Словарь Брокгауза и Ефрона

    Под У. мы понимаем этическое миросозерцание, противоположное индивидуализму. Исходя из того, что индивид теснейшим образом связан с окружающим миром и находится с ним в постоянном взаимодействии, У. усматривает в теоретических основах индивидуализма несоответствие с фактическим положением вещей и объяснение этому несоответствию видит в тех же психологических иллюзиях, которым обязано было своим существованием гео- и антропоцентрическое миросозерцание в интеллектуальной сфере. Индивидуальное счастье У. считает неосуществимым при отсутствии у личности сознания солидарности с окружающим миром и без установки гармонии между ними, возможной только путем познания законов, лежащих в основе мирового развития, и следования им. Так как У. не считает существующего состояния мира конечным и единственным, вытекающим из природы вещей, а, с другой стороны, очищенный и просветленный индивидуализм не ограничивает индивидуальную деятельность грубо эгоистическими мотивами, не отрицает солидарности ни как средства к достижению личностью более полного расцвета ее индивидуальности, ни как чувства, входящего в состав индивидуального "я", и в принесении личностью себя в жертву во имя ее идеала видит такой же акт утверждения индивидуального "я", как и в актах, направленных на физическое самосохранение, то на практике требования У. и индивидуализма могут вполне совпадать; отличаться они будут тогда только тем, что У. подчеркивает моменты солидарности и познания, индивидуализм — моменты оппозиции существующему и волевого воздействия.

    См. Кюльпе, "Введение в философию" (СПб. 1901, там же и исторические указания).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. универсали́зм;
    2. универсали́змы;
    3. универсали́зма;
    4. универсали́змов;
    5. универсали́зму;
    6. универсали́змам;
    7. универсали́зм;
    8. универсали́змы;
    9. универсали́змом;
    10. универсали́змами;
    11. универсали́зме;
    12. универсали́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    УНИВЕРСАЛИ́ЗМ, -а, муж. (книжн.). Разносторонность, универсальность в знаниях, сведениях.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Разносторонность, широта знаний.

    Белопольский — ученый широчайшего диапазона — мог удовлетворять разнообразные запросы своих учеников. Это был универсализм, типичный для XIX века. Строгова, История одной гипотезы.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    УНИВЕРСАЛИ́ЗМ, универсализма, мн. нет, муж. (лат. universalis - всеобщий).

    1. Разносторонность в знаниях, сведениях (книжн.).

    2. В буржуазной этике - идеалистическое направление, выдвигающее идею единой общечеловеческой морали в рамках капиталистического общества (филос.).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Направление в этике, выдвигающее идею единой общечеловеческой морали в рамках капиталистического общества (в философии).

    II

    м.

    1.

    Качество универсала [универсал I].

    2.

    Универсальность, разносторонность в знаниях, познаниях.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. universalism

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. книжн.

    universalisme m

  15. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. книжн.

    universalismo m

  17. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. книжн.

    universalismo, universalità f

  19. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  20. Энциклопедия Кольера

    убеждение в возможности спасения всех людей. Учение прослеживается на протяжении всей истории христианства, но наиболее ярко оно сформулировано христианским богословом Оригеном (3 в.). Как организованное течение универсализм возник в Северной Америке в эпоху Просвещения. Распространению универсалистских взглядов способствовал доктор Джордж де Бенвиль, потомок французских гугенотов, переселившийся в 1741 в Пенсильванию. Джон Меррей (1741-1815), прибывший из Англии в 1770, также широко проповедовал эту веру и в 1779 основал первую универсалистскую церковь в Глостере (шт. Массачусетс). Позже он стал священником в универсалистской общине в Бостоне. В универсалистскую церковь перешло много баптистов, в том числе проповедники Э. Уинчестер (1751-1797), который странствовал по США и Канаде, и К. Рич из Новой Англии. Хотя новое объединение было основано кальвинистами и тринитариями, оно восприняло унитарианские взгляды под влиянием Х. Баллоу (1771-1852) и его Трактата об искуплении (1805). Проникшись идеями деизма, Баллоу настаивал на использовании разума в делах религии. Он учил, что жертвенную смерть Христа следует понимать как проявление любви Бога к человечеству. Он придерживался также убеждения, что грех наказывается в этой жизни и что преображенная любовью Бога душа после смерти возносится прямо на небеса. Баллоу занимал ключевые позиции в объединении в ходе своего священнического служения в Бостоне (1817-1852). Универсалисты одними из первых стали применять религиозные принципы к решению социальных проблем. Большой интерес универсалистов к делам образования проявился в основании нескольких американских колледжей. Наиболее известные из них - университет Тафта в Медфорде (шт. Массачусетс, 1852) и университет св. Лаврентия в Кантоне (шт. Нью-Йорк, 1856). В 1961 Универсалистская церковь в Америке и Американская унитарианская ассоциация были объединены в Унитарианско-Универсалистскую ассоциацию, национальное управление которой находится в Бостоне (шт. Массачусетс).

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство: Словарь. М., 1994

  21. Источник: Энциклопедия Кольера



  22. Философская энциклопедия

    УНИВЕРСАЛИЗМ

    УНИВЕРСАЛИЗМ – всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель). Социологический универсализм, выступающий против индивидуализма, имеет место у Адама Мюллера и Отмара Шпанна.

  23. Источник: Философская энциклопедия



  24. Энциклопедический словарь

    УНИВЕРСАЛИ́ЗМ -а; м. Разносторонность, широта знаний, профессиональных навыков и т.п. Отличаться универсализмом. У. композитора, рабочего, конструктора. У. в воспитании, образовании.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Начала современного естествознания

    (от лат.universalis — общий) — всесторонность, многосторонность, всеохватывающее значение; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и из него пытается объяснить, понять и вывести единичное (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель).

  27. Источник: Начала современного естествознания