«Локомобиль»

Локомобиль в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Локомобиль»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  11. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  13. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  14. Сельскохозяйственный словарь-справочник
  15. Энциклопедический словарь
  16. Большой энциклопедический политехнический словарь
  17. Большая политехническая энциклопедия
  18. Русско-английский политехнический словарь
  19. Dictionnaire technique russo-italien
  20. Русско-украинский политехнический словарь
  21. Русско-украинский политехнический словарь
  22. Орфографический словарь-справочник
  23. Большой Энциклопедический словарь
  24. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    рабочая (обыкновенно паровая) машина, составляющая одно целое с принадлежащим к ней силопроизводителем (паровым котлом), так что их можно вместе передвигать с одного места на другое без разборки. Л. употребляемы в сельском хозяйстве и связанных с ним производствах. Ставятся на раму с большими и широкими колесами, дающими возможность удобно перевозить Л. даже по плохим дорогам и вспаханным полям. Перевозные Л. приводят в движение молотилки, мельницы, дробилки, соломорезки и употребляются во множестве других случаев. В полуперевозных, или полу-Л., возможность перемещения играет лишь второстепенную роль. Главное качество их составляет компактность формы и, как следствие этого, экономия места, легкость установки и дешевизна машины. Поэтому полу-Л. весьма пригодны для небольших фабрик и производств. В Л. и полу-Л. употребляются котлы трубчатого типа высокого давления и машины с большою скоростью поршня и расширением. Для полу-Л., достигающих 120 сил, применяется иногда также и охлаждение пара. Для достижения наибольшей экономии топлива применяют иногда даже и систему компаунд. Материалом для отопления Л. преимущественно служит каменный уголь, затем дрова, а в сельских хозяйствах и солома, в особенности ржаная. Можно также топить камышом. Для отопления соломой и камышом употребляются особые очаги — соломотопки (фиг. 1).

    Фиг. 1. Л.-соломотопка английской конструкции.

    Солома подкладывается снопиками в желоб, по которому она особым приспособлением, приводимым в движение самою машиною, подается в топку механически. Фиг. 1 представляет вместе с тем перевозный Л. английской конструкции. На фиг. же 1 табл. изображен полу-Л. немецкой постройки.

    ЛОКОМОБИЛИ

    1. Полулокомобиль от 3 до 60 сил. 2. Локомобиль системы Вольфа. 3. Керосиновый локомобиль Крослей в 7 сил.

    В Л. с горизонтальным паровым котлом паровая машина располагается сверху, причем в машинах новейшей конструкции паровые цилиндры большею частью располагаются в паровом колпаке, как показано на фиг. 2 и 3.

    Фиг. 2. Цилиндр и колпак большого Л.-компаунд (разрез) системы Вольфа.

    Первая из этих фигур представляет разрез цилиндров и колпака большого Л.-компаунд системы Вольфа. Здесь К — котел, О — колпак, H — цилиндр высокого давления, N — цилиндр низкого давления, К — ресивер, S — золотниковые коробки.

    Фиг. 3. Небольшой Л. системы компаунд (вертикальный разрез).

    Фиг. 4. То же — продольный разрез.

    Пример применения системы компаунд для Л. небольших размеров представлен на фиг. 3 и 4 (фиг. 3 — вертикальный разрез, фиг. — продольный). Здесь цилиндры высокого и низкого давления расположены наклонно один над другим, вследствие чего парораспределение производится одним золотником при помощи одного лишь эксцентрика и машина отличается большою простотою. На фиг. 3 вместе с тем показано устройство котла и его топки. В некоторых Л. применяются также вертикальные топки. В котлах Л. системы Вольфа (фиг. 2 табл.) вся связка труб выдвигается наружу, что представляет большое удобство для очистки труб от осаждающегося котельного камня. Для этого необходимо лишь, ослабив гайки, вынуть болты aa, bb (фиг. 5).

    Фиг. 5. Котел Л. системы Вольфа.

