ср. чудо, невидаль, диковина, ниж. дивледь жен. вещь или дело редкое, удивительное. Я диву дался, изумился. Это из див диво. Диво дивное, чудо чудное: от черной коровки, да белое молочко! Я дивом дивился, очень дивился. Дивушко мое, дивище. Дивнятко сталось, перм. А и что ж это за дивище: у ворот разливище, ·песен. Дивья нареч. не диво, нечему дивиться;
| сполагоря. Дивья тому жить, у кого бабушка ворожит. Дивья бы нашему теляти, да волка поймати. Дивья гулять, как дела нет. Не дивья Богородице, коли сын Христос. В новг. употр. мн. дивеса, дивес, чудеса; в сиб. диводежа жен. Эко диво, у свиньи пятаком рыло! Дивное диво, что не пьется пиво. Заварили пива, наделали дива. Много вина пить, беде быть: много пива пить, не без дива быть. Диво по диву, а чудеса по себе. Старина. что диво. Чего нет, то и на диво. Вы диву дивуетесь, а мы уж дивовались. Свадьба без див не бывает, без проказ, чудес. Дивный архан. дивый, чудный, чудесный, изумительный, удивительный, редкостный; прекрасный, превосходный. Чуден свет, дивны люди. Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает. Дивность жен. диво, чудо, как свойство или качество, ·стар. дивство ср. Дивно сев. и вост. чудно;
| много, изрядно, обильно, довольно; далеко, долго, давно. Я ныне дивно сробил, сев. много сработал. Много ль тебе годов? А уж дивно. Далеко ль? А еще дивненько будет. Дивняжно пермяц. дивно, ·в·знач. много. Дивнесь ряз. весь день, с утра, давно, долго; или это искаж. день-весь? Дивить людей, удивлять, изумлять. Дурить, людей дивить. Не диви на нас, не дивись. Диви - бы дело говорил. новг. или дивья бы, сиб. ну пусть бы, ну уж если б. Дивья бы путный был. Дивитко ряз., тамб. неужто, вправду? Дивить пск., по-местному, но правильнее девить, говоря о девицах, беседовать за воротами с дружком. Дивиться чему, удивляться, чудиться, даться диву. Вздивился, за дивился он этому. Не надивлюсь. Подивись, поди. Сдивовался, удивился. Кто всему дивится, на того а люди дивятся. Земная хвалится, а небесная дивится, о похвальбе. Всякий мастер сам себе дивится. Другим дивились, а сами на льду обломились. Богатый дивится, что бедному не живется (что бедный не живится). Богатый бедному дивится, чем он живится, ан Бог помог. Дивиться нечему, дай Бог всякому, говорят коли кто глумится над чужой бедою. Дурак с дуракпм сходилися, друг на друга дивилися. Дивовать или дивоваться чему, дивиться. Не дивуй на него, не дивись ему. Птица дивует, заглядывается на собаку и подпускает охотника. Дурак с дураком толкалися, друг другу дивовалися. Дивованье ср. длительное удивленье, оглядение чего с любопытством. Дивун муж. дивунья жен. кто чему дивится. Дивуля ·об., архан. шутник, шут, забавник, чудак, потешник, гаер. Так же ·произн. иногда совсем другое слово: девуля, парень, более похожий на девку. Дивок муж. дивачка жен., южн., зап. странный человек, чудак, чудодей. Дивачить, чудачить, чудить (чудесить), проказить, странничать. Дивовище ср. чему дивятся, человек или вещь дивные, на чудо людям. Див муж., ·стар. диво, чудо, невидаль, дивовище. Див морской, морское чудище, чудовище.
| Зловещая птица; вероятно пугач, филин. Дивозритель, -ница, вообще, кто видит чудо, диво; кто провидит чудеса, постигает, видит более других. Дивосил муж. растение Inula helenium, девясил.
ДИ́ВО, -а, ср. (разг.). То, что вызывает удивление, чудо. Д. дивное. Что за д.? (удивительно). Д., что он остался жив.
• Диву даваться сильно удивляться.
На диво очень хорошо, отлично.
-а, ср.
1.
Необычный, странный, невиданный предмет, существо, случай и т. п.; чудо, диковина.
— Бесспорно, огурец и с дом величиной Диковинка, коль это справедливо. — Ну, не такое еще диво. И. Крылов, Лжец.
[Чумаки] сказали, что не слышали такого дива на крещеном свете, чтобы гетьманскую грамоту утащил черт. Гоголь, Пропавшая грамота.
Муханов и отставной полковник тоже уставились на него [Козырева], как на диво морское. Нагибин, На кордоне.
||
То, что вызывает удивление; нечто необыкновенное, поразительное.
— Смотрят мужики — что за диво! — ходит барин в плисовых панталонах, словно кучер. Тургенев, Однодворец Овсяников.
— Вот диво! — сказал я вслух. — Утки в декабре, когда все лужи промерзли насквозь. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня.
2. в знач. сказ.
Удивительно, странно.
[Я] эгоист первой руки и наделал зла такую кучу, что диво как еще земля держит! Достоевский, Село Степанчиково.
На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьется алая лента игриво В волосах твоих черных как ночь. Н. Некрасов, Тройка.
диву даться удивиться, поразиться. очень хорошо, отлично. [Никандр] забежал в свою каморку, чтобы взять платье и на диво вычищенные сапоги адмирала. Станюкович, Грозный адмирал.
ДИ́ВО, дива, мн. нет, ср. (разг.).
1. То, что вызывает удивление; чудо. Этакого дива я давно не видал. «Какое ж диво тут?» Грибоедов. «Чудо-чудное, диво-дивное.» Сказка.
2. в знач. сказуемого. Удивительно, странно (чаще употр. с отриц.). Диво, что он не пришел. Не диво, если он обманет.
❖
Диву даваться (разг.) - удивляться. Я диву давался, откуда это берется. На диво (разг.) - отлично, очень хорошо. Сделано на диво. Что за диво (разг.) - 1) удивительно, странно. Что за диво? его всё нет! 2) ничего нет удивительного. Ну, это что за диво: всякий сделает.I
ср. разг.То, что вызывает удивление; чудо, диковина.
II
ср. разг.Какое-либо сказочное существо.
ди́во укр. ди́во, ст.-слав. дивъ τέρας (Клоц.), также диво, род. п. дивесе, им. мн. дивеса (Син. Пс.), болг. ди́вен "чудесный", сербохорв. ди̑ван, чеш. div, польск. dziw "чудо", в.-луж. dźiw – то же, н.-луж. źiw – то же. Из слав. заимств. лит. dỹvas "чудо", лтш. dĩva "морское чудо, чудовище". Основа на -es, вероятно, образовалась по аналогии с чудо, -есе (Бернекер 1, 202). Родственные формы см. на диви́ться. Если дивъ - более позднее образование, чем более распространенное прилаг. дивьнъ (Мар. и др.), русск. ди́вный, укр. ди́вний, чеш. divný, польск. dziwny, в.-луж. dźiwny, н.-луж. źiwny, тогда родство с лит. diẽvas, лтш. dìevs "бог", др.-инд. dēvás "бог", авест. daēva- "демон", др.-исл. tîvar "боги", д.-в.-н. ziu, лат. deus "бог", dīvus "божественный", греч. δῖος -тоже и т. д. допустимо; см. еще Розвадовский, RO 1, 103 и сл. и Соболевский, РФВ 66, 398, который смело сближает др.-русск. дивья "хорошо" (Дан. Зат.), соврем. дивья бы! "дай бог", колымск. (Богораз) в качестве остатков основы на -ē с лит. deivė̃ "богиня". Напротив, Траутман (BSW 50) и Мейе (RES 6, 167; Et. 373) отделяют ди́во от и.-е. *deivos "бог"; последний пытается связать слав. divъ с др.-инд. dhīḥ "религиозный помысел", dhī́ras "мудрый".
1. ср.;
только ед.;
разг. wonder, miracle, marvel
2. предик. it is amazing что за диво! ≈ how extraordinary (странно);
there's nothing surprising about that (нет ничего удивительного) на диво ≈ excellently, marvellously, splendidly не диво ≈ no wonder диву даваться ≈ to wander, to marvelдив|о - с. marvel;
не ~ (it is) no wonder;
~у даёшься one can but marvel (at);
на ~ marvellously.
разг.
на диво — erstaunlich, wunderbar, sehr gut
диву даваться — aus dem Staunen nicht herauskommen(непр.) vi (s)
диво разг.: на диво erstaunlich, wunderbar, sehr gut диву даваться aus dem Staunen nicht herauskommen* vi (s)
с. разг.
merveille f
это не диво — ce n'est pas étonnant
что за диво! — voilà une chose étonnante!(странно); quoi d'étonnant!(ничего нет удивительного)
•
•
на диво — à merveille
диву даваться — s'etonner
с. разг.
maravilla f; milagro m, prodigio m(чудо)
что за ди́во! — ¡qué maravilla!(странно); ¡qué tiene de particular!(нет ничего удивительного)
э́то не ди́во — no es nada extraño
•
•
на ди́во — a maravilla, admirablemente
ди́ву дава́ться — quedarse boquiabierto (asombrado)
с. разг.
meraviglia f, prodigio m; miracolo m(чудо)
диво дивное фольк. — meraviglia delle meraviglie
диву даваться — restare meravigliato
на диво — a meraviglia; in modo stupefacente
ДИ́ВО -а; ср.
1. То, что вызывает удивление; нечто необыкновенное, поразительное. Вот так арбуз, такого дива никто не видел. Что за д. этот рассказ! Диво-дивное (усилит.). Белка прыгала по веткам на диво детишкам (вызывая удивление).
2. Нар.-поэт. Сказочное существо необыкновенной красоты. Д. морское.
◁ Ди́во, в функц. сказ. Разг. Удивительно, странно. Д., как легко танцует кто-л. Смотреть на кого-л. - одно д. * На тебя заглядеться не диво (Некрасов). На ди́во, в зн. нареч. Очень хорошо, отлично. На диво красивый человек. В комнате на диво чисто прибрано.
◊ Ди́ву даться (удивиться, поразиться).
Что ми шумить, что ми звенить давечя рано предъ зорями? 18.
И рече к неи заяць: «Что дръжиши въ устех?» И рече ему сѣть: «Укрух хлѣба держю». Пов. об Акире, 217 (XV в. ← XI—XII вв.). И мы ...николи же не скривихом звѣздное повѣдание. А се что можеть быти? Лесть ли есть, соблазнъ ли? Флав. Полон. Иерус., 204 (XVI в. ← нач. XII в.). Что есть человѣкъ, яко помниши и́? Поуч. Вл. Моном., 156 (1377 г. ← нач. XII в.). 1152: Се Володимеръ прислалъся ко мнѣ, а молится и кланяется, и еще и раненъ велми, и не будеть живъ; а язъ ти, отьце, являю, а ты тому что отмолвиши? Ипат. лет., 450—451 (XV в.). И си ми помышляющю, ключи ми ся видѣти ястребъ, прилѣтевши къ мнѣ, иже възбуди мя от сна. Что ми проявляеть се? Александр., 12 (XV в. ← XII в.). Что краснѣе, что ми сладчаише боголюбцемь? Иже по истинѣ жадятъ жизни вѣчныа. Шест. Ио. екз. (Пролог), 1 (1263 г.). Что шумит, что гримит рано пред зарями? Задон. Ист.-1, 543 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.).
Тѣмь же, брате, буди съмысльнъ, разумѣи, чьто еси и о чемь служиши? Изб. Св. 1076 г., 256 об. 945: Игорь же призва слы гречьския, рече имъ: Глаголите, что вы казалъ царь? Пов. врем. лет, 39 (1377 г. ← нач. XII в.). И пытаху, что убо хощеть быти реченное к нимъ? Александр., 7 (XV в. ← XII в.).
Богатыи възглагола, и ...[слово е]го възнесошя до облакъ; убогыи же възглагола, и вьси рекош[а]: чьто сь есть. Изб. Св. 1076 г., 164—164 об. Ничтоже будеть лучьше и слажьше любьви; теплыи бо другъ что не створить за друга? Пчела, 56—57 (XIV в. ← XIII в.). Что сего, братие, чюднѣе? Прошедъ убо книги ветхаго и новаго закона, нигдѣже убо таковых чудесъ обрящеши о святых церквах, якоже о сей. Патер. Печ. (Абр.), 8 (XV в. ← XIII в.). Что сего злѣе, еже от таковаго свѣта отпасти и тьму любити. Там же, 9. О братие, что въ пианьствѣ и въ играхъ слава божиа есть? Сл. и поуч. против языч., 218 (XV в.).
И привезоша множество пшеници, и вино, и масло, и мяса, и что конемь на потребу. Флав. Полон. Иерус., 193 (XVI в. ← нач. XII в.). 1148: Изяславъ да дары Ростиславу, что от Рускыи землѣ и от всихъ царьскихъ земль, а Ростиславъ да дары Изяславу, что от верьхнихъ земль и от Варягъ. Ипат. лет., 369 (XV в.). И сего дѣля послалъ ти есмь мячь, и чръчегу, и кръстицю злата, да избериши, что мыслиши. Александр., 43 (XV в. ← XII в.). Меликтучаръ два города взял индѣйскыя, что розбивали по морю Индѣйскому. Хож. Аф. Ник., 25 (кон. XV — нач. XVI в. ← 1466—1472 гг.).
997: И рече имъ (старец — белогородцам): Послушайте мене не передайтеся за 3 дни, и я вы что велю, створите. Пов. врем. лет, 87 (1377 г. ← нач. XII в.). 1195: Посла Рюрикъ по брата своего по Давыда къ Смоленьску, река ему: ...а поѣди ко мнѣ Кыеву. Что будеть на Рускои землѣ думы и о братьи своеи о Володимерѣ племени, и то все укончаевѣ. Ипат. лет., 681 (XV в.). 1203: А что по манастыремъ и по всѣмъ церквама, вся узорочья и иконы одраша и везоша погании въ землю свою, а град пожгоша. Новг. 1 лет., 45 (XIII в.).
И кликнувъ (Девгений) велегласно къ греку мужу: Поиди ко отцу и къ матери моей и поздравствуй ему отъ меня великимъ здравиемъ и реки имъ: радуйся отче съ материю моею, — что помыслилъ Филипъпапа и Максимияна дѣвица, да не бысть имъ тако, — а сего старого Филипъпапы везите ко отцу моему, а Максимиану дѣвицу отдайте матери моей. Девг. Д., 163 (XVII—XVIII вв. ← XII—XIII вв.).
Сыну, аще что слышиши, не повѣдаи никому, аще что узрыши, не обавляи. Пов. об Акире, 19 (XV в. ← XI—XII вв.). Нынѣ врѣмя, о друзи, обрѣсти славу нескончаную и створити что мужское на память послѣдним родомъ. Флав. Полон. Иерус., 302 (XVI в. ← нач. XII в.). И аще кому глаголаше что добро или зло, то събывашеся слово старче. Патер. Печ. (Абр.), 95—96 (XV в. ← XIII в.).
Да чьто убо Корнила не врѣди домовьная молитва, чьто ли фарисеомъ успѣ церковьное предъстояние? Изб. Св. 1076 г., 232 об. — 233. И се яви ся ему отьць нашь Феодосии, глаголя: Чьто тако печалуеши ся, или мьниши, яко азъ отидохъ от васъ? Ж. Феод. (Усп.), 65 б (XII—XIII вв. ← ок. 1088 г.). Царь Батый нача вопрошати: «Коея веры еста вы, и коеа земля, и что мне много зла творите?» Пов. о Ник. Зараз., 293 (XVI в. ← XIV в.).
Ярославна рано плачетъ въ Путивлѣ на забралѣ, аркучи: «О вѣтрѣ, вѣтрило! Чему, господине, насильно вѣеши? Чему мычеши Хиновьскыя стрѣлкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои? ... Чему, господине, мое веселіе по ковылію развѣя?» 38. Ярославна рано плачетъ въ Путивлѣ на забралѣ, аркучи: «Свѣтлое и тресвѣтлое слънце! Всѣмъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои?» 39.
983: Онъ же рече: Аще суть бози, то единого собе послють бога, да имуть сынъ мой. А вы чему претребуете имъ? Пов. врем. лет, 58 (1377 г. ← нач. XII в.). 1185: И рекоша Игореви думци его: ...Ты ищеши няти мужа и бѣжати с нимъ, а о семь чему не разгадаешь, оже приедуть половци с воины. Ипат. лет., 650 (XV в.). Дѣва слезно отвеща ему (Девгению): Аще имаши любовь ко мнѣ велию, то ныне мя исхити, яко отца моего дома нет... Или чему ти исхитити менѣ? Азъ сама еду с тобою. Девг. Д. (Тихон.), 139 (XVIII в. ← XII—XIII вв.). Въсплакалися жены коломенскыя, а ркучи таково слово: Москва, Москва, быстраа рѣка, чему еси залѣлѣяла мужеи наших от нас в землю Половетскую Литовьскую. Задон. Ист.-2, 546 (кон. XV — нач. XVI в. ← XIV в.). И слышав же то царь и царица гнѣвашеся, чему суть службу с нимь сотворили. ВМЧ, нояб. 13—15, 1062 (XVI в.).
Что тя наречемъ, славне? Ученика, яко намъ благовѣствова Христа? Врача ли, яко врачуеши страсти душевьныя? Свѣтильника разумьныи свѣтъ облистающа, степень и вѣрно же основание? Мин. окт., 126 (1096 г.). Что тя именуемъ, премудре? Скинию [ли] завѣта, иже завѣща Христос? Рѣку ли, яко струю прия животьную? Там же.
1142: И ѣха Святославъ къ Игореви и рече: «Что ти даеть братъ старишеи?» И рече Игорь: Даеть ны по городу Берестии, и Дорогычинъ, Черторыескъ и Кльчьскъ. Ипат. лет., 310 (XV в.). Потомъ рече (Александр) имъ, искушаа их (вельмож Дария): «Что есть, еже емлете?» Глаголаша ему: «Яець златых 100 по двѣмадесятма литръ имуща». Александр., 25 (XV в. ← XII в.). И приступи ко сребропродавцу и рече: «Купи камыкъ сии». Он же рече ему: «Что хощеши взяти на немъ?» Измар., 383 об. (XVI в. ← XIV—XV вв.).
Отъкрыите ларѣ и покажѣте я человѣку оному, чьто ему хранять свитъ за едину свиту. Изб. Св. 1076 г., 272. 1216: Мьстислав же поиде съ новгородьци къ Переяславлю; и не идя къ городу, поима дары; пославъ, поя дъщерь свою, жену Ярославлю, и что живыхъ новгородьць, и что было съ Ярославомь въ полку. Новг. 1 лет., 56 (XIII в.).
1203: А кого доидеть рука, цьрньця ли, церницѣ ли, попа ли, попадье ли, а ты вѣдоша въ поганыя; а что гости, иноземьця вьсякого языка, затворишася въ церквахъ, и въдаша имъ животъ, и товаръ съ ними роздѣлиша на полы. Новг. 1 лет., 45 (XIII в.).
Да стануть и да тя спасуть звѣздозьрьци небеснии, видящии звѣзды, и да ти повѣдять, чьто хощеть прити на тя. Сл. Иппол. об антихр., 50 (XII в.). По томъ же времяни услыша мати Амира царя, что онъ крестися и отвергся вѣры своея. Девг. Д., 157 (XVII—XVIII вв. ← XII—XIII вв.). Царь Батыи ...видяше, что господство рязаньское крепко и мужествено бьяшеся. Пов. о Ник. Зараз., 290 (XVI в. ← XIV в.).
И 4 проидоша Великыя дни, аз же грѣшный не вѣдаю, что есть Великый день, или говѣйно. Хож. Аф. Ник., 23 (кон. XV — нач. XVI в. ← 1466—1472 гг.).
А все то камение да яхонты да олъмазъ покупили на Меликтучара, заповѣдал дѣляремъ, что гостемъ не продати. Хож. Аф. Ник., 26 (кон. XV — нач. XVI в. ← 1466—1472 гг.).
А на Мякъку поити, ино стати в вѣру бесерменьскую, за нь же христиане не ходят на Мякъку вѣры дѣля, что ставять в вѣру. Хож. Аф. Ник., 25 (кон. XV — нач. XVI в. ← 1466—1472 гг.). А въ Трепезони ...хламъ мой весь к собѣ взнесли в город на гору, да обыскали все; а обыскивають грамотъ, что есми пришел из орды Асанъбега. Там же, 29.
