Под У. мы понимаем этическое миросозерцание, противоположное индивидуализму. Исходя из того, что индивид теснейшим образом связан с окружающим миром и находится с ним в постоянном взаимодействии, У. усматривает в теоретических основах индивидуализма несоответствие с фактическим положением вещей и объяснение этому несоответствию видит в тех же психологических иллюзиях, которым обязано было своим существованием гео- и антропоцентрическое миросозерцание в интеллектуальной сфере. Индивидуальное счастье У. считает неосуществимым при отсутствии у личности сознания солидарности с окружающим миром и без установки гармонии между ними, возможной только путем познания законов, лежащих в основе мирового развития, и следования им. Так как У. не считает существующего состояния мира конечным и единственным, вытекающим из природы вещей, а, с другой стороны, очищенный и просветленный индивидуализм не ограничивает индивидуальную деятельность грубо эгоистическими мотивами, не отрицает солидарности ни как средства к достижению личностью более полного расцвета ее индивидуальности, ни как чувства, входящего в состав индивидуального "я", и в принесении личностью себя в жертву во имя ее идеала видит такой же акт утверждения индивидуального "я", как и в актах, направленных на физическое самосохранение, то на практике требования У. и индивидуализма могут вполне совпадать; отличаться они будут тогда только тем, что У. подчеркивает моменты солидарности и познания, индивидуализм — моменты оппозиции существующему и волевого воздействия.
См. Кюльпе, "Введение в философию" (СПб. 1901, там же и исторические указания).
УНИВЕРСАЛИ́ЗМ, -а, муж. (книжн.). Разносторонность, универсальность в знаниях, сведениях.
-а, м.
Разносторонность, широта знаний.
Белопольский — ученый широчайшего диапазона — мог удовлетворять разнообразные запросы своих учеников. Это был универсализм, типичный для XIX века. Строгова, История одной гипотезы.
УНИВЕРСАЛИ́ЗМ, универсализма, мн. нет, муж. (лат. universalis - всеобщий).
1. Разносторонность в знаниях, сведениях (книжн.).
2. В буржуазной этике - идеалистическое направление, выдвигающее идею единой общечеловеческой морали в рамках капиталистического общества (филос.).
I
м.Направление в этике, выдвигающее идею единой общечеловеческой морали в рамках капиталистического общества (в философии).
II
м.1.
Качество универсала [универсал I].
2.
Универсальность, разносторонность в знаниях, познаниях.
муж. universalism
м. книжн.
universalisme m
м. книжн.
universalismo m
м. книжн.
universalismo, universalità f
убеждение в возможности спасения всех людей. Учение прослеживается на протяжении всей истории христианства, но наиболее ярко оно сформулировано христианским богословом Оригеном (3 в.). Как организованное течение универсализм возник в Северной Америке в эпоху Просвещения. Распространению универсалистских взглядов способствовал доктор Джордж де Бенвиль, потомок французских гугенотов, переселившийся в 1741 в Пенсильванию. Джон Меррей (1741-1815), прибывший из Англии в 1770, также широко проповедовал эту веру и в 1779 основал первую универсалистскую церковь в Глостере (шт. Массачусетс). Позже он стал священником в универсалистской общине в Бостоне. В универсалистскую церковь перешло много баптистов, в том числе проповедники Э. Уинчестер (1751-1797), который странствовал по США и Канаде, и К. Рич из Новой Англии. Хотя новое объединение было основано кальвинистами и тринитариями, оно восприняло унитарианские взгляды под влиянием Х. Баллоу (1771-1852) и его Трактата об искуплении (1805). Проникшись идеями деизма, Баллоу настаивал на использовании разума в делах религии. Он учил, что жертвенную смерть Христа следует понимать как проявление любви Бога к человечеству. Он придерживался также убеждения, что грех наказывается в этой жизни и что преображенная любовью Бога душа после смерти возносится прямо на небеса. Баллоу занимал ключевые позиции в объединении в ходе своего священнического служения в Бостоне (1817-1852). Универсалисты одними из первых стали применять религиозные принципы к решению социальных проблем. Большой интерес универсалистов к делам образования проявился в основании нескольких американских колледжей. Наиболее известные из них - университет Тафта в Медфорде (шт. Массачусетс, 1852) и университет св. Лаврентия в Кантоне (шт. Нью-Йорк, 1856). В 1961 Универсалистская церковь в Америке и Американская унитарианская ассоциация были объединены в Унитарианско-Универсалистскую ассоциацию, национальное управление которой находится в Бостоне (шт. Массачусетс).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство: Словарь. М., 1994
УНИВЕРСАЛИЗМ – всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель). Социологический универсализм, выступающий против индивидуализма, имеет место у Адама Мюллера и Отмара Шпанна.
УНИВЕРСАЛИ́ЗМ -а; м. Разносторонность, широта знаний, профессиональных навыков и т.п. Отличаться универсализмом. У. композитора, рабочего, конструктора. У. в воспитании, образовании.
(от лат.universalis — общий) — всесторонность, многосторонность, всеохватывающее значение; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и из него пытается объяснить, понять и вывести единичное (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель).