в Паневежисе («Сон»). Камень. 1961.
Надгробие Л. Вибия и его семьи. Конец 1 в. до н. э. Камень. Музей Кьярамонти. Ватикан.
И. П. Мартос. Надгробие Е. С. Куракиной. Камень. 1792. Музей городской скульптуры. Ленинград.
Надгробный крест (Пиренеи). Камень. 1646. Музей человека. Париж.
Надгробная плита Рудольфа Швабского (ум. 1080). Бронза. Собор. Мерзебург.
Стела Гегесо. Камень. Ок. 410 до н. э. Национальный археологический музей. Афины.
НАДГРО́БИЕ, -я, род. мн. -бий, ср.
1. Надгробный камень, памятник или другое памятное сооружение на могиле.
2. Надпись на могильном памятнике (устар.).
-я, ср.
1.
Могильный памятник.
Сняв шляпу, долго стою над каменным надгробием. Соколов-Микитов, В горах Тянь-Шаня.
Среди старых могил и надгробий выделялся свежий земляной холм в цветах. Кукушкин, Хозяин.
2. устар.
Надпись на могильном памятнике; эпитафия.
НАДГРО́БИЕ, надгробия, ср. (книжн. устар.). Надпись на могильном памятнике, эпитафия.
I
ср.Сооружение на могиле для увековечения памяти умершего; могильный памятник.
II
ср. устар.Надпись на могильном памятнике; эпитафия.
НАДГРОБИЕ - архитектурно-скульптурное произведение, устанавливаемое на могиле.
ср. headstone Syn: могильный каменьнадгроб|ие - с.
1. уст. epitaph;
2. gravestone;
~ный placed on, over a grave, funeral, graveside;
~ный камень gravestone, tombstone;
~ное слово graveside oration.
надгробиеGrabstein
надгробие с Grabstein m 1a, Grabmal n 1a, 1b*
с
Grabstein m, Grabmal n (умл.)
с.
1)(могильный памятник) monument m (funéraire)
2)(эпитафия) уст. épitaphe f
с.
1)(могильный памятник) lápida memorial
2)уст.(эпитафия) epitafio m
с.
lapide f, pietra tombale, monumento sepolcrale
НАДГРО́БИЕ -я; ср.
1. Могильный памятник. Мраморное н.
2. Устар. Надпись на могильном памятнике; эпитафия.
* * *
надгро́биеархитектурно-скульптурное произведение, устанавливаемое на могиле.
* * *
НАДГРОБИЕНАДГРО́БИЕ, архитектурно-скульптурное произведение, устанавливаемое на могиле.
гробница, томбо (франц. tombeau),- инстр. пьеса скорбного и торжеств. характера, посв. памяти умершего. Получила распространение во Франции в 16-17 вв. "Н." создавались для лютни, клавесина, реже для др. инструментов (гамба, скрипка и т. п.); обычно они писались в виде паваны или аллеманды и посвящались памяти знатных лиц или артистов. В числе авторов "Н." - Э. Готье, Д. Готье ("Н. г-на Ленкло", ок. 1650), Л. Куперен, Ж. А. д'Англебер, М. Маре, Ф. А. Лемьер, И. Я. Фробергер и др. В 18 в. своеобразные "Н." в виде сонат для скрипки и баса написали Ж. М. Леклер и П. Локателли. "Н." родственны франц. plainte (букв. - жалоба; образцы у Фробергера, Ф. Куперена), англ. tears и итал. lamento (букв. - жалоба, жалобная песнь). В 20 в. жанр "Н." во Франции вновь возродился к жизни (использовалось также назв. "Приношение..." - "Hommage а..."); возникла традиция посвящать "Н." памяти выдающихся композиторов, причём воспроизводились черты их стиля. "Н." созданы К. Дебюсси ("Приношение Рамо" из фп. цикла "Образы", 1905, "Приношение Гайдну" для фп., 1909), М. Равелем ("Гробница Куперена" - "Le tombeau de Couperin", в память о погибших во время 1-й мировой войны друзьях - для фп., 1917; орк. редакция 1919). В 1920 вышел спец. номер франц. журн. "Revue musicale", озаглавленный "Tombeau de Debussy", в к-рый вошли муз. пьесы П. Дюка, А. Русселя, Ф. Шмитта, М. Равеля, Э. Сати, Дж. Ф. Малипьеро, Ю. Гуссенса, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского и М. де Фалья. Образец "Н." в сов. музыке - "Симфонический монумент памяти В. И. Ленина" Гнесина (1925). См. также Эпитафия.
Литература: Вrеnеt M., Les tombeaux en musique, "RM", 1903, v. 3; Van den Borren Ch., Esquisse d'une histoire des "Tombeaux" musicaux, "StMw", 1962, Bd 25, S. 56-87.