    Перевозные Л. должны быть снабжены искроудержателем, в полу-Л. отработавшие газы отводятся в трубу. В агрикультуре употребляются также Л., могущие сами передвигаться; эти Л.-самоходы представляют уже переходную ступень к локомотивам. Изобретение керосиновых двигателей (см. Двигатели газовые и керосиновые) привело к введению в практику и керосиновых Л. (ф. 3, табл.), которые еще мало распространены, но несомненно имеют большую будущность, в особенности в России. Производительность локомобиля зависит главным образом от правильного соотношения между поверхностью нагрева котла и объемом цилиндров. Расположение дымогарных труб имеет влияние на удобство очистки котла (выгода выдвижных труб). Продувные краны должны быть помещены внизу в доступных местах. Предохранительные клапаны должны находиться на самых высших точках котла. Насос непрерывного действия с прогревателем должен быть помещен по возможности ближе к передней топке с целью ослабления влияния поступающей в котел холодной воды на стенки топки. Очень удобно, кроме обыкновенного насоса, иметь еще и ручной. Одну из важных задач составляет прочность колесного хода и правильное на нем расположение котла; вся трудность состоит в устройстве и расположении задней оси. Долго употреблялись, да и теперь еще встречаются (как, наприм., у одноцилиндровых Л. Клейтона и Шутлеворта) так называемые полуоси, привинчивающиеся болтами друг против друга по обеим сторонам котла в топочной рубашке и состоящие из залитой в чугунный круг шейки. Встречались также и сквозные оси, прикрепленные сзади (в Л. Маршаля) или спереди топочной рубашки (в двуцилиндровых Л. Клейтона), особенно невыгодно последнее расположение, так как при этом устройстве вся задняя часть котла находится вне точек опоры, вследствие чего Л. не может иметь надлежащей устойчивости. Теперь все более входит в употребление изогнутая кольчатая ось. Она огибает до половины топочную рубашку и таким образом поддерживает заднюю часть котла с трех сторон. Шейки оси у хороших Л. делаются стальные, колеса железные с чугунными ступицами. Передок должен быть связан с задним ходом посредством тяги или цепей. Кроме искрогасителя, Л. снабжается тормозным башмаком и запасною тормозною цепью. Простота устройства составляет очень ценное качество в Л., употребляемых в сельском хозяйстве. Поэтому очень часто одноцилиндровые Л. предпочитаются двуцилиндровым, хотя последние дают значительное сбережение топлива. Цилиндр помимо кожуха должен быть снабжен паровою рубашкою и масленкою с двумя кранами для смазки. В лучших машинах все штоки делаются стальные, поршневые кольца из мягкого чугуна со стальными пружинами. Переменная отсечка предпочитается постоянной. Подшипники и сальники должны быть бронзовые, а центробежный регулятор с произвольным изменением положения клапана. Раздвижные поползушки, как и параллели, должны быть сделаны из закаленного чугуна. Наиболее употребительны Л. от 2 до 25 лошадиных сил. Вес Л. зависит от системы его и числа сил. Обыкновенный Л. в 2 силы весит около 900 кгр., в 3-4 силы — около 1200 кгр., в 6 сил 2300 кгр., до 8 сил — 2500 кгр., в 9-10 сил — 3000 кгр., в 25 сил - 4500 кгр. Сообразно с этим можно рассчитать число лошадей, необходимых для передвижения Л.

    А. Г.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. locomobile, от лат. locus — место и mobilis — подвижной)

    паросиловая установка, состоящая из объединённых в один агрегат парового котла (См. Паровой котёл), поршневой паровой машины (См. Паровая машина) и вспомогательных устройств. Передвижные Л. (на колёсном ходу) имеют котёл паровозного типа, мощность паровой машины 8,5—55 квт (12—75 л. с.).Л. работают насыщенным или перегретым паром с давлением 1—1,2 Мн/м2 (10—12 кгс/см2) а выхлопом в атмосферу; применяются преимущественно в сельском хозяйстве. Стационарные Л. (рис.) предназначены для небольших промышленных предприятий и обычно служат для привода генераторов электрического тока. Котлы таких Л. выполняются с цилиндрической топкой и выдвижной системой дымогарных труб. Давление перегретого пара около 1,5 Мн/м2 (15 кгс/см2);мощность машин 90—580 квт (125—800 л. с.). Для предприятий, употребляющих пар для технологических целей (варки, сушки, отопления), применяют теплофикационные Л. с промежуточным отбором пара или рассчитанные на противодавление до 0,35 Мн/м2 (3,5 кгс/см2). Топливом Л. служат различные отходы (опилки, Костра, щепа, лузга) или местное топливо (дрова, торф и др.). Достоинства Л. — надёжность, нетребовательность к качеству воды и топлива, большой срок службы, простота монтажа на месте. Недостатки — невысокая экономичность и большая металлоёмкость. Производство Л. в СССР прекращено в 60-х гг.; они заменяются более эффективными электрическими двигателями и двигателями внутреннего сгорания.

    Лит.: Гарькуша Г. Н., Юшина А. Г., Теория, конструкция и расчёт локомобиля, М., 1952; Бобровский Г. С., Локомобиль и его обслуживание, 6 изд., М. — Л., 1954.