Нъ рекосте: „Мужаимѣся сами, преднюю славу сами похытимь, а заднюю ся сами подѣлимь“. А чи диво ся, братіе, стару помолодити? Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ; не дастъ гнѣзда своего въ обиду. 27.
А который гость, с которое стороны, зъ дороги звернеть, не зная пути заблудить, ино в томъ диву нетъ на обе стороне, и товара в него про то не грабити. Грам. 1474 г. (спис. XVI в.). Грам. Новг. и Псков., 134. Прежде убо бури, егда на острову стояли, и какъ видяли гнавшихъ за ними и рѣчи отъ нихъ слышали: Как ушли? Диво! — гдѣ они дѣвались! Зап. об Иване Неронове, 138—139 (1659 г.). Не диво тому, что они окаянные убицы такое дѣло сотворили, — ужь то такъ богу угодно, — диво тому, какъ ево окаяннаго Бориса врагъ научилъ прелстити государя своего, бутто истинну сказалъ. Пам. Смут. вр., 774 (XVII в.).
Архиерѣи и старѣишины июдѣискыя, идеже и пребыванья творяше, завистью възбѣснѣвше, им же прежереченная чюдеса, знаменья же и дивеса сътворяше (Христос), непамятни бывша о всихъ, смертью осудиша сего. Ж. Варл. Иос., 29—30 (XIV—XV вв. ← XII—XIII вв.). Слышахъ вещь предивну отъ блаженыхъ тѣхъ старець, яко рѣша слышавше отъ самовидець тѣхъ таковаго дивеси бывшаго. Патер. Печ., 179 (1406 г. ← XIII в.). Виж же диво великое: спящю Адаму ребро его изимаше. Палея толк., 33 (1406 г. ← XIII в.). Земля убояся и умолча судъ бога Ияковля, дивеса его и судбы устъ его, дѣла руку его истина и судъ расмотрить словеса своя на судѣ. Мер. правед., 23 (XIV в.).
Ибо и самъ Иезекия, егда видѣ побѣду на Персяны въздвижему и диву лучее и всея человѣчьскыя силы и надежа превыспрьняе, и зѣло радостию възгордѣвъся. Хрон. Амарт., 165 (XIII—XIV вв. ← XI в.). 1259: Украси же иконы, еже принесе ис Кыева, каменьемь драгымъ и бисеромъ златымъ ...иконы же прине (так!) изо Уручего Устрѣтенье, от отьца его, диву подобны. Ипат. лет., 844 (XV в.). Уродилися ему два сына: единъ ... кровопиица и погубитель отечества, иже не токмо въ Рускои землѣ такова чюда и дива не слыхано. Курб. Ист., 292 (XVII в. ← XVI в.).
Ступивъ въ двьри церковьныя, помысли сама врата небесная прошьдъ, и ту глаголавъ вьсь чясъ таиныи съ дивъмь исъ страхъмь стои. Изб. Св. 1076 г., 55. Насажено бысть и въ цесарьскомъ дворѣ пигана, достоинъ дива. И величствомь, высотою бо и долготою подобенъ бысть смоковьници. Флав. Полон. Иерус., 449 (XVI в. ← нач. XII в.). О дива достояние (в др. списках: достоино), како ребро исполняеться плотию, откуду ли очи в ребрѣ быста, откуду ли еи с[е]рдце вдася, како ли протяже от ребра чрево. Палея толк., 33 (1406 г. ← XIII в.). Зане есть ли убо се чюдо дива достоино, яко владыка господь и творець всячьскымъ от небытия въ бытие приведыи всемогыи. Там же, 140. Аз же дивом одержахся. Тогда въпросих аггела, и рекох: Кто суть тии господь? Библ. Генн., 3 Ездр., II, 43—44 (1499 г.). И Федору молвити: Отвѣдаете, богъ дастъ, въ Крымѣ опричь моей сказки, тамъ вамъ подлинно скажутъ, а мнѣ вамъ сказывати, и вамъ то будетъ кабы въ диво. Польск. дела III, 8 (1560 г.).