(с еврейского "Хвалите Господа") — одна из торжественных и священных песней христианского богослужения, употребляемая и отдельно, и как припев к другим песнопениям. Она вошла в употребление еще во времена апостольские и при пении в честь Св. Троицы повторялась обыкновенно три раза. Но в России, первоначально в XV ст. во Пскове, явилось учение о двоении, или "сугубой аллилуии", в честь воскресшего Христа — учение, принятое потом раскольниками в виде догмата.
(др.-евр. халлелуйя — хвалите бога)
в иудаизме возглас прославления бога. В христианском богослужении припев церковного песнопения.
АЛЛИЛУ́ЙЯ В христианском богослужении: возглас, выражающий хвалу.
• Аллилуйю петь кому непомерно восхвалять кого-н.
междом.
Молитвенный хвалебный возглас в богослужениях иудейской и христианской религий.
петь аллилуйю {кому} непомерно восхвалять.
[греч. ’αλληλούϊα от др.-евр. hallelū jāh — восхваляйте Иегову]
I
ж.Хвалебный припев церковных песнопений в христианском богослужении; хвалебный гимн.
II
предик.Возглас, заключающий в себе хвалу Богу [Бог I], как действие.
III
межд.Возглас, заключающий в себе хвалу Богу [Бог I].
АЛЛИЛУЙЯ (от др.-евр. халлелуйя - хвалите бога) - в христианском богослужении припев церковного песнопения, в иудаизме возглас, прославляющий бога.
АЛЛИЛУЙЯ (от древнееврейского халлелуйля - "хвалите Бога"), в христианском богослужении припев церковного песнопения (первоначально к определенным псалмам), заимствованный из древнееврейского богослужения и прославляющий Бога.
аллилу́йя цслав., др.-русск., из греч. ἀλληλούια; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 219. Сюда же др.-русск. алилугиарь "литургический текст, читаемый перед евангелием" (XII в.), ст.-слав. алилуѩрии Син. Пс. (Сл.) из греч. ἀλληλουιάριον, ἀλληλουιγιάριον; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 219; Гр.-сл. эт. 28.
жен. hallelujah, halleluiahж. нескл. тж. межд. hallelujah, alleluia.
аллилуйя ж рел. Halleliya n 1, pl -s
ж рел.
Halleliya n, pl -s
межд.
alleluia
аллилуйю петь кому — cantare le lodi di qd, osannare qd
АЛЛИЛУ́ЙЯ межд. [др.-евр. hallelūjāh - восхваляйте Иегову].
1. В богослужениях иудейской и христианской религий: молитвенный хвалебный возглас.
2. = Аллилу́йщина. Петь аллилуйю кому-л.
* * *
аллилу́йя(от древнееврейского халлелуйя — хвалите Бога), в христианском богослужении припев церковного песнопения (первоначально к определенным псалмам), заимствованный из древнееврейского богослужения и прославляющий Бога.
* * *
АЛЛИЛУЙЯАЛЛИЛУ́ЙЯ (от др.-евр. Халлелуйя — хвалите бога), еврейское выражение, являвшееся в ветхозаветном богослужении припевом к самым радостным (пасхальным) псалмам и гимнам Библии(см. БИБЛИЯ) и оставшееся без перевода в греческом тексте Священного Писания. Вся Псалтирь(см. ПСАЛТИРЬ) по количеству содержащихся в ней хвалений Богу называлась «Книгой хвалений», в еврейском тексте особенно так озаглавливались 10 псалмов: 105, 110—112, 116, 134, 145, 148—150. Псалмы 112—117 назывались «великое аллилуйя» и использовались в праздники. В христианской церкви возглас «аллилуйя» относится к трем Лицам Святой Троицы, и потому поется или читается трижды. В христианском богослужении аллилуйя может выступать в качестве самостоятельной песни (например, на Литургии перед чтением Евангелия) и сопровождаться аллилуариями(см. АЛЛИЛУЙЯ).
(греч. alliloyyia от др.-евр. Халлелуйя - хвалите бога) - напев восторженного, ликующего характера, со свободным мелизматич.распеванием гласных (особенно последнего слога), исполняемый на слово "А.". Напев А. возник в культовой практике семитских племён. В Библии имеется ряд псалмов А., по-видимому, предназначавшихся для пения хорами левитов в Иерусалимском храме; они исполнялись в синагогах. А. вошло и в раннехрист. богослужение. Первые напевы А. начинались несложными мотивами, исполнявшимися всеми верующими, и завершались мелизматически развитым заключением, к-рое исполнял искусный певец. Такой вид пения А. со времени Амвросия Миланского (ум. в 397) был общепринятым и на Западе оказал нек-рое влияние на т.н. амвросианское пение. Папа Григорий (ум. 604) дополнил амвросианское А. стихами из псалтири, поэтому мелизматически украшенная концовка А. оказалась в середине песнопения. Она получила назв. юбиляции, а новая форма А. стала называться аллилуарием и исполнялась перед чтением Евангелия. В таких А. нередко проступали черты трёхчастности и симметрии; они оказали влияние на формирование трёхчастных структур светской музыки ("ария da capo"). А. применяли в качестве концовок при пении антифонов и респонсориев. А. вошло в кантату, мотет, магнификат и мессу. Великолепные образцы А. создали Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, В. А. Моцарт.
В вост. церкви А. получило более широкое применение, чем в западной. А. пели не только на праздничном богослужении, но и во время поста и при погребении, заканчивая им пение псалмов и отд. стихов из псалтири. А. использовали также в качестве рефрена в многострофных гимнах. В ряде гимнов слово "А." составляло логич. и муз. финал. Такие гимны под назв. "херувимская" пели уже после аллилуария, во время церемонии принесения к алтарю хлеба и вина, поэтому А. оказалось более тесно связанным с кульминационным пунктом литургии, чем на Западе. Визант. композиторы придавали большое значение музыке А. Фёдор Студит (ум. в 826) сочинил 72 модели А., по 9 моделей на каждый глас осмогласия. Мелодика визант. А. была насыщена мелизмами. Музыка усложнялась и за счёт вставленных в текст фонем. Таково А. в раннем памятнике рус. певч. иск-ва - Благовещенском кондакаре (12 в.). Позднее, в связи с расцветом рус. нац. церк. пения, А. приобрело характер широкой и плавной кантилены (певч. рукописи 17 в.).
В рус. партесном пении, как и в зарубежной музыке, широкая распевная мелодия А. часто соединялась с многократным повторением слова "аллилуйя". П. И. Чайковский во "Всенощной" облёк многократное А. в конце песнопения "Хвалите имя господне" в форму фугетты, а в "Литургии" в конце причастного стиха - в форму фуги.
Литература: Мансветов И. Д., Церковный устав (типик), его образование и судьба в Греческой и Русской церкви, М., 1885, с. 95, 164-65; Мahony T. J., "Alleluia", в кн.: The Catholic Encyclopedia, v. 1, L., 1907, p. 3111-20; Wagner P., Alleluia. Chant, в кн.: Dictionnaire d'archйologie chrиtienne et de liturgie, publiй par F. Cabrol et H. Leclercq, t. 1, P., 1924, col. 1226-29; Cabrol F., Alleluia. Acclamation liturgique d'archйologie chrиtienne, там же, t. 1, P., 1924, col. 1229-46; Jungmann J. A., Missarum Sollemnia, Bd 1, Freiburg, 1958, S. 539-65; 1962; Weliesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1963; Thodberg C., Der Byzantinische Alleluiarianzyklus. Studien im kurzen Psaltikonstil, Kbh., 1966 (серия Monumenta Musicae Byzantinae..., v. VIII).H. Д. Успенский.Аллилуйя ("восхвалите Господа (Яхве)"), формула поклонения и благодарения в богослужебной практике израильтян, к-рая, как и слово "аминь", перешла в другие языки без перевода. Слово "аллилуйя" стоит в начале и в конце нек-рых псалмов (Пс 105; 134). Среди них - т.наз. "халлель" (псалмы 112-117), исполнявшийся, в частности, на Пасху (ср. Мф 26:30). В НЗ слово "аллилуйя" встречается только в Откр 19:1,3,4,6, в торжествующей хвалебной песне, преисполненной радостью от того, что пала великая блудница - Вавилон.