    Стационарный локомобиль СК-125: 1 — топка; 2 — цилиндр паровой машины; 3 — маховик; 4 — паровой котёл.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. локомоби́ль;
    2. локомоби́ли;
    3. локомоби́ля;
    4. локомоби́лей;
    5. локомоби́лю;
    6. локомоби́лям;
    7. локомоби́ль;
    8. локомоби́ли;
    9. локомоби́лем;
    10. локомоби́лями;
    11. локомоби́ле;
    12. локомоби́лях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    ЛОКОМОБИЛЬ, паровая движущая машина, остающаяся на месте.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ЛОКОМОБИ́ЛЬ, -я, муж. Передвижная или стационарная паросиловая установка.

    | прил. локомобильный, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    Передвижная или неподвижная паросиловая установка, состоящая из котла, паровой машины и различных вспомогательных устройств.

    [франц. locomobile]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ЛОКОМОБИ́ЛЬ, локомобиля, муж. (от лат. locus - место и mobilis - подвижной) (тех.). Передвижной паровой двигатель, приводящий в движение различные машины, напр. сельскохозяйственные.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Передвижная или стационарная паросиловая установка из объединенных в один агрегат паровой машины и котла.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ЛОКОМОБИЛЬ (франц. locomobile - от лат. locus - место и mobilis - подвижной), передвижная или стационарная паросиловая установка из объединенных в один агрегат паровой машины и котла. В СССР производство локомобилей было прекращено в 60-х гг. (из-за малой экономичности).

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    тех. traction-engine, portable engine, locomobileм. тех. traction-engine, portable engine.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    locomobile f

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    locomóvil m

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    locomobile

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Сельскохозяйственный словарь-справочник

    паровой двигатель, стационарный или передвижной. Состоит из парового котла с топкой и паровой машины (установленной на верхней части парового котла). Пар, поступая из котла в паровую машину, приводит ее в действие. Шкив, насаженный на коленчатый вал Л., при помощи передачи (ременной, канатной) сообщает движение машине. Топливом для Л. служит местное топливо: дрова, солома, торф, опилки, каменный уголь. В с. х-ве Л. применяются для молотьбы, на мельницах, приводят в движение сортировки, крупорушки, дробилки, лесопилки и т. д. Л. строятся мощностью от 9 до 400 л. с. Для нужд с. х-ва применяются гл. обр. Л. Людиновского завода.

  27. Источник: Сельскохозяйственный словарь-справочник



  28. Энциклопедический словарь

    ЛОКОМОБИ́ЛЬ -я; м. [франц. locomobile] Передвижная или стационарная паросиловая установка из объединённых в один агрегат паровой машины и котла. Обслуживать л.

    * * *

    локомоби́ль

    (франц. locomobile, от лат. locus — место и mobilis — подвижной), передвижная или стационарная паросиловая установка из объединённых в один агрегат паровой машины и котла. В СССР производство локомобилей было прекращено в 60-х гг. (из-за малой экономичности).

    * * *

    ЛОКОМОБИЛЬ

    ЛОКОМОБИ́ЛЬ (франц. locomobile, от лат. locus — место и mobilis — подвижной), передвижная или стационарная паросиловая установка из объединенных в один агрегат паровой машины и котла. В СССР производство локомобилей было прекращено в 60-х гг. (из-за малой экономичности).

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Большой энциклопедический политехнический словарь

    (франц. locomobile, от лат. locus - место и mobilis - подвижной) - передвижная или стационарная паросиловая установка в виде паровой машины, смонтированной на паровом котле. В СССР произ-во Л. прекращено в 1960-х гг.

  31. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  32. Большая политехническая энциклопедия

    ЛОКОМОБИЛЬ — передвижная или стационарная паросиловая установка, состоящая из котла (см.), смонтированной на нём паровой машины и вспомогательных устройств; служит для приведения в движение различных машин, в т.ч. сельскохозяйственных, в ремонтных мастерских. Л. используется также как первичный двигатель на сельских электростанциях и др.

  33. Источник: Большая политехническая энциклопедия



  34. Русско-английский политехнический словарь

    локомоби́ль м.

    locomobile

    * * *

    locomobile

  35. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  36. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    locomobile f

  37. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  38. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    локомобі́ль, -ля

  39. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  40. Русско-украинский политехнический словарь

    техн.

    локомобі́ль, -ля

  41. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  42. Орфографический словарь-справочник

  43. Источник:



  44. Большой Энциклопедический словарь

  45. Источник:



  46. Толковый словарь Даля

  47. Источник: